ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Следует избегать критики, если отсутствует глубокая осведомленность в соответствующей теме
Харикеша: Иногда из-за моей обусловленности я не могу ясно понять, что вы говорите. Прабхупада: Да. Если не можешь понять, что я говорю, тогда следует попросить повторить. Постараться понять (неразличимо), сказать: «Я не могу это понять, объясните». Задать вопрос своему непосредственному президенту или любому духовному брату. Если и он не может объяснить, если чувствует, что не способен, то можно поставить этот вопрос передо мной. Вот так. Харикеша: Что если я не знаю, что я неверно понимаю? Что если я думаю, что понял, но на самом деле не понял? Прабхупада: Таких случаев много. Поэтому нужно стараться понять тот или иной вопрос полностью. Почему вам следует понимать небрежно? Вы должны стараться понять полностью. [запись прерывается] Харикеша:...положение критиковать своих духовных братьев по какому-либо вопросу? Прабхупада: Можешь критиковать, если ты прав. Ты не можешь критиковать ошибочно. [запись прерывается] Из комнатной беседы, Вриндавана, 16.03.1974
Однако лектор, будучи наставником для своих подопечных (т. е. занимая положение старшего или как минимум равного), может и даже порой обязан указывать на недостатки слушателей или кого-то другого, если сам свободен от них и имеет своей целью обучение слушателей и помощь им.
«Если хвалить своих подопечных, это будет способствовать усилению их дурных привычек. Если же отчитывать их, они будут изменяться к лучшему. Поэтому дается совет: следует всегда указывать своему сыну или ученику на его недостатки и никогда не проявлять снисходительности. Как только появляется небольшая снисходительность, сразу же разрастается множество изъянов. Сейчас за нашу практическую сторону жизни мы известны по всему миру как люди с бритыми головами. Разве не так? Теперь мы отращиваем волосы. Мы забываем бриться, потому что есть небольшая снисходительность. Немедленно вползают отклонения. Нас должны знать как людей с бритой головой, а не с пышной шевелюрой. Это дефект. По меньшей мере, раз в месяц ваша голова должна быть гладко выбрита. В период яркой луны, в день пурнимы, четыре дня после экадаши, один раз в месяц в период яркой луны вы должны брить голову. Вы взрослые, и нежелательно, чтобы в таком возрасте вас отчитывали. Это нежелательно. И это трудно, потому что когда ученик или сын становится взрослым, если его ругать, он ломается. Поэтому не доводите до этого... нам следует помнить: «Таковы наши правила и запреты. Мы обязаны соблюдать». Поэтому Чанакья Пандит дает совет: (санскрит) «Когда ученику или сыну исполняется 16 лет, с ним следует обращаться как с другом». Потому что если вы отругаете его, когда он стал взрослым, он сломается. Это тоже рискованно. Поэтому наша просьба... Вместо того чтобы ругать я прошу вас со сложенными ладонями: не становитесь снова хиппи, отращивая волосы. Гладко брейте голову по крайней мере один раз в месяц. Такова моя просьба. Я не могу отчитывать вас: я в преклонном возрасте, а вы молодые люди».
Прабхупада: <...> Но мы сами должны быть достойными людьми, а не кошками и собаками. Иначе как вы можете учить? Если я веду себя как кошки и собаки, я не могу критиковать других за то, что они подобны кошкам и собакам. Прежде всего, я сам должен быть человеком. Тогда я буду учить других, как стать человеком. Прежде всего я сам должен стать преданным. Затем я буду просить других стать преданным. Апани ачари дживе шикхаила бхакти. В первую очередь сами ведите себя совершенным образом, затем учите других стать совершенным. Вот что такое проповедник. Сейчас мы продаем «Процесс творения», но если я не знаю, как происходит процесс творения, мы не читаем, если вы пойдете продавать эти книги, тогда если он спросит: «Как происходит процесс творения? Объясните», – и если вы ответите: «Хорошо, сейчас проконсультируюсь со своей книгой...» Куто гата ведйах пара-хаста-гатам дханам. Пара-хаста-гатам дханам означает: «Я очень богатый». «Где твое богатство?» «Оно в руках другого человека. Оно не у меня, им владеет другой». Такого рода обладание богатством не имеет ценности. Подобно этому, когда кто-то задает вам какой-нибудь вопрос, если я отвечу: «Сейчас посмотрю в свою книгу» – такое знание не имеет ценности. «Сейчас посмотрю в свою книгу». Итак, все эти книги есть. Читайте по одной шлоке, получайте знание. Это занимает один час. Есть миллионы шлок. Как много вам нужно изучить. Итак, на все эти замечания нужно обратить внимание. Это Движение сознания Кришны означает совершенство, во всех отношениях совершенство. Тогда люди очень высоко оценят. В этом нет сомнений. И мы можем идти куда угодно, повсюду, потому что мы чисты. Мы даем правильную вещь». Из беседы в комнате, Япония, 22.04.1972
«Ты просто школяр, постигающий грамматику. Что Ты можешь знать о поэтических фигурах? Ты не можешь сделать разбор моих стихов, ибо Ты ничего в этом не смыслишь».
КОММЕНТАРИЙ: Кешава Кашмири попытался смутить Шри Чайтанью Махапрабху, заявив, что тот не является знатоком стилистики и потому не способен сделать разбор стиха, полного метафор и других поэтических фигур. Это заявление было не лишено смысла: работу врача может критиковать только врач, а работу адвоката — только адвокат. Таким образом, Кешава Кашмири начал с того, что принизил положение Господа. Поскольку Шри Чайтанья Махапрабху был для него лишь школяром, учившимся грамматике, как смел Он критиковать такого великого поэта, как Кешава Кашмири? Поэтому далее Господь Чайтанья повел Себя иначе. Он сказал, что, хотя Сам Он и не достиг успехов в сочинительстве, у Него абсолютная память (шрути-дхара) и Он изучил все тонкости литературной критики, слушая, как говорят другие. «Шри Чайтанья-чаритамрита» Ади-лила 16.50
«Что касается Хамсадуты, ты не можешь критиковать его. Хамсадута ликвидирует долги. Ты был там, но не смог погасить их, но Хамсадута приехал туда, и он погашает долги».
«Но ты не должен с ней видеться или даже переписываться. Это будет наихудшим примером. Ты ведь руководитель, как же ты можешь делать такие вещи? Если кто-то возьмет ее, она может выйти замуж и быть счастлива в сознании Кришны — я вовсе не хочу, чтобы она со стыда ушла. Но ты не должен больше общаться с ней. Как сделал [другой преданный]. Он был сам как решето, весь в дырах, но постоянно искал недостатки лишь в других: «Посмотрите-ка на эту иголку, в ней дыра». Одна девушка забеременела от него, про них узнали, и он ушел от меня, хотя был моим личным слугой. Это обычное дело: в своем глазу бревна не замечает, зато обвиняет других: «Смотрите-ка, у него сучок в глазу».
Наше дело — подняться на высший уровень жизни как проповедникам сознания Кришны, и каждый должен вести себя очень строго, тогда он сможет учить других. Две вещи: стань образцом сам, потом научи других быть образцовыми. Если человек сам не достиг высшего уровня, он не может судить или критиковать других. В Библии есть одно речение: «Не судите, да не судимы будете». Как можно проповедовать, если не делать суждений? Это невозможно. [Но] только те, кто стоит выше всяких подозрений, могут судить других. Нужно вести себя так, чтобы всегда быть вне подозрений. Тогда можно судить, тогда можно проповедовать. Но сейчас у тебя нет силы давать наставления. Кто сам ничего не соблюдает, как может наставлять других?
Если ты раскаиваешься, это хорошо. У тебя хорошая жена, и если у тебя есть половое влечение, ты должен никогда не расставаться со своей женой. Ты раскаиваешься, поэтому Кришна простит тебя. Но больше никогда так не поступай. Напротив, ты должен полностью прекратить половую жизнь, сделать это своим аскетическим подвигом. Не ешь досыта, всегда повторяй по шестнадцать кругов и проси Кришну простить тебе это великое оскорбление. Ты один из старших преданных, и если ты делаешь такие вещи, тогда все Общество оказывается в рискованном положении. По своей природе, в своих жестах, одежде, женщины похотливы — это их обычай. В «Шримад-Бхагаватам» говорится, что если ты принимаешь служение женщины, ты должен быть очень и очень осторожен, особенно это касается санньяси и брахмачари ». Из письма Шрилы Прабхупады (имя опущено), 17 декабря 1972 г.
«Есть много грихастх, которые зарабатывают деньги и тратят их на поддержание центров. Ты тоже можешь открыть центр, жить отдельно, как президент, и поддерживать храм на должном уровне. Но если ты ничего не делаешь и просто остаешься грихастхой, тогда какой смысл критиковать других? Все наше движение предназначено для того, чтобы нести служение». Из письма Шрилы Прабхупады Умапати, 9 июля 1971
Оскорбления
йо хи бхагаватам локам ниндам курванти йе мудха ханти ниндати ваи двешти В беседе Маркандеи и Бхагиратхи есть такие слова: «Дорогой царь! Тот, кто предает осмеянию возвышенного преданного, лишается плодов своих праведных дел, богатства, доброго имени и сыновей. Все вайшнавы — великие души. Каждый, кто возводит на них хулу, отправится вместе со своими предками в ад Махараурава. Любому, кто убил или оскорбил вайшнава, кто питает к вайшнаву зависть или сердится на него, кто не кланяется вайшнаву или не радуется встрече с ним, несомненно, уготовано наказание в аду». Кроме того, в «Хари-бхакти-виласе» (10.314) есть такой стих из «Дварака-махатмьи»: кара-патраиш ча пхалйанте В беседе Махараджи Прахлады и Махараджи Бали было сказано: «Грешники, поносящие вайшнавов, каждый из которых — великая душа, будут очень сурово наказаны Ямараджей». В «Бхакти-сандарбхе» (313) Джива Госвами, объясняя последствия оскорблений в адрес Господа Вишну, ссылается на следующие стихи: йе нинданти хршикешам те пачйанте маха-гхоре тадийа-душака-джанан «Тот, кто порицает Господа Вишну и Его преданных, утрачивает все благочестие, накопленное за сто праведных жизней. Такой грешник будет гнить в аду Кумбхипака, кусаемый червями, до тех пор пока существуют солнце и луна. Поэтому даже не следует смотреть в лицо тому, кто неодобрительно высказывается о Господе Вишну и Его преданных. Общения с подобными людьми нужно всячески избегать». В «Бхакти-сандарбхе» (265) Джива Госвами цитирует такой стих из «Шримад-Бхагаватам» (10.74.40): ниндам бхагаватах шрнвамс «Если, услышав оскорбление в адрес Господа или Его преданного, человек немедленно не покинет это место, то он оставит преданное служение». Похожее высказывание принадлежит супруге Господа Шивы, Сати, которая говорит в «Шримад-Бхагаватам» (4.4.17): карнау пидхайа нирайад йад акалпа ише «Тот, кто слышит, как безответственный человек поносит защитника и повелителя религии, должен зажать уши и уйти, если не в силах наказать оскорбителя. Однако, если это возможно, он должен отрезать оскорбителю язык, убить его и после этого покончить с собой». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|