Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КАЛЬВИН,ЕГО ВЕРОУЧЕНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ




КАЛЬВИН Жан (1509 — 1564, Женева) — деятель Реформации, основатель кальвинизма, или реформатства. Изучал богословие в университете Парижа (1523—28), право — в юридических школах Орлеана и Бурже (1528—31), увлекался древними языками, античной философией и христианским гуманизмом Эразма Роттердамского. Под влиянием идей М.Лютера в 1534 порвал с католицизмом и, опасаясь преследований, переселился в Базель (Швейцария), где интенсивно занимался богословием. В тот же год написал предисловие к французскому переводу Библии, а в 1536 издал “Наставление в христианской вере”, вскоре признанное “энциклопедией протестантизма”. Кальвин постоянно совершенствовал и дополнял свой главный труд, последнее (6-е), значительно расширенное издание которого вышло в 1559. Кальвин воспроизводит основные положения Лютера, но в более систематической, а часто и категорической форме. Он рассматривает первородный грех как сознательный отказ человека от подчинения Создателю, в корне извративший его богоподобную природу. В результате сам человек не способен познать ни себя, ни Бога, равно как и найти путь к спасению. Для этого необходимы дары сверхъестественные, которые вызывают чувство полного подчинения и беспредельной благодарности Творцу. Наибольшую известность приобрела доктрина Кальвина об абсолютном божественном предопределении. Развивая доводы Лютера в полемике с Эразмом Роттердамским (1524—25), он формулирует ее предельно жестко: еще до сотворения мира Бог одних грешников избрал к спасению (проявление его высшего милосердия), а других обрек на вечные муки (проявление высшей справедливости), и ничто — ни добрые дела, ни подвиги благочестия — не может изменить этого предначертания. Отсюда категорическая формула: своей жертвеннической смертью Иисус Христос искупил грехи не всех людей, но лишь “избранных”. Человек неспособен проникнуть в тайну предопределения: его окончательная судьба известна только Богу, но ему следует до конца надеяться на свое “избранничество”, подтверждаемое им личной верой. Кальвин конкретизирует Лютерово понимание земного призвания христианина, подчеркивая существование косвенного свидетельства принадлежности к “сыновьям света”: успехи в предписанной свыше профессиональной деятельности, которая должна быть подчинена не стяжанию мирских благ и удовольствий, но высшей духовной цели — прославлению величия Бога. Решительно осуждаются роскошь, леность, паразитизм, но собственный труд и накопленное богатство считаются наилучшим способом служения Богу. Идеал мирского аскетизма, положенный в основу пуританской этики, как убедительно показал М. Вебер, стал эффективным стимулом развития частного предпринимательства и становления капиталистического строя, особенно в США.

На политическом развитии Запада сказалось учение Кальвина о церкви и ее взаимоотношении со светской властью. Идеальным политическим строем он считал республику с выборной властью. Церковь и государство — социальные институты, имеющие различные функции. Забота церкви — сфера духовного, вечного, “внутренний человек”; дело же государства — управление обществом, утверждение справедливости и закона. При этом церковь и государство должны дополнять друг друга в обеспечении процветания общества и его граждан. Однако точка зрения Кальвина на их взаимоотношение существенно отличается от позиции Лютера, четко разграничивавшего сферы компетенции церкви и светской власти. Авторитет последней, говорит Кальвин, идет от Бога, ее должностные лица — слуги Творца, обязанные в решении практических вопросов защищать высшую небесную справедливость, руководствуясь законом Бога, выраженным в Библии. Напр., расценивать и пресекать религиозное диссидентство не только как церковное, но и как гражданское преступление.

Свои теократические установки Кальвин внедрял в практическую жизнь во время многолетнего правления в Женеве (1536—38,1541—64). Приглашенный возглавить Реформацию в этом богатом торгово-промышленном городе-государстве, он добился полного подчинения гражданских органов прогестантской церкви. Так, в ноябре 1541 городской совет утвердил составленные Кальвином “Церковные установления”, наделившие его неограниченной властью. Вершиной властной пирамиды стала созданная им консистория, в которую входили проповедники и высшие гражданские чиновники, присягнувшие на верность реформаторским идеалам. Монополизировав и светскую, и религиозную власть, консистория безжалостно расправлялась с политическими и религиозными противниками Кальвина, получившего статус “женевского папы”. Постепенно был упразднен пышный католический культ, введены правила, регламентирующие быт горожан. По Кальвину, спасение могут получить лишь люди, принадлежащие к реформатской церкви. Поэтому жителям предписывалось регулярно посещать богослужения; были запрещены все развлечения, театральные представления, танцы, яркие одежды, украшения; была налажена разветвленная система сыска и доносительства; заподозренные в вольнодумстве и неблагонадежности горожане подвергались наказаниям — вплоть до сожжения на костре. В 1547 после пыток был обезглавлен политический оппозиционер Ж. Груз; в 1551 изгнан из города известный врач-богослов Ж. Больсек, высказавшийся против взглядов Кальвина, и лидер политической оппозиции Ами Перрен, затравлен христианский гуманист С. Кастеллио, в 1553 публично сожжен испанский ученый и теолог М. Сереет, отрицавший догмат троичности.

Орден иезуитов

Орден иезуитов сыграл крупную роль в борьбе феодально-католической реакции против всех прогрессивных сил и передовых идей. На примере деятельности ордена иезуитов особенно выпукло вырисовываются те методы, к которым прибегала в изменившихся условиях католическая церковь ради укрепления отживающего феодализма.Основателем ордена иезуитов («Общества Иисуса») был испанский дворянин средней руки Игнатий Лойола (1491—1556). Лишившись из-за тяжёлого ранения возможности служить в королевских войсках, Лойола, являвшийся ярым реакционером и католическим фанатиком, решил посвятить себя «служению Иисусу» и борьбе с еретиками. После многолетнего изучения богословия сначала в Саламанкском университете, а затем в Сорбонне Лойола написал книгу под названием «Духовные упражнения», в которой излагались организационно-программные принципы «Общества Иисуса». Деятельность этого общества началась практически с 1534 г., но официально орден иезуитов был учреждён в 1540 г., когда он был утверждён римским папой. В дальнейшем он неизменно поддерживал тесную связь с папством. Лойола был первым руководителем (генералом) ордена и создателем его устава. В ордене господствовала строжайшая дисциплина. Формально высшим органом власти у иезуитов являлась генеральная конгрегация, состоявшая из высших сановников ордена, но фактически вся власть была сосредоточена в руках генерала, при котором имелся совет в составе шести человек с совещательными правами. Иезуиты разделили весь мир на особые районы, называвшиеся провинциями, которые, как правило, включали не одну, а несколько стран. Деятельностью иезуитов в провинциях руководили провинциалы, имевшие при себе совещательные коллегии. Члены ордена, хотя и давали, как все монахи, обет послушания, целомудрия и нестяжательства, жили в отличие от монахов не в тиши монастырских обителей, а в миру. Их главной обязанностью было находиться в центре общественной жизни и оказывать на неё своё влияние, как того требовали интересы католической церкви и директивы руководителей ордена. Подчинённый «должен предоставить провидению, в лице своих начальников, так управлять собою, как если бы он был трупом», — таково было основное требование, предъявлявшееся к каждому иезуиту. Главными направлениями реакционной деятельности иезуитов были: воспитание в духе догматов католической церкви подрастающего поколения, проникновение во все слои общества и преимущественно в правящие его сферы с целью их подчинения воле и целям ордена и католической церкви, осуществление планов папской политики, борьба с ересями и распространение католицизма. В дальнейшем одной из основных целей стало обеспечение материального преуспевания ордена. Фанатические, пронырливые, обладавшие змеиной изворотливостью иезуиты проникали в великосветские салоны, во дворцы коронованных особ, потакали их слабостям и порокам, опутывали их сетью интриг и, подчинив своей воле, превращали в послушных исполнителей политики ордена и папства. Для иезуита не существовало никаких религиозных преград, когда дело касалось интересов ордена или исполнения его приказаний. Он не должен был останавливаться перед совершением «смертного греха», если того требовал начальник. Хитросплетением софистических и формальнологических словесных комбинаций он должен был уметь оправдать любой, самый отвратительный и аморальный поступок или действие, если конечный их результат соответствовал интересам ордена. Иезуитские школы, исповедь, ухаживание за больными, интриги, провокации, преступления — всё преследовало цели «уловления душ». Подобные же методы применялись иезуитами, чтобы использовать набожность, невежество или пороки своих «агнцев» для овладения их имуществом.Иезуиты проникали и в самую толщу обездоленных и угнетённых народных масс, выслеживали и выдавали инквизиции еретиков и «бунтовщиков». Они убеждали бедный люд в божественной предустановленности существующих порядков, в необходимости покорности и смирения, в «тщете и суетности» всего мирского.

Тридентский собор и папство. Успехи Реформации показали, что католическая церковь должна сама провести некоторые внутренние реформы и перестроить свою организацию, если она желает сохранить свою былую роль в христианском мире. Вместе с тем папская курия опасалась, что всякая более или менее серьёзная перестройка католической церкви может привести к торжеству реформационных идей, особенно в обстановке, когда даже некоторые крупные церковные феодалы склонны были признать отдельные догматы реформации. Для папства речь могла идти только о некоторых половинчатых реформах, не затрагивающих основных догматических и организационных принципов католической церкви. Церковные власти стали решительно пресекать нарушения духовенством правил отправления культа и папских предписаний — декреталий. Они укрепляли богословские факультеты университетов и церковные школы, в Риме был создан центральный инквизиционный трибунал, который стал главным учреждением по борьбе с вероотступничеством. Застенки инквизиции заполнились тысячами жертв, которые подвергались чудовищным пыткам с целью вынудить «признание» в ереси или отречение от неё. Был составлен «индекс запрещённых книг». Большое значение в этих реакционных мероприятиях католической церкви имел Тридентский собор (т. е. церковный собор в городе Триденте, или Тренто), заседавший с перерывами с 1545 по 1563 г. Решающее значение имела его последняя, третья сессия, длившаяся с января 1562 г. по декабрь 1563 г. Энергичная поддержка, оказанная папству со стороны окрепшего ордена иезуитов, определила на соборе перевес самых реакционных группировок католической партии, не склонных ни к какому компромиссу с протестантизмом. Собор отверг все попытки отдельных его участников внести какие-либо существенные изменения в догматы или организационные принципы католической церкви. На соборе были преданы анафеме все сочинения протестантов и их учения. Иезуиты яростно отстаивали принцип верховенства папы над епископами, собором и светскими властями и положение о непогрешимости папы, когда он с кафедры даёт толкование вопросам веры.(Этот догмат о непогрешимости папы был принят, однако, официально лишь на Ватиканском соборе 1869—1870 гг., также под давлением иезуитов.)

Последствия феодальной реакция и контрреформации в Европе Контрреформация, т. е. контрнаступление католической церкви на Реформацию, была лишь частью того общего наступления, которое организовала феодально-католическая реакция в Европе в середине XVI в. против выступивших в это время на историческую арену прогрессивных сил. В борьбе нового со старым, отживающим феодальным строем католическая церковь была целиком и полностью на стороне последнего. Она не только обосновывала идеологически господство вступившего уже в стадию своего разложения феодального строя, но и физически истребляла его противников при помощи своих инквизиционных трибуналов. Вторая половина XVI в. ознаменовалась временными успехами феодальной реакции и контрреформации, что оказало резко отрицательное влияние на рост производительных сил, буржуазных производственных отношений, национальное и культурное развитие Польши, Чехии, Италии, Испании и некоторых других государств, в которых утвердилась реакция. Все средства католическая церковь употребила на то, чтобы искоренить из сознания народов идеи социального прогресса, идеи борьбы против всякого рода угнетения — социального, политического, национального. Но успехи феодальной реакции были временными и непрочными. В Европе росли и накапливались новые силы, готовившиеся нанести ещё более сокрушительные удары по феодальной реакции и католической церкви.

17. ПУТЕШЕСТВИЯ КОЛУМБА.

Колумб - итальянец, род.в 1451 г. под Генуей в семье ткача. В 1474-1475 - торговые путешествия, плавал на о.Хиос в Эгейском море. Около 1476 г. попал в Португалию, как агент одного из генуэзских торговых домов, в 1477- посетил Англию, а с 1479-1481 жил на Мадейре и на соседнем острове Порту-Санту, где женился на дочери моряка, от которого осталось много морских карт. В 1483 г. переговоры Колумба с Португалией о снаряжении экспедиции. Отказ. Колумб перебрался в Испанию (ок. 1485) и добился от Фердинанда и Изабеллы – согласия. Ему был пожалован титул адмирала и вице-короля всех земель, которые он откроет. Колумб, намеревался, двигаясь на запад, добраться до Индии. Колумб еще в 1474 г. обратился за советом относительно кратчайшего морского пути к Паоло Тосканелли, астроному и географу. 3 августа 1492 г. эскадра из трех кораблей: «Санта-Марии», «Пинта», «Нинья» вышли из порта Палоса, 10 сентября с Канарских о-вов отплыла дальше. 12 октября остановился у острова- назвал его Сан-Сальвадор (Багамских о-ва) Здесь проживали араваки- подарили "сухие листья" (табак) и именно здесь Колумб увидел у некоторых из них кусочки золота и попытался выяснить его происхождение. 2 недели Колумб шел на юг, открывая новые острова, там впервые увидели гамаки 28 октября высадился в бухте Бариэй на сев.-вост. Кубы и, решил, что он в Восточной Азии. Ни золота, ни пряностей, ни крупных городов испанцы не нашли. Колумб, полагая, что он в Китае, поворачивает на восток в «Японию». 6 декабря Колумбом был открыт Гаити, названный Эспаньолой. Открыли о. Тортуга. 25 декабря "Санта-Мария" села на рифы. Был построен форт- Навидад ("Рождество"). Там осталось 39 моряков, а сам 4 января 1493 г. вышел в море на "Нинье". 16 января 1493 г. Нинья и Пинта в обратный путь. 12 февраля поднялась буря. 15 февраля увидели землю, назвали в честь погибшего корабля экспедиции Санта-Мария (Азорские острова). 9 марта "Нинья" бросила якорь в порту Лиссабона, а Колумб был принят королем Португалии Хуаном II. 15 марта 1493 г. возвратились в Испанию. Колумб привез с собой туземцев, немного золота, невиданные растения, перья птиц. Вторая экспедиция, 1493–1496. Фердинанд и Изабелла содействовали планам Колумба. Колумб нашел 1200 чел, поехать в качестве поселенцев. Флотилия из 17 судов отправилась из Кадиса 25 сентября 1493 и достигла Канарских о-вов 2 октября, а через 10 дней через Атлантику. 3 ноября они о. Доминика. Оттуда от Пуэрто-Рико, направились к Эспаньоле. Колумб основал поселение- Ла-Исабела. Оставив своего брата Диего править, весной 1494 Колумб идет вдоль юга Кубы. Думал, Куба – часть Азии. Разочарованные колонисты вернулись в Испанию. Испан. монархи отправили Хуана Агуадо, который подтвердил опасения: смертность среди индейцев высока, а из-за болезней и дезертирства падало кол-во европейцев. Колумб отправился в Испанию 10 марта 1496, оставив на Эспаньоле своего брата Бартоломе. Прибыл в Кадис 11 июня 1496. Третья экспедиция, 1498–1500. удалось убедить монархов на 3 экспедицию, 2 каравеллы + 3 для доставки на Эспаньолу продовольствия. В мае 1498 из Испании, разделилась у о.Гомера. 3 судна на Эспаньолу. А Колумб дошел до о-вов Зеленого Мыса, 7 июля идет на запад. Посетив о.Тринидад 31 июля, он отплыл к Америки. После отправился на Эспаньолу. Фердинанд и Изабелла направили Франциско де Бобадилью - он арестовал всех братьев Колумбов, в кандалы, в декабре 1500 отправил в Испанию. Колумб был вызван ко двору в Гранаду.вплоть до сентября 1501 они задерживали восстановление его прав. вернули Колумбу часть титулов и все имущество. не давали разрешения на новую экспедицию. Только в марте 1502 Фердинанд и Изабелла разрешили Колумбу возглавить трансатлантическую экспедицию. Четвертая экспедиция, 1502–1504. 4 небольших каравелл. Колумбу 51 год, и его сын Эрнандо отплыли из Кадиса 11 мая 1502. Покинув 25 мая Канарские о-ва, они пересекли Атлантический океан и 15 июня достигли острова Мартиника. 29 июня Колумб знал, что губернатор Овандо собирается отправить на родину флотилию. Заметив ураган, Колумб предупредил о шторме и попросился в бухту Эспаньолы. Овандо не дал добро.весь флот Овандо, искл. 1коробля, затонул. Покинув Эспаньолу, Колумб идет вдоль берегов Центр. Америки. Недалеко от р.Ганг. Индейцы гуаями, жившие на территории современной Панамы, торговали золотом с экспедицией Колумба, но отвергали европейцев основать поселение. В апреле 1503 гуаями заставили европейцев покинуть их земли. Во время отступления 1 корабль затонул, а 3 с трудом на плаву. Колумб отправился на Ямайку. Он возвратился в Испанию 7 ноября 1504.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных