ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Этапы развития тэнноизма 2 страницаЭтот обстоятельный и до мелочей разработанный документ (конституция состоит из 76 статей, разделенных на семь глав) представляется умелым переложением принципов, заимствованных у европейских конституций, и прежде всего прусской конституции 1850 г. Но эти принципы до такой степени приспособлены к особенностям японского монархического устройства, что конституция служит не столько введению определенных политических свобод и прав, сколько их ограничению. Будучи результатом компромисса между теориями традиционалистов, подобных Нагадзанэ Мотода, и сторонников некоторых западных идей конституционализма, а также попыткой прекратить общественное брожение, вызванное «движением за свободу и народное право», конституция отражает стремление правящей бюрократии эклектически сочетать местные теории императорской власти с заимствованными западными концепциями для наиболее полного и действенного обоснования своего господства. Согласно ст. 1, «в Японской империи царствует и ею правит император, принадлежащий к единственной и непрерывной во веки веков династии», ст. 3 добавляет к этому, что «особа императора священна и неприкосновенна», ст. 4 определяет императора «верховным главой государства», а ст. 11 закрепляет его прерогативы как верховного главнокомаи дующего армией и флотом [178, vol. 1, с. 95]. Таким образом, вся полнота верховной власти принадлежала императору на основании «божественного» права, т.е. в конституции содержалась формулировка «кокутай» в терминологии прусского конституционного монархизма. Это особенно ясно видно из комментариев к конституции, составленных Хиробуми Ито [178, vol. 2, с. 181—195], который подчеркивал, что конституция — дар «благожелательного и милосердного» императора народу. Провозглашая императора сакрализованным центром нового конституционного порядка, Ито отмечал: министры ответственны перед монархом, а не перед парламентом, деятельность которого рассматривалась как служение императору и внесение таким образом «своей доли в гармоничное существование уникального государства-семьи». Конституция практически не давала возможности для сколько-нибудь свободного участия простых японцев в политической жизни страны, поскольку политические права народа отождествлялись с их долгом перед «божественным» императором. Согласно Ито, отношения между властителем и подданными были определены при основании государства, а «конституционная форма правления» призвана лишь сделать заветы и законы, установленные раз и навсегда «божественными предками», более точными и ясными. В результате составители конституции Мэйдзи, провозглашая прерогативы императора исключительным правом императорской династии в целом, лишали самого императора реальной инициативы, что при видимости полноты власти тэнно делало его участие в политике в какой-то мере номинальным. Базой политического авторитета императора объявлялась его моральная трансцендентность как отправителя ритуалов, обеспечивавших, согласно верованиям, связь между его божественными предками и подданными. Иначе говоря, министры были ответственны перед императором, а тот — только перед богами, волю которых он передавал народу. Последствия введения конституции Мэйдзи, а также идеологического оформления культа императора к 1889 г. очень верно определяет американский исследователь политической роли императора в довоенной Японии Д. Титус: «Во-первых, институт императорской власти был поднят вне досягаемости критики „японского подданного". Как высший священнослужитель, верховный главнокомандующий и конституционный монарх, император должен был представлять трансцендентный институт государственной власти, „далекий от дыма человеческих жилищ, причем никто никогда не мог нарушить его священности". Эта дистанция, внушающая благоговение, должна была обеспечить основу народной лояльности и покорность государству. Во-вторых, император не обладал свободой действия в открытом политическом процессе. Его личная воля, подверженная ошибкам, не была идентична императорской воле, являвшейся, по определению, вечной волей императорских предков. Это, в свою очередь, означало ограничение его публичной роли формальными ритуалами, такими, как синтоистские обряды и формальное санкционирование государственных решений. Устранив императора от открытого и прямого участия в процессе принятия решений и в то же время осуществляя все государственные акты именем императора, олигархия, очевидно, надеялась гарантировать собственную власть, развивать японские политические институты на основе бюрократической инициативы, опирающейся на прерогативу сверху и лояльность снизу» [191, с. 47]. Ввиду сложности восприятия новой конституции на массовом уровне общественного сознания японцев тех лет в 1890 г. принципы «кокутай» были заложены в «Императорский рескрипт об образовании» («Кёику тёкуго»). Ставший в дальнейшем каноном государственного синто, а также наиболее действенным и признанным официальным документом тэнноизма, рескрипт явился результатом коллективных усилий Коваси Иноуэ, Нагадзанэ Метода и некоторых других деятелей. В крайне лаконичной форме составители рескрипта пытались в виде назидательного обращения патерналистского правителя, подчеркнуто стремящегося управлять подданными, не прибегая к силе, одними наставлениями, изложить суть «кокутай» как идеала священной японской национальной общности. При этом «особые, естественно сложившиеся отношения между милосердным правителем и его лояльными подданными» провозглашались фундаментальными принципами образования в Японии. Рескрипт призывал всех японцев культивировать в себе конфуцианские добродетели «пяти великих отношений», из которых самыми важными назывались верноподданность (тю) и сыновняя почтительность (ко). Ориентация на труд во имя общественного блага признавалась исконным идеалом, завещанным императорскими предками. Среди новых ценностей, необходимых для развития современного государства, провозглашались уважение к конституции, изучение наук и овладение всевозможными профессиями. Самым высоким долгом верноподданных рескрипт объявлял готовность пожертвовать в случае необходимости своей жизнью во имя процветания священного трона (см. текст рескрипта [154, с. 177]). Многие советские исследователи подчеркивают конфуцианское содержание рескрипта об образовании, в то время как японские ученые видят в нем синтез средневековой конфуцианской идеологии и недавно импортированной теории социального дарвинизма, которые формулируют теорию «семейного государства», представляющую императора «отцом нации», а государство — как бы большой кровнородственной семьей. Полное и одностороннее подчинение главе клана понималось как естественный порядок. Системе священной кровнородственной генеалогии, «существующей с незапамятных времен императорской династии», приписывалась мифологическая непрерывность [154, с. 63]. После обнародования рескрипта во всех учебных заведениях была введена торжественная церемония его чтения, на протяжении которой и учителя, и ученики должны были застыть в низком поклоне. Рескрипт стал, по существу, объектом религиозного поклонения. Не допускалась произвольная интерпретация догм, изложенных в этом документе. Лишь официально признанные идеологи могли издавать комментарии к рескрипту, придерживаясь установленного канона. В 1891 г. один из ведущих «теоретиков» тэнноизма, сменивший Нагадзанэ Мотода, профессор Токийского императорского университета Тэцудзиро Иноуэ(1855— 1944) опубликовал двухтомные «Разъяснения к рескрипту» («Тёкуго энги») [67]. Если учесть исключительно небольшие размеры рескрипта, такие обширные комментарии к нему свидетельствовали о том, что рескрипт не столько раскрывал основные постулаты тэнноизма, сколько прибегал к религиозному авторитету императора для более действенного распространения идей «кокутай» в процессе социализации японцев. Как отмечают многие японские авторы (см., например, [154, с. 63; 96, с. 138]), благодаря «Императорскому рескрипту об образовании», умелой апелляции его составителей к традициям политической культуры общинного порядка в деревне моральные принципы тэнноизма получили довольно широкое распространение в народе к началу XX в. Превращение тэнноизма в эффективный идеологический инструмент правящих кругов не означало, однако, что моральные принципы, базирующиеся на культе императора, были приемлемыми для всех в японском обществе. Наиболее известным открытым выступлением против рескрипта считается отказ христианского пацифиста Кандзо Утимура (1861—1930) воздавать ему почести, что повлекло за собой его увольнение в 1891 г. с поста учителя и обвинение со стороны властей «в оскорблении величества», приравнивавшемся в тогдашней Японии к государственной измене ([19, с. 30—32], см. также [142, с. 206—209]). От проведения церемонии поклонения рескрипту отказался также Юкити Фукудзава, которой он осмелился противопоставить в 1890 г. в созданном им частном Университете Кэйо торжественную церемонию по случаю опубликования «правил морали» для студентов этого вуза. «Правила морали», превозносившие превыше всего «личную независимость и свободу», вызвали большой резонанс в прогрессивном лагере и стали объектом порицания со стороны защитников монархического духа в народном образовании [10, с. 54—55]. Общая духовная атмосфера в Японии 1890-х годов определялась перерастанием движения за «охрану национальных особенностей» (кокусуй ходзон), возникшего в конце 80-х годов из оправданного стремления выявить все лучшее в японском образе жизни в противовес перегибам европеизации, в откровенно реакционное, охранительное для возвысившейся монархической бюрократии движение «японизма», чрезмерно возвеличивавшее все «исконно японское». Резкий рост националистической реакции совпал с периодом расширения военных приготовлений к экспансии Японии на материке и получил невиданные стимулы к дальнейшему развитию в шовинизм, замешанный на гипертрофированном чувстве национального престижа. В течение десятилетия, охватывающего японо-китайскую (1894—1895) и русско-японскую (1904—1905) войны, тэнноистская пропаганда поднимается на новую высоту и окрашивается в откровенно милитаристские тона. Многие общественные деятели либерального движения воздерживались от критики агрессивных устремлений правительства, так как были сторонниками «цивилизаторской миссии» Японии в Азии. Более того, за редким исключением, либерально-буржуазная интеллигенция активно содействовала внедрению «японского духа» в широкие массы, поскольку перед лицом внешней экспансии либеральная интеллигенция во многом смыкалась с деятелями консервативного направления на единой платформе японского варианта паназиатизма. Война с Китаем изображалась как альтруистская акция против «отсталого» Китая в пользу Кореи, нуждавшейся в «модернизации». Даже известный публицист Сохо Токутоми (1863—1957)10, выступавший в 80-е годы против возрождения доктрин покорности и подчинения в качестве этической основы образования, высказывался в защиту империалистической экспансии после начала японо-китайской войны. Теперь он связывал прогресс простого народа с развитием «японского духа», а право поддерживать «мир и гармонию» в стране признавал лишь за императором, стоящим над классами и потому содействующим развитию государства [10, с. 105]. В дневнике министра иностранных дел Мунэмицу Муцу содержится яркая характеристика общественного климата в годы японо-китайской войны: «Дух страны воспарил к высотам экстаза. Везде людей переполняли чувства гордости и высокомерия, они были опьянены песнями и криками победы» (цит. по [48]). В этот период ведущими теоретиками монархизма выступили Тэцудзиро Иноуэ, Унокити Хаттори, Ётаро Кимура. Особого размаха националистическое движение достигло в годы русско-японской войны. Вот как сам Иноуэ определял сущность этого движения: «Японизм исходит из основополагающего и определяющего принципа японского духа и способствует активному развитию нашей нации. Что касается того, от каких идей отталкивается японизм, то необходимо сказать, что он содержит в себе многие понятия, заимствованные извне, однако прежде всего стремится раскрыть национальное сознание» [66, с. 34]. Унокити Хаттори придавал исключительное значение конфуцианству, как единственно возможной «научной» основе «кокутай». Почва Японии, по его мнению, оказалась более благоприятной для развития учения великого Конфуция, чем самого Китая, поэтому «небесное веление японского государства» он видел в том, чтобы создать «новую единую культуру» для всего человечества. Согласно Хаттори, хотя небесное веление обращено ко всем людям, только император способен воспринять его в силу своих исключительных добродетелей и необыкновенной нравственной силы. Без руководства императора простые люди уподобились бы животным, не могли бы познать всеединую этическую сущность Неба [39, с. 407—426]. Другими словами, Унокити Хаттори объяснял «исключительность японского духа» в категориях конфуцианства, имплицитно японизированного синтоистскими постулатами о «божественности» и вечности японской монархии. Несколько по-другому обосновывал «кокутай» другой профессор Токийского императорского университета, Тэцудзиро Иноуэ, с именем которого связана наиболее близкая к официальной идеологии трактовка задач военно-патриотического воспитания. Иноуэ пытался возвеличить исконно японскую мораль как воплощение заветов Конфуция с помощью «научного» анализа западных этических и философских учений, приводившего его к чисто националистическому выводу о наличии «западного конфуцианства». Иммануил Кант, в интерпретации Иноуэ, оказывается лишь систематизатором конфуцианских этических принципов в своей «Критике чистого разума». Этим способом японский профессор доказывал соответствие «кокутай» современным формам государственности. Академические опусы Иноуэ в конечном счете лишь в более современной наукообразной форме обосновывали два главных принципа взаимоотношения между государем и подданным — лояльность (тю) и сыновнюю почтительность (ко), призванных сыграть, по его мнению, исключительную роль в формировании «японского духа — духа меча». Так проповедь «божественности» и исключительности японского государства, «божественности» и вечности монархии в этот период подкреплялась псевдонаучными выкладками «академического япо-низма». В разработку концепции государственного национализма внесли свою лепту и ученые-юристы, специалисты по конституции Мэйдзи, среди которых наибольшую известность как апологеты монархической власти получили профессор конституционного права Токийского императорского университета Яцука Ходзуми (1860—1912) и его ученик Синкити Уэсуги, ставший в 30-е годы одним из ведущих защитников законности монархической власти. Доказывая отличие Японии от всех других стран в связи с исключительными особенностями происхождения и структуры ее государственности, они использовали положения немецкой юридической науки. «Кокутай», согласно их теориям, определяется не верховной властью монарха, защищенной конституцией, а верховной властью «божественного» правителя, создавшего конституцию. В своих работах «Кэмпо тайи» («Сущность конституции», 1896 г.), «Кэмпо тэйё» («Очерк конституции», 1910 г.) Ходзуми подчеркивал, что принадлежность верховной власти императору в Японии исходит из местной традиции или подкрепляется «доверием нации». Истинное монархическое правление, считал Ходзуми, существовало только в Азии, поскольку здесь монархи правили по своему праву, своей властью, а не были, подобно европейским королям, лишь правителями от лица своих народов, приверженных идеям республиканства и демократии. Он с истинно националистическим рвением подчеркивал уникальность японской монархии как наиболее совершенного варианта азиатской государственности. Ходэуми разработал концепцию «семейного государства» (или «государства-семьи»), согласно которой император был прямым потомком богини Аматэрасу, а его подданные рассматривались как продолжение императорской семьи. Он выдвинул идею о наличии двух типов государственности — развивавшейся «естественно» и созданной людьми. Эволюция «естественного» государства представлялась им следующим образом: сначала семья разрослась до размеров клана (сидзоку), клан перерос в племя (будзоку), которое, в свою очередь, эволюционировало в государство. Глава такого рода государства соответствовал, следовательно, главе семьи, клана или племени, и его прерогативы (тайкэн) выводились из расширенных прав отца семейства. Идеалом «естественного» «государства-семьи» объявлялась Япония, где основы государственности несравненно прочнее, нежели в странах с государственностью, созданной людьми [7, vol. 3, с. 247]. Концепция Ходзуми «государства-семьи» широко использовалась в стране для пропаганды идей тэнноизма, особенно в учебниках национальной морали, заново составленных в 1908 г. Одновременно в качестве обязательных для изучения во всех школах вводились официально интерпретированные мифы «Кодзики» и «Нихон секи», которые стали называть «священными книгами» Японии. Г.Е. Светлов пишет в связи с этим: «Таким образом, в Японии создалось положение, когда мифы стали идеологической основой государственной власти, использовались для того, чтобы обосновывать систему политического господства, осуществлявшегося от имени императора сначала „клановыми правительствами", а затем представителями монополистической буржуазии, помещиков и военной кликой» [42, с. 143]. Нужды ускоренной милитаризации страны в значительной мере стимулировали процесс индустриального развития, принявший в условиях постоянного ведения Японией агрессивных войн уродливый характер скороспелого империализма. Особую остроту приобретают проблемы, связанные с появлением новых форм социального протеста со стороны еще не сформировавшегося как класс пролетариата. Во время русско-японской войны среди радикально настроенной интеллигенции получают хождение идеи «христианского социализма», русского народничества, а также анархизма. И главное противоядие против либеральных и радикальных настроений в обществе правительство Мэйдзи видит в усилении пропаганды тэнноизма, способного, по его убеждению, сохранить «здоровые моральные традиции». В 1908 г. был опубликован императорский эдикт, призывавший народ не забывать о своем долге почитания «божественной» императорской династии, распространения добродетелей трона на основе самоотверженной заботы о процветании Японии. Составители эдикта рассчитывали на духовный авторитет императора Мэйдзи, возросший вследствие успехов страны в войнах и пересмотра в 1890-х годах неравноправных договоров с западными державами. В годы японо-китайской и русско-японской войн синтоистские святилища превратились в активное звено пропаганды милитаризма, культа императора и националистических идей. Широко проводились богослужения о даровании удачи воинам «священной японской армии», отдававших свои жизни за императора, устраивались также церемонии поминовения погибших. Официально признанные религиозные направления также привлекались к пропаганде идеологии императорской системы. В 1906 г. священнослужители сектантского синто, буддизма и христианства создали под давлением властей совместную религиозную ассоциацию, призванную централизованно контролировать деятельность по пропаганде тэнноизма среди населения [180, с. 64]. Вместе с тем политика правительства в области религии основывалась на тщательно разработанной программе по дальнейшему закреплению за государственным синтоизмом монопольного права на религиозное образование населения. Эта программа включала в себя шаги по ослаблению религиозного влияния христианства. В 1899 г. министерство образования издало директиву об отделении религии от институтов просвещения, что, естественно, не касалось проповеди веры в императора — «живого бога», так как государственный синтоизм не считался религией. Принятый в 1900 г. закон «Об охране мира и общественного порядка» запрещал служителям культа принимать участие в политических партиях, духовенство всех религиозных направлений лишалось избирательных прав и не могло отныне заниматься оппозиционной политической деятельностью. После русско-японской войны была также реорганизована система синтоистских храмов: с одной стороны, осуществлялось насильственное слияние мелких храмов низших категорий в более крупные, которым навязывались официальные формы культа, а с другой стороны, создавались немногочисленные, но четко контролируемые правительством храмы общенационального значения. В результате число храмов сократилось со 190 тыс. в 1906 г. до 110 тыс. в 1912 г. В 1907 г. вдобавок министерство внутренних дел ввело единую систему религиозных церемоний по отправлению культа в духе тэнноизма, распространявшуюся на все синтоистские храмы и насильственно разрушавшую обрядность народных верований, связанных с местными культами, не имевшими отношения к государственному синтоизму, а подчас и противоречившими ортодоксальной мифологии (подробнее об этом см. [42, с. 151; 180, с. 65—66]). В самом конце правления императора Мэйдзи (1910—1911) произошло событие, называемое в японской литературе «тайгяку дзикэн» («дело об оскорблении трона»), впервые откровенно продемонстрировавшее всему обществу репрессивный характер императорской системы. По этому делу было арестовано 26 японских социалистов, которым на суде, проводившемся при закрытых дверях, предъявляли обвинение в подготовке покушения на императора. Процесс и суровый приговор имели прежде всего показательное значение, так как из подсудимых лишь четверо были реально причастны к подготовке террористического акта. Хотя правящие круги стремились использовать судебный процесс как повод для того, чтобы подавить в зародыше набиравшее в Японии силу в первые годы XX в. социалистическое движение, но при этом замолчать обстоятельства судебного разбирательства, «дело об оскорблении трона» вызвало широкий резонанс как среди прогресивной мировой общественности, так и внутри страны. Конечно, поскольку «дело» было окутано покровом тайны и ужаса, почти никто в тогдашней Японии не знал о выступлении на суде одного из осужденных, Такити Миясита, заявившего: «Наша страна в отличие от других живет под эгидой „божественного императора". Вера народа в его божественность — главное препятствие социализму, способному принести счастье всем. Я решил показать ослепленному народу, что в жилах императора течет та же кровь, что у всех смертных, и тем разрушить вековой предрассудок» (цит. по [19, с. 3]). Тем не менее, как пишет Г.Д. Иванова, в народе получили хождение мистические слухи о том, что от Тахарадай (место в районе Канда, где происходил суд) к императорскому дворцу летел огненный шар — знак возмездия за убийство невинных. Скорая кончина императора (1912 г.) и смерть премьер-министра Таро Кацура (1913 г.) связывались с «делом об оскорблении трона». Крестьяне того времени образ Сюсуй Котоку, лидера социалистов, окружали легендами, видя в нем своего «заступника» [19, с. 98]. Другими словами, хотя после приведения в исполнение крайне сурового приговора (12 человек, в том числе Котоку, были подвергнуты казни через повешение) в японском социалистическом движении наступила «эпоха зимы» (фую-но дзидай), нельзя недооценивать то колоссальное значение, которое имело «тайгяку дзикэн» для пробуждения широких масс, опьяненных «патриотическими» чувствами преданности трону, всячески подогревавшимися всеобъемлющей тэнноистской пропагандой. В целом второй этап эволюции тэнноизма был отмечен завершением формулирования основных положений доктрины «императорского пути». Как констатируют многие исследователи, официальной пропаганде удалось к 10-м годам XX в. распространить влияние идей императорского «япо-низма» на подавляющую часть населения страны, что во многом объяснялось жизнеспособностью архаических социо-психологических традиций в японском обществе, сохранявших наиболее прочные позиции в нравственном сознании. Между тем к этому же времени под влиянием проникновения в Японию европейской общественной мысли, западных духовных ценностей, а также вследствие обострения социальных антагонизмов в стране начинает давать себя знать и тенденция к утрачиванию активной жизненной силы некоторыми элементами традиционной буд-дийско-конфуцианско-синтоистской идеологии. Это заставляло правящую элиту все больше дополнять пропаганду тэнноизма открытым насилием и подавлением нарождавшегося протеста, усилением контроля над мыслями. Официальные идеологи тэнноизма были вынуждены также в какой-то мере перерабатывать, переосмысливать ценности идеологии императорского строя в соответствии с потребностями развития капиталистических отношений в японском обществе. В общих чертах формирование идейного комплекса тэнноизма завершилось к началу первой мировой войны. Комплекс этот представлял собой систему наиболее консервативных националистических символов, призванных утвердить в широком социальном контексте стереотипы государственного национализма с его центральным идеалом императорского дома, воплощающего понятие единства и преодолевающего противоречия и различия в обществе. Созданная система императорской власти опиралась на «безличностность» самого императора в обыденном смысле, что обеспечивало поддержание престижа правителя даже при отсутствии у него политических способностей. Хотя под влиянием западной политической мысли конституция облекала императора всей полнотой реальной верховной власти, на деле к концу правления императора Муцухито традиции местной политической культуры, ориентировавшиеся на «пассивного» императора, все же оказались доминирующими. Несмотря на то что император принимал участие в реальном процессе выработки государственных решений, он редко прибегал к практике навязывания своего единоличного мнения, а скорее выступал в роли уза-конивателя общего компромиссного решения. Для широких масс своих подданных император воплощал в себе прежде всего иррациональную сущность уникальной японской нации, а не мудрость политического деятеля. С конца 10-х годов XX в. в эволюции тэнноизма наступает новый этап, продолжавшийся до середины 30-х годов. Начальная, довольно размытая граница выбрана нами как рубеж некоторого ослабления реакционных, националистических тенденций в обществе, перед которым развитие капитализма поставило новые идейные проблемы. Сдвиги в социально-классовой структуре Японии начала XX в. привели в середине 20-х годов к замене «клановых» правительств эпохи Мэйдзи партийными кабинетами. Последние стали ярким проявлением возрастания роли монополий и финансовой олигархии в политической жизни страны. В то же время смена кабинетов проходила не гладко, в обстановке сложной борьбы. Несмотря на проводившуюся политику «целенаправленной консервации некоторых элементов социальной структуры в интересах сохранения власти господствующих классов» [26, с. 8], в правящем блоке, состоявшем в первоначальные годы периода Мэйдзи в подавляющем большинстве из представителей старой аристократии, а также заинтересованных в буржуазном развитии самураев преимущественно южных и юго-западных княжеств Сацума, Тёсю, Хидзэн, происходило постепенное перемещение центра тяжести от сословно-аристо-кратических к капиталистическим элементам [26, с. 17]. В рассматриваемый период все более заметную роль начали играть буржуазные политические партии, представлявшие интересы стремительно росшего класса капиталистов, увеличивавшего свои ряды и за счет превращения многих помещиков во владельцев буржуазных предприятий. Вместе с тем по мере расширения экспансии японского милитаризма возрастала роль военной верхушки, стремившейся к установлению военно-фашистского режима в стране, что приостановило сложно и робко развивавшийся в 20-е годы процесс буржуазно-демократических преобразований. В создавшихся условиях монархия приобрела особое социально-политическое значение. Вот как определялась ее роль в Японии 20-х — начала 30-х годов в тезисах Коминтерна 1932 г.: «Опираясь главным образом на феодальный, паразитический класс помещиков, с одной стороны, и на быстро обогащающуюся хищническую буржуазию, с другой стороны, находясь в теснейшем постоянном блоке с верхушками этих классов и довольно гибко представляя интересы обоих классов, японская монархия в то же время сохраняет свою самостоятельность, относительно крупную роль и свой абсолютный характер, лишь прикрываемый лжеконституционными формами» [38, с. 241]. На основе исследования довоенной социально-классовой структуры Японии Ю.Д. Кузнецов добавляет к этому: «Особое положение японской монархии объяснялось также наличием широкой мелкобуржуазной прослойки, которая являлась ее опорой. Сохранение абсолютистского императорского строя в стране, находившейся на стадии монополистического капитализма, было связано и с существованием полуфеодальной системы помещичьего землевладения и арендного землепользования» [26, с. 25]. Изменения в идейно-политической практике, обусловленные сдвигами в общественных отношениях, нашли свое отражение и в области официальной идеологической политики, призванной добиться определенной политической стабильности, предотвратить острые классовые конфликты, создать видимость сохранения «социальной гармонии». В 20-е годы среди либерально настроенной интеллигенции получают широкое хождение теория Тацукити Минобэ (1873—1948) об «императоре — органе государства» (тэнно кикан сэцу), а также учение Сакудзо Ёсино (1878—1933) о демократии «мимпонсюги», доказывавшего совместимость демократических прав и свобод с принадлежностью верховной власти императору. Еще в начале 10-х годов, уже будучи профессором по конституционному праву в Токийском императорском университете, Минобэ, не отрицая открыто статус императора, основанный на «божественном» происхождении, попытался дать более соответствующее современным западным теориям конституционного права определение природы государственной власти, по-новому трактуя положения конституции Мэйдзи. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|