ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Этапы решения задачи на построениеРешение задачи на построение обычно включает четыре этапа: анализ, построение, доказательство и исследование. Рассмотрим каждый из них в отдельности. 1. Анализ. На этом этапе осуществляется поиск решения задачи. Его конечная цель - установление последовательности, алгоритма, состоящего из основных или элементарных построений, приводящих к построению искомой фигуры. Как и решение геометрической задачи на вычисление и доказательство, поиск такого алгоритма сопровождается чертежом, иллюстрацией, помогающими установить связи и зависимости между данными и искомыми фигурами. 2. Построение. Этот этап решения представляет собой непосредственную реализацию на чертеже найденного алгоритма с помощью выбранных инструментов построения. 3. Доказательство. Его цель - доказательство того, что построенная на предыдущем этапе фигура действительно искомая, т.е. удовлетворяет всем поставленным в задаче условиям. 4. Исследование. Этот этап решения состоит в выяснении того, всегда ли задача имеет решение; если не всегда, то при каких конкретных данных и сколько именно решений она имеет. При этом разными считаются решения, дающие неравные фигуры (или если и равные, то различно расположенные относительно фигуры, с которой связывалось построение). Проиллюстрируем эти этапы на конкретном примере. Задача. Построить параллелограмм по основанию а, высоте h и одной из диагоналей d. Согласно условию, данными являются отрезки, представляющие основание, высоту и диагональ параллелограмма (рис. 155). Все эти фигуры считаются уже построенными, и поэтому объяснение не требуется. 1.Анализ. Выполним чертеж-иллюстрацию, считая, что искомый параллелограмм АВСD уже построен (рис. 156). Отмечаем на чертеже данные элементы: ВС = а, ВН = ha Устанавливаем связи и зависимости между элементами параллелограмма. Отмечаем, что противоположные стороны АD и ВС лежат на параллельных прямых расстояние между которыми равно высоте к. Поэтому можно построить треугольник АВD и затем достроить его до параллелограмма АВСD. Получим следующий алгоритм построения искомой фигуры: 1) Строим параллельные прямые МК и РQ на расстоянии h друг от друга. 2) На прямой МK откладываем отрезок АD = а. 3) Из точки D, как из центра, радиусом d проводим окружность и находим точку В ее пересечения с прямой РQ. 4) На луче ВQ откладываем отрезок ВС = а. 5) Строим отрезки АВ и СD. 2.Построение. Все этапы алгоритма построения выполняем циркулем и линейкой непосредственно на чертеже с использованием заданных элементов (рис. 157). 3. Доказательство. Рассмотрим четырехугольник АВСD. Его противоположные стороны АD и ВС параллельны, так как лежат на параллельных прямых МК и РQ. Эти же стороны равны по построению: АD = ВС = а. Значит, АВСD - параллелограмм, у которого АD = а, ВD = d, а высота равна hа, так как расстояние между параллельными прямыми МK и Q равно ha (по построению). Следовательно, АВСD -искомый параллелограмм. 4.Исследование. Проверим возможность построения параллелограмма АВСD непосредственно по шагам алгоритма построения. 1) Параллельные прямые МК и РQ на расстоянии hа всегда можно построить, и притом единственным образом. 2) Построить отрезок АD - а на прямой МK также всегда можно, и притом единственным образом. 3) Окружность, проведенная из центра D радиусом А, будет иметь общие точки с прямой РQ только тогда, когда d > hа. Если d = hа, то получится одна общая точка В, если же d > hа, то две общие точки В и В'. 4,5) Эти построения всегда однозначно выполнимы. Таким образом, решение возможно, если d ³ hа. Если d ³ hа, то задача имеет единственное решение, если же d > hа, то два решения. Упражнения 1. Постройте с помощью циркуля и линейки треугольник по известным трем сторонам. Всегда ли такое построение возможно? 2. Даны отрезок p, два угла . Всегда ли можно построить треугольник, у которого сторона равна р, а прилежащие к ней углы равны . 3. Постройте с помощью циркуля и линейки прямоугольник, у которого известны его стороны а и b. 4. Пользуясь только циркулем и линейкой, постройте: а) прямоугольник по диагонали и одной из сторон; б) квадрат со стороной р; в) квадрат, диагональ которого задана. 5. Сколько можно построить параллелограммов с вершинами в трех данных точках, не лежащих на одной прямой? 6. Постройте параллелограмм, если известны его диагонали и угол между ними. 7. Сколько параллелограммов можно построить, если известны две его соседние стороны? Ответ обоснуйте. 8. С помощью циркуля и линейки постройте ромб по: а)известным диагоналям; б)известной стороне и одному из углов при его вершине; в)углу и диагонали, исходящей из вершины этого угла; г)стороне и диагонали. 9. Постройте трапецию по основаниям и боковым сторонам. 10. По каким данным можно построить равнобедренный треугольник? Во всех возможных случаях выполните построения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|