ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Казенные крестьяне.Казенные Крестьяне разделяются ныне на три рода: Государствен- ные или Економические, Удельные и наконец Арендные с Старо- стинскими. Все Сии три рода Казенных Крестьян составляют ныне с землями и Заведениями к ним принадлежащими Государственныя Имущества и потому правилом постановляется чтобы от ныне впредь не различать сих Имуществ на Государственные, Удельные и Аренд- ные, но даровать им всем одинаковое существование, образование. Управление и предназначение щитая их всех на одинаковых правилах Государственным имуществом; И потому подвергнуть их всех одина- ковым изменениям и меропринятиям и привезти их всех в одинако- вое Политическое Состояние или Положение. На сей конец откры- ваются необходимыми следующия меропринятия: 1.) Признать, объявить и провозгласить всех казенных и Удельных Крестьян Вольными и никакаго рода Крепости более не подлежащи- ми, включить их всех в общей Состав Российскаго Гражданства на основании общих Правил признавая их Российскими Гражданами и распространяя на них все Права Купечества и Мещанства, так чтобы они от ныне впредь особаго Сословия более не составляли но принад- лежали бы к общему Сословию Российских Граждан. 2.) Составить по общим правилам Волости из казенных и Удель- ных Селений или включить сии Селенья в состав других Волостей смотря на удобность и на обстоятельства и потом самих казенных и Удельных Крестьян распределить и расписать по Волостям на осно- вании общих правил вводя в Сии Волости тот образ Управления ко- торой в последствии сей русской Правды для всех Волостей вообще описан будет и подвергнуть казенных и Удельных Крестьян тем же законам и постановлениям, как и всех прочих Россиян. 3.) Разделить все Земли в каждой Волости на две Половины; из коих одну отдать под названием общественной Земли в собствен- ность Волостному обществу а другую под названием Казенной оста- вить собственностью Казны входящею в Состав Государственных Имуществ. Общественную Землю не должно Волостное Общество иметь право ни продавать ниже закладывать ибо она есть собствен- ность неприкосновенная. Казна же является в отношении к казенной земле в виде частнаго Человека и потому казенныя земли продавать может. «РУССКАЯ ПРАВДА» Редакция4 [ГЛАВА III] […………………………………………………………………………………] Верьховное Правление распорядиться о сем предмете таким об- разом чтобы Солдатское Дети получали от Казны Пропитание в про- должении всего времени что их отцы в службе находиться будут. По выходе Сих последних в отставку должны они Детей своих брать с со- бою Военносиротския Отделения сделаются тем самим не нужными ибо Солдатские Дети оставаться будут в полках и Командах при своих родителях. Что же касается до службы, то должны солдатские Дети в сем отношении на ровне с протчими вольными людьми быть постав- лены без всякаго с ними различия. Они принадлежать должны к тем Волостям к которым Отцы принадлежат и всеми правами в оных пользоваться на ровне с прочими Гражданами как о сих в последствии постановлено будет. Сей порядок имеет быть введен в то время когда общее Государственное Устройство возымеет новое свое Существо- вание до того же времени могут Военно Сиротския Отделения упо- треблены быть на Составление из них Педагогических Институтов как то в Главе о Народном просвещенеи в последствии сея русской Правды объяснено будет. 8. Казенные Крестьяне. В отношении к Крестьянам Казне принадлежащим обязывается Верьховное Правление следующия меропринятия в частном их при- менении сообразить и потом введение или Исполнение оных по лут- чей местной Удобности распорядить, по усмотрению своему давая оным надлежащий Ход и Действие. 1.) Не различать Казенных Поместий на Государственныя, Удель- ныя и Арендныя, но даровать им всем одинаковое существование, образование, управление и предназначение щитая их всех Государ- ственным Имуществом. 2.) Разделить сии Поместья на Волости по соображению местной удобности и местнаго положения и ввести в оныя Волостное Управ- ление как оное в последствии сей Русской Правды описано будет. 3.) Разделить все Земли в каждой Волости по угодьям на две По- ловины; из коих дать одной название общественной Земли, а другой казенной Земли. Общественную Землю отдать в Собственность Во- лостному Обществу а казенную Землю оставить Собственностью Казны то есть входящею в Состав Государственных Имуществ. Под- робности сего Положения определить Верьховное Правление. 4.) Крестьяне Казенных Поместий или Селений продолжают об- работывать как общественныя так и казенный Земли теперешним по- рядком и платить казне тот же оброк за оныя который и ныне платят. 5.) Сей Порядок будет продолжаться Десять или Пятнадцать лет сряду а после сего срока не будут Крестьяне никакого оброка платить за общественную землю а за казенную которую пожелают для обра- ботывания на откуп взять будут они деньги платить по назначению какое тогда имеет быть сделано и для котораго потребуются от крестьян предварительныя их предположения. 6.) После Десяти или пятнадцати лет а есть ли удобно будет, то и прежде когда сей новый Порядок окончательное возымеет существо- вание, Ход и Действие, будуть казенные Крестьяне пользоваться со- вершенною свободою и будут объявлены совершенно вольными, при чем общественная Земля никому не будет принадлежать частно, но всему Волостному обществу совокупно а казенная Земля останется собственностью казны, и Крестьянам будет отдаваться в откуп. 7.) Волостное общество не должно иметь права общественную Землю продавать или Закладывать, она есть собственность в сем от- ношении неприкосновенная. Казна же является в отношении к ка- зенной Земле в виде частнаго Человека и потому продавать казенныя Земли право имеет. Есть ли Крестьянин купит у Казны какую нибудь казенную землю или часть оной, тогда сей участок им купленной бу- дет он иметь право, закладывать, продавать, дарить, в наследство и приданое отдавать и одним словом оным распоряжать по своей воле как совершенною частною собственностью своею. 8.) Весьма будет полезно завести в каждой Волости по мере возмож- ности маленькое банки и Ломбардты а равным образом и страховыя учреждения. Сие конечно вдруг или скоро воспоследовать не может и потому сказано что надлежит оное заводить по мере Возможности. Надлежит также распространить на Казенных Крестьян права Купе- чества и Мещанства о чем Верьховное Правление особое сделает рас- поряжение. 9. — Монастырские Крестьяне. Монастыри Православныя Грекороссийской Церкви не имеют никаких Поместий и никаких Крестьян между тем как из католиче- ских монастырей многие еще крестьян имеют. Сего различия по трем причинам существовать не должно. Во первых потому что Монаше- ство инностраннаго Исповедания не должно пользоваться большими преимуществами как Монашество отечественнаго православнаго Ис- поведания, во вторых потому что ежели Монашеской Чин с усердием все свои обязанности исполнять будет то ему не останется времени 256 Пестель Павел Иванович Русская Правда или Заповедная Государственная Грамота... 257 для управления поместьями а в третьих наконец потому что Звание требующее от вступающих в оное клятвы в бедности и умерщвлении плоти жизнь свою проводить не должно утопать в Богатстве и Пре- сыщении давая тем пример соблазна и Разврата. — Православное Монашество чувствуя свое Высокое Предопределение давно уже ни- каких поместий более не имеет; почему же не последовать его при- меру в отношении и к Иноверному Монашеству. А по сему в след- ствие всего здесь сказаннаго разрешается Верьховное Правление всех Монастырьских крестьян и Поместий присоединить к Государствен- ным Имуществам и потом те же самыя меры в отношении к ним при- нять каковыя предполагаются для всех Казенных Крестьян и поме- стий вообще. 10. — Вольные Земледельцы В отношении к Вольным Земледельцам коих общества собствен- ныя свои Земли имеют обязывается Верьховное Правление следую- щия сделать распоряжения и следующия устроить меропринятия: 1.) Составить из них Волости с учреждением в оных Волостнаго Правления таким же точно образом и порядком как выше сказано о Казенных Крестьянах имеющих также быть со временем вольными Земледельцами. 2.) Разделить земли каждой Волости по угодьям на две половины из коих одной именоваться общественною Землею а другой частною Землею. Общественная Земля имеет на тех же основаниях Волостно- му обществу принадлежать на коих сие пояснено в статье о казенных Крестьянах. 3.) Частная Земля каждой волости имеет быть роздана Участками всем различным Семействам той волости в вечную и полную частную их собственность. Ежели кто из вольных Земледельцов перед сим уже купил какую нибудь для себя землю то остается полным обладателем оной. 4.) По мере возможности завезти волостные Банки и Страховыя Учреждения: распространяя на Вольных Земледельцов права Купече- ства и Мещанства о чем Верьховное Правление особое сделает рас- поряжение. Все Подробности сего распорядка имеет Верьховное Правление устроить Законодательными и Исполнительными Действиями по со- ображению временных обстоятельств, частных случаев и местных положений, причисляя однодворцев в общем смысле к сему же раз- ряду. 11. Дворянские Крестьяне. Весьма различно положение, в котором находятся различные Дво- рянские Крестьяне. У самых добрых господ они совершенным благо- денствием пользуются. У самых Злых они в совершенном злополучии обретаются. Между сими двумя крайностями существует многочис- ленное Количество разнообразных Степеней злополучия и благо- состояния. Различие сие произходит от того что участь Крепостных Людей в полной мере зависит единственно от мысли и воли их Го- спод, и что никакаго не существует определительнаго постановления взаимныя их отношения, обязанности и Права устанавливающаго, и положение Крестьянскаго Состояния ясно определяющаго. Сие до- казывает необходимость таковаго Постановления дабы дурные Поме- щики принуждены были следовать примеру добрых Помещиков, и дабы Положение Крестьян елико возможно было улутчено и на твер- дых Началах и Правилах положительным образом основано. Для составления таковаго Постановления имеет Верьховное Правление возложить на вышепомянутыя Грамотныя Дворянския Собрания обязанность представить ему проекты об оном и потом из всех сих проектов выбор сделать целое составить и оное в ход и Дей- ствие привезти. Все же предварительныя меры нужныя для составле- ния и введения сказаннаго Постановления обязывается Верьховное Правление по своему усмотрению неукоснительно и решительно принять не останавливаясь никакими побочными соображениями. Успехи общаго Просвещения повсюду более и более распростра- няющагося, лутчея понятия о взаимных отношениях всех членов и частей Государства, Дух времени стремящийся к Свободе на Законах основанной, все сие заставляет желать, чтобы Рабство было совер- шенно в России уничтожено, и чтобы полезное Сословие Крестьян не было забыто особливо в то время когда Россия стремится к уста- новлению прочнаго Законнаго порядка и всем прочим своим сосло- виям и частям улутчение положения и Состояния их приобретает. Сверх того надобно также и о том в совести своей помыслить что пра- во обладать другими людьми как собственностью своею, продавать, закладывать, дарить и наследовать Людей на подобие Вещей, употре- блять их по своему произволу без предварительнаго с ними соглаше- нияеи единственно для своей прибыли, Выгоды и Прихоти есть дело Постыдное, противное Человечеству, Законам Естественным, Свя- той Вере Християнской и заповедной Воли Всевышняго Творца Гла- сящаго в Священном Писании что все Люди пред ним ровны и что одни Деяния их и Добродетели разницу полагают. Но поелику таковое важное Предприятие требует зрелаго обдумания и весьма большую в Государстве произведет перемену то не может оное иначе к успеш- ному окончанию приведено быть как введением Постепенным. О сем предмете должно Верьховное Правление потребовать Проекты от Гра- мотных Дворянских Собраний и по оным меропринятия распорядит, руководствуясь следующими тремя Главными Правилами: 1.) Осво- бождение Крестьян от Рабства не должно лишить Дворян дохода ими от Поместий своих получаемых. 2.) Освобождение сие не должно произвезти Волнении и Безпорядков в Государстве для чего и обязы- вается Верьховное Правление безпощадную строгость употреблять противу всяких Нарушителей общаго спокойствия. 3.) Освобождение должно Крестьянам доставить лутчее положение противу тепереш- няго, а не мнимую свободу им даровать.
12. — Дворовые люди. Дворовые Люди суть самое жалкое Состояние в целом простран- стве Российскаго Государства. Солдат прослуживши 25 лет получает по крайней мере по истечении сего срока свободу и избирает потом себе любыя занятия. Дворовый же человек всю жизнь свою служит своему Господину и ни на какую надежду права не имеет: одна воля Барина всю его участь составляет до конца его жизни. Таковой По- рядок долее продлится не должен и все то что в предидущей статье сказано о Крестьянах относится также и до дворовых Людей. Верь- ховное Правление потребует также и на сей щет проекты от Грамот- ных Дворянских Собраний извлекая из оных средства к Постепенно- му освобождению от Рабства Дворовых Людей. Здесь могут с удобностью два средства быть употреблены. Первое состоит в назначении числа Годов коих Господину своему прослужив- ши, дворовой человек делается Вольным. Второе состоит в назначе- нии суммы Денег коих своему Господину заплатив Дворовой человек также делается вольным. Сии два способа могут различными распо- ряжениями быть соединены и в подкрепление одно другому постав- лены. Назначение откупных Сумм должно быть сделано по сообра- жению местных обстоятельств и по вниманию на разные Ремесла коим Господа Людей своих обучали. За сими распоряжениями будут всетаки еще Дворовые Люди Крепостными оставаться и для сих по- следних в особенности нужны вышепомянутые проекты Грамотных Дворянских Собраний. 13. — Заводские Крестьяне.
Заводские Крестьяне суть или Дворянские или Казенные. Дво- рянские суть Люди крепостные и потому суждение об улутчении их состояния и о постепенном даровании им вольности принадлежит к статье о Дворянских Крестьянах где Действие свое иметь будут Гра- мотныя Дворянския Собрания с окончательным утверждением и ре- шением Верьховнаго Правления. Касательно же Казенных Заводских Крестьянах обязывается Верьховное Правление следующия меро- принятия распорядить: соображая по своему Усмотрению все част- ные Случаи и местныя Обстоятельства 1.) Всех Крестьян на Заводах работающих заменить Людьми вольнонаемными или что еще лутче преступниками разнаго рода; распределяя их по соображению важ- ности преступления и тягости работы. 2.) Всех заводских Крестьян обратить в первобытное Земледельческое Состояние устроивая для сего в случае надобности Переселения, и составляя из них Волости на тех же основаниях как выше сказано в статье о Казенных Крестьянах к коим и их причислить. Из Политической Економии известно что те только Изделия по- лезны которыя заводимы быть могут без всяких Насильственных или принудительных Меропринятий, и которыя следовательно собствен- ным своим избытком себя поддерживать могут. По сей причине одни Вольнонаемные Работники должны бы при всяких Заводах быть Упот- ребляемы; но поелику в числе заводов находятся такие которые не- обходимы для Блага Государства а другие коих безразсудно бы было бросить после всех издержек для них сделанных, то и дозволяется Преступников на Заводах употреблять; тем более что никакаго не мо- жет быть лутчаго дано предназначения Людям преступлениями по- терявшим право на Свободу как занятия к пользе Государственной служащия. Из всего содержания Главы сей явствует: 1.) что Духовенство не признается более особым Сословием Народа но особою отраслею Го- сударственнаго Чиноначальства. 2.) Что Дворянство обязывается под руководством Верьховнаго Правления пересмотреть свой Состав и Проекты об оном представить, и 3.) Что Все Прочия Сословия соеди- няются в одно и сливаются в общее Сословие Российских Граждан имеющих пользоваться совокупно всеми теми правами и преимуще- ствами коими до ныне каждое Сословие пользовалось отдельно. Сие общее Сословие долженствующее заменить все до ныне существо- вавшия имеет называться Гражданством. При сем надлежит заметить 1.) что с уничтожением Сословий и со введением Гражданства все уже Граждане одинаковым Законам под- лежать будут и что должны они право иметь Земли и вообще всякую Движимую и Недвижимую Собственность приобретать но только не Крестьян и 2.) что Люди оказавшие Отечеству большия Услуги долж- ны быть отличены от тех, которые только об себе думали и только о частном своем благе помышляли. Таковыя Лицы должны особенны- ми пользоваться правами и Преимуществами. Вот Главное Правило основанием Дворянству служащее.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|