ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Библиографический список. 1. Ермакова Л. И. и др. Эволюция теории и опыт эффективного управ ления за рубежом
1. Ермакова Л. И. и др. Эволюция теории и опыт эффективного управ ления за рубежом. М.: Мир, 1994.
2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. 3. Управление — это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М.: Республика, 1992. 4. Файоль А. Общее и промышленное управление. М., 1991.
5. Файоль А., Тейлор Ф., Форд Г. и др. Из истории развития менедж мента. М., 1992. 6. Черч Г. Основы управления производством. М.: НК РКИ СССР, 1927.
4.1. Человек и его поведение — основа школы психологии и человеческих отношений
Представители школы научного управления и классической школы понимали значение человеческого фактора, но отводили ему второ степенную роль, ограничиваясь рассмотрением экономического сти мулирования, справедливой оплаты труда и установлением формаль ных функциональных отношений. Тейлор рассматривал возможности рабочего как само собой разумеющиеся и считал главным — приспо собить человека к машине.
В период зарождения и становления школы научного управле ния и классической школы психология находилась в зачаточном состоянии. Кроме того, исследователи, занимающиеся управлением предприятием, никак не связывали управление с психологией. Прав да, отдельные последователи Ф.У. Тейлора — Ф. Гилбрет, Г. Гантт, С. Томпсон и другие американские инженеры — пытались подвести под «научную организацию труда» физиологическую и психологическую основу. Это не могло не дать толчок к возникновению и развитию физиологии и психологии.
Одним из недостатков школы научного управления и классиче ской школы было то, что они до конца не осознавали роли и зна чения человеческого фактора, который в конечном счете является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, которая устранила недостат ки классической школы, часто называют неоклассической школой.
Первая попытка применить психологический анализ к практи ческим задачам производства была предпринята профессором Гар вардского университета США Г. Мюнстербергом (1863—1916). Науки, используемые при осуществлении практических задач, называются техническими. Поэтому и практическую психологию, примененную к хозяйству, Мюнстерберг назвал психотехникой, целью которой яв-
ляется разработка методов определения требований, предъявляемых к людям (профконсультации и профориентация).
Мюнстерберг считал необходимым перенести испытания профес сиональной пригодности из производственной обстановки в лабора торию, кабинет психолога. Он отделил испытание профессиональной пригодности от обучения. В процессе профессионального отбора вы бирали людей, пригодных для данной профессии применительно к конкретному предприятию. Кандидатуры, не удовлетворяющие требо ваниям предприятия, отклонялись. Мюнстерберг предложил два ме тода выявления требуемых качеств у кандидатов: наблюдение и тест. Тест имел явные преимущества перед наблюдением, так как требо вал меньшего времени и ставил испытуемого в такие условия, когда тот вынужден проявить требуемые качества.
Впервые тест был поставлен Каттелем в 1890 г. и опубликован в журнале «Mind». Разработанные Каттелем методы Мюнстерберг применил на практике. Испытаниям подвергались трамвайные ваго новожатые, пароходный персонал и телефонистки. Были предложе ны способы достижения максимальной производительности труда. Это послужило началом развертывания широкого фронта работ не только на производственных, но и на торговых предприятиях, а так же применительно к административному персоналу.
В середине 1930-х гг. практически все крупные промышленные предприятия развитых стран в той или иной мере применяли пси хологические методы профессионального отбора кадров. Эти мето ды продолжают сохранять свое значение для целого ряда профессий и в настоящее время.
Наиболее крупной работой Мюнстерберга является его труд «Пси хология и экономическая жизнь», которая в нашей стране была пе реведена в 1924 г.
Школа человеческих отношений и бихевиоризм В сложившихся условиях в 1920—30-е гг. зародилась школа человеческих отноше ний, в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американских ученых Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных от ношений. В частности, Ротлисбергер рассматривал предприятие как целостную систему, в которой необходимо добиваться равновесия между технической и социальной сторонами и направлять усилия ра ботников на сотрудничество друг с другом и достижение общей цели. Он отмечал, что за последние 100 лет произошло значительное техни ческое развитие производства, в то время как отношение к рабочему осталось на прежнем уровне, что недопустимо. Необходимо обеспечить каждому рабочему достойное социальное положение, что непосред ственно отразится на повышении эффективности работы предприятия.
квалификацией и образованием, умственными и физическими спо собностями. Поэтому с работником надо обращаться как с личностью. Используя стандартные инструкции и правила, нельзя добиться стан дартного поведения всех работников. К каждому из них необходим индивидуальный подход. Это находит свое выражение в том, что, с одной стороны, значительно повысились требования к ним, ас дру гой — существенно увеличились затраты на их подготовку и развитие как государством, так и частным бизнесом.
К этому времени утвердилось четкое убеждение в том, что без изменения отношения к трудовым ресурсам бизнес не сможет вы жить в новых экономических условиях. А это, в свою очередь, требует выработки нового понимания роли и места человека в производст венном процессе, его поведения и движущих им мотивов. Возникла необходимость рассматривать каждую организацию как самостоя тельную не только техническую, но и социальную систему, в центре которой находится человек.
Если тейлоризм проповедовал жесткое признание авторитета ру ководителя, безукоснительное выполнение его требований, пренебре жительное отношение к воли простых рабочих, то школа психологии и человеческих отношений пересмотрела свои взгляды на взаимоот ношения руководителей и подчиненных. Особое внимание она уде ляла изучению поведения людей в зависимости от изменяющихся условий, требовала «гуманного отношения к подчиненным», «ува жения личности», «демократизации управления» и т.п.
Ученые пришли к пониманию того, что очень часто человеческое поведение определяется не знаниями и опытом, а чувствами. И не учитывать этот эмоциональный фактор поведения человека нельзя, так как он является одним из главных составляющих человеческих ценностей, от которых зависит достоинство каждого человека. Из вестный ученый Ф. Ротлисбергер писал:
Индустриальный концерн... является также организацией людей, в которой их надежды и воодушевление стремятся обрести свое во площение1.
Модели, подавляющие роль личности в организации, показали свою недееспособность на практике. Жизнь требовала их замены на более совершенные модели, в которых непосредственный исполни тель (рабочий) чувствовал бы себя лидером. Создание таких моделей требовало изменения психологии работников, их отношения к тру ду и к его результатам, развития инициативы и предприимчивости.
Изменение отношения к человеческим ресурсам нашло свое вы ражение в следующем:
• усилилась разработка социальных аспектов трудовых ресурсов, среди которых основное внимание уделялось изучению пове дения и интересов человека;
Roethlisberger F.J. Management and Morale. Cambri Mass, 1942. P. 27.
• увеличилось количество лиц, участвующих в принятии управ ленческих решений;
• осуществлен переход к разумной специализации труда и отказ от «сверхспециализации»;
• получили признание неформальные отношения и их влияние на формальную структуру коллектива и формальные органи зации.
На первых этапах создания школы психологии и человеческих отношений большое внимание уделялось различным исследованиям, проведению экспериментов, проверке разных теорий, гипотез. Фор мирование нового направления в менеджменте требовало хорошего овладения такими науками, как психология, социология, политика и т.д. Известный теоретик в области управления Д. Макгрегор счи тал, что особое значение для каждого менеджера имеет умение пра вильно предвидеть процессы, протекающие в рыночной экономике.
Наиболее яркими представителями школы психологии и чело веческих отношений являются ученые-экономисты, психологи, со циологи: М.П. Фоллетт, Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер, А. Маслоу, Д. Мак грегор, Ф. Герцберг и др. Несмотря на то, что все эти исследователи не составляют единой школы, их объединяет то, что они поддержи вали подход «новых начинаний», критически относились к концепции Тейлора и ее различным модификациям и внесли существенный вклад в развитие основных положений нового направления в управлении.
Представители этой школы пришли к пониманию того, что лю ди — это не только «производственный фактор», а гораздо больше. Они являются членами «социальной системы любого предприятия», а также... членами таких организаций, как семья, школа и т.п. И они всегда граждане. В этих нескольких качествах они оказывают на общество влияние... Они — взаимодействующие члены широкой со циальной системы»1. Нормальное существование каждого человека требует удовлетворения его потребностей. И если физиологические потребности (в пище, одежде и др.) удовлетворить сравнительно про сто, то с удовлетворением социальных потребностей (общения, при знания, самовыражения и др.) дело обстоит значительно сложнее.
В своих трудах теоретики школы человеческих отношений ис ходили из положения о том, что процесс индустриализации разрушил ранее существовавшую патриархальную систему, которая приносила человеку чувство удовлетворения. На смену семейным отношениям и святыням, традициям родства пришло безразличие, формальные взаимоотношения и большие разочарования. Все это в конечном счете негативно сказывалось на отношении рабочих к труду, росте производительности труда и других экономических показателях дея-
1 Кунц Г., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управ ленческих функций. Т. 2. М., 1981. С. 273.
тельности предприятий. Сложившееся положение глубоко волнова ло как предпринимателей, так и менеджеров. Поэтому вопросы улуч
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|