Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Работа со скрепками.




- посчитайте (прямой и обратный счет)

 

 

Заключение.

 

Развитие тонких движений пальцев признано педагогами, практически в любом общеобразовательном учреждении.

Исследователи обратили внимание на то, что около 1/3 всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели на мысль в том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Л.В. Фомина обследовала более 500 детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находился в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Собственный сравнительный анализ детей с ОНР 3 уровня и нормальным речевым развитием показывает прямую закономерность развития речи и руки. Из этого следует, что если развитие движений пальцев соответствует норме, то и уровень развития речи тоже в норме, если же развитие пальцев рук отстает - отстает и развитие речи, хотя и общая моторика может и не страдать. Результаты исследований целиком подтверждают эти закономерности. Недостатки развития моторики детей с ОНР вызывают недоразвитие речевой деятельности.

В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функции речи и руки. Так, давно было известно, что при травме или кровоизлиянии у человека утрачивается не только речь, но и тонкие движения пальцев руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев осталась не затронутой.

Сопоставляя все факты, приходим к заключению – говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляционного аппарата, но и движений пальцев рук.

Таким образом, можно отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга.

Невропатолог и психиатр В.М.Бехтеров писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколения в поколение. Люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка, проведенные Т.П.Хризман и М.М.Звонаревой, было обнаружено, что когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга.

Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Этот факт должен использоваться в работе с детьми, имеющих отставание моторной речи детей.

Важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев, и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

Очень хорошую тренировку движений пальцев руки обеспечивают различные упражнения с пальчиками:

Вывод:

Поэтому основная задача логопеда в дошкольном учреждении – развитие общей и пальчиковой моторики детей с недостатками речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Тренировка пальцев рук на 2,5 с месяца ускоряет процесс созревания речевых областей.

 

Список литературы.

1. Аксенова М.И. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, Горький, 1988 год.

2. Если ваш ребенок – левша. И. Макарьев. С. – П. 1995 г.

3. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. В Цвынтарный.С. – П. 2000г.

4. Игры и игровые упражнения для развития речи. Г. С. Швайко.М. 1983г.

5. Коррекционное обучение и воспитание детей 5 летнего возраста с ОНР

Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина Москва 1991 г.

6. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной логопедической группе. В. В. Коноваленко. М. 1998г.

7. Логопедия под редакцией профессора Л.С.Волковой Москва «Просвещение» 1989 г.

8. Логопедия. (учебник для вузов) Москва «Владос» 1998 г.

9. Логопедическая работа в коррекционных классах Р.И.Лалаева

Москва «Владос» 1998 г.

10. Логопедия. Е. Н. Краузе. С. – Петербург, 2003 г

11. Логопедия О.В.Правдина Издательство «Просвещение» Москва 1969 г.

12. Логопедическая ритмика Н.А.Рычкова Москва 1998 г.

13. Логопедическая работа в специальном детском саду. Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева. М. 1987

14. Очерки по патологии речи и голоса. Под редакцией С.С.Ляпидевской

15. Подготовка к школе детей с недостатками речи Г.А.Каше. Москва «Просвещение» 1985 г.

16. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. М. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.

17. Психолого – медико – педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов. Под редакцией М.М.Семашко Москва 1999г.

18. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с недоразвитием речи (с 3 до 5 лет). М. 1984г.

19. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг М.М.Кольцова, М.С.Рузина Санкт – Петербург Издательский дом «Миль» 1998 г.

20. Ребенок учится говорить. М.Кольцова Издательство «Советская Россия» Москва 1973 г.

21. Репина З.А, Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. Е. 1996г.

22. Справочник логопеда М.А.Поваляева «Феникс» Ростов - на Дону 2002г.

23. Страна пальчиковых игр М.С.Дузина, С.Ю.Афонькин «Кристалл» Санкт- Петербург 1997 г.

24. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь, С.-Петербург, 1997 г.

 

Приложение.

 

1.Пальчиковые упражнения. № 1.

2.Упражнения со счетными палочками, спичками. № 2.

3.Схемы – символы пальчиковых упражнений. № 3.

4.Клавиатура фортепиано. № 4.

5.Шнуровка. № 5.

6.Упажнения в обводке контуров предметов. № 6.

 

 

Вспомогательные указатели.

 

Рисунок 1. Карта речевых зон У. Пенфилда.

Таблица 1.Сравнительный анализ состояния общей моторики детей с нормой и ОНР 3 уровня.

Таблица 2.Сравнительный анализ состояния мелкой моторики детей с нормой и ОНР 3 уровня.

 

ОНР 3 уровня – общее недоразвитие речи третьего уровня речевого развития.

ДОУ – дошкольное образовательное учреждение.

 

Приложение.

 

 

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных