Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Принципы обучения. Сущность принципов и особенности их реализации на занятиях по технологии.




Процесс обучения — это сложная система, включающая в себя учебную деятельность и учителя, и учащегося, и опирающаяся на реальные или предполагаемые закономерности, которые и становятся педагогическими принципами обучения. Принципы обучения в педагогике можно разделить на общедидактические и методические. Общедидактические принципы обучения в педагогике — это принципы, которые провозглашены общей дидактикой и являются обязательными при изучении любого предмета. Методические принципы делятся на общеметодические и частнометодические принципы обучения в педагогике. К общеметодическим относятся такие принципы как: дифференцированный подход, использование различных упражнений, приемов и методов обучения, вычленение конкретных ориентиров (показ, объяснение, подкрепление), мотивация и комплексный подход к мотивации. К частнометодическим принципам обучения относятся такие принципы как принцип устного опережения, параллельного обучения, коммуникативной направленности, принцип устной основы. Дидактические принципы обучения в педагогике включают в себя принцип научности, систематичности и последовательности, наглядности, сознательности и активности, доступности и посильности, принцип учета возрастных особенностей и принцип прочности полученных учащимся знаний, умений и навыков. Принцип научности заключается в формировании у учащихся системы научных знаний, в анализе учебного материала, выделения в нем важных, существенных идей, в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании достоверных научных фактов и знаний, а также в использовании принятых научных терминов. Большую роль при реализации научного принципа играют технические средства обучения, видеозаписи, учебные фильмы. Суть принципа доступности заключается в отражении принципов преемственности, постепенности и последовательности обучения. То есть сначала нужно выявить ранее сформированные знания, умения и навыки, а уже затем постепенно давать новые, не форсируя этот процесс и не перепрыгивая определенные стадии. При организации обучения нужно выбирать такие методы, средства и формы обучения, которые бы соответствовали уровню умственного, психологического и физического развития ученика. Принцип сознательности и активности основывается на формировании у учащихся мотивации, внутренней потребности к необходимости изучения того или иного материала, систематическом возбуждении к изучаемому материалу. Если у ученика нет желания изучать тот или иной материал, то никакой пользы от занятий не будет. Принцип прочности формируемых знаний, умений и навыков невозможен без выделения в учебном материале главного и связи его с уже имеющимися у ученика знаниями. Чтобы знания и умения стали внутренним достоянием ученика, нужно включить их в систему убеждений и взглядов учащегося. Необходимо так же обеспечить постоянную связь учебного материала с практической деятельностью. Принципы обучения и воспитания должны осуществляться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Однако в каждой группе школьников — как по возрасту, так и в каждом классе, нередко проявляются некоторые индивидуальные различия, проявляющиеся в особенностях развития каких-либо психических процессов, в различии уровня развития способностей, а также направленности интересов и потребностей. Отличаются и индивидуальные особенности мальчиков и девочек. Все педагогические принципы обучения должны учитывать эти реально существующие различия. Ни в коем случае нельзя рассчитывать на то, что имеется какой-либо совершенно универсальный рецепт, подходящий для всех случаев.

Принято выделять общедидактические принципы, которые являются общими для преподавания всех учебных предметов. Они рассматриваются дидактикой, или общей теорией обучения.
Но каждый учебный предмет имеет свои особенности, которые оказывают влияние и на принципы обучения этому предмету. Поэтому общедидактические положения в преподавании различных учебных дисциплин приобретают соответствующую специфику. Кроме этого, вырабатываются и свои, характерные только для данного учебного предмета принципы. На основе обобщения педагогического опыта и результатов научных исследований в области обучения технологии в общеобразовательных учреждениях сформирована целая система принципов обучения. Все они взаимосвязаны между собой и относятся ко всему процессу обучения технологии в целом.
Перечислим их:
1.принцип связи теории с практикой в обучении технологии;

2.принцип научности в обучении технологии;

3.принцип доступности в обучении технологии и посильности труда для учащихся;

4.принцип систематичности и последовательности в обучении технологии;

5.принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения технологии; 6.принцип прочности усвоения учащимися технико-технологических знаний, умений и навыков;

7.принцип наглядности в обучении технологии;

8.принцип оперативности знаний учащихся;

9.принцип воспитания в процессе обучения технологии.

При правильной организации занятий у учащихся крепнет чувство коллективизма, так как они вступают в производственные отношения друг с другом. На уроках технологии учащимся прививают общие правила культуры труда (уход за рабочей одеждой, содержание в порядке рабочего места, работа исправным инструментом).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных