ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Этапы развития тэнноизма 5 страницаТаков главный пафос брошюры 1944 г., которая интересна для нас прежде всего как проявление модернизатореких трансформаций идеологии тэнноизма, получивших законченное развитие уже в послевоенный период, когда обоснование уникальности Японии осуществляется гораздо тоньше и в существенно более рациональной форме. После создания в 1940 г. «новой политической структуры» в виде разветвленной полицейско-бюрократической сети органов «движения помощи трону», начиная от Ассоциации помощи трону (Тайсэй ёкусанкай) и кончая местными отделениями «движения», воздействие тэнноистской идеологии было интенсифицировано их повсеместным и повседневным контролем над жизнью широких народных масс. Этой же цели служила воссозданная японскими властями система «соседских общин» (тонаригуми), являвшихся вспомогательными органами полицейского контроля и слежки. С осени 1940 г. власти организовали «общества помощи трону», в которые в принудительном порядке объединялись все учителя, журналисты, писатели, музыканты и другие деятели интеллектуального труда. В условиях существования «новой политической структуры» был пересмотрен в сторону ужесточения закон «Об охране общественного спокойствия», а в 1941 г. принят закон «Об обеспечении национальной обороны» (Кокубо хоан хо), согласно которому распространение сведений, «наносящих вред общественному спокойствию и порядку», каралось каторжными работами. Пресса и радио стали подвергаться строжайшей цензуре. Под контроль Ассоциации помощи трону были поставлены все средства массовой информации. Специально для пропаганды идей «сферы совместного процветания» в 1941 г. была учреждена массовая националистическая организация Восточноазиатская лига великой Японии. Особую роль пропаганде тэнноизма придавали в армии, где «моральному воспитанию» отводилось первостепенное значение. Практиковались ежедневные получасовые наставления командиром подразделения. В частях и на кораблях проводились также лекции, доклады, выставки, демонстрировались фильмы [50, с. 193]. Таким образом, с 30-х годов, ознаменовавших собой начало все более расширявшейся агрессивной войны со стороны Японии, идеология тэнноизма была окончательно приспособлена для пропаганды милитаристских идей, а с приходом к власти лидеров ультранационалистического толка государственная доктрина приобретает черты тоталитарной идеологии. В Японии в 30-е годы не наблюдалось ломки системы идей государственного национализма, догмам «кокутай» придавался более агрессивный характер, культивирование почитания императора было всецело подчинено задаче добиться от всех поголовно японцев готовности умереть за императора. Все возможные средства пропаганды и индоктрина-ции использовались властями для распространения официальных идей, трактуемых только исходя из интересов войны. Сочетание усиленной идеологической обработки населения в духе милитаристского тэнноизма с жестокими репрессиями инакомыслящих, а также недостаточное развитие сознательности масс к началу войны на Тихом океане привело к тому, что подавляющее большинство японцев относилось к своему военному долгу как к «священной обязанности» и было неспособно критически мыслить. Это не означало, конечно, отсутствия сопротивления политике правительства, наиболее сознательная часть общества не прекращала активной борьбы, несмотря ни на какие опасности и гонения. После войны стало известно немало имен лиц, стойко отстаивавших в той или иной форме антимилитаристские, демократические взгляды. Существовал также достаточно заметный слой пассивных нонконформистов. Есть немало свидетельств того, что в последние годы войны в связи с военными неудачами Японии и затянувшимся характером войны в народных массах стали распространяться критические настроения, многие испытывали сомнения в возможности победы в войне. И тем не менее было бы неверным недооценивать эффективность воздействия тэнноизма на массовое сознание японцев: тотальная индоктри-нация населения привела к широкому распространению исступленной веры в «божественность» императора, в особую миссию народа «страны богов», фанатизма, символом которого стали японские смертники (камикадзэ).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|