Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Уровни развития артикуляционной моторики у детей среднего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии




Экспериментальное изучение артикуляционной моторики проводилось на базе МАДОУ «Детский сад № 143». В эксперименте участвовало 9 детей в возрасте от 3 до 5 лет со стертой формой дизартрии.

При изучении кинестетического орального праксиса было отмечено, что Вероника (3 года) неточно ответила на вопросы, при произнесении звука [ТЬ] она сказала, что кончик языка находится внизу. Кристина (4 года) и Катя(4 года) исправили свои ошибки, а именно положение губ при произнесении гласных после стимулирующей помощи. Максим (5 лет) и Максим. (4 года) отказались выполнять задания, говорили, что не знают ответа. Витя (4 года) не смог понять самого задания и так же отказался от его выполнения. Соня (4 года) давала неверные ответы определяя положение губ при произнесении гласных и положения кончика языка при произнесении звуков [И] и [Ш], говоря, что во всех случаях кончик языка находится наверху. Артем (4 года) часто ошибалась в своих ответах, не определял изменения положения губ после слогового ряда, при произнесении звуков [Т], [Д], [Н] ответил, что кончик языка расположен внизу, не исправлял свои ошибки даже после помощи. Карина (4 года) долго искала правильную позу при произнесении гласных, но дала правильные ответы и положения артикуляции после стимулирующей помощи.

В ходе обследования кинетического орального праксиса Вероника длительно искала позу при выполнении упражнения «парус» и «лопаточка», после некоторого времени началась саливация. Кристина длительно искала позы, выполнила задания с ошибками вместо «мостика» сделала «лопаточку», а вместо «паруса» сделала «вкусное варенье». Максим и Соня выполняли задания с ошибками, путали позы, наблюдались синкинезии. Витя и Катя правильно выполняли упражнения, но время удержания позы составляло 2 секунды, у Артема время удержания позы составило 1 секунду. Максим не дал ни одного правильного ответа, путал все позы не мог их долго удерживать. Карина длительно искала позу «лопаточка» и «вкусное варенье», наблюдалась саливация.

После обследования динамической координации артикуляционных движений было отмечено, что: Вероника замедленно переключалась с одного движения на другое. Кристина ограничилась двумя правильными движениями, а Соня тремя правильными движениями. Максим длительно искал позы для упражнений «качели» и «маятник», после чего заменял эти движения друг на друга. Витя, Артем и Максим отказались выполнять задания. Катя выполняла задания с ошибками, все упражнения она заменяла друг другом или выполняла не в полном объеме, так же были отмечены гиперкинезы. Карина после длительного поиска позы давала правильную позу.

Обследование мимической мускулатуры показало, что у Вероники, Кристины, Артема, Кати и Карины были нарушены лишь такие единичные движения, как втянуть щеки, нахмурить брови, надуть щеки, поочередно надуть щеки, наморщить лоб. У Максима некоторые движения были выполнены неточно, например: наморщить лоб и нахмурить брови, но сам исправлял свои ошибки и давал правильную позу. Витя и Соня точно выполнили все задания. У Максима отмечалась сглаженность носогубных складок, он испытывал затруднения при каждом выполнении задания, не мог найти нужную позу или просто не выполнял некоторые задания.

Анализируя результаты обследования мышечного тонуса и подвижности губ, можно отметить, что Вероника, Кристина и Карина отказались выполнять задания. У Максима наблюдались затруднения при выполнении задания, длительный поиск позы в связи с малоподвижностью губ. Витя неточно выполнил движения «заборчик» - «трубочка», но после помощи исправил и дал правильное выполнение. Соня исправляла все позы после стимулирующей помощи. Артем и Катя неточно выполняли движения опустить нижнюю губу и поднять верхнюю. Максим не выполнил ни одного правильного задания, заменял одно движение другим.

При обследовании мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики было отмечено, что у Вероники и Карины наблюдалось посинение кончика языка. У Кристины наблюдались сопутствующие движения челюстью. У Максима была саливация, которая усиливалась при функциональной нагрузке. Витя долго искал все позы вследствие чего, были затруднения в выполнении заданий. Соня и Катя после самокоррекции дали правильное выполнение упражнения «маятник». Артем длительно искал все позы, после чего дал правильный ответ. Максим не дал ни одной правильной позы.

После анализа результатов обследования дети были распределены по уровням состояния артикуляционного аппарата. Уровни распределяются так: берется самая высокая оценка за выполнение заданий (по методике Е.Ф. Архиповой это 4) и самая низкая (по той же методике это 0). Высчитывается средний балл каждого ребенка путем суммирования баллов за каждое задание и деления его на количество обследуемых профилей. Уровни распределились так:

4 – высокий;

3 – 2 – средний;

1 – 0 – низкий.

Распределение детей по уровням сформированности артикуляционной моторики представлено в таблице 1.

Таблица 1

Состояние артикуляционной моторики детей среднего возраста со стертой дизартрией

Уровни Количество детей
Высокий
Средний
Низкий

 

Как видно из таблицы, ни у одного ребенка со стертой дизартрией не отмечается высокий уровень сформированности артикуляционной моторики. Средний и низкий уровни представлены практически равным количеством детей Проведенное экспериментальное обследование показало, что артикуляционная моторика детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией имеет следующие особенности: саливация, усиливающаяся при функциональной нагрузке, насильственные движения, сопутствующие движения при выполнение конкретных заданий, ограниченные движения нижней челюсти, тремор и посинение кончика языка, вялость губ и щек. Данные особенности могут привести к искажению звукопроизношения, делая речь ребенка малопонятной. Ограниченные движения нижней челюсти приводят к нарушению модуляции голоса и его тембра. Так же нарушения звукопроизношения могут привести впоследствии к таким нарушениям как дисграфия и дислексия.

Все это свидетельствует о необходимости проведения целенаправленной и комплексной коррекционной работы.

 







Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2022 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных