ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Изучение потребностейи мотивационного поведения
Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе психологии и человеческих отношений, занимают проблемы моти вации людей в организации. К числу исследователей, уделивших этим проблемам значительное внимание, следует отнести А. Маслоу, Ф. Герц-берга, Д. Макклелланда, К. Альдерфера.
Иерархическая теория потребностей А. Маслоу Огромныйвклад в развитие бихевиористского направления и наследия Мэйо внес Абрахам Маслоу (1908—1970), американский психолог, один из лидеров так называемой гуманистической психологии. Свои взгляды он изложил в научных трудах: «Теория человеческой мотивации» (1934), «Обзор психологии»(1934), «Мотивация и индивидуальность» (1970).
Маслоу известен как создатель иерархической теории потреб ностей (1940-е гг.), получившей название «пирамида потребностей» (рис. 4.1).
В соответствии с учением Маслоу человек имеет множество раз личных потребностей, которые можно разделить на п я т ь основных категорий:
1) физиологические потребности, необходимые для выживания че ловека (потребности в пище, одежде, воде, воздухе, убежище и т.п.);
2) потребности безопасности и уверенности в будущем (экзистен циальные потребности). Человек стремится находиться в безопасном состоянии, защищающем от страха, болезней и страданий. Уверен ность в будущем приобретается за счет гарантированной занятости,
приобретения страхового полиса, создания страхового потенциала путем получения достойного образования;
3) потребности принадлежности и причастности (социальные по требности). Человек стремится быть членом коллектива, участвовать
в совместных мероприятиях. Он ищет внимания к себе, привязан ности и поддержки, дружбы и любви;
4) потребности признания и самоутверждения (престижные по требности). Человек испытывает потребность в самоуважении, при знании его личных достижений, служебном росте, уважении со сто роны окружающих, лидерству в коллективе;
5) потребности самовыражения (духовные потребности). Человек стремится к наиболее полному использованию своих знаний, спо собностей, умения и навыков. Духовные потребности находят само выражение через творчество, самореализацию личности.
Рис. 4.1. Пирамида (иерархия) потребностей Маслоу
Физиологические потребности и потребности безопасности и уве ренности в будущем (защищенности) относятся к первичным (базис ным) потребностям, а остальные виды — это вторичные (производ ные), непрерывно изменяющиеся потребности, или метапотребности.
По теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в ви де строгой иерархической структуры, на нижнем уровне которой нахо дятся физиологические потребности, а на верхнем — потребности са мовыражения. Располагая потребности по уровням, Маслоу хотел показать, что в первую очередь требуют удовлетворения физиологи ческие потребности, а после того, как они будут удовлетворены, возникнет необходимость удовлетворения потребностей более вы-
сокого уровня. Однако эта иерархическая структура не всегда явля ется жесткой. Маслоу отмечал, что несмотря на то, что «иерархиче ские уровни потребностей могут иметь фиксированный порядок...
на самом деле эта иерархия далеко не такая «жесткая», как мы по лагали. Это правда, что для большинства людей, с которыми мы ра ботали, их основные потребности располагались приблизительно в том порядке, как мы указали. Однако был и ряд исключений. Есть лю ди, для которых, например, самоуважение является более важным, чем любовь».
С точки зрения Маслоу, мотивами поступков людей являются
в основном не экономические факторы, как считали сторонники школы научного управления, а различные потребности, которые далеко не всегда могут быть удовлетворены с помощью денег. Отсюда он делал вывод, что по мере удовлетворения потребностей работников будет возрастать и производительность их труда.
Теория Маслоу внесла важный вклад в понимание того, что за ставляет работников трудиться более эффективно. Мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Но вместе с тем концепция Маслоу вызвала критику. Отмечалось, что Маслоу не раскрыл природу тех или иных потребностей, что потребности по-разному проявляются в зависимости от положения работника в ор ганизации, пола, возраста, содержания работы и т.д. Не обязательно потребности возрастают снизу вверх, как это представлено в «пира миде» Маслоу.
Концепция Маслоу оказала большое влияние на развитие тео рии и практики современного управления.
Школа поведенческих наук: Альдерфер, Макклелланд и Герц-берг Развитие в послевоенные годы таких наук, как психологияи социология, а также совершенствование методов исследования поставило изучение поведения работника на его рабочем месте на на учную основу. Это привело к развитию школы поведенческих наук (с 1950 г. и по настоящее время).
Школа поведенческих наук непосредственно примыкает к шко ле человеческих отношений и более глубоко развивает ее основные положения. Иногда ее рассматривают в качестве поведенческого — бихевиористского направления (подхода) школы человеческих от ношений. Наиболее яркими представителями этой школы являются К. Аджирис, Р. Лайкерт, Ф. Герцберг и Д. Макгрегор. Основной це лью этой школы было повышение эффективности ее человеческих ресурсов.
Школа поведенческих наук основное внимание уделяла изучению межличностных отношений, мотивации, характера власти и автори тета, лидерства, организационной структуры, коммуникаций в орга низации, изменения содержания работы и качества трудовой жизни.
Школа поведенческих наук продолжает развивать проблемы по требностей и мотивационного поведения. Если первичные потреб ности по своей природе являются физиологическими и заложены в человеке генетически, то вторичные потребности по своей природе являются психологическими и осознаются человеком по мере при обретения им опыта. Потребности невозможно измерить, а об их наличии можно узнать только по поведению людей. Возникшая по требность служит для человека мотивом к действию.
Наибольший интерес представляют три концепции изучения потреб ностей, внесшие существенный вклад в разработку теории мотивации: • концепция ERG К. Альдерфера; • концепция приобретенных потребностей Д. Макклелланда; • концепция двух факторов Ф. Герцберга. Каждая концепция имеет определенное принципиальное отличие. 1. В концепции К. Альдерфера так же, как и в теории Маслоу, по требности расположены иерархически. Однако он выделяет всего три группы потребностей, которые достаточно наглядно соотносят ся с группами потребностей пирамиды Маслоу (рис. 4.2).
Рис. 4.2. Соотношение потребностей по пирамиде Маслоу и теории Альдерфера К числу этих потребностей относятся: 1) потребности существования (по Маслоу: физиологические по требности и потребности безопасности, за исключением групповой безопасности); 2) потребности связи (по Маслоу: потребности принадлежности и причастности — стремление человека иметь семью, коллег, друзей,
врагов, начальников и подчиненных; часть потребностей признания и самоутверждения — стремление человека занимать определенное по ложение в окружающем мире, а также потребности, связанные с груп повой безопасностью); 3) потребности роста (по Маслоу: потребности самовыражения,
а также те потребности группы признания и самоутверждения, ко торые связаны со стремлением к развитию уверенности, к самосо вершенствованию и т.п.).
Между теориями Маслоу и Альдерфера имеется одно принципи альное различие, состоящее в том, что, по Маслоу, человек, удовлет воривший потребность нижнего уровня, переходит к удовлетворению потребности следующего уровня и т.д. По Альдерферу, движение по иерархии может осуществляться как снизу вверх, так и сверху вниз
в том случае, если не удовлетворена потребность верхнего уровня. Наличие двух направлений движения в удовлетворении потребно стей открывает дополнительные возможности в мотивировании по ведения людей.
2. Концепция Дэвида Макклелланда делает основной акцент на по требности высших уровней, которые он рассматривает как приобре тенные под влиянием опыта, жизненных обстоятельств и обучения. Он считает, что людям присущи три потребности: власть, успех и при частность. Наличие этих потребностей у человека оказывает замет ное влияние на его поведение, заставляя предпринимать серьезные усилия и действия для удовлетворения поставленных целей и задач.
Лица с высокой мотивацией властвования могут быть разделены на две группы. К первой относятся те, кто стремится к власти ради властвования. Ко второй группе относятся те, кто стремится к власти для того, чтобы добиваться решения групповых задач. Макклелланд придавал особое значение потребности властвования второго типа. Поэтому он считал, что, с одной стороны, необходимо развивать эту потребность у руководителей, а с другой — давать возможность им удовлетворять ее.
В отличие от концепций Маслоу и Альдерфера потребности, по Макклелланду, не расположены иерархически, хотя они оказывают заметное влияние друг на друга. Взаимовлияние потребностей сле дует принимать во внимание при анализе мотивации поступков че ловека, его поведения и выработке методов управления человеком.
3. Одним из столпов психосоциологического подхода считается Фредерик Герцберг (Кливлендский университет). В 1959 г. под его
руководством были проведены исследования по установлению раз личий в факторах, которые ведут к удовлетворенности или неудовлет воренности работой. На основании ответов 200 инженеров и бухгал теров Герцберг сделал вывод о том, что удовлетворение потребностей не усиливает мотивацию к труду. Им была сформулирована двухфак-торная модель мотивации.
Герцберг установил, что удовлетворенность человека своими дей ствиями и неудовлетворенность ими являются двумя полюсами, между которыми находятся состояние и настроение человека. В зависимо сти от мотивирования человека его настроение меняется, приближа ясь к одному из полюсов. Как установил Герцберг, на удовлетворенность работой оказы вают влияние две группы факторов: • гигиенические факторы, которые некоторые авторы называют факторами «здоровья»: заработная плата, безопасность на рабо чем месте, условия труда — освещенность, шум, воздух и т.п., отношения с коллегами и подчиненными, правила, распоря док и режим работы, характер контроля со стороны непосред ственного руководителя, статус; • мотивирующие факторы, которые сам Герцберг называл «удов-летворителями» (это название не получило широкого распро странения). К этой группе относятся такие потребности или факторы, как достижение цели, признание, ответственность, продвижение по службе, работа сама по себе, возможность рос та. Эти потребности связаны с характером и сущностью работы. Концепция мотивации во многом сходна с теорией потребно стей Маслоу. Гигиенические факторы Герцберга соответствуют фи зиологическим потребностям, потребностям в безопасности и уве ренности в будущем (по Маслоу), а его мотивирующие факторы — потребностям высших уровней (по Маслоу). Однако их взгляды рас ходятся относительно гигиенических факторов. Маслоу рассматри вал гигиенические факторы в качестве сил, влияющих на поведение человека, стремящегося удовлетворить свои физиологические потреб ности. Герцберг же считал, что гигиенические факторы не оказыва ют заметного влияния на поведение человека, особенно когда они удовлетворены. Работник начинает обращать на них внимание в слу чае, если они отклоняются от привычного для работника уровня. Герцберг также делает вывод о том, что заработная плата не являет ся мотивирующим фактором. Для того чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие не только гигиенических, но и мотивирующих факторов. На практике выводы Герцберга привели к созданию программ «обо гащение» труда, в которых давался подробный перечень гигиениче ских, и особенно мотивирующих, факторов, и предлагалось сотрудни кам самим определить наиболее предпочтительные для них факторы.
Несмотря на то, что основные положения теории Герцберга нашли широкое применение, в ее адрес раздавались и критические замеча ния. Отдельные авторы указывали на то, что один и тот же фактор может вызвать удовлетворение работой у одного человека и неудов летворение у другого, и наоборот. Отсюда делался вывод: что может мотивировать одного человека, не может мотивировать другого, т.е. мотивировать разных людей будут разные факторы.
Критики теории Герцберга также отмечали, что мотивация но сит вероятностный характер и во многом зависит от сложившейся ситуации. Факторы, мотивирующие человека в одной ситуации, могут не оказать на него никакого воздействия в другой ситуации.
Теория Герцберга не учитывает влияния многих переменных ве личин на ситуацию. Впоследствии ученые пришли к выводу, что для объяснения механизма мотивации необходимо учитывать разнооб разные поведенческие аспекты. Это привело к созданию процессуаль ных теорий мотивации. Основная концепция этих теорий заключается в том, что наряду с учетом потребностей необходимо принимать во внимание то, как человек распределяет усилия для достижения раз личных целей и какой вид поведения он выбирает.
Рассмотренные выше четыре теории относятся к содержательным теориям мотивации, в основе которых лежит анализ потребностей и их влияние на мотивы, побуждающие человека к деятельности.
В дальнейшем развитие теории мотивации осуществлялось в на правлении изучения процесса мотивации и методов мотивирования людей с целью достижения желаемых результатов. Мотивационный процесс включает в себя следующие основные этапы: определение задач и возможного вознаграждения, сравнение их с потребностями
и мотивами, выработка определенного поведения, осуществление дей ствий и получение результата. К этому завершающему этапу в органи зации появляется необходимость решения новых задач, и мотива ционный процесс начинается сначала.
Процессуальные теории мотивации Теории мотивации, ориентированные на мотивационный процесс, получили название процессу альных теорий мотивации. Они не отрицают существования потреб ностей, но считают, что поведение человека во многом определяется его восприятием и ожиданием в конкретной ситуации, а также теми действиями, которые он выбирает для достижения желаемого для се бя результата.
В современной управленческой мысли наибольшую известность получили четыре процессуальные теории мотивации: теория ожи дания, теория постановки целей, теория равенства (справедливости), модель Портера—Лоулера.
1. Теория ожидания своими корнями уходит в 1930-е гг. и связа на в значительной мере с разработками Курта Левина. В дальней шем основные положения этой теории применительно к мотивации и поведению человека получили развитие в трудах В. Врума, а также Э. Лоулера. Теория ожидания изучает и описывает взаимодействие трех бло ков: усилия; исполнение; результат. Люди затрачивают определенные усилия на выполнение работы только тогда, когда они уверены, что это даст нужные результаты. Делая выбор, человек сталкивается с несколькими альтернативами,
из которых он должен выбрать одну. Теория ожидания должна дать ответ на вопрос, почему человек делает тот или другой выбор, стал киваясь с несколькими альтернативами. Теория ожидания рассматривает: • ожидание в отношении затрат труда — результатов, т.е. соот ношение между затраченными усилиями и полученными ре зультатами;
• ожидание в отношении результатов — вознаграждений, т.е. ожидание определенного вознаграждения за достигнутые ре зультаты;
• валентность — приоритеты для человека тех или иных резуль татов. Валентность выражает уровень относительного удовлет ворения или неудовлетворения полученным вознаграждением. Для отдельных людей полученное вознаграждение может не иметь никакой ценности, в то время как для других людей то же вознаграждение может иметь достаточную ценность.
В практической деятельности организаций руководство должно проводить сопоставление возможного вознаграждения с потребно стями отдельных сотрудников и добиваться их соответствия.
2. Элементы теории постановки целей можно наблюдать в работах Тейлора. В 50-е гг. нашего века ряд положений управления с помо щью целей был выдвинут в трудах Друкера и Макгрегора при разра ботке теории управления с помощью целей. Однако ведущим разработ чиком данной теории является Эдвин Лок, опубликовавший в 1968 г. статью «О теории мотивирования и стимулирования целями». Значи тельный вклад в разработку этой теории внесли Т. Райен и Г. Латэм.
Содержание теории постановки целей сводится к тому, что чело век определяет для себя цели, к достижению которых он стремится, и, отталкиваясь от поставленных целей, осуществляет определенные действия, выполняет определенную работу. Достигнув намеченных результатов, он получает удовлетворение.
На цель и готовность человека затрачивать определенные усилия оказывают влияние четыре фактора: сложность цели, специфичность цели, приемлемость цели и приверженность цели. Кроме того, на удовлетворенность или неудовлетворенность человека результатами воздействуют внутренние по отношению к нему процессы (т.е. оцен ка человеком полученного результата с точки зрения соотнесения его
с поставленной целью) и внешние процессы (т.е. оценка окружаю щими результатов труда или исполнения (похвала коллег, продвиже ние по службе, повышение оплаты, благодарность руководства и т.п.). Теория постановки целей связана со многими трудностями при ее практической реализации. Прежде всего, это вызвано тем, что лю ди, отличающиеся друг от друга по полу, возрасту, образованию, ро ду деятельности, имеют различную степень целевой ориентации. Лю ди с более низким уровнем образования имеют, как правило, более ясные и четкие цели, чем люди более образованные.
Теория постановки целей не дает однозначного ответа на во прос, кто должен ставить цели (руководитель или группа). Участие человека в постановке цели дает ему определенную удовлетворен ность, но при этом теория не дает ответа на вопрос, приводит ли это к повышению уровня и качества исполнения. При постановке целей как индивидами, так и группами возникает конкуренция меж ду индивидами или между группами, что, безусловно, активизирует их деятельность. Но межгрупповая конкуренция может привести к ослаблению индивидуальной конкуренции. Теория не раскрывает путей, как сочетать индивидуальную постановку целей с групповой.
Теория постановки целей не дает однозначного ответа на во прос, как производить стимулирование: по конечным результатам работы или за конкретно проделанную работу. Практическая дея тельность организаций показывает, что необходимо комбинировать оба подхода к стимулированию применительно к индивидуальным характеристикам людей и сложившейся ситуации.
3. Основателем теории равенства (справедливости) является Стей-си Адаме, который на основе исследований, проведенных им в ком пании «Дженерал Электрик», сформулировал основные положения этой теории.
Содержание теории равенства (справедливости) сводится к сле дующему: в процессе осуществления трудовой деятельности человек постоянно сравнивает полученное вознаграждение с затраченными усилиями, а затем сопоставляет это с вознаграждением, полученным другими людьми. Если он видит, что это сравнение явно не в его пользу, то он чувствует несправедливость и напряжение, так как нет удовлетворения от выполненной работы. Он начинает работать менее интенсивно, затрачивая значительно меньше усилий. Если человек считает, что его труд справедливо вознаграждается, то он будет про должать трудиться с прежними усилиями или даже их увеличит.
Восприятие человеком равенства и неравенства носит субъек тивный характер, оценка справедливости (несправедливости) отно сительна. Говоря о справедливости, человек часто не принимает во внимание такие персональные характеристики других, как уровень квалификации, продолжительность работы в организации, возраст, социальный статус. Теория равенства не способствует повышению эффективности работы организации, если общий уровень исполне ния низок. Если же уровень исполнения в организации высокий, то принцип равенства является важным мотивирующим фактором для успешной работы членов организации.
Адаме выделяет шесть возможных реакций человека на состоя ние неравенства:
• при недостаточном вознаграждении человек снижает интенсив ность и качество труда;
• человек может потребовать увеличения вознаграждения за счет повышения оплаты труда, улучшения условий труда, продви жения по службе;
• человек может разувериться в своих способностях и возмож ностях, считая, что раньше он их преувеличивал, т.е. что оп лата соответствует его возможностям;
• человек может сделать попытку повлиять на организацию с це лью снижения оплаты других лиц или на этих лиц, заставив их увеличить затрачиваемые усилия;
• человек может изменить для себя объект сравнения, заменив лицо или группу лиц на более подходящие для него с точки зрения их способностей и личностных качеств;
• человек может перейти в другое подразделение или же совсем уйти из организации.
Рассмотрение теории равенства (справедливости) позволяет сде лать вывод о том, что люди ориентируются на комплексную оценку вознаграждения, однако оплата труда играет в ней важную, но не определяющую роль. Поэтому задачей менеджеров является не толь ко обеспечение равного, справедливого вознаграждения, но и полу чение сведений о том, считают ли работники таковым это возна граждение.
4. Комплексная процессуальная теория мотивации, известная как модель Портера—Лоулера, построена на основных элементах тео рии ожидания и теории равенства (справедливости). Двое исследо вателей — Лайман Портер и Эдвард Лоулер — разработали модель, включив в нее пять переменных величин: • затраченные усилия; • восприятие; • полученные результаты; • вознаграждение; • уровень удовлетворенности.
Содержание модели Портера—Лоулера сводится к следующему: чтобы достичь определенных результатов и получить достойное воз награждение, человек затрачивает усилия, зависящие от его способ ностей, опыта и квалификации. При этом размер усилий определя ется ценностью вознаграждения. Значительное влияние на результаты оказывает осознание человеком своей роли в процессе труда. Так же, как и в теории постановки целей, вознаграждения могут быть внутренними (чувство удовлетворения от выполненной работы, чувст во компетентности и самоуважения) и внешние (повышение оплаты труда, премия, благодарность руководителя, продвижение по служ бе). Восприятие вознаграждения определяет уровень удовлетворен ности, который, в свою очередь, будет влиять на поведение челове ка в будущем.
Портер и Лоулер на основе анализа предложенной модели сде лали вывод о том, что результативный труд ведет к удовлетворению. Это заключение коренным образом отличается от тех позиций, на которых стояли представители ранних теорий человеческих отноше ний, считающие, что удовлетворенные работники дают лучшие ре зультаты.
Заслуга Портера и Лоулера заключается в том, что их теория внесла основной вклад в понимание мотивации.
Все рассмотренные теории направляют действия менеджеров на построение эффективной системы мотивации людей в организации.
4.4. Развитие теории лидерства
и стиль руководства. Д. Макгрегор
Наиболее последовательно концепция мотивации развита вид ным представителем школы психологии и человеческих отношений, профессором Школы менеджмента Мичиганского университета Дуг ласом Макгрегором (1906—1964). В 1960 г. он опубликовал свою рабо ту «Человеческая сторона предприятия», которая вскоре получила широкую известность.
Макгрегор внес значительный вклад в развитие содержания тео рии человеческих ресурсов, сосредоточив внимание на вопросах ли дерства, стиля руководства, поведения людей в организациях.
Значительное внимание он уделял формированию менеджеров, отмечая, что зачастую практическая отдача даже от хорошо постав ленных менеджеров невелика. Он видел несколько причин сложив шегося положения:
• слабое развитие менеджмента, непонимание им своей полити ки и практики, природы стоящих перед ним задач;
• непонимание потенциальных возможностей человеческих ре сурсов;
• отсутствие организационного климата, направленного на соз дание условий для роста человека в организации.
В основе созданной Макгрегором концепции лежит положение
о необходимости использования на практике достижений «социаль ной науки», учитывающей природу и поведение человеческих ре сурсов. Макгрегор отмечал, что после Второй мировой войны соци альная обстановка на предприятиях изменилась, ослабла зависимость наемных работников от предпринимателей. Использование менед жерами авторитарной власти вызывает протест со стороны рабочих. Поэтому не следует обвинять работников в лени и глупости, а необ ходимо изменить качество управления, сосредоточив основные уси лия на создании атмосферы сотрудничества между иерархическими уровнями управления, а также между менеджерами и рабочими.
Макгрегор отмечал, что «успех менеджмента... в значительной степени зависит от способности предсказывать и контролировать человеческое поведение». По его мнению, в истории развития об щества хорошо различимы два главных этапа в средствах контроля за поведением людей в организациях. Первый этап, длившийся мно гие века, состоял в переходе от применения физического насилия к использованию формальной власти. Второй этап, наметившийся в XX в., хотя корнями и уходит в далекое прошлое, характеризуется переходом от формальной власти к лидерству. Он отмечал, что час тое использование власти далеко не всегда приводит к достижению поставленных целей, разрешению возникших проблем, а иногда соз дает конфликтные ситуации и новые проблемы. Властью как инстру ментом лидерства следует пользоваться лишь в исключительных слу чаях, «когда ничто другое не подходит». Власть должна продуманно выбирать средства воздействия на людей.
Лидерство Макгрегор рассматривал как определенное социаль ное отношение, понятие которого определяют четыре переменные: 1) характеристика лидера;
2) характеристика его последователей (потребности, позиции и др.);
3) характеристика организации, в которой он работает (цель, за дачи, структура организации);
4) политическая, экономическая и социальная среда. Характеризуя лидерство, Макгрегор подчеркивал: «Лидерство не
является качеством, присущим индивиду; это сложное отношение указанных переменных».
Теории X и Y Развивая свою концепцию, постепенно Макгрегорпришел к выводу о необходимости создания новой теории и практи ки. Он разрабатывает дихотомию теорий, условно обозначив их тео рия X (X) и теория Y (Y). Это две модели поведения руководителей. Первая модель (теория X) соответствовала сложившимся взглядам на проблемы социального управления; вторая модель {теория Y) бази ровалась на интеграции индивидуальных и организационных целей в управленческом процессе.
Теория X основана на применении методов принуждения и по ощрения («кнута и пряника», «морковки и палки»), которыми поль зуется автократичный руководитель, чтобы навязать свою волю под чиненным. Основные положения теории X сводятся к следующему:
• люди не любят трудиться и по возможности избегают любой работы. Макгрегор подкреплял это положение таким аргумен том: «Это утверждение имеет глубокие корни. Наказание Адама и Евы, вкусивших плод с Древа Познания, заключалось в изгна нии из рая на землю, где для того, чтобы жить, надо работать»;
• чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, страх, угрозу наказания и контроль. Макгрегор
писал, что отвращение к работе настолько сильное, что даже обещания вознаграждения не всегда достаточно, чтобы его пре одолеть. Только угроза наказания поможет уладить дело;
• люди предпочитают, чтобы ими руководили, «их направляли» и избегают всякой ответственности, «имеют не слишком боль шие притязания»;
• люди стремятся быть защищенными, «нуждаются в безопасно сти существования».
Принцип «морковки и палки», который соответствует теории X, в оп ределенных обстоятельствах срабатывает достаточно хорошо. Ме неджмент может обеспечить условия для удовлетворения физиоло гических (в определенных пределах) потребностей и потребности в безопасности существования. Таковыми являются: занятость, зара ботная плата, условия труда, премия. С помощью этих средств ин дивида можно держать под контролем до тех пор, пока он борется за существование... Но принцип «морковки и палки» перестает быть эффективным, как только человек достигает соответствующего уров ня существования и мотивами его поведения становятся потребно сти более высокого порядка1.
Таким образом, в содержании теории X отражен традиционный подход управления предприятием, который состоит в том, что ру ководитель использует власть и контроль для воздействия на подчи ненных. Работник не имеет никаких прав и рассматривается в каче стве объекта этого воздействия. Выдвинутая Макгрегором теория Y имеет прямо противоположные позиции, в ней отражен предложенный им новый подход управле ния человеческими отношениями. Теория Y базируется на «иерар хии потребностей» Маслоу. Теория Y основное внимание уделяет созданию условий, благо приятствующих стимулированию работников, предоставлению им возможностей для максимального проявления инициативы, изобрета тельности и самостоятельности при достижении целей организации. Основными положениями теории Y руководствуются лидеры демо кратического стиля. Концепция теории Y сводится к следующему: • для людей труд является естественным процессом, и они берут на себя ответственность при выполнении различных функ ций. «Обыкновенному человеку отнюдь не присуще отвраще ние к труду». Макгрегор также подчеркивал, что «нормаль ный человек в нормальных условиях не только готов брать на себя ответственность, но и ищет ее»;
• люди стремятся к творческому решению возникающих проблем, однако при этом их творческий потенциал используется не полностью, а частично;
1 Эволюция теории и опыт эффективного управления за рубежом / Под ред. Т.Н. Лосевой. М.: Мир книги, 1994. С. 48-49.
4 История менеджмента 97 • стремясь к достижению поставленных целей, люди использу ют самоуправление и самоконтроль; • имея возможность приобщиться к достижению поставленных целей, люди рассматривают это как вознаграждение. Так, са мореализация является результатом усилий, направленных ра ботником для достижения целей конкретной организации. В основу теории Y Макгрегор положил «интеграцию», т.е. созда ние таких условий для развития человеческой личности в организа ции, при которых работники имеют возможность достижения своих индивидуальных целей, направляя свои усилия на повышение эффек тивности работы всей организации. Однако в организации могут возникнуть препятствия для развития сотрудничества между людь ми. Макгрегор связывал их не с природой человека, а объяснял невозможностью менеджмента реализовать возможности человече ских ресурсов.
Наряду с первичными потребностями (в пище, одежде, жилище и т.д.), Макгрегор выделял важный для каждого человека такой вид потребностей, как «престижные» (эгоистические) потребности, сре ди которых он различал два подвида: • потребности самооценки (уверенность в своих силах, компе тентность, самоуважение, самостоятельность, чувство достоин ства, прочное материальное положение и др.); • потребность в высоком социальном статусе, признании, хоро шей репутации и др. В отличие от первичных «престижные» потребности удовлетворя ются далеко не всегда, что не может устраивать человека. Макгрегор отмечал, что «по мере того, как в процессе управления обеспечива ется удовлетворение физиологических потребностей, происходит смещение акцента в мотивации в сторону социальных и престиж ных потребностей». Он считал, что для человека главными потреб ностями являются социальные и эгоистические.
СТИЛИ руководства С концепцией Макфегора тесно связано выдвинутое Р. Лайкертом положение о двух типах руководителей — ориен тирующихся на работу и ориентирующихся на людей. Макгрегор опи сал этих руководителей в свете теорий X и Y. Теория X описывала руководителя, сосредоточенного на работе, а теория Y — сосредото ченного на человеке.
Теория X ориентирована на автократичный стиль руководства. Автократичный руководитель не принимает во внимание способ ности исполнителей. Он в большой степени централизует полномочия и не допускает подчиненных к процессу принятия решений. Автократ стремится к непосредственному руководству работой подчиненных, часто оказывает на них психологическое давление.
В то же время Макгрегор допускал наличие благосклонного ру ководителя-автократа, заботящегося о настроении и благополучии
подчиненных, иногда привлекающего подчиненных к участию в пла нировании заданий. Но несмотря на эти послабления такой руково дитель-автократ все равно остается единоличным руководителем, устанавливающим задания подчиненным, контролирующим их ис полнение и жестко регламентирующим правила выполнения раз личных операций и процедур и поведение сотрудников.
Теория Y ориентирована на демократичный стиль руководства. Демократичный руководитель не навязывает свою волю подчинен ным, а стремится воздействовать на них через влияние на потреб ности более высокого уровня, такие как: потребности в принадлеж ности, высокой цели, автономии и самовыражения.
Организации, использующие демократичный стиль руководства, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий. Подчиненные привлекаются к процессу принятия решений, им пре доставляется широкая свобода в выполнении заданий; частота осу ществления контроля за их деятельностью снижается. Рабочему мож но ставить более общую цель и на более продолжительное время.
На основе теории X был сформулирован «вертикальный прин цип», заключающийся в том, что власть и рычаги управления в ор ганизации принадлежат руководителям. Главным принципом тео рии Y является «интеграция». По мнению Макгрегора, теория Y приглашает к новаторству, она является «источником возможных новых открытий и изобретений в будущем». Как показало исполь зование теории Y на практике, стиль руководства, ориентирован ный на человека, почти во всех случаях способствовал повышению производительности труда.
Опираясь на теорию Y, Макгрегор предлагал новые методы под готовки менеджеров. Он отмечал, что менеджерами не рождаются. Вместо традиционного, «технического» метода подготовки менед жеров (курсы, программы, деловые игры и т.п.) Макгрегор предла гал к применению новый «сельскохозяйственный» подход, основан ный на использовании соответствующей «почвы, температуры, климата и удобрений», при котором «семена» (скрытый талант к управлению) могут развиваться наиболее плодотворно.
Работы Макгрегора дали мощный толчок к использованию стиля руководства, построенного на участии работников в принятии реше ний. Однако впоследствии была выявлена серьезная ошибка в кон цепции Макгрегора. В 1945 г. группа ученых, работавшая под эги дой Бюро по исследованиям в области бизнеса в университете штата Огайо, установила, что неправильно делить руководителей на тех, кто сосредоточен только.на работе или только на человеке. Ученые пришли к выводу, что автократичный руководитель наряду с рабо той может уделять много внимания и человеческим отношениям. Глав ная их идея сводилась к тому, что руководитель может быть ориен тирован одновременно и на работу, и на человека.
На основании проделанной работы группа в университете Огайо классифицировала поведение руководителей по двум признакам: по структуре и вниманию к подчиненным. В понятие структуры входит: распределение работы между подчиненными, разъяснение поручен ных заданий и требований к их исполнению, разработка методов и подходов их выполнения, разработка и планирование графиков работы. Внимание к подчиненным выражается в оказании доверия к ним, уважения, в привлечении подчиненных к принятию решений, налаживании контактов между руководителями и исполнителями. В дальнейшем эти исследования и сделанные выводы легли в ос нову развития теории лидерства. Было установлено, что руководители могут эффективно управлять, используя стиль, наиболее подходя щий для сложившейся ситуации. В сегодняшнем, быстро меняющемся мире самым эффективным является стиль, ориентированный на реальность.
Тесты для самопроверки
1. Дайте определение бихевиоризма:
1) отношения между людьми в организации; 2) теория человеческого поведения; 3) повышение требований к работникам в организации; 4) признание авторитета руководителя.
2. На получение желаемых результатов от проведения хоторнского экс перимента оказал решающее влияние следующий фактор: 1) повышение оплаты труда; 2) улучшение условий работы; 3) совершенствование «человеческих отношений» с учетом социаль ного и психологического факторов;
4) улучшение организации рабочих мест.
3. Дайте определение неформальной организации:
1) несколько групп (бюро) в отделе или отделов в организации; 2) группы людей по интересам и привязанностям, стремящихся к дос тижению своих целей в организации;
3) профсоюзная организация, защищающая интересы сотрудников.
4. Покажите, кому из исследователей принадлежит разработка теорий мотивации с основными положениями (А. Двухфакторная модель моти вации, в основе которой лежит удовлетворение гигиенических и моти вирующих факторов. В. Иерархическая теория потребностей, соглас
но которой удовлетворение потребностей происходит снизу вверх. С. Иерархическая теория потребностей, согласно которой удовлетворе ние потребностей происходит по двум направлениям — сверху вниз и снизу вверх. D. Теория, в основе которой лежит идея о приобрете-
нии потребностей и их развитии под влиянием обучения и. жизнен ного опыта):
1) А. Маслоу; 2) Д. Макклелланду; 3) Ф. Герцбергу; 4) К. Альдерферу.
5. Покажите, к какой из названных процессуальных теорий относится каждое из положений (А. Достигнув поставленных перед собой це лей, человек получает удовлетворение. В. Человек сравнивает получен ное им вознаграждение с вознаграждениями других людей в организа ции и в зависимости от его величины испытывает удовлетворенность или неудовлетворенность. С. Человек верит, что затраченные им уси лия приведут к достижению поставленной цели и получению доста точно ценного вознаграждения. D. Человек верит, что затраченные им усилия позволят получить желаемые результаты и вознаграждение, ко торое не только определит степень его удовлетворенности, но и ока жет влияние в будущем):
1) теория ожидания;
2) теория постановки целей;
3) теория равенства (справедливости);
4) Модель Портера—Лоулера.
6. Дайте определение валентности:
.1) полное удовлетворение полученным вознаграждением;
2) полное неудовлетворение полученным вознаграждением;
3) уровень относительного удовлетворения или неудовлетворения по лученным вознаграждением.
7. Дайте определение понятию «лидер»:
1) автократичный руководитель, навязывающий свою волю подчи ненным;
2) руководитель, возглавляющий организацию и эффективно управ ляющий ею для достижения поставленных целей;
3) руководитель, все внимание которого сосредоточено на удовлетво рении потребностей сотрудников организации.
8. Отнесите указанные потребности по принадлежности к соответствую щей теории мотивации (А. Пирамида (иерархия) потребностей Мас лоу. В. Концепция ERG Альдерфера. С. Концепция приобретенных по требностей Макклелланда. D. Концепция двух факторов Герцберга):
1) потребности существования;
2) экзистенциональные потребности;
3) духовные потребности;
4) потребности власти;
5) потребности роста;
6) потребности причастности;
7) гигиенические факторы;
8) физиологические потребности;
9) потребности связи;
10) потребности успеха;
11) мотивирующие факторы;
12) потребности принадлежности и причастности;
13) потребности признания и самоутверждения.
9. Отнесите приведенные признаки по принадлежности к характеристике каждого типа руководителя в свете теории X и теории Y (А. Руково дитель, ориентирующийся на работу. В. Руководитель, ориентирую щийся на людей):
1) автократичный стиль руководства; 2) демократичный стиль руководства; 3) не навязывает свою волю подчиненным; 4) децентрализация полномочий; 5) централизация полномочий; 6) допускает подчиненных к процессу принятия решений; 7) не допускает подчиненных к процессу принятий решений; 8) оказывает психологическое давление на подчиненных;
9) воздействует на подчиненных через потребности более высо кого уровня; 10) полный контроль за работой подчиненных.
10. Идея «участия рабочих в управлении» впервые была выдвинута:
1) Э. Мэйо; 2) Г. Мюнстербергом; 3) М.П. Фоллетт; 4) Д. Макгрегором; 5) Ф. Ротлисбергером.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|