Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Перед чтением лекции выражается почтение духовному учителю




 

После чтения комментария Шрилы Прабхупады и перед началом лекции лектор может вновь выразить почтение Шриле Прабхупаде. Смысл этого в том, чтобы соблюсти этикет и настроиться на то, чтобы стать инструментом в руках духовного учителя и Господа Кришны. Принцип шаранагати, предания себя Богу, – полагаться на милость духовного учителя и Кришны, не рассчитывать только на себя, желать быть их инструментом в ходе лекции для максимального блага слушателям.

 

Прадьюмна: Перевод: «Шрила Сута Госвами сказал: Я в почтении склоняюсь перед этим великим мудрецом, Шукадевой Госвами, способным проникнуть в сердце каждого. Когда он, не пройдя очищения священным шнуром, покидал свой дом, чтобы принять отречение от мира [санньясу], его отец Вйасадева воскликнул: «О сын мой!» Но лишь деревья, переживавшие ту же боль разлуки, эхом откликнулись на возглас убитого горем отца».

Прабхупада: Мудрецы и святые Наимишараньи задали вопрос: «Когда Кришна ушел, кто стал обеспечивать исполнение религиозных обязанностей?» Поэтому Сута Госвами, он является учеником Шукадевы Госвами... Шукадева Госвами – это его духовный учитель. Таков этикет, что перед тем как что-нибудь говорить, ученик должен выразить почтение духовному учителю.

Выражать почтение духовному учителю – значит вспоминать о его деятельности. Какой-нибудь деятельности. Например, вы кланяетесь своему духовному учителю со словами намас те сарасвате деве гаура-вани-прачарине. Такова деятельность вашего духовного учителя – он проповедует послание Господа Чайтаньи Махапрабху и является учеником Сарасвати Тхакура. Намас те сарасвате. Надо произносить сарасвате, а не сарасвати. Сарасвати – это мой духовной учитель, а сарасвате – это его ученик. Сарасвате деве гаура-вани-прачарине. Такова моя деятельность. Чем занимается ваш духовный учитель? Он просто проповедует послание Господа Чайтаньи. Это его занятие. А в чем состоит послание Господа Чайтаньи? Послание Господа Чайтаньи таково: иди и рассказывай всем о Кришне и наставлениях Кришны. Это называется системой парампары».
Из лекции по «Шримад-Бхагаватам» 1.2.2, Лондон, 10.08.1971

 

Порядок и состав мантр. Шрила Прабхупада иногда произносил перед своими лекциями только ом намо бхагавате васудевайа (трижды), а иногда произносил несколько мантр, начиная с мантры ом агьяна тимирандхасйа... В наиболее полном варианте состав и порядок этих мантр, произносимых перед лекцией, такой же, как во введении к «Бхагавад-гите как она есть»:

 

ом агйана-тимирандхасйа гьянанджана-шалакайа

чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намаха

 

(Перевод: «Я был рождён во тьме невежества, но мой духовный учитель открыл мне глаза, рассеяв тьму светочем знания. Я склоняюсь перед ним в глубоком почтении».)

 

шри-чаитанйа-мано 'бхиштам стхапитам йена бху-тале

свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам

 

(Перевод: «Когда же Шрила Рупа Госвами Прабхупада, который начал в материальном мире миссию, призванную исполнить волю Господа Чайтаньи, дарует мне прибежище под сенью своих лотосных стоп?»)

 

ванде 'хам шри-гурох шри-йута-пада-камалам шри-гурун ваишнавамш ча

шри-рупам саграджатам саха-гана-рагхунатханвитам там са-дживам

садваитам савадхутам париджана-сахитам кришна-чаитанйа-девам

шри-радха-кришна-падан саха-гана-лалита-шри-вишакханвитамш ча

 

(Перевод: «Я в глубоком почтении припадаю к лотосным стопам своего Духовного Учителя и к стопам всех вайшнавов. Я в глубоком почтении склоняюсь перед Шрилой Рупой Госвами и его старшим братом Санатаной Госвами, а также Рагхунатхой дасом и Рагхунатхой Бхаттой, Гопалой Бхаттой и Шрилой Дживой Госвами. Я в глубоком почтении склоняюсь перед Господом Кришной Чайтаньей и Господом Нитьянандой, а также Адвайтой Ачарьей, Гададхарой, Шри-васой и другими спутниками Господа Чайтаньи. Я в глубоком почтении припадаю к стопам Шримати Радхарани, Шри Кришны и почтительно склоняюсь перед всеми гопи во главе со Шри Лалитой и Вишакхой».)

 

(Здесь также можно произнести пранама-мантру Шрилы Прабхупады. Например, в этом месте Шрила Прабхупада произнес пранама-мантру своего духовного учителя перед лекцией по «Бхагавад-гите» 7.1-2, Бомбей, 28.03.1971)

 

хе кришна каруна-синдхо дина-бандхо джагат-пате

гопеша гопика-канта радха-канта намо 'сту те

 

(Перевод: «О Кришна, Ты — друг всех страждущих и источник творения. Ты — повелитель гопи и воз-любленный Радхарани. Я в глубоком почтении склоняюсь перед Тобой».)

 

тапта-канчана-гауранги радхе вриндаванешвари

вришабхану-суте деви пранамами хари-прийе

 

(Перевод: «Я в почтении склоняюсь перед Радхарани, чья кожа сияет, как расплавленное золото. Ты — царица Вриндавана, дочь царя Вришабхану, дорогая сердцу Господа Кришны».)

 

ванчха-калпатарубхйаш ча крипа-синдхубхйа эва ча

патитанам паванебхйо ваишнавебхйо намо намаха

 

(Перевод: «Я предлагаю свои почтительные поклоны всем вайшнавам, преданным Господа, которые, подобно древу желаний, могут осуществить желания каждого, и исполнены сострадания к падшим душам».)

 

шри кришна чаитанйа прабху нитйананда

шри адваита гададхара шривасади-гаура-бхакта-вринда

 

(Перевод: «Я предлагаю свои поклоны Шри Кришне Чайтанье, Прабху Нитьянанде, Шри Адвайте, Гададхаре, Шривасе и всем остальным, идущим по пути преданности».)

 

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе

харе рама харе рама рама рама харе харе

 

(Перевод: «О внутренняя энергия Господа, о Господь, пожалуйста, займите меня служением вам»).

 

Далее лектор говорит на темы, затронутые в прочитанном стихе.

Как Шрила Прабхупада читал лекцию – пример из «Трансцендентного дневника»

Утренняя программа в храме Кришна-Баларама Мандир, 5 декабря 1975 г., Вриндаван:

«После киртана подошел Харикеша, чтобы пододвинуть микрофон ближе к Прабхупаде. Голос Прабхупады гремел из колонок: «Джая ом вишнупада парамахамса паривраджакачарья аштот-тара-шата шри шримат бхактисиддханта сарасвати госвами прабхупада ки джая!»

 

Преданные склонились в поклоне, выражая почтение членам ученической преемственности, Панча-таттве, святым дхамам, вайшнавам и всем собравшимися преданным.

 

Затем Харикеша передал Прабхупаде свои караталы. Мы сели, слушая мелодичное пение Прабхупады, которым он прославлял Шри Шри Радху-Мадхаву:

«Джая Радха-Мадхава, кунджа-вихари Гопи-джана-баллабха гири-вара-дхари
Яшоданандана браджа-джана-ранджана Ямуна-тира-бана-чари»

 

Прабхупада закрыл глаза. Он вкладывал в эту молитву новый смысл и свежесть. Медные караталы звенели, ускоряя ритм, и голоса преданных слились в стройный хор. Дойдя до наполняющего сердце крещендо, караталы издали три завершающих звука, и все вновь склонили головы к земле, а Прабхупада произнес молитвы према-дхвани.

 

Харикеша вскочил, взял у Прабхупады караталы и быстро закрепил у него на шее небольшой микрофон, который соединил через переходник с большим катушечным магнитофоном фирмы «Uher». Затем он подал Шриле Прабхупаде индийское издание «Шримад-Бхагаватам» на санскрите с комментариями ачаръев, которое Прабхупада использует при переводе, открыл его на нужной странице и аккуратно надел на Прабхупаду очки.

 

Усевшись рядом с Прабхупадой, Харикеша прочел санскрит и перевод, после чего Шрила Прабхупада начал лекцию. Стих звучал так: «Прахлада Махараджа сказал: «Дорогие друзья, рожденные в семьях демонов, счастье, полученное от соприкосновения чувств с их объектами, можно ощутить даже не будучи человеком. Такое счастье, как и страдания, приходит само собой»».

 

К курте Харикеши тоже был прикреплен микрофон, подсоединенный к тому же входу, что и микрофон Прабхупады. Записав свой голос, он щелкнул переключателем, чтобы записывать Шрилу Прабхупаду.

 

Прабхупада вслух прочел стих: «Сукхам айндриякам дайтья деха-йогена дехинам, сарватра лабхьяте дайвад ятха духкхам аятнатах».

 

Иногда закрывая глаза, чтобы полностью сосредоточиться, а иногда окидывая взглядом аудиторию, он передавал древнюю философию «Шримад-Бхагаватам» в контексте наших дней, постоянно цитируя санскритские стихи, подтверждая каждое свое слово ссылками на «Бхагавад-гиту», Пураны или Упанишады. Шрила Прабхупада обладал удивительной способностью излагать сложные философские концепции так, что любой человек мог понять и применить их на практике. Прабхупада представлял философию «Шримад-Бхагаватам» в форме, которая была доступна как интеллектуалам, так и обычным людям.

 

Как всегда наполняя лекцию аналогиями и примерами из жизни, он рассказал небольшую историю, которая объясняла, что стремление наслаждаться присутствует у каждого живого существа, будь то собака, свинья или человек. Начиналась она так: «Жила-была проститутка по имени Лакшахира. За право провести у нее ночь нужно было заплатить один лакх бриллиантов. Неважно, больших или маленьких, но бриллиантов. По соседству с ней жил мужчина, который страдал от проказы, и его жена верно служила ему. Но несмотря на это он оставался угрюмым. Как-то жена спросила мужа: «Почему ты такой грустный? Я с любовью служу тебе. Ты болен проказой и не можешь ходить, но я ношу тебя в корзине. И все равно ты чем-то недоволен». «Да», — согласился он. «Так в чем же дело?» — «Я хочу пойти к проститутке Лакшахире».

 

Представьте себе! Прокаженный, несчастный человек собирается идти к проститутке, которая требует за одну ночь тысячу бриллиантов. И вот его верная жена решила доставить ему радость. Каким-то образом она заработала нужное количество денег. Когда прокаженный попал в дом к проститутке, она сытно накормила его, но все блюда подавала в двух разных тарелках — одна была золотой, а другая железной.

 

Прокаженного это заинтриговало, и он поинтересовался у проститутки: «А почему ты подаешь мне все кушанья в разных видах посуды?» — «Потому что хочу знать, меняется ли вкус у одного и того же блюда в разной посуде». «Нет, я не чувствую никакой разницы. Суп в золотой миске имеет тот же вкус, что и в железной миске», — ответил прокаженный. — «Тогда зачем ты сюда пришел?»

 

Точно так же Прабхупада описывал страдания: «Заболев тифом, миллионер так же страдает, как и бедняк. Счастье и несчастье одно, но в разных мисках».

 

В конце лекции он подвел итог: «Весь мир поступает именно так. Люди пробуют из разных мисок одно и то же блюдо. Вот и все.

 

Никому не приходит в голову сказать: «Спасибо, я уже сыт». Это называется вайрагья-видья — больше ничего не пробовать. «Испытываете ли вы наслаждение, будучи собакой, человеком, полубогом, европейцем, американцем или индийцем, — вкус один и тот же. Невозможно изменить этот вкус. Другой вкус только у сознания Кришны».

 

Этими словами Прабхупада завершил лекцию. Преданные закричали: «Джая Шрила Прабхупада! Шрила Прабхупада ки джая!»

Харикеша снова захлопотал, ловко снял со Шрилы Прабхупады очки и микрофон, закрыл «Шримад-Бхагаватам», подал ему трость, причем проделал все это в то время, пока Прабхупада спускался с вьясасаны, чтобы направиться к двери».

Хари Шаури дас, один из личных слуг Шрилы Прабхупады, «Трансцендентный дневник» том 1, глава 02, часть 04, 5 декабря 1975 года

Настрой лектора – воспевать святые имена и проводить лекцию с ясно осознаваемым намерением прославить Кришну, доставить Ему удовольствие, даже если не будет слушателей, а если будут – также для их (и собственного) духовного блага, возвышения, развития любви к Кришне, но не ради тонких форм эгоистического наслаждения под влиянием гун материальной природы (не направлять фокус лекции на себя) и не ради чего-либо другого.

 

«И ты, и Шримати Кришна-деви искренне трудитесь ради сознания Кришны, поэтому Кришна никогда не создаст вам трудностей, не сомневайся в этом. Не падай духом. Стойте на своем, вы, муж и жена. Если никто не придет, пожалуйста, пойте и слушайте друг друга. Успех или провал — роли не играет. В абсолютном мире не существует таких относительных вещей, как успех или неудача. Единственное, чем полон абсолютный мир — это служение Кришне. Не беспокойся о результате. Кришна должен знать, что мы очень серьезно трудимся, и в этом успех нашей жизни».

Из письма Шрилы Прабхупады Субале, 16 декабря 1967

 

«Я видел твое заявление по поводу открытия центров. Я не согласен с г-ном Альтманом, что мы слишком экономно расходуем средства. По моему мнению, поддерживать центр может даже одна искренняя душа. Ты знаешь, что я основал центр на Второй Авеню, 26. Я рискнул снять помещение за 200 долларов в месяц. В то время у меня не было помощников. Мукунда был в то время моим другом, но он не брал на себя ответственности за поддержание центра. Постепенно присоединились Киртанананда с Хаягривой, но и они не брали на себя никакой ответственности. Однако я все же поддерживал начатое дело, просто полагаясь на Кришну, и тогда Кришна послал мне всё — и деньги, и людей. Так и сейчас: если искренняя душа едет и открывает центр в любой части мира, Кришна поможет во всех отношениях. Не получив полномочий от Кришны, проповедовать сознание Кришны невозможно. Дело не в академической квалификации и не в финансовых возможностях, дело в искренности намерений. Поэтому я хочу, чтобы ты продолжал нести ответственность за Бостон. Пусть Мукунда отвечает за Сан-Франциско. Джанардана пусть возьмет на себя Монреаль. Даянанда и Нандарани пусть отвечают за Лос-Анджелес, а Субала-дас пусть отвечает за Санта-Фе. Так вы последуете моему примеру и сделаете то, что сделал я в самом начале на Второй Авеню, 26. Это и есть проповедь: готовить, писать, беседовать, петь, всё — театр одного актера. Я никогда не думал об аудитории. Я готов был петь даже если никто не придет меня слушать. Принцип пения — это прославление Господа, а не привлечение толпы. Если Кришне приятно слушать, Он попросит нескольких искренних преданных собраться в том месте. Поэтому можно посоветовать открывать тысячи центров, если у нас найдется такое же количество искренних душ, по одной на каждый центр. Обсудим подробности при встрече. Надеюсь, у тебя все в порядке».

Из письма Шрилы Прабхупады Субале, 12 ноября 1967

 

«Я очень рад слышать о твоей решимости распространить философию сознания Кришны по всем студенческим городкам. Это очень важная программа. С самого начала моей миссии я постоянно подчеркиваю это и вдохновляю своих учеников работать со студентами колледжей. Ты не должен падать духом, если на твои встречи никто не приходит. Мы стараемся доставить удовольствие Кришне. Вот и все. Мы просто должны заниматься своим делом, стараясь изо всех сил. Мы должны всегда, с величайшей решимостью, стремиться сделать лучшее, на что мы способны. Это духовное положение. Ожидают нас успех или неудача — это не наше дело. Это мы оставляем Кришне. Мой Гуру Махараджа сказал, что неважно, приходит кто-нибудь слушать нас или нет. Твое дело — петь. Если никто не слушает тебя, будут слушать стены. Однако это не означает, что мы должны сесть где-нибудь и просто повторять «Харе Кришна» ради собственного блага. Мы должны всегда заботиться о том, чтобы спасти скудоумных людей при помощи науки сознания Кришны. Такова позиция вайшнава.

 

Один из учеников Чайтаньи Махапрабху, Васудева Датта, молился Господу Чайтанье: «Пожалуйста, забери всех этих людей домой, к Богу, а я отстрадаю за их грехи». Так мыслит чистый вайшнав. На самом деле единственным на сегодня во всем мире истинным гуманистом является настоящий вайшнав, поскольку он заботится о благе всех живых существ. Так что продолжай свое дело, посоветуйся с Карандхарой и другими представителями Джи-Би-Си, наметьте программу проповеди сознания Кришны в колледжах, и это доставит мне большое удовольствие».

Из письма Шрилы Прабхупады Сатсварупе, 15 февраля 1973

 

Лучше готовить лекцию заранее, но надо быть готовым эффективно проповедовать в любой момент

 

«Что касается твоего вопроса: да, лучше готовить лекцию заранее, хорошо продумывать ее. Однако мы должны проповедовать достаточно эффективно в любой момент, при любых обстоятельствах и в любых условиях».

Из письма Шрилы Прабхупады Сатсварупе, 1 июля 1972

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных