ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Императорская система в массовом сознании 1 страница
Воздействие официальной идеологии на массовое сознание в современной Японии — актуальнейшая проблема. Материалы для ее изучения предоставляют как опросы общественного мнения, обильно проводимые в Японии по всем буквально вопросам, так и произведения искусства и литературы. Но, поскольку анализ последних выходит за рамки жанра данной работы, мы ограничимся лишь анализом результатов опросов общественного мнения, позволяющим проследить определенные тенденции и сдвиги в отношении масс к институту императорской власти. До поражения во второй мировой войне всеохватывающая система тэнноистской пропаганды, как говорилось выше, внедряла в сознание народа образ императора — «живого бога». В сентябре 1956 г. журнал «Тисэй» опубликовал итоги исследования общественного мнения, согласно которым императора считали «ками» 33% опрошенных, представляли существом, обладающим сверхъестественными качествами, — 48%, обычным человеком, но подобным главе семьи император был в глазах 12%, а по мнению 8% опрошенных, он был обычным человеком [211, 1956, сентябрь]. В 1985 г. ответы на аналогичные вопросы распределялись так: император — «ками» — 2%; сверхъестественное существо — 19, подобен главе семьи — 33, обычный человек — 46% [143, с. 56]. Сравнение этих двух опросов свидетельствует о значительном скачке в массовом сознании — 79% опрошенных ныне относят императора к обычным смертным, тогда как в 1956 г. 81% опрошенных приписывали императору сверхъестественные качества. Хирохиса Уэно, проанализировав данные опроса 1956 г. по возрастным категориям, пришел к выводу: вера в то, что император — «живой бог», больше всего свойственна тем респондентам, кому в момент окончания войны было менее 14 лет (до 25 лет в момент опроса). По его мнению, подобный результат говорит об эффективности тэнноистской обработки в школах. Вместе с тем лишь 23% продолжали верить в образ «арахито гами» среди тех, кому к окончанию войны было около 20 лет (до 31 года в 1956 г.). Дело в том, считает Уэно, что люди этого возраста стали жертвами войны и разочаровались в идеалах, связанных с «кокутай» [143, с. 57]. Проследим, как менялось в послевоенный период отношение японцев к императорской системе довоенного образца и к существованию монархии в Японии вообще. Почти сразу после капитуляции Японии «Асахи симбун» провела опрос среди пострадавших во время войны, и выяснилось, что за сохранение монархии выступали: в форме «кокутай» — 26% опрошенных, как обычай — 43, в форме «монархической демократии» — 5, в других формах — 4%. За ликвидацию же монархии высказалось всего 5% опрошенных (по сравнению с 78%, так или иначе поддержавшими ее) [197, 04.12.1945]. Приблизительно в то же время был проведен опрос среди студентов Университета Васэда. Результаты оказались следующими: за сохранение статус-кво выступали 36% опрошенных; за монархию, но несколько реформированную, — 36; за монархию, но в другой форме — 16; за ликвидацию монархии — 3%. Иначе говоря, в поддержку монархии высказались 89% [143, с. 58]. Незадолго до публикации проекта новой конституции опрос общественного мнения выявил: за императорскую систему выступали 91% респондентов, а против — 9%. Из тех, кто ратовал за сохранение монархии, 45% объясняли свое мнение тем, что «император не имеет отношения к политике, отец всей нации, средоточие нравственности»; 28% отстаивали императорскую систему из соображений, что «монарх и народ едины» и можно создать такой строй, при котором «будут сосуществовать парламент, имеющий политическую власть, и император». Остальные 16% просто высказались за сохранение статус-кво [204, 04.02.1946]. Из неофициальных проектов новой конституции требование ликвидации монархии содержал лишь проект Коммунистической партии Японии. Штаб оккупационных войск предложил проект, близкий к проекту Общества по изучению конституции (Кэмпо кэнкюкай), выступавшего за сохранение института императорской власти для исполнения государственных ритуалов. В ходе опроса общественного мнения, проведенного газетой «Майнити» в мае 1946 г., после опубликования проекта конституции, в поддержку «символической» монархии выступило 85%, против — 13, против ликвидации монархии — 86, за ликвидацию — 11% [204, 27.05.1946]. Таким образом, массового движения против императорской системы в стране не наблюдалось. Практически не изменилась ситуация и после принятия новой конституции. Это относилось и к личности императора Хирохито. Согласно данным исследования, организованного газетой «Иомиури», в 1948 г. ликвидировать императорскую систему предлагало лишь 4% опрошенных, передать трон наследному принцу — 18, а 69% считали, что «нет необходимости в смене императора» [202, 15.07.1948]. Среди японцев в результате эффективной пропаганды широко распространилось мнение, что император не был активным сторонником развязывания войны, а «благодаря высочайшему соизволению императора во время окончания войны сто миллионов японцев были избавлены от необходимости предпочесть смерть бесчестью» [143, с. 59]. Во время воздушных налетов сгорел императорский дворец, что в глазах народа делало императора жертвой войны. Кроме того, с 1946 г. император, отказавшись от торжественной охраны довоенного времени, запросто ездил по стране и встречался с простым народом не как «арахито гами», а как «нингэн тэнно» («император-человек»). Все это повлияло на формирование у многих японцев дружеских, теплых чувств к императорской семье. К тому же официальная пропаганда стала привлекать внимание к наследному принцу, не имевшему отношения к развязыванию войны, а после его женитьбы на девушке незнатного происхождения дружеские чувства к императорской семье еще более усилились. В 1948 г. 90% опрошенных полагали, что положение императора должно быть определено по конституции в качестве «объекта поклонения народа» (акогарэ) и как «символа государства», и только 4% хотели отмены монархического строя (остальные 6% не дали ясного ответа) [202, 15.07.1948]. Перед подписанием Сан-Францисского мирного договора, в апреле 1952 г., 27% опрошенных желали усиления власти императора, 56% не хотели никаких перемен, 1% выступал за то, чтобы ослабить власть императора, и 1% — за то, чтобы совсем отменить императорскую систему [202, 16.04.1952]. В ходе опроса, организованного правительством в 1956 г., 82% респондентов высказали мнение, что император нужен Японии (из них 61% — из-за того, что без него будет «грустно», а 44% утверждали: «если есть император, есть и Япония»). Лишь 3% считали, что лучше бы было без императора, 2% не дали ясного ответа, 13% обнаружили безразличие к этой проблеме [143, с. 60]. В феврале 1974 г. радиотелевизионная корпорация Эн-эйч-кей попыталась выяснить, как японцы оценивают роль императора. Она получила следующие результаты: император является центральной фигурой в политике — 4%, служит духовной опорой народа — 42, выполняет ритуальную роль — 41, не играет никакой роли — 7% (5% — неясные ответы) [143, с. 61]. Как видно из приведенных данных, в общей сложности 83% респондентов выступали за «символическую» монархию. Сравнение итогов опросов 1956 и 1974 гг. показывает, что в те годы подавляющая часть населения Японии (соответственно 82 и 83%) была убеждена в необходимости существования императора. Но значит ли это, что отношение японцев к императорскому дому оставалось неизменным? Попытаемся ответить на этот вопрос, сопоставив данные опросов общественного мнения (%) (составлено по [143, с. 60]):
Приведенные данные показывают, что в 60—80-е годы неуклонно уменьшалось число японцев, воспринимающих императора как объект религиозного поклонения9. Несколько снизилась и доля людей, дружелюбно относящихся к нему (с 64% в 1961 г. и 67% в 1975 г. до 48% в 1985 г.). При анализе рассматриваемых данных бросаются в глаза еще два момента. Во первых, удельный вес лиц, дружелюбно и почтительно относящихся к императору, особенно резко упал в 1975—1985 гг. (в 1961—1975 гг. он повысился с 64 до 67%, а в 1975—1985 гг. — уменьшился до 48%). Во-вторых, именно в указанный период доля неинтересующихся императорским институтом поднялась почти в 2 раза: с 24 до 46%. Казалось бы, подобные тенденции противоречат описанным выше мерам правящих кругов по модернизации и внедрению тэнноистской идеологии в массы. Однако, на наш взгляд, причинно-следственная связь здесь обратная: именно наметившаяся тенденция к ослаблению стереотипов традиционного мифомышления японцев в условиях повышения уровня жизни, интенсивного воздействия зарубежной буржуазной культуры побудила правящие круги предпринять шаги в направлении возрождения традиционного мировосприятия. Такой вывод подтверждают данные других опросов. В частности, в ходе одного из них, проведенного в 1983 г. газетой «Асахи», 9% опрошенных заявили, что дружеские чувства к императорскому дому будут расти, 41% — что уменьшатся, а 43% — что не изменятся [197, 04.09.1983]. Скептическое отношение более чем 80% опрошенных к перспективам престижа императора среди японского народа вполне объяснимо: постепенно уходит из жизни поколение японцев, воспитанных на тзнноистской идеологии, а у поколения, родившегося и воспитанного в условиях новой конституции, наблюдается равнодушное отношение к императорской семье. Согласно данным «Асахи симбун», среди лиц старше 60 лет 70% испытывают симпатию к императору, а среди лиц моложе 25 лет более 80% не испытывают к нему никаких теплых чувств [197, 03.01.1983]. Именно поэтому, чтобы усилить поддержку «символической» монархии со стороны молодежи, правящий класс активизирует пропаганду модифицированной тэнноистской идеологии. Вместе с тем выявившееся некоторое падение религиозного и духовного авторитета императора отнюдь не означало, что японцы все больше склоняются к необходимости ликвидации института монархии. Вот какие результаты дали опросы общественного мнения, проводившиеся в 70—80-е годы с целью выяснения отношения населения к статусу императора (%) (составлено по [204, 15.08.1970; 204, 16.10.1975; 204, 26.12.1979; 204, 03.04.1981; 143, с. 60; 203,04.01.1985]):
Как можно судить по приведенным данным, поддержка населением императора в роли «символа» незначительно ослабла после 1975 г. Но в последнее десятилетие она все же поразительно стабильно держится на уровне 77%. За 1981—1985 гг. несколько уменьшилось число японцев, выступающих за ликвидацию монархии, и возросла доля лиц, считающих необходимым расширить политические прерогативы императора, что, видимо, объясняется до некоторой степени эффективностью тэнноистской пропаганды и общим подъемом националистических настроений в стране. В целом же совершенно очевидно, что подавляющая часть населения Японии одобряет существование «символической» монархии. Этот вывод подтверждают и результаты опросов, проводившихся с целью выяснить, как представляют себе японцы будущее императорской системы (%) (составлено по [204, 15.08.1970; 204, 16.10.1975; 204, 26.12.1979]).
В ходе исследования общественного мнения, осуществленного «Майнити симбун» в 1972 г., о том, что поддержка императорской системы со стороны народа будет расширяться, заявили 8% опрошенных, а что будет ослабевать — 26% (66% либо не знали ответа, либо не заполнили анкеты) [204, 03.05.1972]. В 1983 г. среди опрошенных газетой «Асахи» 77% считали, что роль монархического строя будет возрастать и впредь, а 12% — что императорская система будет ликвидирована [197,04.09.1983]. Профессор Хиросимского университета Хирохиса Уэно, проанализировавший огромный материал опросов, считает, что сохранение императора-«символа», активная роль «императорской дипломатии», те функции, которые были сохранены за ним по конституции, и те, которые он выполняет в нарушение конституции, служат консервации в народе «сознания слуг его императорского величества» («синдзю-но исики»). Стремление правящих кругов представить императора главой японского государства по отношению к иностранным державам, подчеркивает он, также не дает народу четко осознать себя как суверена страны. В результате, отмечает Уэно, в значительной мере сохраняется консервативное сознание, а опирающееся на него стремление восстановить синто в его государственном статусе чревато возрождением государственного национализма и милитаризма [143, с. 63]. * * * Когда уже была написана эта книга, в Японии произошли события, самым непосредственным образом связанные с проблемами культа императора. 7 января 1989 г. после тяжелой и продолжительной болезни скончался 87-летний император Хирохито. Болезнь и смерть императора вызвали большой резонанс в Японии и на международной арене, пролив дополнительный свет как на отношение японцев к «символической императорской системе», так и на место и роль этой системы в политической жизни японского общества. Разумеется, по свежим следам, когда еще продолжает поступать пестрая и обильная информация, невозможно дать ее всесторонний научный анализ. Но некоторые тенденции имеющиеся сведения выявить все же позволяют. С 19 сентября 1988 г., когда состояние здоровья Хирохито резко ухудшилось, атмосфера печали стала характерной для общественного климата. В буддийских храмах древних столиц страны Киото и Нара, связанных с императорской семьей, а также в главном синтоистском храме Исэ проводились религиозные церемонии и молебствия за выздоровление императора. Многие пожилые японцы приходили к императорскому дворцу и, опустившись на колени, молились за выздоровление императора. В первые дни болезни императора сотни обеспокоенных граждан дежурили перед главными воротами его дворца. Вся страна, включая молодое поколение, старалась не пропустить самые последние сообщения о состоянии здоровья императора Хирохито. Для передачи этих сообщений даже прерывались телерепортажи о ходе Олимпийских игр в Сеуле. Члены императорской семьи, политические деятели, в том числе премьер-министр Нобору Такэсита и члены его кабинета, а также зарубежные дипломаты нанесли визиты в императорский дворец. В эти дни многие японцы выстаивали под проливными дождями в огромных очередях у императорского дворца, чтобы расписаться в книге пожеланий скорейшего выздоровления императору. Средства массовой информации вынесли тему здоровья монарха на передний план во внутриполитических новостях. Многие органы местного самоуправления призвали население отменить все крупные празднования, депутаты парламента не покидали столицу. Но уже к концу октября стали заметны признаки того, что большинство населения устало от напряженной атмосферы, царившей в стране. Жизнь стала входить в свое обычное русло, а чрезмерный ажиотаж в печати и на телевидении в связи с перипетиями состояния императора стал раздражать многих жителей Японских островов, видевших в них помеху собственным делам и излишнюю нервозность. Некоторые стали проявлять даже циничное отношение к умирающему Хирохито, получили распространение довольно сомнительного содержания шутки и карикатуры. Конечно, это не значит, что такого рода настроения были характерны для всех. Отмечалось, в частности, усиление интереса к проблемам монархии, в большем, чем обычно, количестве раскупались серьезные исследования императорской системы в стране. Одним словом, чем дольше затягивалась болезнь императора, тем более пестрой была и реакция со стороны японцев, что свидетельствует об отсутствии монолитного единства мнений нации. Болезнь императора Хирохито послужила поводом для возобновления общенациональных дискуссий по вопросу о роли монархии, начало которым положили публикации 21 сентября 1988 г. в английских газетах «Сан» и «Дейли Стар». Статья в «Сан» предрекала, что «ад ждет этого императора зла», так как он умирает «ненаказанным за некоторые из самых ужасных преступлений нашего жестокого века». В «Дейли Стар», также возлагавшей на императора ответственность за преступления Японии в войне, он назван «сыном зла, правившим империей крови». Сочтя содержание этих статей «оскорбительным» для Хирохито, тем более в такой критический момент для его здоровья, правительство Японии потребовало от издателей этих газет публикации извинения. Посол Великобритании в Японии Джон Уайтхед выступил на страницах японской печати с заявлением, в котором подчеркнул, что статьи в «Сан» и «Дейли Стар» написаны в «дурном вкусе» и не отражают мнения большинства жителей Великобритании. А посол Японии в Великобритании направил протест в адрес двух названных газет, в котором именовал императора японским монархом. Последнее вызвало в Японии обострение многолетних дебатов между оппозиционными партиями и правительством ЛДП по вопросу о том, является ли в соответствии с действующей конституцией император главой государства. В начале октября 1988 г. представитель кабинета министров на слушаниях в парламенте заявил, что «император является главой государства, когда дело касается внешнеполитических вопросов». Депутат от СПЯ Манаэ Кубота обратился с запросом по этому поводу к правительству, и председатель Бюро по законодательным делам Ойдэ Такао подтвердил, что император считается главой государства, когда дело касается внешнеполитических вопросов, но не обладает властью, как до войны. По мнению КПЯ, ссылка на императора как на главу государства даже в дипломатических протокольных процедурах является нарушением конституции. СПЯ также выразила обеспокоенность в связи с тем, что такой прецедент может привести к отходу от конституционного статуса императора как символа государства. Но высокопоставленный представитель МИД заявил, что, несмотря на протесты, министерство будет по-прежнему использовать этот термин в «некоторых обстоятельствах» [216, 12.10.1988]. Но в правящем лагере были высказаны и противоположные мнения. В интервью агентству Ассошиэйтед Пресс депутат парламента от ЛДП Седзи Нисимура отказался назвать императора главой государства и заявил, что ему не нравится идея публичной схватки с оппозицией. «Консерваторы в ЛДП, как и многие японцы, выступают за сохранение императорской системы в ее нынешнем состоянии, — заявил Нисимура, который возглавляет две группировки в парламенте, выступающие в поддержку императора. — Поэтому у ЛДП нет необходимости начинать подобные дебаты в парламенте». В октябре 1988 г. в пресс-центре для иностранных журналистов была проведена серия из трех брифингов, посвященных проблеме роли императора в истории и современном обществе. Наиболее типичными были мнения профессора литературы Масакадзи Ямадзаки и историка Нобору Код-зима. Ямадзаки построил свою позицию на том, что «император — это символ культурного единства», а его религиозные функции не приходят в конфликт с конституционным требованием отделения религии от государства, так как император — представитель религии «здравого смысла, а не институционализованной религии с ее догмами». Кодзима заявил, что «японцы видят в императоре носителя верховной власти, не связанной с властью политической» [217, 26.10.1988]. Одним из самых острых вопросов была постановка проблемы о степени персональной ответственности императора Хирохито за агрессивные войны, которые вела Япония в первые 20 лет его правления. Наблюдалась крайняя поляризация точек зрения — от однозначного объявления Хирохито военным преступником (наиболее последовательно этой позиции внутри Японии придерживалась КПЯ) до стремления представить его «миротворцем», пытавшимся сдержать милитаристов и проявившим решимость противостоять большинству, ратовавшему за продолжение войны в 1945 г. Впервые в Японии эта тема дискутировалась столь остро и откровенно, хотя в значительной мере к этому японское общественное мнение подталкивала реакция в зарубежных странах, особенно ветеранов войны на Тихом океане. В целом дебаты во время болезни императора показали, что император Хирохито был важным символом для японцев: символом милитаристского величия Японии — для крайне правых, символом самобытности и сохранения культурных традиций — для умеренного большинства и символом тирании — для людей леворадикальных позиций. Эти выводы подтверждаются опросами общественного мнения, проведенными 16—19 февраля 1989 г. компанией «Токио бродкастинг систем», а также газетой «Иомиури» 7 января 1989 г. Согласно данным первого исследования, 77% опрошенных поддержали императорскую систему. 73% считали императора национальным символом, и только 2% все еще относились к нему как к «человеко-богу». Многие японцы (42%) полагали, что император Хирохито был слишком удален от них, а большинство (59%) хотели бы, чтобы новый император Акихито был ближе к народу [217а, 23.02.1989]. Более подробные данные предоставил опрос, осуществленный газетой «Иомиури»: свыше 80% респондентов одобрили роль императора — «символа наций», 9% хотели бы, чтобы функции императора были более четко определены и ему было бы предоставлено больше власти, 5% высказались за ликвидацию монархии. Интересно, что в этом опросе учитывалась партийная принадлежность. Из респондентов, поддерживающих правящую ЛДП, 87% выступили за сохранение символической роли императора, 10% хотели бы увеличения власти монарха, 1% высказался против императорской системы. Сходные результаты дал опрос сторонников СПЯ: 77% — за статус-кво, 11% — за бóльшую власть императора, 9% — за ликвидацию монархии. Иной оказалась реакция сторонников КПЯ: лишь 56% высказались за сохранение «символической императорской системы», а 44% выступили за ее ликвидацию (214а, 10.01.1989). И вот 7 января 1989 г. император Хирохито умер. На престол вступил 55-летний Акихито. 64-й год эпохи Сева стал первым годом эпохи Хэйсэй. Новый девиз, который можно перевести как «достижение мира», был разработан специальной комиссией на основе весьма строгих правил, а название эпохи Сева было присвоено в ходе традиционной церемонии во дворце 30 января 1989 г. как посмертное имя (окурина) скончавшемуся императору, под которым он отныне войдет в историю. Название эры — это всего лишь один из вопросов в длинном перечне проблем, с которыми столкнулось правительство в связи с процедурами, сопутствующими похоронам и церемониям престолонаследования. Как считают многие японские ученые, проблемы возникли из-за недоработанности положений Закона об императорском дворе. В нем лишь констатируется необходимость проведения церемоний похорон императора и престолонаследования, но не раскрывается содержание этих церемоний, в то время как в довоенный период в специальном законе об императорском дворе подробнейшим образом излагался весь сложнейший этикет по этому поводу. Общественное мнение страны вновь всколыхнулось, высказывались самые различные точки зрения: от требований провести церемонии строго, так же, как и при похоронах императоров Мэйдзи и Тайсе, до требований вовсе отменить отправление ритуалов. Однако большинство и ученых, и общественных деятелей, и простых японцев выступили за компромиссный вариант, чтобы сохранить дух традиции, не нарушая в то же время действующую конституцию. Но при самой первой церемонии престолонаследования «сэнсо», когда императору Акихито через три с половиной часа после смерти императора Сева вручались «божественные регалии» хризантемового трона, а также государственная и императорская печати, крен был сделан скорее «вправо». Генеральный секретарь кабинета министров Кэйдзо Обути откровенно религиозную церемонию не признал таковой и этим объяснил решение правительства проводить ее как государственный акт. Вторая церемония престолонаследования «сокуи-но го тё-кэн-но ги» — первый прием императором высокопоставленных должностных лиц и провозглашение перед ними своего «занятия трона» также в нарушение конституции была проведена как государственный акт. На церемонии, состоявшейся во дворце 9 января, присутствовали представители политических кругов во главе с премьер-министром Нобору Такэсита. Однако 44 человека из 287 приглашенных на первую аудиенцию императора не явились. Большинство из них, включая пять представителей СПЯ и одного представителя КПЯ, выразили свое неодобрение церемонии как связанной с синтоистским ритуалом. В ходе этой церемонии новый император выступил с трехминутной речью, в которой заявил о своем стремлении к обеспечению всеобщего мира и дальнейшего развития страны, а также о желании «вместе со всем японским народом соблюдать конституцию, в которой провозглашается отказ Японии от войны на вечные времена, а император характеризуется как „символ государства и единства"». В отличие от своих предков император Акихито говорил не на церемониальном, а на обычном языке [214а, 10.01.1989]. Более гибкий подход, учитывая мнение общественности, проявило правительство при организации похорон и связанных с ними ритуалов (всего их было 34). Было формально разграничено проведение синтоистских обрядов и гражданской панихиды. До 24 февраля (дня похорон) тело монарха хранилось в запечатанном кипарисовом гробу в тайных покоях дворца. Дело в том, что, по поверьям, именно около 45 дней необходимы, чтобы дух усопшего приобрел «небесный облик». За этот период проводилось множество мелких обрядов, таких, например, как перемещение гроба из одних покоев в другие, очищение места погребения и т.д. В день похорон гроб с телом императора Сева был установлен на кубический паланкин, который нес 51 носильщик в черных одеяниях, отобранные из специальной полицейской части, охраняющей дворец. За ними шествовали синтоистские священники с оранжевыми и белыми штандартами, рядом с ними высший чиновник императорского дворца нес завернутые в парчовый чехол священные туфли, предназначенные, согласно синтоистским верованиям, для вознесения на небеса императора Сева. Звучала и похоронная придворная музыка флейт и барабанов, а также вдоль следования кортежа 10 оркестров «сил самообороны» играли мелодию «На вершине скорби». Предполагалось, что проводить императора в последний путь придет около 1 млн. человек, но, по сообщениям полиции, собралось немногим более 570 тыс. участников. Конечно, свою роль сыграла и промозглая дождливая погода, но многие не вышли на улицу и потому, что смерть императора оставила их равнодушными и они решили использовать день похорон, объявленный выходным, для отдыха. Разумеется, реакцию токийцев трудно сравнить с тем, что творилось в 1927 г., во время похорон императора Тайсё, когда в полуторамиллионной толпе были раздавлены 7 человек и несколько сотен получили ранения. Ритуальный марафон в общей сложности продолжался 13 с лишним часов, начавшись у императорского дворца и закончившись церемонией опускания гроба под своды мавзолея Мусасино-но мисасаги на императорском кладбище в токийском пригороде Хатиодзи. Крупнейшие церемонии проводились в столичном парке Синдзюку гёэн. На траурном событии присутствовали более 10 тыс. гостей, из которых около 700 представляли 163 страны, 27 международных организаций. 55 глав государств, 11 премьер-министров, 14 представителей королевских фамилий всего света отдали свой последний долг императору Сева. Это, безусловно, свидетельствует о возросшей роли Японии в международном сообществе. Сначала в специальном траурном павильоне (Содзёдэн) состоялась синтоистская церемония (Содзёдэн-но ги), в ходе которой новый император, отвесив поклон, обратился с траурной речью к духу усопшего. Затем все остальные члены императорской семьи выполнили свой ритуальный долг. После этого понадобился десятиминутный перерыв, во время которого сняли синтоистское убранство — тем самым подчеркивался переход к государственной церемонии «тайсо-но рэй». Но новый император играл центральную роль и в этой церемонии, как было указано, в соответствии с конституционными полномочиями. Члены парламента от СПЯ ожидали окончания ритуала «Содзёдэн-но ги» в отдельном павильоне и приняли участие лишь в «тайсо-но рэй». Остальные присутствующие были свидетелями обеих церемоний, что фактически сделало разделение их формальным. После окончания процедур в парке Синдзюку гёэн кортеж со скоростью 10 км в час двинулся в сторону мавзолея Мусасино-но мисасаги, где все кончилось только к 9 часам вечера [214а, 25.02.1989]. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|