Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правовая охрана товарных знаков и знаков обслуживания




Товарные знаки широко используют во всем мире и играют важ­ную экономическую роль в маркетинге и торговле. Товарный знак по­зволяет обратить внимание потенциальных покупателей на существова­ние товара, привлечь к нему внимание, отличать его от аналогичных товаров, имеющихся на рынке. Ценность товарного знака состоит в том, что он способствует завоеванию репутации производителя товара, сти­мулирует спрос на соответствующие товары и позволяет конкурировать с аналогичными товарами других производителей. Использование то­варных знаков дает возможность быстрее ориентироваться относительно происхождения товара, содействует борьбе производителей за его каче­ство. Эффективная система охраны товарных знаков способствует за­щите потребителей от различных форм недобросовестной торговли и в определенных условиях может явиться единственным средством защи­ты прав потребителя.

Одновременно с товарами в сфере торговли обращаются и услуги. Их предоставляют туристические фирмы, рекламные агентства, транс­портные и страховые компании, гостиницы, рестораны, авиалинии, пра­чечные, химчистки и т.п. Эти предприятия используют в качестве отли­чительного знака «знаки обслуживания».

С помощью товарных знаков и знаков обслуживания возможно опоз­нать товары и услуги, не отвечающие требованиям стандартов, что весь­ма важно для контролирующих государственных органов, которые отве­чают за проверку качества. Регистрация товарных знаков является по­лезным источником статистической и экономической информации для органов государственного управления.

В ст.1 Закона «О товарных знаках и знаках обслуживания» дано следующее определение товарного знака и знака обслуживания: «То­варный знак и знак обслуживания - обозначение, способствующее отличию товаров и услуг одних юридических или физических лиц от однородных товаров или услуг других юридических или физи­ческих лиц».

В качестве товарных знаков регистрируются обозначения, которые могут быть представлены в графической форме: словесные, буквенные, цифровые, изобразительные и комбинированные. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании, в кириллице и латинице.

Словесные знаки находят свое выражение в определенном слове, например: «Элема», «Коммунарка», «CASIO». Словесный товарный знак мо­жет быть зарегистрирован как в виде фантазийных слов, так и слов общепринятой лексики, например: «Ветразь», «ДИФОР», «ТОРИ-МЭКС», словосочетаний «Express hotline», «Вечерний город», предло­жений «Отведи душу».

«Буквенные» товарные знаки регистрируются в виде сочетания букв: «IBM», «BP», «UFT», цифровые - соответственно в виде набора цифр, например: «777», «88», «555».

Изобразительные товарные знаки представляют собой рисунки самых разнообразных тем. Это различные символы, изображения жи­вотных, птиц, стилизованные изображения всевозможных предметов (например, изображение льва для автомобилей французской фирмы «Пежо»). Они строятся на использовании броских, лаконичных графи­ческих элементов.

Комбинированные товарные знаки представляют собой различные сочетания словесных и изобразительных элементов. Композиция таких знаков может представлять собой сочетание рисунка и слова, рисунка и букв, рисунка и цифр, слов и букв и т.п.

Товарные знаки выполняют следующие основные функции:

а) средства индивидуализации товаров и услуг. С помощью то­варного знака различают также однородные товары, например сигаре­ты «ВТ» и «Орбита»;

б) отличительная, служащая для обозначения производителя товара или организации по оказанию услуг;

в) стимулирующая или качественная. Товарный знак свидетель­ствует о качестве продукции, выпускаемой конкретным предприятием или фирмой. Так, например, мировой известностью пользуется спортив­ная одежда фирмы «Adidas», обувь фирмы «Salamandra», напитки фир­мы «Coca-Cola», корсетные изделия фирмы «Милавица» и т.д.;

г) рекламная. Обеспечение прав на товарный знак позволяет осу­ществлять необходимую рекламную работу. Не случайно поэтому фир­мы платят крупные денежные суммы за изображения их товарных зна­ков в местах проведения спортивных и зрелищных мероприятий;

д) культурно-просветительная, способствующая эстетическому воспитанию, распространению знаний.

Право на товарный знак и знак обслуживания охраняется государ­ством. На основании решения о регистрации товарного знака патентный орган производит его регистрацию в государственном реестре товар­ных знаков и знаков обслуживания. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, которое удостоверяет приоритет знака, исключительное право владельца на товарный знак (знак обслужива­ния) в отношении товаров (услуг), указанных в свидетельстве, и содер­жит изображение знака.

Не допускается регистрация товарных знаков;

а) не имеющих признаков различия;

б) вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида;

в) являющихся общепринятыми символами и терминами.

К общепринятым терминам относятся лексические единицы, ха­рактерные для конкретных областей науки и техники, представляющие собой форму товара или его упаковку, определяющиеся исключительно или главным образом сущностью или природой товара, необходимостью достижения технического результата, существенной ценностью товара.

Все вышеуказанные обозначения могут быть включены в товар­ный знак в качестве неохраняемых элементов, если они не занимают в нем доминирующего положения.

Не допускается регистрация товарных знаков, состоящих только из обозначений, представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы, официальные названия государств, флаги, эмблемы и сокра­щенные или полные наименования международных межправительствен­ных организаций, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, награды и другие знаки отличия или сходные с ними до степени смешения. Такие обозначения могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствую­щего компетентного органа или их владельца.

Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обо­значений, являющихся ложными или способных ввести в заблуждение потре­бителя относительно товара, места его происхождения или его изгото­вителя. К таким обозначениям относятся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности; представляющих собой или содержащих указание места проис­хождения вин или крепких спиртных напитков, охраняемых в силу международных договоров Республики Беларусь, для обозначения вин или крепких спиртных напитков, не происходящих из данного места; противоречащих публичному порядку, принципам гуманности и морали.

Основаниями для отказа в регистрации являются обозначения, тождественные или схожие до их смешения:

- товарными знаками, зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Республике Беларусь на имя другого лица и обладаю­щими более ранним приоритетом в отношении однородных товаров;

- товарными знаками других лиц, охраняемыми в Республике Бела­русь на основе международных договоров, в отношении однородных товаров;

- товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными в установленном патентным органом порядке, в отношении любых товаров.

Регистрация сходных до степени смешения обозначений может допускаться при условии представления письменного согласия владель­ца такого знака.

Не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие:

- известные на территории Республики Беларусь в отношении од­нородных товаров фирменные наименования (или их части), принадле­жащие другим лицам;

- наименования мест происхождения товаров, охраняемых в Республике Беларусь;

- названия известных в Республике Беларусь произведении на­уки, литературы и искусства, цитаты или их персонажи, произведения искусства или их фрагменты без согласия обладателя (обладателей) авторского права или его (их) правопреемника (правопреемников);

- фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреяы и факсимиле известных в Республике Беларусь лиц без согласия таких лиц или их наследников;

- знаки систем сертификации, охраняемые в установление м зако­нодательством порядке.

При выборе обозначения и товаров (услуг), для которых оно регистрируется как товарный знак, уже на стадии подачи заявления на регистрацию необходимо оценить перспективы использования товарного знака (предполагается ли зарубежная регистрация, планируется ли выход на международные рынки, как это изображение будет выглядеть в кириллице и латинице и т.д.). Это - основа для построения стратегии защиты исключительного права на товарный знак. Безусловно, сложно говорить о существовании типовой модели, так как выбор конкретных способов защиты нарушенного права на товарный знак зависит от цели, которую ставит перед собой его владелец.

Заявка на регистрацию товарного знака (знака обслуживания) подается юридическим или физическим лицом в патентный орган само­стоятельно или через патентного поверенного.

Заявка должна относиться к одному товарному знаку и содержать:

- заявление о регистрации обозначения в качестве товарного зна­ка с указанием заявителя, а также места его нахождения или местожительства;

- заявляемое обозначение;

- перечень товаров и услуг, для которых испрашивается регистра­ция, сгруппированных по классам Международной классификации това­ров и услуг для регистрации знаков.

К заявке должны быть приложены:

- документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном размере;

- документ, удостоверяющий полномочия патентного поверенного, если через такового подается заявка.

Приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заяв­ки в патентный орган. Приоритет может устанавливаться по дате пода­чи первой заявки на товарный знак в иностранном государстве-участнике Парижской конвенции по охране промышленной собственности, если в патентный орган заявка поступила в течение шести месяцев с даты по­дачи. Приоритет может быть установлен по дате начала открытого по­каза знака, помещенного на экспонатах и на официальных или официаль­но признанных международных выставках на территории одного из го­сударств-участников Парижской конвенции (выставочный приоритет), если заявка подана в патентный орган в течение шести месяцев после указанной даты. Приоритет товарного знака может также устанавли­ваться по дате приоритета международной заявки на регистрацию зна­ка в соответствии с международным договором Республики Беларусь.

Экспертиза заявки на регистрацию товарного знака осуществляет­ся патентным органом и включает предварительную экспертизу и экс­пертизу заявленного обозначения.

По результатам экспертизы выносится решение о регистрации то­варного знака или об отказе в его регистрации.

Регистрацию товарного знака в Государственном реестре патент­ный орган производит в течение месяца с даты получения документа об оплате установленной пошлины.

Законом «О товарных знаках и знаках обслуживания» (ст. 18) пре­дусмотрено право на регистрацию коллективного знака. Коллективным знаком является товарный знак объединения юридических лиц, пред­назначенный для обозначения выпускаемых и (или) реализуемых им товаров, обладающих едиными качественными или иными общими ха­рактеристиками.

После регистрации товарного знака лицо получает исключительное право использовать данное обозначение в отношении указанных в заявке товаров и услуг. Несмотря на то, что законодательная база в этой области в Беларуси довольно обширна, на практике нередко возникают сложности в защите конкретных объектов.

При защите прав на принадлежащий объект правообладатель может принять следующие меры:

- административные:

- таможенные;

- предпринимаемые Департаментом в рамках проводимого расследования в отношении недобросовестной конкуренции;

- предпринимаемые правоохранительными органами в рамках административного дела по ст. 9.21 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП) [17];

судебные:

- судебная защита реализуется путем подачи иска в Судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда. При этом не имеет значения вид нарушения (договорное или нет).

Выбор меры зависит от желаемого эффекта и от того, известно ли правообладателю, кто является нарушителем прав на товарный знак.

При правовой охране товарного знака следует учитывать, кому принадлежат права на него - резидентам Республики Беларусь или нерезидентам. В случае защиты прав белорусских субъектов хозяйствования необходимо знать, где субъект желает защитить права, а также границы товарных рынков, на которых реализуется продукция. Если это Республика Беларусь, то речь идет о национальной регистрации, если это экспортные рынки - следует задуматься о международной регистрации с определением конкретных регионов, где будет испрашиваться охрана.

При защите прав на товарный знак иностранного субъекта эффективны таможенные меры. Одно из типичных нарушений - так называемый серый импорт, т.е. ввоз товара, который произведен и правомерно введен в гражданский оборот на территории зарубежного государства, но при этом правообладатель не желает, чтобы его распространение в Республике Беларусь осуществлялось иными лицами, чем те, которые поименованы в качестве официального дистрибьютора.

В такой ситуации заинтересованное лицо (правообладатель) может обратиться в Государственный таможенный комитет (далее - ГТК) с заявлением об осуществлении таможенными органами мер по защите прав интеллектуальной собственности, приложив к нему копии документов, подтверждающих права на законное использование товарного знака.

Таможенное оформление товара, который включен в реестр объектов интеллектуальной собственности, приостанавливается на срок до 10 дней. В течение этого времени правообладатель может направить уведомление таможне о разрешении дальнейшего таможенного оформления и реализации товара либо потребовать конфискации товара и обращения его в доход государства. В данном случае важна активная позиция правообладателя, четкое и быстрое реагирование на получение уведомления таможенных органов.

На практике возникают сложности с реализацией ст. 96 Таможенного кодекса, согласно которой, если таможенное оформление было приостановлено неправомерно, правообладатель в последующем возместит убытки, понесенные лицом, производившим декларирование. К сожалению, такой возможности, как внесение некоторой суммы на депозит таможни, нет. Способы обеспечения исполнения обязательств, предусмотренные Гражданским кодексом, также не могут быть использованы. Рекомендуется заключать с правонарушителем соглашение о неустойке, по которому убытки, причиненные действиями правообладателя, будут возмещены в размере определенного процента стоимости товара. Однако правонарушитель далеко не всегда соглашается подписать подобное соглашение.

Если в течение пятидневного срока таможне не представят такой документ, товар будет выпущен в свободное обращение, но и в этом случае рекомендуется направить правонарушителю уведомление. Независимо от того, выведен товар в свободное обращение на территории Республики Беларусь или нет, есть состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП. К лицу, которое умышленно и виновно ввезло на территорию Республики Беларусь контрафактный товар, применяется административная ответственность в виде штрафа и конфискации товара.

Существует пробел в защите от серого импорта при ввозе товара из Российской Федерации, так как вышеуказанные меры могут быть использованы только в отношении стран, с которыми предусмотрено таможенное оформление товара. Российская Федерация в их число не входит.

На сайте ГТК (http://gtk.gov.by) содержится информация о правообладателях и товарных знаках, в отношении которых таможенными органами будут приниматься меры по защите прав интеллектуальной собственности.

В последнее время широко распространена ситуация, когда предъявляется иск о защите исключительного права на товарный знак. Ответчик пробует оспаривать регистрацию по различным основаниям. В частности, обращается в Департамент с просьбой установить, что действия, связанные с регистрацией товарного знака, являются недобросовестной конкуренцией.

Чтобы действия лица были признаны в качестве недобросовестной конкуренции, должны быть доказаны в совокупности:

- направленность действий на получение преимущества в предпринимательской деятельности;

- противоречие требованиям добросовестности и разумности и требованиям Закона Республики Беларусь от 10 декабря 1992 года N 2034-XII "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" (в ред. от 22.12.2011 г. №328-З);

- способность причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации.

Чтобы данный вопрос был в компетенции Департамента, необходимо наличие конкурентных отношений между заявителем и субъектом, в отношении которого подано заявление.

Департамент рассматривает заявления в административном порядке. Это означает, что заявитель принимает на себя бремя доказывания. В данной процедуре нет таких широких возможностей, которые предоставляет процессуальное законодательство. Фактически рассмотрение (иногда с вызовом сторон) осуществляется по документам. Однако какие-либо обеспечительные меры на данной стадии невозможны.

Сведения, изложенные в заявлении, должны быть подтверждены документально. Это могут быть оригиналы либо надлежащим образом заверенные копии договоров, ТТН, чеков, сертификатов и иных документов, с помощью которых доказывается противоправность действий конкурента.

На коллегии Департамента принимается решение о продлении срока рассмотрения заявления, об установлении факта недобросовестной конкуренции либо его отсутствии.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных