ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Лабораторное задание 3Тема: определение внимания, объема и скорости переработки зрительной информации. Цель работы: освоить наиболее простые, широко используемые методы оценки внимания, объема и скорости переработки зрительной информации. Умственная работоспособность человека зависит от многих факторов, подразделяемых на три основные категории: физиологические, генетически наследуемые свойства (возраст, пол, уровень физического и функционального развития, состояние здоровья и пр.), физические (отражающие географические и климатические условия существования) и психические (степень мотивации деятельности, эмоциональный настрой и др.). Все они взаимообусловлены и оказывают синхронное влияние на организм. Для исследования внимания используются два типа таблиц: корректурные буквенные Анфимова и с кольцами Ландольта. Первые позволяют выявить особенности внимания на фоне действия однообразных буквенных раздражителей. Они слагаются из 30 строк с произвольно чередующимися в них буквами (по 34 в каждой), из которых одна подлежит отысканию и вычеркиванию. Неоднозначное число одинаковых знаков в рядах исключает возможность их запоминания и требует большой сосредоточенности внимания, оцениваемого как с качественной, так и с количественной стороны за стандартный промежуток времени. При обработке итоговых данных подсчитывается общее число просмотренных букв, характеризующее объем и скорость выполнения программы; количество зачеркнутых знаков определенного качества среди выше упомянутых и число допущенных ошибок (пропущенных букв). С помощью формул рассчитывают следующие показатели: а) коэффициент точности выполнения задания (А): А=M/N, где М – количество вычеркнутых знаков, N – общее количество букв, которые необходимо вычеркнуть в просмотренном тексте; б) коэффициент умственной продуктивности – Р: Р=А S, где S – общее число визуализированных знаков. Оба коэффициента выражаются в условных единицах (УЕ) и характеризуют концентрацию внимания. Таблицы второго рода - с кольцами Ландольта служат для анализа объема и скорости переработки зрительной информации. Они содержат 660 случайно расположенных колец, комплектующих 22 ряда (по 30 единиц в каждом). Кольца имеют разрывы в одном из 8 направлений, соответствующих определенному времени на циферблате часов (13, 14, 16, 17, 19, 20, 22, 23). Испытуемый должен за 5 мин вычеркнуть кольца с одним из разрывов. Как и в предыдущем варианте выполненная работа оценивается по числу просмотренных единиц, вычеркнутых заданных фигур и сделанных ошибок. Объем зрительной информации вычисляется по формуле: Q=0,5936 N, где Q – искомая величина (в битах); 0,5936 – средний объем информации, приходящейся на один знак; N – количество просмотренных колец. Скорость переработки информации устанавливается по формуле: S=(Q-2,807 n)/T, где S – определяемое значение (в битах/с); 2,807 бита – потеря информации, приходящейся на один пропущенный знак; n – число пропущенных фигур; Т – время выполнения задания (в с). Объект исследования и аппаратура: испытуемый, таблицы с буквами Анфимова и кольцами Ландольта, секундомер. Ход работы: тестируемые получают для ознакомления таблицы Анфимова, Ландольта и инструктаж относительно сути задания, сводимого к возможно быстрому и точному вычеркиванию заранее оговариваемых знаков, не пропуская нужные, как и строчки, за строго очерчиваемое время. Далее включается секундомер и начинается работа. По истечении последней минуты исследуемые обмениваются друг с другом листками, производят необходимые подсчеты, вычисления, вносят результаты в таблицу-протокол и делают надлежащие выводы. Результаты и их оформление: внесите полученные результаты в таблицу. Таблица 6.3. Показатели концентрации внимания (А и Р), объема зрительной информации (Q) и скорости ее переработки (S) у испытуемых.
Контрольные вопросы. От каких факторов зависит внимание человека? Какие методы используют для определения объема и скорости переработки информации?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|