Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тон, ритм и мелодия




Хороший ведущий киртана знает, что не следует переходить с одной песни или мелодии на другую слишком часто. Существуют вариации на утреннюю и вечернюю раги, которые можно петь поочереди, но даже эти вариации следует петь по крайней мере по два раза каждую. Слишком много слишком частых переходов делают киртан неровным и несвязным.

Во времена Нароттамы даса Тхакура использовалось более 100 талов (ритмов). Меньше половины из них до сих пор известны в бенгальском и манипурском киртане, а большинство киртанийев знают менее пяти. Самый распространенный ритм – 1-2-3, который используется в большинстве киртанов ИСККОН. Другой ритм, 1-2, 1-2, типичен для бенгальского киртана и иногда использовался Шрилой Прабхупадой. Он по-своему привлекателен, и было бы неплохо, если бы побольше наших преданных обучились ему.

Ведущие киртанов должны петь не слишком высоко и не слишком низко, а в том диапазоне, который удобен для большинства подпевающих преданных. Ведущим также следует внимательно следить за тем, чтобы киртан оставался мелодичным, даже когда интенсивность его нарастает. Шрила Прабхупада говорил, что "Вопли не годятся. Киртан должен быть сладким и мелодичным."[33] Голосовые модуляции могут добавить сладости, но если ими злоупотреблять – звучат просто отвратительно.

Как упоминалось выше, Шриле Прабхупаде не нравилось добавлять гармонию в киртане.[34] Иными словами, все преданные должны петь одну и ту же мелодию, а не на несколько голосов.

В бенгальском киртане принято петь, ведя голос то вверх, то вниз, не произнося при этом никаких определенных слов. Например, певец поет "Харе Кришна", растягивая слоги все больше и больше, вверх и вниз, так что маха-мантра почти теряется в демонстрациях гибкости его голоса.

"Харееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееее...

еееееееееееееееееееееееееииииииии.....еееееееееееиииииииииииии........

Хааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа

...ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааарррррреееееееееееееееее

ееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееее"

Подобные искажения святого имени очень ценятся в Бенгалии, но Шрила Прабхупада называл это "завываниями"[35] и всегда останавливал бенгальских преданных в Майапуре ИССКОН, когда бы они ни пытались делать так.

Преданные, лишенные музыкального слуха, могут по-настоящему причинять беспокойство в киртане, особенно если не осознают отсутствия у себя этой способности. Они могут с энтузиазмом петь или играть на инструментах громко или не вовремя, не догадываясь, насколько они портят киртан. Таких преданных следует останавливать и поправлять. Если они не могут исправиться, инструменты у них следует забрать.

Некоторые преданные вступают не вовремя, т.е. начинают петь не с того такта, нарушая таким образом ритм. Таких преданных также следует поправлять. Либо, если они не могут исправиться, нужно попросить их петь тихо, чтобы они не испортили киртан для всех остальных. (То же относится к преданным, которые не могут петь чисто).

Однако, не следует лишать энтузиазма преданных с недостатком музыкального слуха. Они все равно должны участвовать в киртанах, но сдержанно, чтобы не причинять беспокойств. До тех пор, пока у них не наблюдается заметных улучшений, им не следует позволять вести киртаны.

Может быть много настроений в киртане: медленно, серьезно и сладко, ярко и энергично, или даже по-трансцендентному задорно. В Чаитанйа-Чаритамрите (Мадхйа 25.4) отмечается, что забавное пение Харе Кришна преданным по имени Парамананда Киртанийа, заставляло Господа Чаитанйу смеяться! В каком бы настроении мы ни пели, основной дух киртана – это собраться вместе, чтобы прославить Кришну.

Ведение киртана

Ведение киртана – важное служение. Хороший ведущий киртана может улучшить атмосферу в храме, помочь поддерживать вдохновение и энтузиазм преданных, привлекать новичков к участию в санкиртане. Секрет к ведению вдохновенных киртанов кроется в горячем желании прославить Кришну, которое и есть суть и сам смысл киртана. Такой энтузиазм является признаком духовного продвижения и развивается в том, кто серьезно посвящает свою жизнь Кришне, следуя правилам и предписаниям преданного служения. Энтузиазм, рожденный в гуне страсти, также может способствовать оживлению киртана, но это не будет давать того же очищающего эффекта, как воспевание, рожденное настоящим прогрессом.

Поэтому Шрила Прабхупада подчеркивал, что, насколько возможно, воспевание нужно слушать из уст чистых преданных Господа. Киртан может быть живым, сладким и музыкально выверенным, но при этом духовно пустым, если его не поют преданные, которые сознательно вручили себя Кришне. Следовательно, в первую очередь предпочтение в ведении киртана следует отдавать продвинутым преданным, а затем уже остальным из тех, кто умеет вести.

Наряду с энтузиазмом и духовной продвинутостью, еще одно хорошее качество для ведения киртана – это иметь сильный, чистый голос. Также, ведущему киртана нужно иметь чувство раги (мелодии), тала (ритма) и лайа (темпа). Это не значит, что он должен изучать музыку, но ему следует иметь какие-то базовые музыкальные навыки – он не вправе быть неуверенным в мелодии, которую он поет, смешивать разные мотивы, ломать ритм, вступая не вовремя, или не быть способным правильно положить на мелодию слова. Тем, кто лишен таких простых музыкальных навыков, не рекомендуется вести киртаны.

Ведущий киртана также должен знать слова песни, которую он поет, и как правильно произносятся слова. Он должен знать правильную последовательность строк в этой песне. Иногда преданные поют первую половину стиха, а затем вторую половину от другого, пропускают стихи, или поют их не в том порядке. Те, кто не уверен, могут попросить кого-то подержать для них песенник, но в действительности ведущий киртана должен знать песни, которые он поет. Если преданный, ведущий киртан, все же спел какую-то строку или стих не вовремя, остальные преданные не должны повторять его ошибку, а петь правильную строку или стих.

Все участники должны следовать за ведущим киртана и не пытаться замещать его.

Прабхупада присутствовал во время киртана, который вел его ученик в бруклинском храме. Игрок на мриданге как раз разучивал сложные ритмы, и пытался продемонстрировать в том киртане свои достижения в скорости и замысловатости ритмов. Но Прабхупада остановил музыку и сказал ударнику, что он должен следовать за ведущим. Тогда он начал киртан снова, но все повторилось опять, и снова Прабхупада остановил киртан и попросил барабанщика следовать за ведущим.[36]

Те, кто подпевает, не должны пытаться менять мелодию или темп независимо от ведущего. Некоторые преданные, сознательно или нет, играют на инструментах быстро и громко и так разгоняют киртан, который они не ведут.

Однако, если ведущий киртана поет неправильные слова, неправильную мелодию, или в недопустимой манере, его следует поправлять. Если то, что он делает, совсем уж никуда не годится, кто-то из тех, кто старше него, могут подменить его. Однако, поскольку основной принцип киртана – в следовании за ведущим, лучше, чтобы так поступали только обладающие достаточными навыками в ведении киртана.

Иногда преданный, которые ведет киртан, может попросить одного или нескольких преданных петь вместе с ним. Это обычно происходит, когда большой киртан проводится без усилителей.

В больших храмах, где много преданных, способных и желающих вести киртан, можно организовать дежурства, чтобы все имели возможность поучаствовать. Это также удобно для недопускания тех преданных, кто увлекается сомнительными стилями. В случае приезда какого-то старшего преданного, список дежурств может быть сдвинут, чтобы дать ему возможность вести киртаны. В храмах без такой системы дежурств в первую очередь самый старший из преданных должен получать возможность вести киртан.

Если более старшие не хотят вести, они должны сказать об этом другим. И после того, как прозвучала раковина и преданные предложили поклоны, кто-то должен начинать – а не так, что все ждут, когда начнет кто-нибудь еще. В таких ситуациях кто-то – кто угодно – должен начинать киртан, поскольку не следует заставлять Божества ждать.

Иногда происходит обратное. Один преданный торопливо предлагает поклоны, или даже не кланяется вообще, а просто подскакивает и начинает петь, чтобы гарантированно вести киртан. Таким людям следует знать, что они не смогут удовлетворить Кришну ведением киртана, не предложив вначале поклоны Ему должным образом. Такие "киртанские свиньи" обычно вдохновляются только теми киртанами, которые ведут сами. Их ведение киртана – ради наслаждения чувств, а не ради служения. Они хотят выставить себя в центре, вместо Кришны. Их голос может быть сладок, но сердце – нет.

В некоторых киртанах все внимание сосредоточено на солисте. Божества, ради которых киртан и затевается, кажутся почти забытыми. По-настоящему преданный ведущий киртана направляет внимание на Божества и святое имя, а не на себя.

Нужно давать всем преданным возможность повести киртан, хотя бы время от времени, чтобы поощрить в них стремление развиваться в этом важном виде служения. Как упоминалось выше, Шрила Прабхупада потратил больше недели, тренируя преданных в киртане, прежде чем отправлять их в Лондон. Следуя примеру Шрилы Прабхупады, мы должны взять на себя заботу об обучении преданных в этом самом центральном из всех занятий в сознании Кришны. Это означает не только, что все преданные должны поощряться в ведении киртана, но также если у кого-то есть трудности в освоении каких-то аспектов этого служения, самый осведомленный преданный должен помочь ему. Даже менее компетентным можно давать шанс, поскольку практика приводит к совершенству. Но те, кто неизлечимо музыкально глух, должны просто присоединяться к киртану и не пытаться вести его.

И все же, для большинства преданных вести киртан – не такая уж сложная задача.

Не требуется никаких искусственных музыкальных знаний или умения танцевать. Движимые своим собственным экстазом, вы будете танцевать, вы будете петь. Вам не требуется учиться. Как, например, наша игра на мриданге. Никто не ходил к опытному игроку на мриданге, чтобы научиться этому. Все, что я играю, пою, я никогда не обучался этому у какого-то учителя. Но благодаря практике, пение, оно может быть мелодичным, оно может быть хорошим или нет. Это не имеет значения. Нас это не заботит, привлекательно это для людей или нет. Оно привлечет их, в этом нет сомнения. Но нам нет необходимости отвлекать наше внимание на эти вещи. Просто благодаря тому, что есть прославление Господа, это будет приятным. (Лекция по ШБ, 10 июня 1969 г., Нью-Йорк)

Однако, вести киртан хорошо – это искусство. Хороший ведущий киртана сам ощущает вкус нектара святого имени и помогает другим также насладиться им. Он не просто стоит с закрытыми глазами. Он взаиодействует с другими преданными и вдохновляет их танцевать и петь с энтузиазмом.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных