Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основы теоретической психологии 46 страница




 

Еще раз подчеркиваем: не клеточка, даже в своем вершинном развитии, а динамическая система несводимых друг к другу категорий способна охватить и отразить в себе психический мир человека. Итак, таблицу следует рассматривать, исходя из принципов историзма и детерминизма. В предшествующем изложении была показана регулирующая роль этих принципов применительно к изучению и объяснению фактов и законов психической жизни, отображаемых в соответствующих теоретических конструкциях. Но сами эти конструкции, благодаря категориальному анализу, стали объектом специальной рефлексии, позволяющей объяснить их рождение и смену.

 

Именно здесь перед нами выступила особая отрасль психологии, отличная от других ее отраслей и вместе с тем служащая тем стволом, ответвлениями которого они являются. Оставаясь застывшим, этодре-во неизбежно утратило бы свои жизненные соки. Но оно развивается как постепенно, так и радикально, преобразуя в периоды, названные Вернадским "взрывами творчества", свою структуру. Это развитие обусловлено органической связью ствола этого древа как с биосферой, так и ноосферой (и - соответственно - с науками о природе и науками о культуре и обществе). Вместе с тем научный прогресс выражен и в таком изменении его познавательных структур, которое совершается по присущей психологии собственной логике развития. Она отражает то обстоятельство, что процессы в психосфере сами приобретают детерминационное влияние на изменение живого вещества (биосферы), с одной стороны, и на развитие ноосферы - с другой.

 

Здесь нет необходимости раскрывать понятийно каждую из двадцати четырех "ячеек" приведенной категориальной сетки. Значительная их часть получила отражение и обоснование в настоящей книге (к примеру, категории "образ", "мотив", "личность", "общение" и др.), остальные нуждаются в развернутом научном обосновании, что не входит в задачи данной книги.

 

На путях дальнейшей разработки теоретической психологии ("теории теорий") все эти категории могут получить дальнейшее раскрытие и обнаружить органическую связь с объяснительными принципами, классическими проблемами, методологией психологии. В конечном счете теоретическая психология является определяющим началом для рассмотрения отраслей и понятийного аппарата психологической науки.

 

Категориальный аппарат - это сложно организованный инструмент исследовательского труда. Он существует только тогда, когда работает, добывая новое знание о психической реальности. Но знание рождается не иначе как в ответ на обращенные к этой реальности вопросы. Поэтому за представляемой на социальное обозрение и зримой в качестве ориентировочной основы для практики теоретической картиной психической жизни бьется мысль, поглощенная проблемами, уровень освоения которых определяет категориальную прочер-ченность этой картины.

 

Наряду с глобальными проблемами, о которых шла речь, поскольку от них зависит объяснение взаимосвязей психики с физическим миром и с организмом (психофизическая проблема, психофизиологическая проблема), категориальный каркас психологического познания складывается и развивается на пересечении проблемных полей, дающих научную жатву, от которой зависит степень обогащенности различных ветвей категориального древа. В ряду этих проблем: психоге-нетическая, ведущая от индивида к личности; психоэнергетическая с ее вектором перехода от первичных потребностей к движущим человеком ценностям и идеалам; психопраксическая, сталкивающая с необходимостью проследить спектр преобразований реактивного поведения в высшие формы активности; психогностическая, уходящая истоками в сигналы информации и восходящая к вершинам Логоса; пси-хосоциальная, без продвижения в которой необъяснимо, почему простое различение свойств служит предпосылкой межличностных отношений, а затем - общения, переходящего в соучаствование; психоэмоциональная, в контексте которой требуется проанализировать, каким образом аффективная напряженность переливается в переживание, исполненное личностного смысла.

 

Было бы нежелательно видеть во всем, что изложено в этой заключительной главе, лишь собственно теоретический смысл для психологии и для тех, кто ее разрабатывает и изучает. Позволительно выделить дидактическую сторону предложенной системы. Если обратиться к построению доступных нам психологических учебников и учебных пособий, то мы, как правило, имеем здесь дело с отсутствием связи между последовательно осваиваемыми психологическими дисциплинами. Так, нередко понятийный аппарат получает совершенно различную интерпретацию на разных уровнях построения учебных кур-con. С целью преодоления этого очевидного порока традиционных учебных планов и учебников для высших учебных заведений А. В. Пет-ровским и М.Г. ЯроЧиевским была предложена разработка четырех-уровневой системы психологической подготовки студентов (включающая пропедевтический, базовый, практико-ориентированный, теоретический уровни). Таким образом, настоящая работа выступаете качестве ключевой для построения всей системы сквозной психологической подготовки в вузе.

 

Вместе с тем, обращаясь к широко распространенным учебникам и учебным пособиям, мы находим в них, в сущности, несистематизи-рованный набор глав, посвященных психологическим понятиям. Так, из текстов учебников легко исчезают, к примеру, главы: "Внимание", "Умения и навыки" и др., а появляются "Общение", "Группы" и т. п., которые до этого в учебной литературе не фигурировали. Все это является результатом отсутствия категориального подхода к построению учебных пособий и, соответственно, курсов лекций. Не исключено, что может быть создан пропедевтический учебник психологии, базирующийся на развиваемой здесь идее четырех категориальных уровней. Таким образом, студенты будут иметь возможность познакомиться с категориальным аппаратом, организующим весь строй основных психологических понятий.

 

Данная глава имеет подзаголовок "Вместо заключения". Между тем, возможно, было бы точнее его назвать "Вместо введения", поскольку в ней, в свернутом виде, определено содержание еще не написанной - и трудно сказать, когда она будет написана, -книги "Теоретическая психология". Тогда, когда это случится, главы, составляющие содержание настоящего издания, намеренно названного "Основами теоретической психологии", будут развернуты и с необходимой полнотой представят теоретическую психологию как сложившуюся, полноценную область научного знания.

 

Литература

 

Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж,

 

1996.

 

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997. АсмоловА.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров.

 

Москва-Воронеж, 1996. Басов М.Я. Избр. психологич. произв. М., 1975. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. Москва-Воронеж,

 

1997.

 

Бехтерев В.М. Объективная психология. М., 1991. Блонский П.П. Избр. психологич. произв. М., 1964. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. Брушлинский А.В. О субъекте психологии. М., 1995. Вагнер В.А. Возникновение и развитие психических способностей. Л., 1924-

 

1929.

 

Введение в психологию/Подред.А.В. Петровского. М., 1996. Выготский Л.С. Собр. соч. вб-титомах.Т. 1. М., 1982; Т. 2. М., 1982. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1988. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. М., 1971. Кольцова В.А. Идеологические и научные дискуссии в истории советской

 

психологии. М., 1995.

 

Лазурский А.Ф. Психология общая и экспериментальная. Л., 1925. Ланге Н.Н. Психический мир. Москва-Воронеж, 1996. Леонтьев А.Н. Избр. психологич. произв. Т. 1, 2. М., 1983. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. Москва-Воронеж, 1996. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. Т. 1. М., 1963; Т. 2. М.,

 

1970.

 

МясищевВ.Н. Психология отношений. Москва-Воронеж, 1995. Павлов И.П. Полн. собр. соч. 2-е изд. Т. 3. Кн. 1,2. М.-Л., 1951. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. М., 1984. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2-х томах. Ростов-на-Дону, 1996.

 

Петровский В.А. Личность в психологии. Парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996.

 

Психология развивающейся личности/Под ред. А.В. Петровского. М., 1987. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1, 2. М., 1989.

 

Рубцов В.В. Основы социально-генетической психологии. Москва-Воронеж

 

1996.

 

Сеченов И.М. Психология поведения. Москва-Воронеж, 1995. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в

 

СССР. М., 1975.

 

Соловьев B.C. Соч. в 2-х томах. М., 1989. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. Узнадзе Д.Н. Теория установки. Москва-Воронеж, 1997. Ухтомский А.А. Доминанта. Л., 1966.

 

Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Т. 1, 2. СПб., 1868. ФельдштейнД.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.,

 

1995.

 

Франк С.Л. Душа человека. М., 1917. Челпанов Г.И. Мозг и душа. М., 1912.

 

Шлет Г.Г. Психология социального бытия. Москва-Воронеж, 1996. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. Москва-Воронеж, 1995.

 

Ярошевский М.Г. История психологии, 3-е изд. М., 1974. Ярошевский М.Г Психология в XX столетии, 2-е изд. М., 1974. Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. Москва-Воронеж, 1996.

 

Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка. М., 1930. Баллон А. От действия к мысли. М., 1956. Джемс У. Психология. Пг., 1922. Дильтей В. Описательная психология. М., 1920. Коффка К. Основы психического развития. М.-Л., 1934. Леви-БрюльЛ. Первобытное мышление. М.-Л., 1936. Лешли К. Мозги интеллект. М.-Л., 1933. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.-Л., 1932. Титченер Э. Учебник психологии, 2-е изд. СПб., 1914. Торндайк Э. Процесс учения у человека. М., 1935. Уотсон Д. Психология как наука о поведении. Одесса, 1925. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. М., 1989.

 

Артур Владимирович Петровский Михаил Григорьевич Ярошевский

 

ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

Редакторы П.И. Дорогова, В.И. Евсевичев Корректор ЕА. Морозова Компьютерная верстка В.А. Кораблевой Художественное оформление <Ин-Арт>

 

ЛР № 070824 от 21.01.93 г.

 

Подписано в печать 24.03.98. Формат 60х90/16. Печать офсетная. Гарнитура NewtonC. Усл.-печ. л. 33, Тираж 6000 экз. Цена договорная. Заказ 1253.

 

Издательский Дом <ИНФРА-М> 127214, Москва, Дмитровское шоссе, 107. Тел.: (095) 485-70-63, 485-74-00.

 

ОАО <Ярославский полиграфкомбинат> 150049, Ярославль, ул. Свободы, 97.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных