Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Административные операции — умение управлять пресоналом




 

Находясь в отставке, Файоль создал и возглавил Центр администра­ тивных исследований, который занимался выполнением заказов по проведению исследований в различных сферах экономической деятель­ ности (табачная промышленность, почтово-телеграфное ведомство). Файоль был награжден орденом Почетного легиона и другими госу­ дарственными наградами, имел высокие научные звания.


 


Управленческой деятельностью занимались и другие представи­ тели этой школы. Так, Линдалл Урвик был консультантом по вопро­ сам управления в Англии, Джеймс Д. Муни, который писал работы совместно с А.К. Рейли, работал под руководством П. Слоуна в ком­ пании «Дженерал Моторс». Следовательно, работая в организации на разных уровнях управления, представители школы научного управ­ ления и классической школы имели различные взгляды на проблемы управления организацией. Создатели школы научного управления ос­ новное внимание уделяли повышению эффективности производства, тогда как представители классической школы главным считали со­ вершенствование управления организацией в целом. Файоль и дру­ гие представители классической школы относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют адми­ нистративной.

 

Наряду с вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего классическая школа начинает заниматься разработкой общих принципов управления организацией. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом клас­ сическая школа придерживалась того мнения, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху.

А. Файоль в своих исследованиях исходил не из американского,

а из европейского, в частности французского, опыта организации

и управления производством. Главное внимание он уделял непосред­ ственно самому процессу управления, который он рассматривал как функцию администрирования, предназначенную для оказания помо­ щи административному персоналу в достижении целей организации.

 

Основным трудом Файоля является его работа «Общее и промыш­ ленное управление», написанная в 1916 г. и переизданная в СССР

(1923) с предисловием А. К. Гастева.

 

В основе концепции Файоля лежало положение о том, что во вся­ ком предприятии имеется два организма: материальный и социаль­ ный. Первый включает сам труд, средства труда и предметы труда

в их совокупности, под вторым он подразумевал отношения людей

в процессе труда. Эти отношения и стали предметом исследований Файоля, т.е. он сознательно ограничил область своих изысканий.

 

Файоль старался обосновать необходимость и возможность соз­ дания особой науки управления людьми как части общего учения об управлении предприятием.

 

Управлять, утверждал Файоль, значит вести предприятие к его цели, извлекая возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов.

 

По мнению Файоля, администрирование составляет часть управ­ ления, которое включает ш е с т ь основных групп операций управ­ ленческой деятельности:

 

1) техническую и технологическую (производство, изготовление, переработка);


 


2) коммерческую (закупка, продажа, обмен);

 

3) финансовую (привлечение капиталов и эффектииое управ­ ление ими);

 

4) охранную (охрана собственности и физических лип);

 

5) учетную (инвентаризация, балансовые ведомое!и, издержки производства, статистика);

 

6) административную (предвидение, организация, распорядитель­ ство, координирование и контроль).

 

Руководство перечисленными операциями Файоль называл об­ щим управлением. Однако далеко не все шесть групп операций стали предметом его пристального изучения. Основное внимание он уде­ лил административным операциям, содержание которых заключается

 

в умении управлять персоналом.

 

Органом и инструментом административной функции служит лишь образование социального порядка. В то время как прочие функции (первые пять из шести вышеперечисленных. — //.С) оперируют материалами и машинами, административная функция воздейству­ ет на персонал1-

 

Файоль рекомендовал использовать санкции как основной метод управленческого воздействия.

 

Технические, коммерческие, финансовые и другие операции ин­ тересуют Файоля только потому, что они являются объектом воз­ действия административной функции. Самостоятельно он их не рассматривает.

 

В значительной степени успех управления зависит, по Файолю, от опыта руководителя, его способностей и таланта. Файоль считал, что процесс управления не поддается строгой регламентации. Вме­ сте с тем процесс управления должен основываться на определен­ ных принципах и правилах.

 

Пять обязательных общих функций Файоля Заслуга Файолязаключается в том, что он разделил все функции управления на об­ щие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению конкретным предпри­ ятием (организацией).

 

Файоль рассматривал управление как особый вид деятельности, чего никто до него не делал. Он считал, что собственно управленческая деятельность должна стать особым объектом исследования. Файоль определил, что деятельность по управлению включает в себя пять обязательных общих функций: предвидение (планирование), организа­ цию, распорядительство, координирование и контроль.

 

Файоль понимал, что управленческая деятельность может отли­ чаться в зависимости от размера предприятия (организации), уров­ ня в управленческой иерархии и т.п.

 

Файоль Л. Общее и промышленное управление. М.: ЦИТ, 1923. С. 24.


 


Однако несмотря на это, она обязательно должна включать в се­ бя все пять перечисленных выше функций. Для каждой функции Файоль сформулировал правила и технику их осуществления.

 

1. Предвидение (планирование) — разработка программы действий предприятия по техническим, финансовым, коммерческим и другим операциям на перспективу (например, пять, десять лет) и на текущий период (год, месяц, неделю, сутки).

 

Предвидению Файоль уделял особое значение. По его мнению, предвидение составляет наиболее существенную часть управления. «Предвидеть —... означает исчислять будущее и подготавливать его; предвидеть — это уже почти действовать».

 

Основное место в предвидении отводится разработке программы действий, под которой он понимал «конечную цель, руководящую линию поведения, этапы предстоящего пути и средства, которые будут пущены в ход». Картина будущего не всегда может быть четко представлена, зато ближайшие события могут быть проработаны достаточно детально.

Для разработки программы действий необходимо знание:

 

• ресурсов предприятия (денежный капитал, недвижимость, обо­ рудование, материалы и сырье, трудовые ресурсы, величина производственной мощности, конъюнктура рынка и т.д.);

 

• ведущих направлений развития предприятия;

 

• возможных изменений внешних условий, сроки наступления которых нельзя определить заранее.

 

Составление необходимой программы, по мнению Файоля, тре­ бует от руководящего персонала:

• искусства управлять людьми;

• известного нравственного мужества;

• большой активности;

• достаточной устойчивости;

• известной компетенции в производственной области;

• наличия достаточного опыта в делах.

 

2. Организация. Под организацией работы предприятия Файоль понимал обеспечение его всем необходимым для работы. Он разли­ чал материальную и социальную организацию. Материальная орга­ низация включает в себя обеспечение предприятия необходимыми материалами, капиталом, оборудованием. Социальная организация включает обеспечение предприятия людьми. Социальный организм должен быть способен выполнять все операции, необходимые для осуществления производственного процесса на предприятии.

 

Управление людьми (социальный организм) включает следующие обязанности:

• установление программы действий, определение задач, целей

 

и потребностей предприятия и установление соответствия ме­ жду ними и материальным и социальным организмами;


 


• наблюдение за выполнением программы;

• осуществление руководства предприятием компетентным и энер­ гичным руководителем;

 

• правильный подбор административного аппарата;

• точное определение функций;

• согласование усилий для выполнения намеченной работы;

• ясное, отчетливое и точное формулирование решений;

• поощрение ответственности и инициативы;

• справедливое вознаграждение за труд;

• предупреждение ошибок и недоразумений;

• обязательное соблюдение дисциплины;

• подчинение личных интересов интересам предприятия;

• единство распорядительства;

• всеобщий контроль;

• борьба с злоупотреблениями в регламентации, с бюрократиче­ ским формализмом, бумажной волокитой и т.д.

 

Все указанные обязанности являются справедливыми и в настоя­ щее время.

 

Построенный социальный организм требуется привести в дейст­ вие. Эта задача выполняется с помощью функции распорядительства.

 

3. Распорядительство. Его цель — извлечение наибольшей поль­ зы и выгоды из подчиненных руководителю работников в интересах предприятия в целом.

 

По Файолю, руководитель, исполняющий функцию распоряди­ тельства, должен придерживаться следующих правил:

• знать в совершенстве подчиненных ему работников;

• увольнять неспособных работников;

• хорошо знать условия, связывающие предприятие и служащих;

• подавать положительный пример;

• периодически проводить инспектирование социального орга­ низма предприятия;

 

• проводить совещания с ведущими работниками предприятия с целью согласования единства направлений и усилий;

 

• стремиться к тому, чтобы среди персонала предприятия гос­ подствовали активность и преданность;

 

• не уделять мелочам много внимания в ущерб решению важ­ нейших вопросов.

 

4. Координирование. Его главная цель —- достижение соответствия

и согласованности между различными частями предприятия путем ус­ тановления рациональных связей в производстве. Эти связи носят самый разнообразный характер: по содержанию они могут быть тех­ ническими, экономическими, организационными; по иерархиче­ скому признаку — связи между различными ступенями управляемо­ го объекта. Кроме того, сюда относятся связи между собственно производством, с одной стороны, и распределением, обменом и по­ требителем — с другой.


 


Управление предприятием через функцию координирования призвано рационально организовать все эти связи на основе их изучения и совершенствования.

 

5. Контроль. Задачей контроля является проверка исполнения в со­ ответствии с принятой программой. Контроль должен осуществлять контролер, отвечающий следующим требованиям: компетентность, чувство долга, независимое положение в отношении к контролируе­ мому объекту, рассудительность и такт. Он обязан воздерживаться от вмешательства в управление и исполнение дел. Контроль должен осуществляться вовремя и иметь конкретные последствия.

 

Таким образом, главный вклад Файоля в теорию управления со­ стоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из пяти функций управления (предвидение, организация, рас­ порядительство, координирование и контроль).

 

Файоль отмечал, что никаких возражений не вызывает включение в область управления таких функций, как предвидение, организация, координирование и контроль. Однако это не относится к функции «распорядительство», которую можно изучать и отдельно. Включение распорядительства в перечень основных функций управления он объяснял следующими причинами: 1) с распорядительством непо­ средственно связано формирование персонала предприятия и ап­ парата его управления; 2) тождественность принципов управления

 

и принципов распорядительства. Управление и распорядительство тес­ но взаимосвязаны.

 

На основе выделения основных функций в 1923 г. Файоль дал определение понятию «управление».

 

Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать; предвидеть — учитывать грядущее

 

и вырабатывать программу действия; организовывать — строить двой­ ной материальный и социальный организм предприятия; распоря­ жаться — заставлять персонал надлежаще работать; координировать — связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия; контролировать — заботиться о том, чтобы все совершалось соглас­ но установленным правилам и отданным распоряжениям.

 

Файоль выделял еще шестую — административную — функцию,

которая отличается от пяти других функций управления. Админист­ ративная функция оказывает воздействие только на персонал пред­ приятия. При этом Файоль предостерегал от возможности смешения административной функции с понятием «правление». Под правле­ нием он понимал движение предприятия к поставленным целям на основе наилучшего использования всех его ресурсов. Правление пред­ полагает использование всех шести сформулированных функций.

 

Управление Файоль рассматривал в качестве шестой функции, действие которой должно быть обеспечено правлением. Вместе с тем он не ставил знака равенства между административной функцией

 

и правлением.


 


Файоль рассматривал предприятие как замкнутую систему управ­ ления. Основное внимание он уделял внутренним возможностям (ус­ ловиям) повышения эффективности деятельности предприятия за счет совершенствования процесса управления. Файоль сформули­ ровал принципы (законы, правила), которые, по его мнению, при­ менимы к любой административной деятельности. При лом Файоль отмечал, что принципы далеко не всегда требуют жесткого испол­ нения. Они гибки и подвижны, и их применение зависит от ме­ няющихся обстоятельств, от состава работников и т.д.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных