ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Производство и добыча благПроизводство или добыча средств, необходимых для жизни, или предметов роскоши, зависит от четырех взаимосвязанных факторов: ♦ среды, в которой размещено общество; ♦ методов, которые общества выбирают для эксплуатации этой среды;
9.5. Экономика. Реконструкция подсистем культуры 369 ♦ технологии, которую общество использует для эксплуатации; ♦ разделения труда, то есть способа его организации. Снабжение — это деятельность, гарантирующая обществу существование (выживание): Выделяются два основных его вида: использование дикого зверя, растений и использование прирученных животных и выращиваемых растений. Технология охватывает орудия и процедуры, которые члены общества используют, реализуя избранный способ снабжения. Среда является важным фактором в экономике, она определяет обществу границы имеющихся в распоряжении общества средств, природных ресурсов и богатств. Например, на некоторых территориях невозможно получить необходимое количество корма, чтобы круглый год заниматься выпасом скота, поскольку они отличаются недостаточно плодородной почвой. Такие территории могут скорее быть пригодными для кочующего либо хорошо развитого земледелия, которое могло бы обеспечить урожай, достаточно высокий для того, чтобы прокормить группу. И, наконец, разделение труда. Процесс труда организовывается, чтобы получать и производить пищу и другие запасы, и относится к целой производственной способности. Все общества разделяют экзистенциальные задачи, основываясь минимум на возрасте и половой принадлежности их членов. В большинстве охотничьих и собирательских общин мужчины обычно занимаются охотой, а женщины делают запасы растительной пищи. Разделение труда дало возможность повысить общую производительность и эффективность, потенциальным носителем которых являлась каждая личность при исполнении заданий с целью эксплуатации различных видов природных ресурсов. Производители пищи, которые не знали технологий земледельцев, должны были полагаться исключительно на силу человеческих мышц, как женских, так и мужских, в то время как земледельцы использовали чаще всего таких животных, которыми тяжело было управлять, поэтому большая часть земледельческих заданий доставалась мужчинам (рис. 28).
Глава9. Проблемы социокультурного познания человека 370 Рис. 28. Древние рисунки земледельцев и сцен охоты Технология Технология, на наш взгляд, является наиболее выразительным показателем уровня развития общества. Если материалы, необходимые для выживания, хорошо сохранились (что не всегда случается), то можно реконструировать намного больше информации о способах существования общества. Иногда можно восстановить определенные аспекты экономики, которые нельзя непосредственно проследить в останках орудий, но которые проявляют технологические манифестации. Например, во время исследований Гданьска периода Средневековья в отлично сохранившихся органических останках были обнаружены шерстяные ткани и даже шелковые, но зато полностью отсутствовали льняные. Однако в культурных слоях ученые наткнулись на большое количество костров — отходов после выделки льна с помощью мялок. Об этом процессе мы знаем из этнографических аналогий. Химики, изучающие среду, в которой сохранились следы льняной костры, установили, что льняные волокна (а значит, 9.5. Экономика. Реконструкция подсистем культуры 371 и ткани) полностью разложились. Однако наличие костров однозначно свидетельствовало об использовании мялок и производстве льняных волокон (Зберски, 1978; Мэйк, 1989). Другой пример: маниок, корень растения, выращиваемого на протяжении тысячелетий в Южной Америке, во многих археологических депозитах не сохранился, особенно на влажных тропических территориях, таких как бассейн Амазонки или Ориноко. О существовании маниока на этих территориях сделали вывод на основе этнографических аналогий в виде специфических керамических тарелок (бударес), как и кремневых стружек, осевших в дощечках, использовавшихся в качестве терок (Лэс-рэп, 1970; Рэйчел-Долматофф и Рэйчел-Долматофф, 1956). Племена, которые на протяжении веков населяли низменные территории Южной Америки, клубни маниока чистили, мыли, а потом терли на терках. Стертая масса просеивалась и выжималась, чтобы избавиться от избытка влаги. Оставшийся материал готовился над огнем на керамических тарелках (аналогичных вышеупомянутым), а потом из него формировались хлебовидные лепешки (Лэсрэп, 1970). Наличие керамических тарелок и кремневых стружек, точно таких, какие используются в настоящее время в характерных терках, является косвенным свидетельством очень важного вида производительной деятельности. Приведенные примеры свидетельствуют об обработке льна и существовании льняных тканей в Гданьске в период раннего Средневековья и о возделывании маниока в Южной Америке. Такая экстраполяция возможна при правильной идентифицикации следов технологических процессов и останков орудий труда. Экзистенция Важно правильно интерпретировать роль растительных и животных останков диких и прирученных животных. Идентификация прирученной овцы и козы в материалах неолитических культур Передней Азии и Балканского полуострова, как и прирученной ламы в американских коллекциях, была чрезвычайно, трудной и неточной. С появлением поляризационного микроскопа (1971) и использованием нового метода для исследования тонких частей кости (1975) оказалось, что можно с большой точ-
Глава9. Проблемы социокультурного познания человека 372 ностью отличить диких животных от прирученных. В дальнейшем этот прием был использован для различия дикорастущих и культурных растений, что позволило провести комплексную реконструкцию экономических перемен, а также образцов формирования оседлости как в Европе, так и в Азии и Америке. Окружающая среда Окружающая среда — существенный фактор, влияющий на экономические процессы, производство и приобретение благ. В некотором смысле она ограничивает начинания общественных групп. Однако необходимо иметь в виду, что даже наиболее ограничивающая среда допускает некоторую степень гибкости выбора. Наглядным примером взаимной зависимости среды и способов существования являются исследования учеными стоянки Сковилль Виллэдж. Сковилль, небольшое селение в центрально-западной части штата Иллинойс, является стоянкой, которая датируется ок. 450 г. до н.э. Остатки пищи, найденные во время раскопок, были исследованы и определено их количество и качество. Оказалось, что селение расположено таким образом, чтобы иметь свободный доступ к богатым и разнообразным пищевым ресурсам, включая фундук (лесной орех), желуди, мелкие съедобные семена, фрукты и ягоды, клубневидные корни и разного вида зеленый корм. Запасы дичи были не менее разнообразны: олени, черные медведи, белки, еноты, сурки, кролики и индюки. В этом же квадрате существовала возможность ловли рыбы и черепах. В определенные времена года была возможна кочевая охота на диких птиц. После количественной и качественной оценки пищевых остатков, найденных в полностью исследованной стоянке, полученные величины разместили в таблицах и провели сравнение наличия остатков с потенциальной доступностью ресурсов. Из сравнительной таблицы следует, что в пищевом рационе отдавалось предпочтение оленям и индюкам, тогда как еноты, кролики, сурки и белки представляли относительно низкий процент в использовании. Пропорция потенциального появления лесного ореха в отношении к остаткам пищи в лагере отличается рав-
9.5. Экономика. Реконструкция подсистем культуры 373 новесием, а остатки желудей представляют лишь 1/30 потенциальной производительности среды, что говорит о небольшом интересе к сбору этого продукта. Анализ орудий говорит о преобладании в рационе растительной пищи над животной. Приспособления, употребляемые для возделывания и обработки почвы (мотыги и терки), составляют большую часть инвентаря по отношению к орудиям, используемым для убоя и обработки животной пищи (наконечники копий, ножи, шипы, шабровщики). Сравнения, которые принесли исследования селения Сковилль, представляют интересную картину образцов эксплуатации ресурсов представителями определенной культуры. Продукты, выбранные для употребления в качестве основы рациона, и те, от которых общины либо отказались, либо признали менее желанными, могут говорить о том, что выбор вида пищи также зависит от культурных традиций, а не только от окружающей среды и наличия тех или иных видов. Разделение труда Разделение труда — один из факторов производственного процесса и добычи благ. Он доставляет много трудностей при реконструкции, основанной на археологических источниках. Особенно это касается однородных общин, таких как охотники и собиратели, у которых специализация слабо выражена. Чтобы восстановить способ разделения труда, археологи часто вынуждены использовать этнографические аналогии. В более сложных обществах проще установить процесс разделения труда, так как специализация труда таких обществ более развита. Четко разделить профессиональную специализацию порой просто, а иногда — не очень. Однозначно можно было определить специализацию отдельных групп общины в комплексе неолитической шахты кремня в Опатовских Кременках. Строительство подземных шахтных стволов и штолен, безошибочно попадающих на кремневые слои, а также сама добыча желваков кремня требовали высокого разделения труда. Другая группа той же общины периода воронкообразных кубков, действующая в границах обширного неолитического селения на возвышении
Глава9. Проблемы социокультурного познания человека 374 Гавронец в Хмелеве, занималась изготовлением из добытого сырья главным образом топоров, которые отличались великолепными узорами (Подковиньска, 1956). На некоторых территориях обнаруженные во время археологических исследований предметы, покрытые письмом и инскрип-циями, доставляли информацию о разделении труда. В дальнейшем эти данные проверялись путем археологических раскопок. В Месопотамии найдено несколько текстов, связанных с различными общественными группами. Содержание их разнообразно: от писем королей до архивов святилищ, содержащих данные о том, например, сколько платит или жертвует какой-нибудь земледелец в сокровищницу святилища. Документы нововавилонского периода, селения Урюк (ок. VI в. до н.э.) доставили информацию о существовании многих разделенных профессий. Духовенство из святилища Эанна старательно вело записи о деятельности мелких мастерских, функционирующих внутри организационной субкультуры святилища. Эти мастерские были заложены определенными родами и существовали целые поколения, представляющие высший слой общества. Золотильщики, ювелиры и столяры населяли определенные цеховые районы (Ренгер, 1971). Их специализация непосредственно направлялась на нужды святилища. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|