Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие артикуляционной моторики в онтогенезе




Артикуляционная моторика - совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата и обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения [17].

Становление артикуляции в онтогенезе имеет самое непосредственное отношение к формированию орального праксиса и артикуляционной моторики в целом. Артикуляционный аппарат связан с системой органов, выполняющих жизненно-необходимые биологические функции, такие как питание и дыхание. Эти функции можно отнести к разряду предлингвистических рефлекторных явлений. Еще во внутриутробном периоде плод своей маленькой ручкой тянется к лицу и исследует ротовую полость [21].

Позже новорождённый зависит от «ощущения» рта и груди, откуда получает питание. Доктор Джеймс Босма ввёл термин «оральная сенсорика», по его мнению, ротовая полость сначала готовится к познанию мира, и только потом к принятию пищи. Во рту сосредоточено больше нервных волокон, чем в любой другой части тела. Сенсорный статус рта отражает состояние эмоций и поведение ребёнка в данный момент [5].

Развитие оральной моторики в младенческом и раннем возрасте самым непосредственным образом связаны с нормализацией процесса питания. В плане развития артикуляционной моторики можно отметить, что сосание груди или соски – это замечательный массаж и тренировка мышц речевого аппарата, когда задействованы мышцы губ, языка, щек, лица. Прежде всего, перед кормлением следует осуществлять стимуляцию безусловных рефлексов, а именно: теплой соской или соском материи прикасаться к губам ребенка; в течение дня несколько раз легонько постукивать по щекам ребенка; при помощи тактильного раздражения губ, стимулировать открывание рта. С 4 -5 месяцев ребенка можно учить кормления с ложки. Данный процесс, помогает ребенку самому активировать артикуляционный аппарат. Следует подносить ложку с пищей к губам ребенка и следить, чтобы ребенок сам тянул губы к пище, а не вкладывать еду в рот. Рекомендуется класть ребенку в рот вкусные кусочки еды поочередно за щеки, этот прием способствует развитию боковых движений языка [13].

Строение органов артикуляции имеет достаточно много вариантов в пределах физиологической нормы. Наиболее подвижным речевым органом является язык. Кончик языка и его боковые края наиболее активны, так как от их работы зависит качество произносимых звуков [6]. Непосредственно артикуляция и движение языком осуществляется с помощью его мышц. Выделяют внешние и внутренние мышцы языка, которые вытягивают, опускают, приподнимают разные части языка. Во всех движениях языка мышцы правой и левой стороны должны работать как агонисты, иначе язык будет отклоняться в сторону. Звуки речи, образующиеся артикуляционным аппаратом, делятся на гласные и согласные. При артикуляции гласных звуков происходит напряжение всех мышечных стенок резонаторных полостей, а при артикуляции согласных мышцы стенок расслаблены. Артикуляционные уклады гласных определяются не только состоянием мышечных стенок резонаторов, но и различной позицией языка и губ, а уклад большого числа согласных включают в себя наличие голоса и тонического напряжения мышц резонаторных полостей [9]. Ребенок, овладевая фонематической системой языка, ориентируется на акустическое соответствие своей речи окружающим. Высокий уровень возможностей усвоения системы языка в раннем дошкольном возрасте позволяет это сделать достаточно успешно, независимо от индивидуальных особенностей строения органов артикуляции. Артикуляционная моторика является частью общих моторных функций организма.

Развитие произвольных движений обеспечивается, главным образом, за счет двух факторов, кинестетического и кинетического. Информацию о речевом акте, помимо кинестезии, дает еще и акустический контроль. Известно, что кинетическая составляющая моторных функций осуществляется в форме кинетических и мелодических схем. В отношении речевой моторики этот фактор обеспечивает плавную смену артикуляции от звука к звуку в процессе произнесения слова и перехода от слова к слову [22].

Произношение звуков речи - это сложный двигательный навык, которым ребенок овладевает с младенческих лет, проделывая массу разнообразных артикуляционных и мимических движений языком, губами, нижней челюстью, сопровождаемых диффузными звуками (бормотанием, лепетом). Они являются первым этапом в речевом развитии ребенка. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у малыша постепенно. Одним из условий для правильного формирования звукопроизношения является достаточное развитие речевой моторики. Чтобы правильно произносить звуки речи, ребенок должен уметь воспроизводить необходимые артикуляторные уклады, включающие сложный комплекс движений. При произнесении различных звуков речевые органы занимают строго определенное положение. Но так как в речи звуки произносятся не изолированно, а слитно, плавно следуя один за другим, то и органы артикуляционного аппарата быстро переходят из одного положения в другое.

Четкое произношение звуков, слов, фраз возможно только при условии достаточной подвижности органов речевого аппарата, их способности быстро перестраиваться и работать четко, строго координировано, дифференцировано. Что предполагает точность, плавность, легкость движения артикуляционного аппарата, темпы и устойчивость движения. Точность движений речевого органа определяется правильностью конечного результата, что может быть оценено местоположением и формой этого органа. Плавность и легкость движения предполагают отсутствие толчков, подергиваний, дрожания органов. Напряженность мышц всегда нарушает плавность и мягкость; движение должно выполняться без вспомогательных или сопутствующих движений других органов [7].

Таким образом, ознакомление ребенка с артикуляционным аппаратом начинается еще во внутриутробном периоде. Можно отметить, что развитие артикуляционной моторики происходит на раннем этапе развития ребенка и непосредственным образом зависит от родителей. Овладение навыками контроля над органами артикуляциями и их плавным переключением от одного положения к другому, способствует формирование правильного произношения. Но нередко встречаются случаи, когда нарушен артикуляционный аппарат или его функционирование.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных