Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Все должны быть перед Законом ровны.




Все вышеупомянутыя Сословия составились в разныя времена и

при разных обстоятельствах и разделив Народ на разные Классы про-

извели большия различия и разнородности в Гражданском положе-

нии Людей принадлежащих к одному и тому же Государству. Разли-

чия сии целью имеют не лутчее Устроение Государственнаго порядка,

коего нельзя посредством их достигнуть и не удобнейшее доставле-

ние общественнаго блага всему Народу, но единственно дарование

некоторым Людям больших преимуществ противу Массы Народной

и подавление сей последней в пользу и в Корысть Малейшаго Числа. —

Гражданския общества а следовательно и Государства составлены для

Возможно большаго Благоденствия Всех и каждаго а не для блага не-

которых за устранением большинства Людей. Все Люди в Государстве

имеют одинаковое право на все выгоды государством доставляемыя и

все имеют ровныя обязанности нести все тягости нераздельныя с Го-

сударственным Устроением. Из сего явствует что все Люди в Государ-

стве должны непременно быть перед Законом совершенно ровны и

что всякое Постановление нарушающее сие равенство всех перед За-

коном есть нестерпимое 3ловластие долженствующее непременно

234 Пестель Павел Иванович Русская Правда или Заповедная Государственная Грамота... 235

быть уничтоженным. — Сверх того нарушают сии различия добрую

между Гражданами связь разделяя их на несколько отделений имею-

щих совсем различные виды и выгоды а следовательно и образ Мыс-

лей. Сколь же добрая связь между Гражданами важна для благоден-

ствия Государства ясно доказано было в предыдущей главе и точно

также нарушается различием сословий, как и разнородством племен.

Сословия тем еще пагубны, что они только одним пристрастием ды-

шат, что некоторым членам Народа выгоды дают в коих другим от-

казывают без всякой причины и без всякой для Государства пользы,

что для пресыщения корысти нескольких Людей жестокую оказыва-

ют Несправедливость против наибольшей части Народа и что про-

тивны цели Государственнаго Существования состоящей не в при-

страстии к малому числу, но велико возможно большем благоденствии

многочисленнейшаго числа Людей в Государстве. — А из всего вы-

шесказаннаго следует что учреждение Сословий непременно должно

быть уничтожено, что все Люди в Государстве должны составлять

только одно Сословие могущее называться гражданским и что все

граждане в Государстве должны иметь одни и те же права и быть перед

Законом все ровны.

Изложив таким образом коренныя Соображения о Сословиях во-

обще, приступить теперь можно к изложению меропринятий коим

каждое из них в особенности подвергнуться имеет.

§ 5.

Духовенство.

1.— Духовенство щитается ныне особым Сословием Российскаго

Государства самым Несправедливым образом ибо особое Сословие

составляют те только Люди или Класс Людей, которые признаны За-

конами государственными: пользующимися правом иметь в виду

собственныя свои выгоды отдельно от Массы Народной. Следова-

тельно в том состоит отличительная черта всякаго Сословия что оно

имеет целью своего существования собственное благо своих членов

отдельно и независимо от Массы Народа и без внимания на нее. Ду-

ховенство не находится в таковом положении: Цель его существова-

ния несут Мирские Выгоды Духовных Лиц но есть Священнослужение

необходимое для блага Всех, и Духовных и Мирян. Из сего явствует

что Духовенство не есть особое Сословие но есть особое Звание име-

ющее особыя занятия, исполняющее особыя должности. А по сему

Духовенство должно быть признано частью Правительства и частью

самою наипочтеннейшею. Оно есть ветвь Государственнаго Правле-

ния, отрасль чиноначальства и чем теснее связь между Духовными и

Мирянами, тем щастливее Народ, тем благополучнее Государство.

Сами же Духовныя Лицы суть Чиновныя особы и вместе с тем Рос-

сийские Граждане как и все вообще Чиновники занимающие какия

либо должности в Государственном Правлении. Духовныя Лицы яко

Граждане должны быть приписаны к которой нибудь Волости и щи-

таться членами оной так точно как и все вообще Граждане, пользуясь

на ровне с прочими Чиновниками правами Российскаго Граждан-

ства. Точно так и Дети Духовных Лиц должны почитаться российски-

ми Гражданами на общих для всех правилах без всякаго различия и

отнюдь не составляя отдельнаго Сословия. Сие относится до Белаго

только духовенства ибо Черное отрекается от сего света а с тем вместе

и от всех прав Рос. Гражданства поступая на совсем особое положе-

ние. Сверх того поелику Духовенство есть часть Правительства то и

могут исполнять духовныя Должности одни только Рос. Граждане,

Инностранцы же не могут к тому быть допускаемы. Посему обязыва-

ется Временное Верьховное Правление всегда иметь то Коренное

правило в виду что Духовенство не есть отдельное Сословие Народа

но есть отрасль Чиноначальства, часть Государственнаго Правления.

2.— Соблазны, 3ловластие и Подобострастие прошедших времен

ввели в церковь многия новости о коих православные Християне

первых веков и понятия не имели, и которые противны Высоким Ве-

лениям прежних Церковных Отцов. К сему числу относится удаление

Белаго Духовенства от Вышних званий церкви. В первыя Времена

Християнства одно белое Духовенство украшалось знатнейшими Са-

нами СвященноНачальства и чернаго Духовенства совсем не суще-

ствовало во время жития святых Апостолов. Святой Василий Вели-

кий первый завел в 4-м столетии Монашество и предопределил ему

жить в отдаленности от света никогда никакими общественными Де-

лами не заниматься и всю жизнь проводить в одних молитвах отвер-

гая всякую вещь могущую льстить самолюбию и служить поводом

к возбуждению светских мыслей и желаний.

По сему Черное Духовенство никакия бы не должно занимать

должности по Духовному Управлению исключая одних Монастырей

и должно бы совершенно уступить белому Духовенству все Управля-

ющия 3вания Священноначальства; Но принимая в соображение что

внезапное удаление Чернаго Духовенства от Духовных Правлений

лишило бы Церковь многих самих Достойнейших Мужей постанов-

ляются следующия правила коих обязывается Временное Верьховное

Правление в Действие привезти: 1.) Все особы ныне к Черному Духо-

венству принадлежащия не только остаются при своих званиях и

Должностях но могут еще возвышаться и все Степени Священнона-

чальства по прежнему проходить. 2.) Все Миряне и Духовные кото-

рые в Монашество поступят после обнародования сего постановле-

ния не будут уже ни в какое Управляющее Звание назначаемы и всю

236 Пестель Павел Иванович Русская Правда или Заповедная Государственная Грамота... 237

жизнь свою оставаться будут в своих Монастырях. 3.) Все Особы Бе-

лаго Духовенства могут от ныне и впредь замещать все без изъятия

Должности и Звания по Духовному Правлению на том основании как

сие Правление устроено будет; о чем в главе о Министерстве Духовных

Дел обстоятельно изображено и 4.) Ежели Святейший Правитель-

ствующий Синод за благоразсудит теперешнему Черному Духовен-

ству дозволить переход в белое Духовенство вообще или частно то

Временное Верьховное Правление Обязывается тому не противиться,

а ровно и не принуждать впредь вдовцов из белаго Духовенства ко

вступлению в Монашество.

3.— Люди поступающие в Монашеское Звание отрекаются при

вступлении в оное от сего бреннаго Света и клятву произносят в по-

священии остальных Дней своих одному только благочестивому мо-

лению Всевышняго и умерщвлению плоти; а посему и должен образ

их жизни смиренностью и чистотою своею соответствовать в полной

мере высокому их предопределению. Взирая же на теперешнее житие

Монахов оказывается что не везде сии правила с надлежащею точно-

стью исполняются, а посему и возлагается обязанность на Временное

Верьховное Правление старательное обратить внимание на сей пред-

мет и с духовными отцами сердечно об оном пересоветоваться дабы

глубокомысленно пересмотреть теперешнее положение Монашеска-

го чина и на меру положить каким образом утвердить оный на пути

угодном в своих Действиях Богу и святым отцам Православныя Церк-

ви, изкореняя непременно разврат и Злоупотребления. С сею целью

постановить надлежит между протчим следующия правила основан-

ныя на Древних велениях и Законах Церковных Отцов: 1.) От ныне

впредь никто не может в монахи поступить прежде 60-го году от рож-

дения. 2.) В Бельцы никто не может поступить прежде 40-го года от

рождения. 3.) Лутчее испытание для Бельцов составляют Мисионер-

ства. 4.) Первой и второй Пункт относится как до Мущин так и до

женщин.

4.— Поелику Коренным Правилам постановлено что от ныне

впредь никто не может в России духовныя обязанности исполнять и

Духовныя Званья носить как только одни Российские Граждане в ка-

ком бы то ни было Исповедании или Вере ибо Духовенство признано

частью Правительства а в службе Государственной могут находиться

одни только Российские Граждане то и утверждается Постановление

что естьли Духовенство какаго нибудь иноземнаго Исповедания

признает или признавать будет над собою Начальство состоящее вне

России, то должно оно или Россию невозвратно оставить или от сво-

его Начальства отказаться и всякия с ним связи и Сношенья совер-

шенно на всегда прекратить: ибо Россия никакаго не должна призна-

вать Внешнего влияния; а тем еще менее внешнего Начальства над

своими Гражданами в каком бы то ни было отношении. По сему слу-

чаю разрешается Временное Верьховное Правление нужныя сделать

и согласить Конкордаты и потом их в Действие привезти. Что же ка-

сается до Монашеских Чинов иноземных исповеданий то им не до-

зволяется пребывание в России ибо все сии ордены противны Духу

Православной Веры и потому не могут в России быть терпимы.

5.— Никакое звание не требует столь сильных Добродетелей как

Духовное, долженствующее словом и Делом наставлять мирян в сей

жизни и приуготовлять к будущей. Сверх того требует оно и больших.

познаний; а по сему и должно всевозможное Старание быть прило-

жено для доставления желающим вступить в Духовенство Воспита-

ния и Учености соразмерных с высокою важностью сего Чина. На сей

Конец должны с особенною разсмотрительностью быть правила по-

становлены для приуготовления к Духовному Сану; а равно и для

вступления в оный. — Духовныя Училища должны с отличнейшею

бдительностью быть устроены при Университетах особыми Бого-

словскими Лицеями в коих кроме иных наук надлежит непременно

медицину преподавать дабы особенно Сельские священники могли

больных пользовать соединяя таким образом врачевание нравствен-

ное с врачеванием Телесным. — Что же касается до вступления в Ду-

ховную Службу, то каждый Россиянин может оную проходить на

основании Церковных Законов лишь бы мог выдержать Лицейный

Екзамен. На том же основании и Лицейные Ученики вступать долж-

ны в Духовную Службу. Естьли же кто из Духевных Чинов пожелает

оставить сие звание то может от онаго быть уволен после чего посту-

пает в число прочих Частных Людей не находящихся в Службе.

6.— Наконец Обращая взоры на положение в коем находится ныне

Российское Духовенство оказывается что сие положение горько и

жалостно — оно едва имеет ныне Насущный хлеб а в Старости оста-

ется без всякаго должнаго призрения и хотя Духовенство конечно не

должно о богатствах помышлять и в тяжкой скудости не должно пе-

реставать являть примеры строжайшей Добродетели и единственным

своим занятием полагать Возвание к ВсеВышнему теплых и благоче-

стивых своих молитв о спасении Душ наших, однако же чем чисто-

сердечнее оно исполняет сии Добродетели, тем более должны и мы

думать о Доставлении Ему жизни покойной и безсуетной. А по сему и

обязывается Временное Верьховное Правление все Средства употре-

бить для доставления почтенному Российскому Духовенству совер-

шенно Приличнаго Содержания соответствующаго важности его

3анятий и в полной мере его обезпечивающаго в способах покой-

ной жизни. Особенно же надлежит всемерно улутчить Состояние

Приходских Священников дабы они не были принуждены сами за-

ниматься Земледелием и безпокоиться о своем пропитании; и могли

238 Пестель Павел Иванович Русская Правда или Заповедная Государственная Грамота... 239

бы посвящать все свое время на усердное исполнение многозначи-

тельных своих обязанностей, доставляя вместе с тем и семействам

своим приличное и достаточное содержание.

§ 6.

Дворянство.

Дворянство есть то отдельное от массы народной сословие, кото-

рое свои особенныя имеет преимущества состоящия в следующих

пяти предметах: 1.) Дворянство обладает другими людьми как соб-

ственностью своею называя их своими крепостными и право имеет

составлять Майораты с разрешения Правительства. 2.) Дворянство

никакой подати не плотит и никаких вкладов в пользу общую не вно-

сит. — 3.) Дворянство не подлежит телесным по суду наказаниям

подобно прочим Росссиянам ниже за самыя ужаснейшия преступ-

ления. — 4.) Дворянство не подлежит Рекрутскому набору и всякия

звания и должностныя места в Государстве замещает за изключением

прочих Россиян и 5.) Дворянство называется Сословием Благород-

ным имеет Гербы и присоединяет к сему различныя Титла. Сии пять

Преимуществ составляют Дворянство, в отношении к коему здесь

употреблено слово преимущество а не слово право потому что упо-

мянутые выгоды, коими пользуется Дворянство ни на какой предше-

ствующей обязанности не основаны, ниже для исполнения какой

либо обязанности нужными не бывают; почему и не могут правами

быть признаны на основании § 5 предисловия: тем более что сии Вы-

годы не только неоснованы на предшествующих обязанностях, но

даже на против того от обязанностей избавляют и потому должны

быть признаны Преимуществами а не правами. Разсмотрим теперь

должны ли таковыя преимущества в благоустроенном Государстве от-

дельному Сословию быть дарованы.

Первое. — Обладать другими Людьми как собственностью своею,

продавать, закладывать, дарить и наследовать Людей на подобие Ве-

щей, употреблять их по собственному своему произволу без предва-

рительнаго с ними соглашения и единственно для собственной своей

прибыли, Выгоды сии а иногда и прихоти есть дело постыдное, про-

тивное Человечеству, противное законам Естественным, противное

святой Вере Християнской, противное наконец Заповедной воле

ВсеВышняго гласящаго в священном писании что Люди пред ним

все ровны и что одни Деяния их и Добродетели разницу между ими

поставляют. И потому не может долее в России существовать позво-

лено одному человеку иметь и называть другаго своим крепостным.

Рабство должно быть решительно уничтожено и Дворянство должно

непременно на веки отречься от гнуснаго преимущества обладать

другими Людьми. — Нельзя ожидать чтобы нашелся хотя один до-

вольно злосовестной Дворянин чтобы не содействовать всеми сила-

ми к уничтожению рабства и крепостнаго состояния в России; но

ежели бы паче всякаго чаяния нашолся изверг которой бы словом

или Делом вздумал сему Действию противиться или оное осуждать

то Временное Верьховное Правление обязывается всякаго таковаго

Злодея безизьятно немедленно взять под стражу и подвергнуть его

строжайшему наказанию яко Врага отечества и изменника противу

первоначальнаго кореннаго права Гражданскаго. Сие Уничтожение

рабства и крепостнаго Состояния возлагается на Временное Верьхов-

ное Правление яко священнейшая и непременнейшая его обязан-

ность. Позывается оно к престолу ВсеВышняго на вечное посрамле-

ние естьли не устремится всеми силами на исполнение сего веления

в скорейшем времени решительнейшими и Действительнейшими

меропринятиями. Что же касается до Майоратов, то должны тепе-

решние непременно быть уничтожены и Составление новых на буду-

щее время совершенно быть запрещено: ибо Дети должны быть все

наделены ровными участками от родительскаго наследства и Уста-

новление Майоратов есть столь же гнусная сколь и явная Несправед-

ливость. Уничтожение Теперешних Майоратов предоставляется рас-

поряжению Временнаго Верьховнаго Правления.

Второе — Гражданское общество составлено для возможнаго Бла-

годенствия всех и каждаго. Сие Благоденствие достигается разными

средствами и действиями; в числе коих находится Необходимость и

Подати собирать. А поелику все члены имеют ровное право на Благо-

денствие, то все члены имеют точно также ровную обязанность и со-

действовать водворению онаго. Сверх того одно только зловластие

может все тягости возлагать на одних а других всеми выгодами осы-

пывать: Честной Человек без угрызения совести не может пользо-

ваться трудами и пожертвованиями ближних без всякаго с своей сто-

роны возмездия или соучастия. А потому и не может Дворянство от

Податей быть освобождаемо. Оно должно со всеми прочими Россия-

нами разделять не только все Государственныя выгоды, но равным

образом и все Государственныя тягости. Временное Верьховное Прав-

ление обязывается при введении новой Государственной Финансо-

вой системы подвергнуть Дворянство податям на ровне с прочими

Россиянами.

Третье. — Род наказания должен ответствовать роду преступления

а не сословию преступника ибо преступление есть произведение злых

качеств человека а не причисления его к тому или другому сословию

и хотя утверждают что одинаковое наказание для человека образо-

240 Пестель Павел Иванович Русская Правда или Заповедная Государственная Грамота... 241

ваннаго и человека без воспитания будет большее страдание для пер-

ваго нежели для втораго но одинаковое преступление соделанное че-

ловеком образованным и человеком без воспитания заставляет

предполагать более разврата и более унижения в первом нежели во

втором а следовательно и должен первой быть наказан сильнее втора-

го чем равновесие и возстановится. К тому же, цель наказания не есть

страдание преступника но есть исправление его а еще более удержа-

ние других посредством примера от подобных Деяний; почему и

должно Наказание быть соображено преимущественно с действием

на посторонных Людей. Из чего и явствует необходимость чтобы за

одинаковыя преступления налагаемы были одинаковыя наказания:

тем более что нет возможности сообразить наказание со степенью

чувствительности наказываемаго и что Люди даже однаго и того же

сословия столь же различны в отношении к сей чувствительности

сколь и люди различных Сословий. А по сему и должно Дворянство

на ровне со всеми прочими Россиянами за одинаковыя преступления

одинаковым подлежать наказаниям и ежели и телесныя Наказания

будут признаны необходимыми то должны оным быть подвергнуты

Дворяне так точно как и все прочие Люди. Временное Верьховное

Правление обязывается распорядить приведение сего в исполнение

безупустительно с самаго начала вступления своего в Должность.

Четвертое. — Набор Ратников в войско есть учреждение необхо-

димое для Государственной безопасности а следовательно и для Госу-

дарственнаго бытия, и потому должно оно неминуемо существовать;

Но поелику польза от Военной Силы происходящая на всех членов

Гражданскаго общества распространяется одинаковым образом то и

должны все Сословия одинаковым образом в Составлении сей Силы

участвовать руководствуясь очередью и жребием как то объяснено

будет в Главе осьмой, то есть одинаковыми для всех Россиян правила-

ми на сей щет. А по сему и не может Дворянство от сей личной по-

винности быть освобождаемо и должно сие преимущество его быть

уничтожено. Главнейшее средство к избежанию рекрутства будет со-

стоять в выдержке положеннаго Екзамена по которому право приоб-

ретаться будет вступать в службу не рядовым но уже офицером. Сие

право распространено быть имеет на все Сословия и на всех вообще

россиян одинаковым образом. О сем будет пространнее упомянуто

в Осьмой Главе. Само собою разумеется что имеющий ныне какой бы

то ни было офицерской Чин по какому бы то ни было ведомству уже

более рекрутству подлежать не может и не будет. — Что же касается до

изключительнаго права Дворян замещать все Должностныя места то

Сие право распространяется на всех Россиян вообще и перестает

быть исключительным преимуществом однаго Дворянства. Кто по

своим познаниям, способностям и Достоинствам окажется заслужи-

вающим право на Должностныя места, тот и будет сим правом поль-

зоваться на основании общих правил без всякаго внимания на его

произхождение или Сословие. Временное Верьховное Правление

обязывается привезти сию Статью в полное и совершенное Исполне-

ние без всякаго послабления.

Пятое. — Люди все рождены во Благо: ибо они суть все творения

ВсеВышняго и потому несправедливо называть Благородным одно

только Сословие Дворян. В следствие сего должно быть уничтожено

Преимущество Дворянства именоваться Сословием Благородным. —

Титла: Князь, Герцог, Граф, Барон и тому подобныя происходят от тех

времен, когда Сии титла означали разныя Должности или Степени

Владычества; но так как они ныне ни того ни другаго уже более не

означают, то и суть они одни только пустые звуки удовлетворяющие

одному только надутому тщеславию и гордому самолюбию. А по сему

и не могут таковыя титла существовать в Государстве, коего Устрой-

ство и образование основаны быть имеют на истиной справедливо-

сти, чистой Нравственности и здравом смысле и разсудке. К тому же

естьли к сим Титлам присоединяются, особыя какия нибудь преиму-

щества, то они вредны и пагубны ибо препятствуют Необходимому и

Непременному равенству всех перед Законом. Естьли же они ни с ка-

кими особыми преимуществами не сопряжены, то составляют одно

только ребяческое пустословие и следовательно во всех случаях долж-

ны решительно быть уничтожены. Временное Верьховное Правление

обязывается все сии Званья и Титла совершенно уничтожить без ма-

лейшаго внимания на какия бы то ни было побочныя Соображения.

Что же касается до Гербов, то могут они подлежать двум различным

Заключениям: или быть совершенно уничтожены и на всегда запре-

щены или всем Гражданам без изьятия быть дозволены. В сем послед-

нем случае не должны Гербы ничего означать инаго как только про-

стой произвольный рисунок, который каждой Гражданин имеет право

составлять, употреблять и изменять как ему угодно и на который

Правительство ни малейшаго не обращает внимания не давая оному

совершенно никакаго Значения. Временному Верьховному Прав-

лению дозволяется выбрать по своему Усмотрению одно из сих

Средств.

Из всего до сих пор сказаннаго явствует что все пять родов Преи-

муществ, коими Дворянское Сословие по ныне пользовалось долж-

ны непременно решительнейшим образом быть уничтожены; а так

как Дворянское Достоинство ни что иное есть как итог сих пяти ро-

дов преимуществ, то и следует из сего что и само Звание Дворянства

должно быть уничтожено: члены онаго поступая в общий Состав

Российскаго Гражданства на основании общих правил ниже сего из-

ложенных и долженствуя подобно всем прочим Россиянам по Воло-

стям быть росписан. — Хотя может быть некоторые Люди и будут по-

лагать что при уничтожении Первых Четырех родов Дворянских

Преимуществ, пятый род может быть сохранен в предположении что

льстя одному только пустому Самолюбию, не будет оный произво-

дить Существеннаго Вреда. Но мысль сия совершенно не справедли-

ва: ибо всякое Существование отдельнаго от общей массы Народной

Сословия есть вещь пагубная по той причине что таковое Сословие

не долго будет удовлетворяться одним наслаждением Самолюбия:

Оно верно будет скоро искать существеннейших выгод и отделив-

шись раз от общей массы Народной будет всегда жертвовать Благом

общим для пресыщения своей Корысти и для овладения Существен-

нейших преимуществ нарушающих равенство всех перед Законом,

сие первейшее Главнейшее и прочнейшее основание Государственна-

го Благоденствия. Чего не делали древние Козни Дворянские?

А По сему Временное Верьховное Правление обязывается все Вы-

шеобьясненныя меропринятия привезти в непременное, полное и

совершенное исполнение: имея всегда в виду и во внимании что сии

меропринятия принадлежат к числу самых важнейших и необходи-

мейших Действий для утверждения Благоденствия России: ибо не-

существует без оных Равенства перед Законом а следовательно и не

существует Главнейшаго основания правильнаго Государственнаго

Установления. Законы без сих меропринятий всегда пребудут оруди-

ем однаго только зловластия некоторых Человек над массою Народ-

ною для общей пагубы целаго Государства. Довольно долго существо-

вала возможность для некоторых угнетать всех прочих; пора теперь

положить решительный Конец сему гнусному и неистовому распо-

рядку Вещей. Добрые Дворяне, истинные Сыны Отечества с удоволь-

ствием и радостью примут сие Постановление в полном убеждении

что не нужно им Вышепомянутых отдельных преимуществ дабы об-

щею пользоваться любовью и Доверенностью, дабы посредством оных

занимать разныя Государственныя должностныя места, участвовать

в разных частях и отраслях Правления, продолжать иметь случай и

возможность оказывать Отечеству Услуги, личными Достоинствами

приобретать признательность и уважение Соотчичей и наконец са-

мим пользоваться всеми Гражданскими выгодами и частными блага-

ми приобретаемыми средствами праведными и никому не обидными.

Они будут чувствовать что выгоды доставляемыя Дворянству на ров-

не с прочими Россиянами новым Государственным Порядком сею

Русскою Правдою определяемым несравненно обширнее и значи-

тельнее тех преимуществ коих Дворянство сим лишается, и что они

следовательно меняют Малое на Большое не говоря уже о том что те-

ряют Постыдное а приобретают Похвальное и Достойное. Чтоже ка-

сается Дворян закосневших в своих враждебных противу Массы На-

родной предразсудках и мыслящих что вся Россия для них одних

существует, то крепкую питать можно надежду что таковых Дворян

окажется весьма Мало. Однакоже ежели паче чаяния найдутся тако-

вые недостойные Сыны Отечества, то противу них надлежит принять

меры решительные дабы в полной мере укротить свирепый их нрав и

поставить в невозможность Отечеству вредить хотя бы к тому и нуж-

ными были Действия скорой и непреклонной Строгости.

§ 7.

Купечество.

В нынешних постановлениях о Купечестве щитающемся отдельным

Сословием обретаются большия Несправедливости, противуречия и

Злоупотребления многоразличными препонами и затруднениями ги-

бель торговле наносящия. Известно что лутчий способ для доставле-

ния Народному Богатству возможности процветать состоит в Дарова-

нии Свободы, обращая внимание Правительства на промышленность

народную с тою только целью чтобы распространять познания и све-

дения необходимыя для Промышленности и вообще Просвещение

и чтобы устранять препятствия частные Способы превышающия.

Из сего явствует что Свобода есть главная Необходимость для Народ-

ной Промышленности. Свобода же сия состоит в трех главных пред-

метах: 1.) Чтобы каждый Гражданин имел право и позволение зани-

маться тою или теми отраслями промышленности, которыя он за

благоразсудит избрать лишь бы честен был и к Законам исполните-

лен. 2.) Чтобы каждому дозволено было заниматься Промышленно-

стью не только в одних Городах и назначенных местах, но равным об-

разом и в Селениях всякаго рода и вообще везде где только пожелает

и 3.) Чтобы сама промышленность была освобождена елико возмож-

но более от всяких затруднений и препятствий производимых иногда

не только худообдуманными Постановлениями но и посторонными

Действиями и причинами, так чтобы она находила в Распоряжениях

Правительства не препоны своему преуспеванию но на против того

Защиту и Содействие. Для окончательнаго соображения надлежит

еще присоединить ко всему здесь сказанному содержание третьяго

параграфа сей Главы в коем обьяснен весь вред произойти должен-

ствующий от Составления особых Сословий по отраслям Промыш-

ленности.

В следствие сего обязывается Временное Верьховное Правление

в отношении к Купечеству: 1.) Объявить что Купечество не будет бо-

лее щитаться отдельным Сословием Народа; а по сему уничтожить

гильдии и распределить всех членов сего Сословия по Волостям дабы

они поступили в общий Состав Российскаго Гражданства. 2.) Так как

Земледелие, Изделие и Торговля столь многоразличныя имеют связи

и соотношения что точное отделение одной отрасли Промышленно-

сти от другой, образуя для каждой особенное Сословие столь же вред-

но сколь и невозможно, то и распространить на всех россиян без

изъятия одинаковым образом все права Торговли, дозволяя во всяком

месте торг и Лавки заводить. — 3.) Все Старания приложить к Устра-

нению тех многочисленных препятствий и Неудобств, которыя ныне

столь сильно Торговлю затрудняют и Торговцов угнетают, а вместе

с тем и перебрать все Тарифы дабы они как можно более торговлю

облегчали, к лутчему ея ходу способствовали и притом остальным от-

раслям Промышленности не вредили и 4.) Устроить взимание Пода-

тей с Торгующих на общих правилах Государственной финансовой

системы оставляя однакоже по необходимости нынешний порядок

до введения новаго о котором надлежит без промедления времени

озаботиться. Соображение подробностей и приведение всего сего

в надлежащий ход и Действие предоставляется усмотрению и распо-

ряжению Временнаго Верьховнаго Правления.

§ 8.

Мещанство.

Мещане составляют ныне подобно Купечеству особое Сословие

с собственными своими преимуществами и ограничениями. О них

следующее надлежит заметить: 1.) Мещане распределенные по цехам.

2.) Мещане приписаны все к городам. 3.) Мещане мало могут зани-

маться Земледелием потому что мало Земель имеют и 4.) Для мещан

Торговля затруднительна. — На сии четыре предмета надлежит заме-

тить: 1.) Распределение Граждан по цехам и принуждение их зани-

маться каким нибудь одним только Ремеслом есть стольже безполез-

ная сколь и несправедливая препона свободному ходу и Действию

Промышленности. Изыскивай каждый себе пропитание в чем удоб-

ные найти оное может, будь только честен и к Законам исполнителен.

К тому же не исполняется в точности сие постановление ибо часто

бывает что Мещане занимаются совсем другим промыслом нежели

тем Мастерством к которому приписаны. Да и сами Цехи кроме вреда

ничего не приносят как то ясно и неоспоримо доказано Политиче-

скою Економиею. 2.) Никакой нет пользы принуждать Мещан быть

непременно приписанными к какому нибудь Городу и не позволять

им к селениям приписываться. Сделано Сие постановление с целью

покровительствовать Городам, но поелику чем в большем количестве

различных мест всякая Промышленность будет ход и пребывание

свое иметь, тем в большем количестве будет Народ удобностью к Бла-

госостоянию пользоваться а по сему и должен каждой Гражданин

право иметь на основании общих правил приписываться по собствен-

ному своему желанию и Усмотрению в том месте где он родился или

где наиболее для себя выгод приобрести надеется. Городам же покро-

вительствовать более нежели Селениям никакой нет ни надобности

ни причины. 3.) Мещане мало могут земледелием заниматься потому

что число Земель принадлежащих к каждому Городу не в соразмер-

ности находится с числом Мещан. Земель мало а Мещан много. Сие

происходить от того что все Мещане состоят приписанными к Горо-

дам. Сверх того рождается от сего и распространяется между Людьми

мысль что Земледелие есть последний из всех Промыслов и что все

прочие почетнее его между тем как Земледелие будучи самое

необходимейше[е] должно бы гораздо более быть в уважении и По-

чтении, особенно в России коея главнейшее богатство именно в Зем-

леделии состоит и 4.) Торговля дозволяемая Мещанам стеснена чрез-

вычайным образом для них как тем обстоятельством что все предметы

выгодной Торговли предоставлены одним только купцам, так и тем

что Крестьяне допускаемые до той же торговли как и Мещане, сим

последним большой делают Подрыв. От сего происходит что Мещане

удалены от выгодной Торговли, стеснены Крестьянами в мелочной и

сверх того еще за сию даже мелочную плотят подати совершенно не

в соразмерности с купцами которые в сравнении с своими правами

гораздо менее Мещан в казну взносят.

Из всего здесь обьясненнаго явствует что прежнее Правительство

не только не обращало благодетельнаго внимания на сословие Ме-

щан, но даже на против того как будто с намерением выдумывало все

постановления могущия сие Сословие угнетать и превращать всех

Мещан в Поденщики, которые бы с трудом могли доставлять себе

дневное пропитание и то без надежды на дни Старости и Болезни.

Для отвращенья сего Зла постановляются следующия главныя Пра-

вила коих Верьховное Правление обязывается привезти в полное и

надлежащее исполнение: 1.) объявить что Мещанство не будет более

щитаться отдельным сословием Народа и что Мещане поступая в об-

щий Состав Российскаго Гражданства должны быть к Волостям при-

писаны и могут приписываться к любой Волости на основании об-

щих правил не имея обязанности непременно состоять к Городу

приписанным. 2.) Уничтожить Цехи и дозволить Мещанам занимать-

ся тою или теми отраслями промышленности какия заблагоразсудят

для себя избрать и совокуплять и переменять оныя как им угодно.

3.) Распространить на Мещан все Права даруемыя новым порядком

Вещей всякому Российскому Гражданину; а вместе с тем и взимание

Податей с них устроить на основании общей Государственной Систе-

мы для всех россиян приуготовляемой и 4.) непременно уничтожить

вышедшее в конце 1824-го года постановление известное под назва-

нием Гильдейскаго и заключающее в себе все то что Зловластие вы-

думать только могло для вреда народной Промышленности, покро-

вительствования всем Злоупотреблениям и совершеннаго Угнетения

беднейших классов Людей.

 

Военные Поселяне.

Одна мысль о Военных Поселениях прежним Правительством за-

водимых наполняет каждую благомыслящую Душу Терзанием и Ужа-

сом. Сколько пало невинных жертв для пресыщения того неслыхан-

наго Зловластия, которое с яростью мучило нещастныя Селенья для

сего заведения отданныя! Сколько Денежных Сумм на сей предмет

расточенных: все Силы Государства нарочито соединяя для Гибели

Государства! И все сие для удовлетворенья неистовому Упрямству од-

наго Человека. Какия же предвещали Государству выгоды от учреж-

дения Военных Поселений? Три Главныя: 1.) Что не будет более ре-

крутства существовать. 2.) Что Воины получат оседлость и 3.) Что

продовольствие Армии Провиянтом и фуражем ничего казне стоить

не будет. При разсмотрении всех Обещанных выгод легко удостове-

риться можно что сии выгоды суть или мнимыя или даже на против

того истинный вред и величайшее Зло: 1.) Военныя поселения могут

от Рекрутства Народ освобождать единственно в Мирное время а в

Военное предполагается по самим постановлениям Военнаго Посе-

ленья наполнять Армию Рекрутами со всего Государства. Да иначе

сие и быть не может ибо в противном Случае, Полк, потеряв много

людей на Войне и комплектующийся из однаго своего Поселения

разстроил бы оное совершенно и даже бы мог уничтожить. Но вместе

с тем и освобождение Народа от Рекрутства чрез посредство Военных

Поселений делается мнимым, тем более что в то самое время от сей

повинности не освобождает когда она бывает самая тягостнейшая.

2.) Ничего не может быть для Войска вреднее как оседлость или без-

престанное нахождение каждаго Воина в кругу своего Семейства ибо

таковое Состояние неминуемо изнежит оное и лишит Воинскаго

Духа приобретаемаго единственно в сообществе начальников и това-

рищей, из коих составляется так сказать новое воинское Семейство.

Родителям сохранение сына всегда важнее и милее казаться будет

чем все его Подвиги; и потому при объявлении войны будет поселен-

ное Войско всегда с плачем и скорбью в поход выступать и разве

только надеждою на Добычу утешаться. Сие тем справедливее что

при теперешнем Устройстве Государственнаго Порядка и при тепе-

решней Величине Государства Внешния онаго Сношения так много-

сложными сделались что Войско не может в подробности знать всех

обстоятельств соделывающих Войну неизбежною и следовательно не

может в самих причинах к Войне черпать пламенную к оной охоту

которую посему найти может единственно в желании отличиться и

славу приобрести. Сии же чувства подавляются оседлостью Войска.

3.) Хотя продовольствие Армии может статься и могло бы чрез Воен-

ныя Поселения устроено быть без особенных на то издержек со сто-

роны Казны но однако же Сие не значит чтобы оно тогда ничего не

стоило: ибо при возложении на Военныя Поселения обязанности Ар-

мию продовольствовать избавляются они от всякаго платежа каких

бы то ни было Податей. Ежели же сравнить выигрыш казны от про-

довольствия Армии чрез военныя Поселения с убытком казны от из-

бавления Военных Поселений от всякаго платежа Податей, то и пол-

ное получится удостоверение что Сия Выгода есть совершенно

мнимая. Из сего явствует что из трех представленных доводов в поль-

зу Военных Поселений одно заключает истинный вред а два совер-

шенно мнимую Пользу. Обращая теперь взоры на несправедливость,

Неудобства и худыя Последствия с Поселением Войска сопряженныя

нельзя довольно надивиться как могла таковая мысль когда либо

пройти в ум нелишенный совершенно всякаго здраваго разсудка. Не

будем о сих соображениях здесь распространяться ибо они так много-

численны что целыя стопы бумаг исписать бы должно было дабы их

изчислить. Упомянем в кратце только о двух; из коих одно относится

к Войску поселенному а другое к Народу и Государству: 1.) Никакое

Правительство не может никогда право иметь отделить от общей мас-

сы народа часть онаго с тем чтобы на сию часть возложить за исклю-

чением остальных самую тягостнейшую и жесточайшую повинность,

какова есть военная. Как можно до такой степени все чувства совести

и справедливости отвергнуть чтобы навыки некоторыя Семейства

назначить для войны со всеми их Детьми, внуками и вообще Потом-

ством на сии Семейства возложить исключительно повинность во-

енной Службы и пролитие крови за Народ коего они знают только

потому что за него всегда готовыми быть должны терять всех своих

Детей, сих драгоценнейших предметов Любви и Нежности. Разве Во-

енные Поселяне не такие же чувства имеют, разве они не также Граж-

дане нашего Отечества, разве они не те же права имеют на благоден-

ствие как и прочие Россияне, разве прочие Россияне не те же имеют

обязанности к Отечеству как и они и разве защита Отечества не есть

священная обязанность для Всех и Каждаго. И потому ясным обра-

зом из сего можно вывезти заключение что Военныя Поселения суть

самая жесточайшая Несправедливость какую только разяренное

зловластие выдумать могло.

2.) Как Военныя Поселения жестоки для подлежащих оным, так

равно пагубны они для самаго Государства: образуя в оном другое со-

всем особое Государство которое имеет совсем отдельныя и различ-

ные выгоды, не сохранило никакой связи с остальными частями и

никакаго не оставило в оных Залога в своей верности имея при себе

все что ему мило и дорого, и чувствуя сверх того что вся Сила у него

находится в руках ибо оно вооружено между тем как остальное Госу-

дарство против него без всякой находится Защиты. Легко можно

предвидеть что естьли бы вся Армия была поселена и сей порядок

был бы уже совершенно введен так чтобы поселенныя Войски к оно-

му привыкли и из памяти их бы изгладилось всякое воспоминание

о прежней связи Войска с Гражданами, то скоро бы поселения захоте-

ли управляться собственными своими начальствами и чиновниками

выбранными из их среды, чего никакая Дисциплина удержать бы не

могла и потом в скорости взглянули бы на Государство как на ближ-

ную добычу и зная свою силу овладели бы оным совершенно и раз-

делили бы между собою как варвары делили завоеванныя Земли. Они

с нова бы представили нашествие Татар и притом гораздо опасней-

шее ибо сильнее и умнее бы их были и менее или даже и никакаго

противуборства найти бы не могли от беззаботных и безоруженных

Граждан. Тогда подверглось бы Государство ужаснейшим бедствиям и

превращениям которыя бы кончились введением феодальнаго зло-

властия и всеобщим Порабощением и Нещастием. Сии неизбежныя

от Военных Поселений последствия достаточно доказывают, что одна

из Первейших обязанностей Временнаго Верьховнаго Правления со-

стоит в Уничтожении Военных Поселений и в освобождении от ужас-

наго сего ига всех Селений ныне к оным принадлежащих. На основа-

нии всего здесь сказаннаго обязывается Временное Верьховное

Правление: 1.) В Военных Поселениях отделить Войско от Поселян,

причислить Войско к общему Составу Армии на общих правилах и

разместить войско по разным местам сообразно общему раскварти-

рованию Армии. 2.) Привезти Военныя Поселения в общее Земле-

дельческое Состояние, составить из онаго Волости на основании об-

щих правил, Военных Поселян признать Гражданами на ровне со

всеми прочими Россиянами, даровать им совершенно те же Права и

устроить в прекра[ща]ющихся Военных Поселениях тот же образ

Управления как и в прочих местах России и 3.) Все Меры принять

какия только нужными и возможными окажутся для доставления Во-

енным Поселянам нужных Льгот и необходимых средств для поправ-

ления раззоренных их Имуществ. А вместе с тем и возвратить к Се-

мействам всех Нещастных Находящихся ныне по разным местам в

ссылке и Заточении. Подробности и частности сего меропринятия

предоставляются распоряжениям и соображениям Временнаго Верь-

ховнаго Правления обязывающагося сим предметом заняться с лю-

бо[вь]ю и старанием.

 

Солдатския Дети.

Дети Солдат обязаны ныне поступать в военную Службу, подлежа

подобно отцам своим Двадцатипятилетнему сроку и будучи от Роди-

телей насильно в Военносиротския Отделения отбираемы немедлен-

но по достижении семи лет от Рождения. Сие право разлучать Детей

от Родителей, на веки их друг от друга отделить и всех Детей сих

в войско помещать на Двадцатипятилетнее служение начиная сей

щет с Восемнадцатаго года рождения каждаго основывало прежнее

Правительство на том что оно выдает родителям на каждаго Канто-

ниста половинный Паек пока он при родителях находится полагая

что сим количеством Муки оно у Отца и Матери откупает всякое право

на Сына и на сего последняго неизбежную налагает Кабалу. Таковое

Распоряжение доказывает ясно что прежнее Правительство смотрело

на Россиян как на собственность свою, щитало только их Количе-

ство, и взирало только на пользу которую от их Сил и Трудов для себя

извлечь могло. В сих соображениях более всего содействовало Дво-

рянство радующееся что Дети поступают в войско дабы тем в Наборах

реже или менее было надобности и чрез то бы оно более сохраняло

крепостных людей в своей власти для своих работ и своего Употреб-

ления. Все сие доказывает что Россияне были до ныне нещастными

жертвами зловластия прежняго Правительства и безжалостной, без-

разсудной, безсовестной Корысти дворянскаго Сословия.

Человек посвятивший 25 лет своей жизни служению Отечеству

в войске, так много перенес трудов и так часто подвергал жизнь и здо-

ровье свое увечью и опасности что Отечество вечно будет перед ним

в Долгу и никогда не может в полной мере вознаградить его за тако-

выя пожертвования. И у таковаго Человека отымают насильно Детей

его дабы подвергнуть их тем же прехождениям коими полагал Отец

что он хоть то право приобрел чтобы Детям своим быть Полезным и

доставить им по крайней мере казенное Воспитание. И по сему поста-

новляется Правилом: 1.) Чтобы Солдатская Дети ни в каком отноше-

нии не зависели от военнаго Начальства, щитались бы в тех волостях,

к коим родители их принадлежат и всеми правами в оных бы пользо-

вались на ровне с прочими Россиянами причем и в военную службу

поступать бы могли на основании общих для всех правил как будто

бы их отцы не были солдатами. 2.) Чтобы Военно Сиротския отделе-

ния были уничтожены и от ныне впредь Солдатския Дети более бы

в оныя не поступали, но оставались бы в полном распоряжении своих

родителей при полках, командах, в волостях или как о том родители

распорядятся по собственному своему желанию и Усмотрению. 3.) Что-

бы Солдатская Дети получали от Казны пропитание в продолжении

всего времени что их Отцы в службе находиться будут, а равным об-

разом и воспитание в первоначальных основаниях онаго а потом и

в Уездном Училище. По выходе отцов в отставку должны они Детей

своих брать с Собою. Временному Верьховному Правлению поруча-

ется сообразить все Частности и подробности сего меропринятия и

привезти оное потом в надлежащее Исполнение.

Сие Постановление Действие свое иметь будет начиная с тепе-

решняго времени, но что касается до Солдатских Детей в Военно Си-

ротских отделениях ныне уже находящихся то всего может быть для

России полезнее составить из них Педагогические Институты. Все

Классы Людей чувствуют теперь в России большую потребность

учиться и Просвещаться, главный Недостаток состоит в Хорошых

Учителях и потому образование и доставление таковых неизъяснимую

пользу принесет. Сие могут исполнить теперешния Военно-сиротския

Отделения естьли преобразованы будут надлежащим порядком в Пе-

дагогические Институты. Для сего нужно составить в каждом Губерн-

ском Городе по одному таковому Институту и по оным распределить

всех Солдатских Детей уравнивая число оных в каждом Институте

как общее так и по возрастам. Каждый из сих Институтов должен по-

ручен быть особому Профессору для надзора и ведения Воспитания и

к каждому быть командировану надлежащему числу Учителей. Курс

наук разделится на два отделения: В первом преподаваться будет все

то что нужно для учителя уезднаго Училища а во втором все то что

нужно для учителя Губернскаго Училища. Все Воспитанники посту-

пят с начала в Первое Отделение в коем полный курс кончен быть

имеет в три года. После сего трехлетия последует екзамен. Воспитан-

ники оказавшиеся в сем Екзамене могущими быть отличными Уезд-

ными Учителями поступят во второе Отделение, а прочие останутся

в Первом. Тогда начнется новый курс в обоих Отделениях и продол-

жаться будет также три года после коих новое последует испытание.

Воспитанники оказавшиеся могущими быть отличными Губернски-

ми Учителями будут выпущены из Института и к Учительским долж-

ностям в Губернских Училищах определены.

§ 11.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных