ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Работа со скрепками.- посчитайте (прямой и обратный счет)
Заключение.
Развитие тонких движений пальцев признано педагогами, практически в любом общеобразовательном учреждении. Исследователи обратили внимание на то, что около 1/3 всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль в том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Л.В. Фомина обследовала более 500 детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находился в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Собственный сравнительный анализ детей с ОНР 3 уровня и нормальным речевым развитием показывает прямую закономерность развития речи и руки. Из этого следует, что если развитие движений пальцев соответствует норме, то и уровень развития речи тоже в норме, если же развитие пальцев рук отстает - отстает и развитие речи, хотя и общая моторика может и не страдать. Результаты исследований целиком подтверждают эти закономерности. Недостатки развития моторики детей с ОНР вызывают недоразвитие речевой деятельности. В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функции речи и руки. Так, давно было известно, что при травме или кровоизлиянии у человека утрачивается не только речь, но и тонкие движения пальцев руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев осталась не затронутой. Сопоставляя все факты, приходим к заключению – говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляционного аппарата, но и движений пальцев рук. Таким образом, можно отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга. Невропатолог и психиатр В.М.Бехтеров писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколения в поколение. Люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка, проведенные Т.П.Хризман и М.М.Звонаревой, было обнаружено, что когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Этот факт должен использоваться в работе с детьми, имеющих отставание моторной речи детей. Важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев, и чтобы эти движения были достаточно энергичными. Очень хорошую тренировку движений пальцев руки обеспечивают различные упражнения с пальчиками: Вывод: Поэтому основная задача логопеда в дошкольном учреждении – развитие общей и пальчиковой моторики детей с недостатками речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Тренировка пальцев рук на 2,5 с месяца ускоряет процесс созревания речевых областей.
Список литературы. 1. Аксенова М.И. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, Горький, 1988 год. 2. Если ваш ребенок – левша. И. Макарьев. С. – П. 1995 г. 3. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. В Цвынтарный.С. – П. 2000г. 4. Игры и игровые упражнения для развития речи. Г. С. Швайко.М. 1983г. 5. Коррекционное обучение и воспитание детей 5 летнего возраста с ОНР Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина Москва 1991 г. 6. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе. В. В. Коноваленко. М. 1998г. 7. Логопедия под редакцией профессора Л.С.Волковой Москва «Просвещение» 1989 г. 8. Логопедия. (учебник для вузов) Москва «Владос» 1998 г. 9. Логопедическая работа в коррекционных классах Р.И.Лалаева Москва «Владос» 1998 г. 10. Логопедия. Е. Н. Краузе. С. – Петербург, 2003 г 11. Логопедия О.В.Правдина Издательство «Просвещение» Москва 1969 г. 12. Логопедическая ритмика Н.А.Рычкова Москва 1998 г. 13. Логопедическая работа в специальном детском саду. Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева. М. 1987 14. Очерки по патологии речи и голоса. Под редакцией С.С.Ляпидевской 15. Подготовка к школе детей с недостатками речи Г.А.Каше. Москва «Просвещение» 1985 г. 16. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. М. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. 17. Психолого – медико – педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов. Под редакцией М.М.Семашко Москва 1999г. 18. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи (с 3 до 5 лет). М. 1984г. 19. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг М.М.Кольцова, М.С.Рузина Санкт – Петербург Издательский дом «Миль» 1998 г. 20. Ребенок учится говорить. М.Кольцова Издательство «Советская Россия» Москва 1973 г. 21. Репина З.А, Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. Е. 1996г. 22. Справочник логопеда М.А.Поваляева «Феникс» Ростов - на Дону 2002г. 23. Страна пальчиковых игр М.С.Дузина, С.Ю.Афонькин «Кристалл» Санкт- Петербург 1997 г. 24. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь, С.-Петербург, 1997 г.
Приложение.
1.Пальчиковые упражнения. № 1. 2.Упражнения со счетными палочками, спичками. № 2. 3.Схемы – символы пальчиковых упражнений. № 3. 4.Клавиатура фортепиано. № 4. 5.Шнуровка. № 5. 6.Упажнения в обводке контуров предметов. № 6.
Вспомогательные указатели.
Рисунок 1. Карта речевых зон У. Пенфилда. Таблица 1.Сравнительный анализ состояния общей моторики детей с нормой и ОНР 3 уровня. Таблица 2.Сравнительный анализ состояния мелкой моторики детей с нормой и ОНР 3 уровня.
ОНР 3 уровня – общее недоразвитие речи третьего уровня речевого развития. ДОУ – дошкольное образовательное учреждение.
Приложение.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|