Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методики изучения артикуляционной моторики детей со стертой дизартрией




Как показывает анализ специальной литературы, авторы предлагают различные подходы к изучению артикуляционной моторики и оценке результатов. Так, Л.В. Лопатина рекомендует при анализе функций органов артикуляции учитывать следующее:

- состояние мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония);

- состояние возможности осуществления произвольных и непроизвольных движений (кинетическая, кинестетическая диспраксия, атаксия);

- качество мимических и артикуляционных движений (ритмичность, точность, сила мышечного сокращения, амплитуда, время фиксации артикуляционного уклада, переключаемость с одного движения на другие, количество правильно выполненных движений) [16].

Архипова Е.Ф включает в программу обследования артикуляционной и мимической моторики следующие направления:

- обследование кинестетического орального (артикуляционного) праксиса;

- обследование кинетического орального праксиса;

- обследование динамической координации артикуляционных движений;

- обследование мимической мускулатуры;

- обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики.

На графике, демонстрирующем состояние моторного развития (ручного, общего, артикуляционного) представлена, кривая на момент обследования (Рисунок 1).


Рисунок 1. Состояние моторного развития (ручного, общего, артикуляционного)

При обследовании кинестетического орального праксиса ребенку дается словесное задание, он должен его выполнить по инструкции, можно использовать зеркало. В основном упражнения направленны на ощущения положения органов артикуляции при произнесении звуков и слогов за логопедом.

При этом обращается внимание на то, как ребенок чувствует положение артикуляционных органов и как он описывает эти положения.

Для оценивания выполнения задания используется бальная система, включающая в себя оценки от 0 до 4 баллов. В зависимости от правильного выполнения задания логопед ставит оценку, считая, что 4 балла это высшая оценка, расценивающая как точное выполнение задания, а 0 баллов это низшая оценка и расценивается как полное невыполнение задания.

При обследовании кинетического орального праксиса ребенку предлагается выполнять упражнения по подражанию за логопедом. Последовательно выполняются упражнения: «забор» - «окно» - «мост» - «парус» - «лопата», «вкусное варенье» и др. [8].

Для определения правильного выполнения артикуляционного упражнения, ребенку предлагается удерживать нужную артикуляционную позу в течение 5 – 7 секунд. Следует обратить внимание на наличие гиперкинезов и синкинезий при выполнении упражнений, а так же на длительность удержания позы.

Для оценивания выполнения задания используется бальная система, включающая в себя оценки от 0 до 4 баллов. В зависимости от правильного выполнения задания логопед ставит оценку, считая, что 4 балла это высшая оценка, расценивающая как точное выполнение задания, а 0 баллов это низшая оценка и расценивается как полное невыполнение задания.

При обследовании динамической координации артикуляционных движений ребенку предлагается по подражанию за логопедом выполнять движения. Просят ребенка выполнить упражнение 4 -5 раз.

Рекомендуется обращать внимание на то, как быстро ребенок может найти нужную артикуляционную позу и как быстро он сможет переключиться от одной позы к другой. Как правило, помощь ребенку и поправление его ошибок производится после выполнения заданий.

Для оценивания выполнения задания используется бальная система, включающая в себя оценки от 0 до 4 баллов. В зависимости от правильного выполнения задания логопед ставит оценку, считая, что 4 балла это высшая оценка, расценивающая как точное выполнение задания, а 0 баллов это низшая оценка и расценивается как полное невыполнение задания.

При обследовании мимической мускулатуры ребенку предлагается выполнить движения по подражанию за логопедом. Сначала проводится по образцу, затем по словесной инструкции.

Обращается внимание на то, насколько плавно и точно выполняются задания. Есть ли сопутствующие движения при поднимании бровей или зажмуривании глаз.

Для оценивания выполнения задания используется бальная система, включающая в себя оценки от 0 до 4 баллов. В зависимости от правильного выполнения задания логопед ставит оценку, считая, что 4 балла это высшая оценка, расценивающая как точное выполнение задания, а 0 баллов это низшая оценка и расценивается как полное невыполнение задания.

При обследовании мышечного тонуса и подвижности губ ребенку предлагается по подражанию за логопедом выполнить упражнения.

При этом обращается внимание на то, не принимают ли губы патологическое положение после выполнения задания. Оценить тонус и подвижность губ при выполнении каждого упражнения.

Для оценивания выполнения задания используется бальная система, включающая в себя оценки от 0 до 4 баллов. В зависимости от правильного выполнения задания логопед ставит оценку, считая, что 4 балла это высшая оценка, расценивающая как точное выполнение задания, а 0 баллов это низшая оценка и расценивается как полное невыполнение задания.

При обследовании мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики ребенок должен выполнить по повторению движения за логопедом.

При этом обращается внимание на точность выполнения упражнений. Возникновение тремора, спастике языка, посинение или побеление его кончика.

Для оценивания выполнения задания используется бальная система, включающая в себя оценки от 0 до 4 баллов. В зависимости от правильного выполнения задания логопед ставит оценку, считая, что 4 балла это высшая оценка, расценивающая как точное выполнение задания, а 0 баллов это низшая оценка и расценивается как полное невыполнение задания [3].

И.И. Ермолова предлагает для обследования артикуляционного аппарата упражнения для жевательных мышц. Ребенок перед зеркалом выполняет по показу логопеда следующие упражнения: открывание и закрывание рта, втягивание и раздутие щек, круговое вращение нижней челюсти. При выполнении данных упражнений следует обратить внимание на то, как плавно и точно ребенок двигает нижней челюстью, насколько широко он раскрывает рот, насколько сильно растягиваются щек при их надувании.

Оценка заданий производится по бальной системе от 1 балла до 3 баллов. Считая, что 1балл это низшая оценка, расценивающая как полное невыполнение заданий, а 3 балла это высшая оценка, расценивающая как точное соответствие выполненных упражнений по показу [15].

Таким образом, для уточнения структуры дефекта необходима диагностика нарушений моторного развития ребенка, поскольку нарушения и патологическая симптоматика артикуляционного аппарата влияют на правильность звукопроизношения у детей со стертой дизартрией. При определении направлений обследования следует ориентироваться на кинетические и кинестетические основы движения. В процессе обследования следует выявить патологические симптомы в артикуляционном, голосовом, дыхательном отделах периферического речевого аппарата.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных