Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические рекомендации по развитию артикуляционной моторики детей со стертой формой дизартрии




В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью сформированности у него пальцевой моторики. В литературе последних лет описаны приемы развития мелкой моторики у детей с дизартрией – Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности, стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Новым направлением этой работы является биоэнергопластика.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. На первом занятии дети знакомятся с упражнением для губ, языка или челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. На третьем-четвертом занятии и у детей подключается к артикуляции движение сначала одной кисти ведущей руки. Дети с доминантной правой рукой и амбидекстры работают правой кистью, леворукие дети – левой. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками логопед или воспитатель продолжают давать четкий образец движения.

Внедрение системы упражнений предусматривает несколько этапов.

I этап – диагностический. Он определяет структуру дефекта, его клинические проявления и пути коррекции

II Этап – подготовительный. Главной его задачей являлось установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, вызывание интереса к занятиям. Этому способствуют разные игровые персонажи.

III Этап – основной.

В начале предлагается упражнение “Птенчики”, поскольку важно научить ребенка открывать рот – это залог произнесения многих звуков и общей внятности речи.

Темп выполнения – медленный.

Рот открыт – счет до пяти. Рот закрыт – счет до пяти.

Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный логопедом, на его счет и образец движения руки.

Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.

На счет один – челюсть опускается на ширину двух пальцев, язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются.

Во время тренировки необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти.

На счет – два – фиксируем открытое положение рта. На счет – три – рот закрыт.

Показ кистью руки:

Четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.

Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти.

Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:

Упражнение “Часики” сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.

“Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

“Утюжок” - сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад и влево - вправо.

“Футбол” - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу:

“Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

“Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

“Жало”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.

“Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

“Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”.

“Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.

“Горка” - согнутая ладонь опущена.

В коррекционной работе существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха.

IV Этап - Автоматизация полученных навыков.

Знакомые упражнения дети закрепляли в речевом уголке самостоятельно. Для этого использовали магнитофон – плеер с наушниками.

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует развитию артикуляционной моторики, что вследствие послужит нормализации звукопроизношения.

Артикуляционная гимнастика играет на малую роль в развитии артикуляционного аппарата детей со стертой формой дизартрии. Прежде всего, артикуляционную гимнастику следует начинать с пассивной гимнастики, то есть при помощи механического воздействия. Пассивная гимнастика постепенно переходит в пассивно – активную, а затем в активную, выполняемая по инструкции взрослого и его счет.

Пассивные упражнения создают условия, способствующие проявлению или улучшению функционирования определён­ных мышц. Их целью является включение в процесс арти­кулирования новых групп мышц, до этого бездействующих, или увеличение интенсивности мышц, ранее включённых. Пассивные упражнения создают ки­нестетический образ артикуляционной позиции, нужной для реализации звука, новые схемы движения. Желательно, чтобы пассивная гимнастика сопровождалась зрительным контролем и речевой инструкцией.

Пассивно – активная артикуляционная гимнастика направленна на закрепление ребенком артикуляционных поз. Логопед помогает ребенку войти в позу и удержать ее, затем ребенок несколько раз пробует самостоятельно повторить ту позу. Рекомендуется выполнять данный вид гимнастики с тех упражнений, которые ребенок может уже выполнить самостоятельно.

Активной артикуляционной гимнастикой называется система упражнений для различных речевых органов, которые проводятся по инструкции логопеда, под его счет. Переход к ней осуществляется, если ребенок самостоятельно научится выходить из позиции. Цель активной гимнастики: формирование качественных движений, точности, необходимого объема, скорости, силы движений, возможности удержания артикуляционной позы и переключения с одного движения на другое. Все движения должны проводиться ритмично, плавно, с достаточным напряжением и силой. Логопед считает, меняя темп (то замедляя, то ускоряя его), но всегда следя за тем, чтобы движение оставалось правильным, точным, ненапряженным. После приобретения некоторого навыка в такой гимнастике логопед требует, чтобы ребенок проводил упражнения и дома, сначала под наблюдением старших, а затем самостоятельно, но всегда контролируя себя при помощи зеркала. Упражнения для различных частей речевого аппарата языка, губ, жевательных мышц объединяются, что дает возможность очень скоро переходить от беззвучных упражнений к упражнениям с включением речевых звуков. Упражнения должны проводиться не менее двух раз в день сначала только с логопедом, а в дальнейшем и самостоятельно. Длительность их вначале 5 минут, а затем до 15 - 20 минут (в зависимости от утомляемости ребенка). При первой возможности все движения соединяются с произношением соответствующих звуков, в дальнейшем слов и предложений, что является наилучшей формой тренировки.

Представленные упражнения являются базовыми, из которых в дальнейшем будут складываться комплексы для коррекции конкретных звуков.

Комплексы упражнений:

1 комплекс упражнений для свистящих:

«Забор» - «Окно» - «Мост» - «Забор» - «Холодный ветер»;
2 комплекс упражнения для шипящих:

«Забор» - «Окно» - «Мост» - «Лопата» - «Лопата копает» - «Вкусное варенье» - «Фокус» - «Теплый ветер»;

3 комплекс упражнений для «р»:

«Забор» - «Окно» - «Мост» - «Парус» - «Цокает лошадка» - «Молоток» - «Дятел» - «Пулемет»;

4 комплекс упражнений для «л»:

«Забор» - «Окно» - «Мост» - «Лопата» - «Пароход» - «Пароход гудит».

Для формирования кинестетической основы артикуляционных движений проводят дифференцированные упражнения.

Кроме перечисленного выше для нормализации органов артикуляции рекомендуется проводить массаж. Можно выделить два вида массажа: активизирующий при вялости мышц артикуляции и расслабляющий при напряжении мышц артикуляционного аппарата. Подробнее с видами и самим массажем можно ознакомиться из специальной литературы.

Проведение подобной работы, будет способствовать нормализации тонуса и развитию мышц артикуляционного аппарата. Будут преодолены гиперкинезы, синкинезии и саливация.

 


Заключение

Благодаря изученной специальной литературе можно сделать вывод, что дети со стертой формой дизартрии имеют специфическое особенности в артикуляционной моторике. Как известно стертая форма дизартрии имеет неврологическую микросимптоматику: поражение пар черепно-мозговых нервов. Ребенок познает свой артикуляционный аппарат еще в утробе матери и далее в младенчестве и чем раньше обратить внимание на специфику артикуляции ребенка и подойти к решению этой проблемы посредством работы с логопедом, тем больше вероятность правильного развития артикуляции, которая в свою очередь оказывает влияние на правильное произношение.

В своей работе мы рассмотрели различные методики обследования артикуляционной моторики детей со стертой формы дизартрии, а так же методы и способы развития артикуляционной моторики.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад № 143», в эксперименте участвовали дети среднего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии. За основу для нашего экспериментального исследования была взята методика Е.Ф. Архиповой. Диагностическая процедура предполагала обследование кинестетического и кинетического орального праксиса, динамической координации артикуляционных движений, мимической мускулатуры, мышечного тонуса и подвижности губ, мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики.

По результатам проведения исследования дети были распределены на уровни формирования артикуляционной моторики. У многих детей отмечалось наличие сопутствующих движений, саливация, ограниченное время удержания артикуляционной позы, посинение и тремор кончика языка. Это полностью подтверждает нашу гипотезу. Поскольку перечисленные особенности артикуляционной моторики влияют на качество звукопроизношения, для их устранения необходима целенаправленная коррекционная работа. Для проведения такой работы были подобраны методические рекомендации по развитию артикуляционной моторики у детей среднего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.

Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи выполнены.

 

 


 

Список литературы

1. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодо­лению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. — М.: АСТ: АСТРЕЛЬ, 2008.

2. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб.пособие для студентов вузов. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007

3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учеб.пособие для студентов вузов. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007

4. Архипова Е.Ф: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008

5. М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер: Возрастная физиология (физиология развития ребенка). 2-е издание. –М.: изд.центр АКАДЕМИЯ, 2007.

6. М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер: Возрастная физиология (физиология развития ребенка). 2-е издание. –М.: изд.центр АКАДЕМИЯ, 2007.

7. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. –М.: Изд.центр ВЛАДОС, 2009

8. Т.В. Буденная. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие – СПб: «Детство-Пресс», 2003

9. Е.Н. Винарская. Дизартрия. 2005 год. –М.: АСТРЕЛЬ, 2005.

10. Волкова Л.С. Логопедия. Дизартрия: учеб.пособие для студентов вузов –М.: Изд.центр ВЛАДОС, 2004.

11. Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии// Дефектология. - 1996

12. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой дизартрии. Пособие для логопедов. –М.: Школьная пресса, 2007.

13. С.Б.Коробко. Тренировка мышц речевого аппарата//Логопедия. –М.: АКАДЕМИЯ, 2002.

14. Лопатина Л.В. Индивидуальные особенности детей со стертой дизартрией по состоянию неречевых и речевых функций // Логопедия: Методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец. - М. - Воронеж, 2003.

15. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). - СПб.: Союз, 2001.

16. Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. Логопедическая работа с дошкольниками. - М. - АКАДЕМИЯ, 2003.

17. Шаховская С.Н, Волосовец Т.В, Парамонова Л.Г. Нарушение звуко - произносительной стороны речи. Ринолалия. Дизартирия// Логопедя: методическое наследие. –М.: ВЛАДОС, 2006.

18. Хватцев М.Е. Логопедия. – М.- Владос, 1959.

19. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – М.-Владос, 1961.

20. Хватцев М.Е. Логопедия. – М.- Владос, 1959.

21. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений. – М.: Владос, 2003.

22. Якименко Г.В. Логопедическая работа со стертой формой дизартрии. –М.: ВОРОНЕЖ, 1999.

23. Якименко Г.В. Коррекция нарушения речи у детей дошкольного возраста. – М.-АСТРЕЛЬ, 1993.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных