Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В Донецкой Народной Республике





 

 


Рекомендуемые темы проектов, исследовательских работ
по патриотическому и духовно- нравственному воспитанию

Начальная школа

Младший школьный возраст является важным в становлении личности ребенка, потому что здесь закладываются основы личностного развития учащихся начальной школы. В нем ярко проявляются черты дошкольного детства и типичные особенности школьника. Этот возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно замечать и поддерживать. В это время закладываются и развиваются основы большинства психических качеств. Характерным для этой возрастной категории есть постоянное погружение детей в мир этических категорий, постоянное инициирование осознания ребенком связи личного «Я» с окружающим миром, способности осуществлять выбор добра в противовес злу.

Важен личностно ориентированный подход в воспитании младших школьников, так как для детей этой возрастной группы характерна особая сензитивность к морально-этическим воздействиям, особенное восприятие норм культурного поведения, общения, речевого этикета, культуры взаимоотношений. Эффективность различных видов воспитания зависит от направленности воспитательного процесса, форм и методов его организации. Приоритетными для учеников начальных классов являются активные методы, направленные на самостоятельный поиск истины, способствующие формированию критического мышления, инициативы и творчества.

Ориентировочные темы проектных работ
(1-4 классы)

Направление «Я – гражданин Республики» (краеведение)

· Старшие и младшие.

· За что я люблю свой двор.

· Природа моего города (села).

· Одноклассник, товарищ, друг.

· Мудрая старость.

· Казацкими тропами.

· Поучения Мономаха детям из «Повести минувших лет».

· Дерево моей семьи.

· Справедливость – основа права.

· Уважай отца и мать.

· Чем славен мой род.

· Очная или виртуальная экскурсия по памятным местам твоего края.

· Легенды моего края.

· Акция «Чистый родник».

· Правила поведения, присущие моему народу.

· Какие народы живут в моем крае.

· Традиции народов моего края.

· Кодекс чести школьника.

· История моего города (села).

Направление «Формирование общечеловеческих ценностей»

· Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

· Что посеешь, то и пожнешь.

· О милосердии и сострадании.

· О снисхождении и терпимости.

· О суждениях и нетерпимости.

· О справедливости и несправедливости.

· Совесть – учитель человека.

· Лед бессердечия и бездушия.

· Человечность и человеколюбие.

· Воля, служащая добру и злу, возвышенному и низменному.

· Трудолюбие и праздность, значение труда и вред безделья.

· Постоянный труд и познание. Каким должен быть отдых.

Основная школа

Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот период происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Подросток ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей, но ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется сложность и противоречивость характера, поведения и развития подростков, что дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания.

Подростки отличаются большой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к деятельности и практическому приложению своих сил. Половое созревание подростков вызывает колебания их жизненного тонуса, работоспособности и энергии, сопровождается чередованием хорошего настроения и ухода во внутренние переживания, жизнерадостности и пассивности. В периоды понижения настроения и упадка энергии у подростков могут появляться раздражительность, равнодушное отношение к учебе, ссоры с товарищами и конфликты с друзьями, недоразумения в отношениях с учителями и взрослыми.

Для подростков характерны значительные сдвиги в мышлении, в познавательной деятельности. Они не удовлетворяются внешним восприятием изучаемых предметов и явлений, а стремятся понять их сущность, находящиеся в них причинно-следственные связи. В подростковом возрасте развивается абстрактное (понятийное) мышление и логическая память. Важно придавать учебно-воспитательному процессу проблемный характер. Не менее существенной задачей является развитие навыков самостоятельной работы, творческого подхода при выполнении порученных заданий.

Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Они охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы. Подростки, как правило, отличаются коллективизмом, их привлекают общие интересы и совместная деятельность. Ведущая деятельность в этом возрасте – общение в различных формах. Существенной возрастной чертой является стремление к самопознанию, утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей. Подростки среднего школьного возраста душевно ранимы. Отсюда «беспричинная» и «немотивированная» (с точки зрения взрослого) реакция на слова и поступки окружающих, на те или иные обстоятельства жизни.

Особенностью воспитательной работы с подростками является профориентация. Поддерживая стремление подростков к яркой и достойной жизни, необходимо раскрывать перед ними героику и красоту повседневного труда в промышленности и сельском хозяйстве, ориентировать на работу в сфере материального производства.

Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Существенное значение имеют природные задатки и условия жизни подростка, его физическое состояние и здоровье, особенности познавательной деятельности, чувственно-эмоциональной сферы, типология характера, внутренние побудительные факторы поведения и развития, внешкольные увлечения и контакты, обучаемость и воспитуемость, степень восприимчивости педагогических влияний, а также динамика формирования тех или иных личностных качеств. Все это оказывает существенное влияние на развитие и воспитание подростков.

Ориентировочные темы проектных работ
(5-7 классы)

Направление «Основы безопасности жизнедеятельности учащихся»

· Спасательные службы (МЧС, пожарная охрана, ГАИ, полиция, скорая медицинская помощь, экологическая инспекция).

· Особенности поведения в чрезвычайных ситуациях.

· Правила эвакуации при артиллерийских обстрелах.

· Жизнь человека, её ценность и невосполнимость. Уголовная ответственность за преступления.

· Государственная защита от дискриминации, рабства, пыток, торговли людьми.

· Ребёнок в автономной среде (лес, степь, водоём).

· Травмирующие факторы пассажиров автотранспорта.

· Профилактика пожаров, способы гашения возгораний, дыхание при пожаре. Оказание помощи при возгорании одежды.

· Бытовой газ: правила хранения газа в баллонах. Поведение при обнаружении утечки газа.

· Правила поведения при загрязнении воздуха ядохимикатами.

· Правила купания в водоёмах, спасение утопающих.

· Дары природы. Особенности сбора даров природы.

· Направление «Я – гражданин Республики (краеведение)»

· Я – житель Донецкого края.

· История моего родного города (села).

· Древо моего рода.

· Я и природа.

· Красная книга Донбасса.

· Народные традиции.

· Профессии моих родителей.

· Мои известные земляки.

· Экскурсии по родному краю.

Направление «Формирование общечеловеческих ценностей»

· Семья – начальная структурная единица общества, первая человеческая общность ребёнка и естественная среда его развития.

· Труд – основа человеческого бытия, вид деятельности, выделяющий человека из живого мира.

· Знания – результат разнообразного и, прежде всего, творческого труда, мощное средство развития личности.

· Мир – покой и согласие между людьми, народами и государствами.

· Мир – главное условие существование Земли и человечества.

· Без добрых дел нет доброго имени.

· Умей быть благодарным.

· Мы живем среди людей.

· Долг человека по отношению к обществу. Долг общества по отношению к отдельной личности.


Ориентировочные темы проектных работ
(8-9 классы)

Направление «Основы безопасности жизнедеятельности учащихся»

· Психическое и физическое насилие над личностью.

· Самозащита, средства самозащиты. Доврачебная помощь.

· ЧС природного, техногенного происхождения, на транспорте.

· Выживание людей после аварий (катастроф) на воде, в лесу, горах в разные времена года.

· Права человека на жизнь, свободу, неприкосновенность.

· Защита человека при нападениях, шантаже. Индивидуальные средства защиты.

· Уголовная ответственность за кражи, нападение, шантаж, поджог, неосторожное поведение с огнём.

· Функции милиции, прокуратуры, судов, адвокатуры.

· Поведение при химических, бактериологических атаках.

Направление «Здоровый образ жизни»

· На пороге взрослой жизни. Социальная роль подростка.

· Социальные болезни. Способы профилактики социальных болезней.

· Физическое здоровье как основа жизни человека. Самореализация личности в подростковом возрасте.

· Самовоспитание характера и волевых качеств.

Направление «Я – гражданин Республики (краеведение)»

· Я – гражданин Донетчины.

· Роль моего города (села) в жизни Республики.

· Топонимы родного края.

· Я – хозяин в своей школе.

· Красоты природы моего края.

· Традиции жителей моего края.

· Герои моего края.

· Экскурсии по родному краю.

Направление «Формирование общечеловеческих ценностей»

· Земля – общий дом человечества, вступившего в новую цивилизацию XXI века, Земля людей и живой природы.

· Отечество – единственная, уникальная для человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков.

· Культура – духовное и материальное богатство, накопленное человечеством.

· Человек – абсолютная ценность, «мера всех вещей».

· Честь человека: как ее понимать.

· Кодекс семейной чести.

· Что значит быть ответственным за любимого человека?


Старшая школа

Одним из важных аспектов психического развития старшеклассников является интенсивное созревание, ведущая роль в котором отводится развитию мышления. В этом возрасте ученики проявляют больше самостоятельности в занятиях, в которых интенсивно развиваются моральные силы, формируются и определяются черты характера, происходит становление мировоззрения. Основной особенностью личностного развития старшеклассника является заметное развитие самосознания, самооценки, основанной на самостоятельном анализе и оценке собственной деятельности, что не всегда из-за сложности этого процесса объективно.

Старший школьный возраст является сенситивным в формировании мировоззрения, выработке стратегии жизни, определении жизненных планов, формировании умения творить собственную судьбу, активно ответственно и эффективно реализовать гражданские права и обязанности.

У старшеклассников заметно развивается умение анализировать свое поведение. Для них характерно углубленное осознание психологических процессов. Заметно растут сила воли, выдержка, упорство, самоконтроль. Интересы становятся более зрелыми и одновременно длительными, устойчивыми, прочными. Развиваются познавательные интересы, в частности к самостоятельным видам учебной работы.

Ориентировочные темы проектных работ
(10-11 классы)

Направление «Основы безопасности жизнедеятельности учащихся»

· Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях.

· Порядок действий в случае эвакуации из здания школы и других многолюдных мест.

· Организация защиты учащихся от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время.

· Современные средства поражения и их поражающие факторы.

· Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

· Основные инфекционные заболевания и их профилактика.

Направление «Я – гражданин Республики (краеведение)»

· История развития Донецкого края.

· Духовное наследие Донецкого края.

· Исторические памятники Донетчины.

· Культура и искусство Донецкого края.

· Религия как общественно-культурное явление.

· Выдающиеся деятели Донецкого края.

Направление «Здоровый образ жизни»

· Здоровье – привилегия мудрых.

· Здоровый образ жизни.

· Стресс в нашей жизни.

· Движение – это жизнь.

· Предупрежден – значит защищён!

· Суд над сигаретой.

Направление «Формирование общечеловеческих ценностей»

· Ценности, которые должны стать нормами жизни.

· Человеческая жизнь как самая важная ценность.

· «Десять заповедей» – основа нравственности человечества.

· Фундамент счастья будущей жизни.

· Я среди людей, люди вокруг меня.

· Почему трудно, но нужно быть толерантным?

· Рука в руке.

· Никого дороже нет…

· Разумное и нравственное всегда совпадает.

· О них мы будем помнить всегда.

· Солдат войну не выбирает.

Направление «Воспитание и развитие творческих способностей»

· Как научиться властвовать собой?

· Пока я мыслю, я живу.

· Послесловие.

· Счастье – жить.

· Конфликт: все «за» и «против».

· Слава рукам золотым!

 

Примерный перечень воспитательных мероприятий
по гражданскому и патриотическому воспитанию
в общеобразовательных школах

Начальная школа (1-4 классы)

Гражданско-патриотическое воспитание:

· Беседы: «Патриот своего края», «Своя земля и в горсти мила», «Что значит быть патриотом», «Какой след ты оставишь на земле», «Всё в мире создано трудом».

· Классные часы: «Наши права», «Земля отцов – моя земля», «Дети Великой Отечественной войны», «Свеча памяти», «Я продолжатель своего рода».

· Тематические линейки.

· Конкурсы рисунков.

· Экскурсии в краеведческий музей и в музей славы.

· Информационные часы: фестиваль детской прессы.

· Фольклорные праздники: Рождество, Масленица, Пасха.

· Праздничные концерты «9 мая – День Победы», «23 февраля», «8 марта – Международный женский день»

Военно-патриотическое воспитание:

· Встреча с ветеранами ВОВ, ветеранами Афганистана «Никто не забыт и ничто не забыто!»

· Информационные часы: «О героях Афганистана», «Пионеры-герои»

Духовно-нравственное воспитание:

· Конкурс стихотворений разной тематики.

· Конкурс инсценированной сказки.

· Выставка поделок семейного творчества «Солнышко в наших ладонях».

· Конкурс плакатов «Мама и Родина чем-то похожи».

· Посещение музеев, храмов, театров.

· Тренинги.

· Беседы и классные часы: «Культурное наследие нашего народа», «Святое слово – Мать!», «Красивое и уродливое», «Уважай и почитай родителей».

· Школьные традиции «Здравствуй, лето!», «До свидания, школа!».

Историко-патриотическое (краеведческое) воспитание:

· Выставка-викторина «Через тернии к звёздам».

· Беседы и классные часы: «Мой край, ты в сердце навсегда!», «Сохраняй красоту и богатство своего края», «Земля – уникальное творение Вселенной».

· Игры-путешествия: «Передвижение во времени».

· Посещение музеев, театров.

· Летопись моей семьи

· Устный журнал: «Живые картинки наших дней», «Памятные места Донецкой области», «Клуб маленьких патриотов».

Культурно-патриотическое воспитание:

· Конкурс строя и песни

Спортивно-патриотическое воспитание:

· Спортивные праздники: «Добры молодцы», «Весёлые старты», «Зарница», «Ловкие, быстрые, смелые», «Спортивная семья – папа, мама и Я».

Основная школа (5-7 классы)

Гражданско-патриотическое воспитание:

· Проведение памятных дней:

День Победы

День вывода войск из Афганистана

День защитников Отечества

Военно-патриотическое воспитание:

· Конкурс листовок «Мы помним те великие года»

· Конкурс плакатов «Защитники Отечества»

· Конкурс рисунков «Я только слышал о войне»

Духовно-нравственное воспитание:

· конкурс чтецов «Дети о войне»

· конкурс творческих работ «Я помню! Я горжусь!»

· конкурс «Лучшая открытка ветерану»

Историко-патриотическое (краеведческое) воспитание:

· Историческая викторина «Улица, на которой я живу»

· Презентации, слайд-шоу «Архитектурные жемчужины Донбасса»

· Посещение музеев, выставок, памятных мест по истории ВОВ «Эхо войны»

Культурно-патриотическое воспитание:

· Литературно-музыкальные композиции:

- «Поклонимся великим тем годам».

- «У войны не детское лицо».

- «Уж постоим мы головою за Родину свою».

- «Этих дней не смолкнет слава».

- «Дети и война несовместимы».

Спортивно-патриотическое воспитание:

· Подружись с «королевой спорта», День бегуна.

· Подвижная игра «Снайперы».

· Соревнования по троеборью «Смелые и ловкие».


Основная школа (8-9 классы)

Гражданско-патриотическое воспитание:

· Участие в акциях:

- «Солдатские письма».

- «Герои живут рядом».

Военно-патриотическое воспитание:

· Участие в акции «Ветеран живет рядом».

Духовно-нравственное воспитание:

· конкурс патриотической песни «Прикоснись к подвигу сердцем».

· конкурс сочинений «Слава защитникам Отечества».

Историко-патриотическое (краеведческое) воспитание:

· Круглые столы, посвящённые страницам истории родного края «Кто не знает прошлого, тот не достоин иметь будущее».

· Создание экспозиций «Гордость земли донецкой» (галерея исторических портретов выдающихся земляков).

Культурно-патриотическое воспитание:

· Музыкальная викторина «А музы не молчали».

· Беседы круглого стола «О чём мечтают дети», «Мы – славяне».

· Конкурс строевой военной песни «Как наши деды воевали».

· Фестиваль солдатской песни «Слава тебе - солдат».

· Конкурс патриотической песни «Песня в военной шинели».

Спортивно-патриотическое воспитание:

· Эстафеты с бегом на скорость, с передачей и ловлей мяча «Весёлые старты».

· Мини-футбол, пионер «Спортивная смена».

· Шашечный турнир «Весенние листочки».

· «А ну-ка, парни!».

Старшая школа (10-11 классы)

Гражданско-патриотическое воспитание:

· Участие в акциях:

- «От сердца к сердцу».

- «Никто не забыт, ничто не забыто».

· Тематические классные часы.

· Диспуты, викторины.

· Участие в конференциях, конкурсах, смотрах.

· Шефская помощь ветеранам.

· Проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам краевого и городского значения.

· Исследовательская деятельность.

· Поисковая деятельность (экспедиции, операции, походы, экскурсии, встречи).

· Музейная деятельность.

· Марш-Парад.

· Беседы о героизме народа, любви к Отечеству и готовности встать на его защиту в случае необходимости («Хочу быть гражданином», «Как хорошо на свете без войны»).

· Демонстрация фильмов патриотического содержания.

· Конкурс «70 слов о войне».

· Экскурсия в музей Великой Отечественной войны.

· Экскурсия к Вечному огню.

Военно-патриотическое воспитание:

· Участие в акции «Вахта памяти».

· Возложение цветов к Памятным местам.

· Организация и проведение благотворительных акций: «Ветеран живет рядом», «Письмо солдату».

· Военно-спортивная игра «Зарница».

· Встречи с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках.

· Военно-спортивные игры.

· Учебно-полевые сборы.

· Марш-броски.

· Смотры строя и песни.

· Занятия в стрелковом клубе.

· Уроки Мужества и Памяти.

· Конкурсы военно-патриотической песни.

· Декада «Защита Отечества».

Духовно-нравственное воспитание:

· Фотовыставка «Война и моя семья».

· Концерт «Доброта спасет мир», посвященный Дню пожилого человека.

· Акция «Милосердие».

· Участие в жизни воспитанников детских домов.

· Конкурсы «Наши корни», «История моей семьи».

· Физкультурно-оздоровительная деятельность: День здоровья, «В здоровом теле – здоровый дух», «О профилактике вредных привычек», «Моё здоровье – залог здоровья моего поколения» и т.д.

· Фотовыставка «Так жили прадеды», вечер «Об этом рассказала фотография».

· Составление генеалогического древа «Моя родословная».

· Встреча с семейными династиями.

· Беседы «Этот День Победы», «Мой родной город», «Символы города Донецка», «Законы, по которым мы живём».

· Акции по охране природы родного края: «Сбереги ёлочку», «Сохрани первоцветы», «Кормушка», «Птичий домик», «Крокус», «Вода и жизнь».

Историко-патриотическое (краеведческое) воспитание:

· Выпуск исторического альманаха «Путешествие в прошлое».

· Создание летописи родного посёлка, улицы.

· Вечер памяти, посвящённый 70-летию Великой Победы «И помнит мир спасённый».

· Встречи с ветеранами войны и тыла.

· Экологические экспедиции по родному краю «Зелёные жемчужины Донетчины».

· Сотрудничество с Донецким краеведческим музеем.

· Сотрудничество с Донецким ботаническим садом.

· Фотоконкурс «Тревога и боль Донбасса».

· Выставка-конкурс рисунков «Флора и фауна Донбасса».

· Учебно-познавательная игра «Экологический брейн–ринг».


Культурно-патриотическое воспитание:

· Акция «Герои живут рядом».

· Музыкальный кинолекторий «Дорогами мужества» (песни военных лет в исполнении К.Шульженко).

· Фестиваль солдатской песни «Опалённые войной».

· Конкурс патриотической песни «Никто не забыт, ничто не забыто».

· Трудовая акция «Своё сердце отдаю Донбассу».

Спортивно-патриотическое воспитание:

· Соревнования по баскетболу, волейболу, футбол «Сила и мужество».

· Эстафета «Будущий воин».

· Флешмоб «В здоровом теле – здоровый дух».

· Конкурс «Юный валеолог».

· Работа творческих объединений детей по валеологическому направлению.

 


Диагностические материалы

Анкеты для родителей младшего школьника

«Гражданско-патриотическое воспитание ребенка»

Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию), поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных