Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЭКОНОМ. И ПОЛИТ. ОБСТАНОВКА В ГЕРМАНИИ В НАЧАЛЕ XVI В.И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ.СТРУКТУРА ОБЩ-ВА




В начале XVI в. «Священная Римская империя германской нации» продолжала оставаться политически раздробленной страной с неустановившимися, и в ряде мест спорными границами. Господствовавшие в Германии княжеские клики не стремились к государственному объединению страны. Цель предпринятой ими в конце предыдущего века так называемой имперской реформы заключалась в том, чтобы несколько укрепить империю при сохранении суверенитета князей. Это казалось им необходимым в связи с образованием в Европе централизованных государств. К началу XVI в. обнаружилось, что «имперская реформа» не удалась. Состоявшая из обособленных территориальных княжеств и многочисленных имперских графств, прелатств и городов империя всё больше и больше уступала консолидировавшимся силам соседних народов. Швабский союз и германский император потерпели поражение в своих попытках подчинить швейцарцев и после разгрома войск императора и князей в 1499 г. были вынуждены признать договором 1511 г, независимость Швейцарского союза. В происходивших в это время итальянских войнах германский император Максимилиан I терпел поражения не только от Франции, но и в борьбе с Венецией. В международных отношениях начала XVI в. роль германского императора была жалкой.

В стране продолжал господствовать феодальный способ производства, подавляющее большинство населения составляло феодально зависимое крестьянство; в городах сохранялось цеховое ремесло. Однако элементы капиталистического производства становятся в первые десятилетия XVI в. весьма распространёнными. В области строительства и книгопечатания имелись уже предприятия, в которых работало по 10—20 и более наёмных рабочих(крупные). В текстильном производстве, а отчасти в области изготовления металлических изделий всё больше места занимала так называемая система рассеянной мануфактуры

Непосредственные производители, всецело зависевшие от предпринимателей-раздатчиков, всё больше и больше превращались в наёмных рабочих. Предприниматели изыскивали разные методы снижения оплаты труда работавших на них производителей(расплата изделиями данного производства. При этом товары оценивались выше той цены, за которую рабочий мог продать их на рынке.)

Германия занимала видное место с развитой горной промышленностью. По добыче серебра Германия значительно превосходила все остальные страны Европы. Зарождению капиталистических отношений в различных отраслях горной промышленности благоприятствовали высокий спрос на их продукцию, выгодные условия сбыта крупными партиями на производство оружия, так и усложнение техники горного дела

Только во второй половине XVI в. южнонемецкая торговля начинает утрачивать своё первенство. В первой же половине века упадок имел место лишь в ганзейской торговле северогерманских городов, оказавшейся неприспособленной к новым условиям.

В городском бюргерстве, состоявшем в большинстве из цеховых ремесленников и связанных с цеховым производством купцов. Росла самая низкая прослойка городского плебса, состоявшая из выброшенных со своих насиженных мест крестьян, из людей, не имевших никаких цеховых и иных привилегий ни в прошлом, ни в настоящем и лишенных каких-либо перспектив на будущее.

Князья и дворяне стремились ещё более укрепить феодальную собственность на землю и использовать в своих интересах товарное производство. Упразднение наследственности крестьянских земельных держаний и сокращение сроков держаний на время, практиковавшиеся ещё раньше, приняли сначала XVI в. характер общего наступления феодалов на крестьян. При этом целью феодалов являлось изменение условий держаний — увеличение числа и объёма крестьянских повинностей, недопущение самостоятельного развития крестьянских хозяйств и максимальное присвоение их избыточного продукта.

Среди крестьянских повинностей значительное место занимали те, которые взимались не регулярно, а при определённых «случаях». Наиболее обременительной из этой категории повинностей был «посмертный побор», т. е. побор с наследства умершего крестьянина. Кроме этого побора, который взимался в натуре и по своей ценности часто составлял треть оставленного имущества, феодал брал с наследника и денежный побор за «допуск» к наследству. Поборы взимались феодалами при продаже крестьянином своего имущества и при передаче хозяйства другому лицу. Существовали поборы, взимавшиеся и при других событиях в жизни крестьянина Зависимость крестьянина была троякой: он зависел от владельца земли, от «судебного господина», осуществлявшего на данной территории право суда, и от «личного господина». В юго-западных землях Германии землевладельцы старались сосредоточить в своих руках все виды господства над своими крестьянами, приобретая у других феодалов права «судебных» и «личных господ».

Размеры «регулярных» повинностей, натуральных, денежных и отработочных, т.е. тех, которые крестьяне несли ежегодно в виде уплаты чиншей (оброков) и выполнения обязательных работ, не были в юго-западных землях Германии строго фиксированы


8. ШВЕЦАРСКИЙ СОЮЗ В 16. ЭКОНОМ. И ПОЛИТ ОСОБЕННОСТИ ШВЕЙЦАРИИ. 7. Швецарский союз в 16. Эконом и полит особенности Швейцарии. В XVI в. территория Швейцарского союза увел.ь за счет еще трех кантонов ( кантон — это крупнейшая админ-тер. единица) - Базеля, Шаффгаузена и Аппенцелля, а также земель, присоединенных в борьбе Берна с Савойей. Теперь в союзе 13 кантонов, и население страны к 1500 г. достигло 850 тыс. человек. Политический строй Швейц.союза - конфедерация, без постоянных органов центр. власти и без объединенных вооруженных сил. Общие вопросы решались полномочными депутатами кантонов на союзных сеймах - тагзатцунгах. Кантоны представляли также свои союзные земли, а фогтства, которые были завоеваны отдельными кантонами или конфедерацией,управлялись фогтами. Земли эти были лишены всяких полит. прав и яв объектами эксплуатации и вымогательств правящей олигархии кантонов.Лесные кантоны — Швиц, Ури, Унтервальден, Цуг и Люцерн — были сравнительно отсталыми, со значительными пережитками патриархальных отношений. Населявшие их свободные крестьяне-общинники занимались большей частью примитивным скотоводческим хозяйством. Община уже заметно разложилась. Подавляющая масса крестьян превратилась в малоземельных и безземельных и подвергалась эксплуатации со стороны зажиточных общинников и землевладельческой аристократии. Политическая власть в лесных кантонах сосредоточивалась в руках землевладельческой знати, эксплуатировавшей крестьян и зависимое население подвластных кантонам союзных земель и фогтств.По-иному развивались городские кантоны — Цюрих, Берн, Базель и др. Здесь были распространены хлебопашество, виноградарство, скотоводство, ремесло и торговля. Земля принадлежала большей частью феодальным собственникам и городскому патрициату, эксплуатировавшим зависимых крестьян и арендаторов-издольщиков. Сельская община интенсивно разлагалась, и на ее долю приходилось не более 1/4 общих угодий. Главными отраслями городской экономики были ремесло и торговля. В Берне и его округе находились крупнейшие в Швейцарии горнорудные и кузнечные предприятия, принадлежавшие купцам. Базель являлся крупнейшим центром транзитной торговли. Компании базельских купцов вели торговые операции в ряде стран — Германии, Нидерландах, Англии и Италии. Вместе с тем в Базеле было развито цеховое ремесло. В бумажной промышленности сложилась уже капиталистическая мануфактура. Важнейшим экономическим и торговым центром была Женева, входившая в конфедерацию на положении союзной земли. Здесь собирались ежегодные международные ярмарки и заключались крупные торговые и кредитные сделки с участием итальянских банкиров. В Женеве развивалось свободное от цеховых ограничений ремесло — ювелирное, шелкоткацкое и др.В городских кантонах власть находилась в руках.патрицианских фамилий, владевших землями, рентой и торгово-ремесленными предприятиями. Богатые и могущественные городские кантоны стремились подчинить своему господству отсталые лесные кантоны, зависевшие от них экономически. Это вызывало столкновения и ослабляло внутреннее единство конфедерации. Только необходимость обороны от соседних государств, прежде всего от Габсбургов, заставляла отдельные кантоны, слабо связанные между собой в хозяйственном, языковом и культурном отношении, сохранять свой военно-политический союз.

 

 

9.ГУМАНИЗМ В ГЕРМАНИИ И ЕГО ПРЕДСТАВИТЕЛИ (ИОГАНН РЕЙХЛИН,ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ,УЛЬРИХ ФОН ГУТТЕН)

Гуманизм в Германии начал складываться в 1430-е годы, на столетие позже, чем в Италии, под прямым воздействием итальянской ренессансной культуры. Местные условия и идейные традиции наложили свой отпечаток. Его связь с культурой средних веков была сильнее и многообразнее, чем в Италии. Увлеченность античным наследием сплеталась с актуальной для Германии проблематикой — религиозно-этической и церковно-политической. В стране не было гуманиста, который прошел бы мимо этих вопросов, Гуманизм в Германии получил яркую национально-патриотическую окраску. Он часто обращался к немецкой истории и историко-географическим описаниям страны, особенно её городов. Многие из гуманистов Германии проявляли интерес к математике, естество­знанию, но, в отличие от Италии, гораздо реже обращались к проб­лемам искусства и эстетики. В литературном творчестве немецкие гуманисты предпочитали не гармонию, а экспрессию — гиперболу, гротеск, сатиру, любили сочетать художественный эффект с откро­венным назиданием. Становление немецкого гуманизма длилось около полувека. В 1490-е годы начался его расцвет. Одновременно наметился и в начале XVI в. стал набирать силу открытый конфликт гуманизма со схоластикой, более острый, чем в других странах Европы. Эразм Роттердамский(1469—1536) - Крупнейший гуманист всего Северного Возрождения стал.Он предпочитал нацио­нальному энтузиазму позицию "гражданина мира", а естественным и математическим наукам — литературно-филологические и рели­гиозно-эстетические вопросы. Эразм систематизировал и развил разработанный итальянскими гуманистами метод критики текстов и применил его в издании своего компендиума античной мудрости — сборника более чем трех тысяч пословиц и поговорок древних авто­ров, снабженного комментариями. Утверждал, что можно считать христианским все то, что является истинным. Такой широкий подход позволял искать образцы подлинной мудрости и добродетели вне рамок церковной ортодоксии, у представителей разных времен и народов, у людей различных исповеданий, в творчестве античных языческих авторов. Достижения языческой культуры уже не рассматривались как нечто враждебное христианству, напротив, они понимались как основа всего дальнейшего развития культуры человечества. Эразм выступал как беспощадно-ироничный обличитель суеверия, невежества, пороков всех сословий, прежде всего тех, кто считал себя главными наставниками общества — клира и монашества. Просвещение общества Эразм считал панацеей от множества зол и бед, и не случайно именно педагогика в неразрывной связи с этикой стала стержнем всей деятельности гуманиста. Многостороннее творчество Эразма оказало мощное воздействие на европейскую культуру XVI в., сильное влияние его ощущалось и в XVII в. "Похвала глупости", цикл диалогов "Домашние беседы" ("Разговоры запросто").Иоганна Рейхлина (1455—1522), выдающегося филолога, вместе с Эразмом называли "двумя очами Германии". Он пропагандировал изучение наряду с латинским и греческим языками также и старейшего языка Свя­щенного Писания — древнееврейского. Рейхлин выработал иной, чем у Эразма, вариант гуманистически-широкого понимания христианства. Он опирался при этом на неоплатонизм флорентийских гуманистов, античное пифагорейство и средневековое мистическое еврейское учение — Каббалу. Рейхлин утверждал, что человек, "микрокосм", во все века получал откровение Божьих истин, которые раскрывались ему через знаки и символы. Нельзя пренебрегать тем, что можно постичь с помощью этих источников, в частности в иудейской традиции, передаваемой из поколения в по­коление со времен Моисея. Рейхлин, заявил о необходимости научного изучения еврейских писаний, не их уничтожение. Разгорелась полемика "за" и "против" Рейхлина, вылившаяся в борьбу вокруг самого права гуманистов на свободу мысли и научного исследования. Образовались два лагеря: "рейхлинистов", включавший большинство гуманистов, и их противников во главе с кельнскими теологами и инквизиторами.Сатира, против схоластики и клира, — "Письма темных людей". Эта книга, была написана группой гуманистов, в которой главную роль играли Ульрих фон Гуттен и инициатор издания Крот Рубеан. Ульрих фон Гуттен был одним из первых гуманистов, осознавших необходимость объединения сил оппозиции для решительной борьбы против Рима за независимость Германии и свободное развитие культуры Политические и культурные интересы доминировали в его творчестве. Он энергично пропагандировал античное наследие, защищал свободу слова от нападок обскурантов — «цензоров наук», славил силу разума и воли человека в борьбе за земное счастье и утверждал, что «Бог помогает лишь тем, кто предприимчив и деятелен». Схоластическое богословие Гуттен воспринимал как лженауку «неких неопровержимых», прибежище невежд. Не отказываясь от дворянской гордости своей родословной, он разделял гуманистические представления о роли личных заслуг человека в обретении подлинного благородства. Как писатель Гуттен был одним из остроумнейших авторов своего времени. Он умел мастерски сочетать гневные обличения с пафосом утверждения гуманистических идеалов.Гуттен внёс важный вклад в развитие реформационных настроений в стране, подвергая резким нападкам основные церковные институты, все ступени церковной иерархии, систему эксплуатации Германии папством. Он впервые опубликовал работу Лоренцо Валлы о поддельности так называемого Константинова дара — одной из главных опор папства в его мирских притязаниях. Он с иронией посвятил это издание папе Льву Х. Опираясь на Тацита, Гуттен создал идеальный образ древнегерманского воителя за свободу отечества от Рима — Арминия. Диалог с этим героем был опубликован лишь после кончины Гуттена, но ту же тему освобождения страны от римского засилия Гуттен развивал в других своих диалогах а также в речах, посланиях, стихах, став самым популярным автором в Германии накануне Реформации.Первоначально оценив выступление Лютера против индульгенций как очередную полезную для гуманистов «грызню монахов», Гуттен вскоре осознал национально-политическое значение сочинений и действий Лютера и примкнул к Реформации.

 

10.ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ЛЮТЕРАНСКОГО УЧЕНИЯ. Начало XVI в. эра бурного эконом.и социал. подъема с неудачным общенац. Развитием.=» реформация – приняла в Германии хар-р общес. движения, стала крупной борьбой против феодализма в Европе. Р-ция - церковное и общест. движение в Европе в XVI в., против злоупотреблений католической иерархии во главе с папой. С началом движения связано выступление Лютера в октябре 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций. Мартин Лютер (1483-1546) род.г. Эйслебене. Отец богатый владельцев плавилен Лютер вырос в обстановке нараставшей оппозиции к катол. Дух-ву. 18 лет он поступил в Эрфуртский ун-т, под влиянием членов кружка гуманистов. Окончив ун-т, поступил в августинский монастырь, приходит к тому, что Яна Гуса сожгли несправедливо. Лютер говорит о том, учение о путях спасения: 1. церковь и дух-во не являются посредником между человеком и богом. 2. папская церковь не может давать «отпущение грехов» и «спасение души». 3. Основное положение: человек достигает «спасения души» только при помощи веры (отвергает претензии дух-ва на господство в мире). Объявил веру человека единственным средством общения с богом.

Лютер показывает стремление бюргерства избавиться от полит.и идеолог. гнета папской церкви, хочет придать значение и силу религиозного авторитета светскому гос-ву.

Учение о религиозной истине: Говорит о том, что источником религиозной истины не постановления церк-ви и папские декреты, как утверждает католическое учение (священное предание), а Священное писание - Ветхий и Новый заветы. Роль церкви сводиться к разъяснению текстов Священного писания и склонению христиан к вере. Свободного толкования христианами текстов Священного писания Лютер не допускал, он знал, что оппозиция будет толковать их по-своему. Лютер выступал за крестьянскую свободу, но это касалось религии. Вненее власть предоставлялась светской иерархии. Это означало, что князья и феодалы - необходимая опора Реформации. Программа нового религиозного учения Лютера: 1. Уничтожение папской власти. 2. Разрыв между германской и римской церковью. 3. Конфискация церковного имущества, осуждение богатства. 4. Установление богослужения на немецком языке. 5. Сокращение числа таинств: осталось только крещение и очищение и др. 31 октября 1517г М.Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге свои 95 тезисов. Реформация воспринималась народными массами как требование не только церковных преобразований, но и социал. освобождения. Сам Лютер не остался в стороне от поднявшейся бури всеобщего движения. Лютер отказался явиться в Рим на допрос и суд, а попытки папского легата кардинала Каэтана добиться от духовных и светских властей ареста Лютера потерпели неудачу. летом 1519 г в Лейпциге диспут между Лютером и профессором богословия Экком, Лютер заявил, что Гуса сожгли и обвинили не правильно - полный разрыв со всей катол. традицией. 21 сентября 1520 г. папская булла об отлучении Лютера от церкви. Лютер ответил на нее рядом резких статей, а 10 декабря сжег буллу во дворе Виттенбергского ун-та в присутствии студентов. Пишет памфлет: «Против буллы антихриста» - отнять у папы Рим, у церкви –земли.В 1520 и в начале 1521 г. имя Лютера сделалось настолько популярным в разных слоях немец.народа. Однако тогда же стал выявляться разнородный х-р тех требований, которые связывали с лютеровской Реформацией разные слои оппозиции. Большие надежды стали возлагать на Лютера рыцарская оппозиция. В поднятом в 1522 г. под рук. Зиккингена восстании против трирского архиепископа рыцари оказались изолированными. Крестьяне и горожане остались к ним равнодушными. Рыцарское восстание потерпело полное поражение. Результатом провала: уход оппозиционной их части из лагеря Реформации, =» начало распада всего лагеря. В 1521 г. Лютер боролся за Реформацию. В этом году ему пришлось столкнуться с императором Священной Римской империи Карл V.В Реформации он увидел опасность. На Вормсском рейхстаге 1521 г. Лютеру предъявлено требование отречься от учения. Но он отказался. Издан эдикт: арестовать Лютера, сжечь его произведения и конфисковать имения его сторонников. От эдикта Лютера спас Фридрих Саксонский, укрыл его в замке Вартбург близ Эйзенаха. Лютер, отражавший настроения консервативной части бюргерства, не мог оставаться центральной фигурой движения. Среди более активных и радикальных слоев недовольство стремлением Лютера ограничить Реформацию лишь религиозным учения и держаться в стороне от политической борьбы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных