Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности развития артикуляционной моторики при стертой дизартрии




Стертая дизартрия является легкой, минимальной степенью выраженности дизартрических расстройств и проявляется в нарушениях звукопроизношения и просодических компонентов речи, в основе которой лежит очаговая, неврологическая микросимптоматика [2].

Нарушение артикуляции при стертой дизартрии обусловлено легкими, остаточными нарушениями иннервации, которые выявляются при специальном углубленном обследовании ребенка при исследовании возможности и характера движений артикуляторного аппарата, применении функциональных нагрузок. Исследования неврологического статуса детей со стертой дизартрией выявляет нарушение иннервации лицевого, языкоглоточного или подъязычного нервов. У детей со стертой формой дизартрии наблюдаются следующие особенности артикуляционного аппарата. Еще с самого рождения наблюдаются отклонения в функционировании артикуляционных органов. Как правило, у детей нарушается оральные сегментальные автоматизмы, такие как: сосательный, хоботковый, поисковый и ладонно – рото – головной рефлексы. [18]

У детей со стертой формой дизартрии наблюдается паретичность мышц органов артикуляции, которые проявляются в следующем: уголки рта опущены, вялые губы, даже во время речи губы остаются вялыми. Язык при паретичности находится на дне ротовой полости, тонкий, вялый, малоактивный кончик языка. Мышечная слабость увеличивается при нагрузках (логопедической гимнастики).

Так же наблюдается спастичность мышц артикуляционного аппарата, которые проявляются в следующем: мышцы лица на ощупь твердые, напряженные, лицо амимично. Верхняя губа прижимается к деснам, губы в полуулыбке, многие дети не могут сделать трубочку из губ. Чаще всего при спаситике язык заменен по форме: толстый, малоподвижный, без выраженного кончика.

При стертой дизартрии гиперкинезы проявляются в виде дрожания языка и голосовых связок. Дрожание проявляется при нагрузках, например, при удержании широкого языка на нижней губе под счет, язык не может находиться в состоянии пока, появляется дрожание, и посинение кончика языка, а в некоторых случаях по языку в продольном и поперечном направлении прокатываются волны. В таком случаи дети не могут удержать язык вне полости рта. Чаще всего гиперкинезы сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.

Апраксия у детей со стертой дизартрией проявляется в невозможности переключения от одного артикуляционного движения на другое. У детей может наблюдаться кинетическая и кинестетическая апраксия. При кинетической апраксии ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому. При кинестетической апраксии, когда ребенок производит хаотичные движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.

Наблюдается девиация, то есть отклонение языка от средней линии, проявляется при логопедической гимнастики (при удержании позы, переключения с одного упражнения на другое).

Гиперсаливация, то есть повышенное слюноотделение, определяется во время речи ребенка. Дети не могут справиться с саливацией и не могут сглатывать слюну.

При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у некоторых детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, то есть дети по заданию выполняют все артикуляционные движения, например, могут надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и так далее. При анализе же качества выполнения этих движений отмечается: смазанность, нечеткость артикуляций, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быстрая утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает [1].

У детей с данным нарушением наблюдаются физиологические отклонения в строении и иннервации артикуляционного аппарата. Мышцы языка иннервируют волокна подъязычного нерва. В случаях нарушения подъязычного нерва наблюдается отклонение кончика языка в сторону пареза, ограничивается подвижность в средней части языка. Если поднимать кончик языка зазубно его средняя часть опускается на сторону пареза, обуславливая возникновение боковой струи воздуха [23]. При поражениях подъязычного нерва затруднены движения нижней челюсти, отмечается повышенная саливация, нарушения функции глотания.

Язык, глотку, среднее ухо, околоушную железу иннервирует языкоглоточный нерв. У детей с нарушением языкоглоточного нерва, являются изменения мышечного тонуса корня языка и мягкого неба [11].

У детей со стертой дизартрией наблюдается нарушение иннервации мимической мускулатуры, которые выявлены в исследованиях Лопатиной Л.В и других авторов, они отметили: наличие сглаженности носогубных складок, нарушения мышечного тонуса губ и их асимметрия, сниженный объем движений губ, наблюдаются трудности растягивания губ, подъема бровей, зажмуривания глаз. Также отмечаются характерные для детей со стертой дизартрией симптомы: трудности переключения с одного движения на другое. При выполнении упражнений для языка отмечается слабость некоторых мышц языка, трудность распластывания языка, неточность движений. О неврологической микросимптоматике у детей со стертой дизартрией свидетельствует особенность мимической мускулатуры и артикуляционной моторики. Как правило, такие нарушения первично не выявляются неврологом и могут быть устранены только при тщательном логопедическом обследовании, а также в ходе коррекционно – логопедической работы [14].

Можно сделать вывод, что характер речевых расстройств зависит от состояния нервно – мышечного аппарата органов артикуляции.

Дети со стертой формой дизартрии имеют специфические особенности артикуляционной моторики, которая характеризуется неловкостью в выполнении движений, затруднении их повторений и недостаточно быстрой переключаемостью с одного движения на другое. Это приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом произносительной стороны речи.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных