Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Современное состояние, недостатки и факторы развития сбытовых процессов в отечественной экономике.




 

Сбыт (распределение) готовой продукции представляет собой промежуточное звено между производством материально-технических ресурсов и их потреблением, обеспечивающее непрерывность оборачиваемости оборотных средств в производстве и являющееся важным фактором процесса воспроизводства.

Следует сказать, что в отечественной экономике длительное время недооценивалась роль сферы обращения (сбыта продукции), которая на Западе всегда играла и играет ключевую фундаментальную роль. Долгое время существовало понятие, что западное общество – это общество потребителей, а социалистическое общество – это общество производителей. Во многом благодаря этому развитие отечественной сферы обращения намного отставало от производственной сферы, особенно в организации сбыта товаров и услуг.

Отечественная сфера обращения характеризовалась замедленным продвижением товаров от производителей к потребителям, высоким уровнем неудовлетворенного спроса и дефицита, низкой надежностью и недостаточным уровнем качества обслуживания потребителей.

Сфера обращения всегда финансировалась по остаточному принципу и у руководящего управленческого персонала имелся стойкий психологический барьер недооценки роли сферы обращения в экономике.

Перечисленные недостатки сбытовой политики еще более углубились в условиях развала социалистической экономики и перехода на рыночные позиции. Именно поэтому Россия и сегодня значительно отстает от среднего мирового уровня в развитии инфраструктуры в сфере сбыта продукции.

Современную производственно-техническую базу сферы обращения и инфраструктуры отечественной экономики, связанную с управлением многоассортиментными материальными потоками, составили разобщенные технологические объекты государственных централизованных, отраслевых, территориальных и ведомственных систем снабжения и сбыта продукции, то есть бывших структур Госснаба СССР, Госстроя СССР, Госагропрома СССР и Госнефтепродукта СССР.

Несмотря на упразднение в 1993 году всех форм государственного обеспечения и централизованного распределения материальных ресурсов, на территории РФ остались и функционируют уже в рыночных структурах объекты мощной складской системы и товаропроводящих сетей, крупные автоматизированные транспортно-складские комплексы, транспортные узлы и грузовые терминалы, контейнерные пункты, предприятия различных видов транспорта и связи, вычислительные и информационно-диспетчерские центры, объекты оптовой и розничной торговли и пр.

Классическим представителем новой рыночной структуры, основанной на старых связях и оборудовании является АО «Росконтракт» – фактический правопреемник Госснаба СССР.

Следует отметить, что в российской практике организации сбыта логистические решения по-прежнему довольно редки. Дорогу здесь прокладывают новые компании, нередко с участием иностранного капитала, а также флагманы отечественной промышленности: АК «Алмазы России-Саха», «Норильский никель», «Газпром», ЛУКойл» и др. Речь идет о разумной централизации закупок и распределения товарно-материальных потоков, рационализации схем их доставки, создании устойчивых кооперационных союзов и распределительных центров, аттестации поставщиков, освобождении от многозвенных схем посреднической деятельности и др.

Несмотря на наметившиеся положительные тенденции, производители по-прежнему испытывают большие трудности со сбытом продукции, изучением конъюнктуры рынка, выбором наиболее экономичных источников и каналов распределения. В мировой практике эти задачи с успехом решают организации оптовой торговли, которые расширяют спектр своих услуг и переходят в ранг логистических центров. В наших условиях оптовое звено никак не может восстановить былой экономический потенциал, утрачена товарная специализация многих и многих оптовых организаций, разрушено их межрегиональное взаимодействие, крупные складские комплексы на две трети пустуют либо сдаются в аренду.

В этой связи показателен уровень логистических издержек в сфере товародвижения в Российской Федерации по сравнению с другими странами (табл.11).


Таблица 11.

Доля логистических издержек в сфере распределения продукции в ВВП в 2002 году

 

Страна Доля логистических издержек в ВВП (%)
США Япония Германия Великобритания Франция Италия Канада Испания Португалия Китай Австралия Россия 11,6 10,2 11,8 12,2 11,7 12,6 11,8 12,1 13,6 14,5 11,2 17,2

 

Из представленной таблицы видно, что затраты на товародвижение в России (логистические издержки) заметно выше чем в развитых странах. Такое положение нельзя объяснить только размерами страны. США, Канада, Китай обладают почти равнозначными территориями. Главные причины высоких издержек – медленное развитие инфраструктуры товародвижения, в том числе распределительной, отставание в применении современных технологий товародвижения, транспортировки, хранения и упаковки товаров, то есть целой совокупности негативных факторов в данной области, выявленных и сгруппированных нами ниже.

По данным проведенного институтом товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (далее ИТКОР) опроса, широкое распространение получила практика повторных посреднических операций, которые заметно увеличивают логистические затраты и тем самым конечную цену продукции для покупателя.

Так, 3-звенная продажа, точнее перепродажа, охватывает:

- 53,5% металлопродукции;

- 51,2% химических и лакокрасочных материалов;

- 56,3 электротехнической и кабельной продукции,

- 37,3% бумаги.

Список проблем сбытовой логистики можно было бы дополнить проблемами рационального использования вторичных ресурсов, преодоления теневого оборота на товарных рынках, формирования электронной оптовой торговли, построения национальной системы коммерческой информации

Факторы и следствия сложившихся условий сбыта в сфере товарообращения, характерные для современного этапа развития отечественной экономики и эффективные (альтернативные) пути их совершенствования представлены в таблице 12

 

 


Таблица 12

Факторы и следствия сбытовых процессов в отечественной экономике.

Факторы Негативные последствия Пути развития положительных и нейтрализации негативных тенденций
Историко- политические (унаследованные от социалистического способа производства и экономики переходного периода)   Целевые ориентации на производителя и недостаток внимания к сфере обращения; Централизованное финансирование сферы обращения по «остаточному» принципу; Упразднение всех форм централизованного распределения товарно-материальных ресурсов и развал единой товаропроводящей структуры; Замедленное продвижение товаров от производителей к потребителям; Высокий уровень неудовлетворенного спроса и дефицита; Низкая надежность и недостаточный уровень качества обслуживания потребителей; Психологический барьер у высшего управленческого персонала в сфере недооценки роли товарообращения в экономике.   Рационализация и использование с учетом логистических концепций: § товаропроводящей сети. § складской базы § системы организации, планирования.и управления
Организационно-экономические Отсутствие политики развития сбытовых систем в промышленной и торговой сферах. Высокий уровень логистических издержек в системе товарообращения (заметно выше чем в развитых странах)   Потеря товарной специализации оптовых организаций   Отсутствие внутри- и межрегионального взаимодействия товаропроводящих структур   Непрофильное использование складских комплексов (примерно на две трети пустуют либо сдаются в аренду).   Отсутствие организованных товарных рынков на крупно- и среднеоптовых уровнях.   Низкий уровень развития современных систем электронных коммуникаций, электронных сетей, систем связи и телекоммуникаций.   Отсталая транспортная инфраструктура (прежде всего в области автомобильных дорог)   Комплекс мер по организации и рационализации схем доставки.   Организация и разработка механизмов функционирования устойчивых кооперационных союзов и распределительных центров.   Устранение многозвенных схем посреднической деятельности.   Рационализация использования вторичных ресурсов и преодоление теневого оборота на товарных рынках.   Формирование и развитие систем электронной коммерции.   Построение национальной системы коммерческой информации.   Аутсорсинг логистических услуг    
Производственно-технические Недостаточное количество и низкий технико-технологический уровень грузовых автомобильных, мультимодальных и таможенных терминалов; Отсутствие современных транспортных средств, отвечающих мировым стандартам. Высокая степень физического и морального износа подвижного состава транспорта. Низкий уровень развития производственно-технической базы складского хозяйства. Недостаток современного технологического оборудования по грузопереработке продукции. Низкий уровень механизации и автоматизации складских работ. Слабое развитие промышленности по производству современной тары и упаковки.   Развитие производственной базы сопряженных отраслей.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных