ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Определение стоимости лицензииНа стоимость лицензии влияет ряд факторов, в том числе и лежащие в основе разделения лицензионных соглашений на виды: патентные лицензии или лицензии на ноу-хау (беспатеные) [20]. При прочих равных условиях стоимость лицензии, в которую входят передача прав из патентов, полученных лицензиаром в стране лицензиата и вообще на территории действия соглашения, будет выше, чем в случае отсутствия таких прав. При определении стоимости лицензии учитывают также следующие факторы: - объем прав, предоставляемых лицензиату (исключительная или простая лицензия: право производить, использовать, продавать продукцию или в целом весь комплекс прав). Естественно, что исключительная лицензия оценивается дороже, поскольку лицензиат получает гарантию, что в период действия соглашения он не будет испытывать конкуренцию как со стороны лицензиара, так и третьих лиц; - прибыль или экономию, которую использование лицензии может принести лицензиату; - ожидаемый объем товара, производимого по лицензии, или возможности использования технологического процесса (аппаратуры), на который предлагается лицензия; - объем технологических работ, необходимый лицензиату для освоения процесса по лицензии; стоимость конструкторских работ (разработка чертежей, спецификаций и т.п.); - вид и характер обязательств, принимаемых на себя по соглашению, например, технические гарантии и ответственность, отсутствие исков третьих лиц, объем помощи, предоставляемой лицензиаром, и т.д.; - ограничительные условия: срок действия и территория соглашения; объем выпуска продукции по лицензии; наличие конкуренции на данном рынке, ограничивающей объем реализации продукции; сроки, необходимые для организации производства продукции по лицензии; - финансовые условия: цены на сырье, оборудование, электроэнергию, рабочую силу; ставки банковского процента; налоговая система, относящаяся к покупке-продаже лицензий; инфляционные процессы; изменение курсов валют и др.; - характер и условия платежа: паушальный (единовременный), роялти (периодические отчисления), комбинированные платежи (сочетание единовременного платежа и роялти). Непременным требованием, предъявляемым к лицензионной тематике, является патентная чистота объекта лицензии. Сведения о патентной чистоте содержатся в отчете о патентных исследованиях. Если объект лицензии не попадает под действие патентов какой-либо другой страны, фирмы или конкретного лица на территории действия соглашения, то покупателю беспрепятственно может быть передано право на использование этого объекта. В случае, если один из элементов объекта не обладает патентной чистотой, лицензиар информирует лицензиата о наличии на территории соглашения патентов, охраняющих тот или иной элемент, и рекомендует закупить комплектующие изделия, выпускаемые патентовладельцем, сохраняя при этом свои гарантии относительно качества всего объекта лицензии. Экономический смысл лицензионного договора состоит в том, что в результате такой сделки передается (покупается) не только право пользования, но и само изобретение, ноу-хау или иное научно-техническое достижение, (доведенное, как правило, до стадии промышленного применения), которое, в силу высокой потребительной стоимости, позволяет получить существенный экономический эффект. Цена лицензии при условии выплаты лицензионного вознаграждения в виде роялти формируется в основном тремя факторами: - сроком действия лицензионного договора; - базой роялти; - ставкой роялти. Под расчетным сроком действия договора понимается период времени, за который рассчитывается объем производства продукции по лицензии для определения размера лицензионного вознаграждения. Этот срок рассчитывается исходя из «жизненного цикла» нововведения и периода его морального старения. Применение базы роялти является наиболее распространенной формой как для лицензиата, так и для лицензиара и приводит к наименьшему количеству конфликтов между партнерами по вопросам выплаты лицензионного соглашения. Самым надежным способом определения ставок роялти в этом случае является использование их стандартных, значений, выработанных многолетней практикой лицензионной торговли. Среднестатистическая ставка роялти по отраслям промышленности составляет от 1 до 10 %, например, автомобильная промышленность 1-3%, электротехническая 1-5%, фармацевтическая (2-5%). Существуют также среднестатистические ставки роялти по номенклатуре изделий, например, для аккумуляторов 3-4%, измерительных приборов 5-7%, удобрений 1,5-2%, спорттоваров 1-3 %, парфюмерии 2-5%. Расчет стоимости (цены) лицензии предлагается определять по следующим формулам: а) если результатом реализации объекта лицензии является новая продукция, то
Цл=
где: Цпр. - среднемировая стоимость единицы продукции, которая будет производиться по лицензии; At - объем производства продукции по лицензии в t-м году; рt - ставка роялти; - срок действия лицензионного договора; б) если результатом реализации объекта является новая технология, то
Цл=
где: - прирост объема производства продукции лицензии в t-м году; — экономия лицензиата на текущих издержках производства в t-м году; - экономия (перерасход) лицензиата на капитальных вложениях в t- м году. Если за базу принимается прибыль (доход) от использования объекта лицензии, то для расчета цены лицензии может быть использована формула Цл= где: Пt - дополнительная прибыль с единицы продукции; Vt - объем производства продукции по лицензии в t-м году. Цена лицензии при паушальной форме платежа определяется по формуле Цлп=
где: Цлп - цена лицензии при паушальной форме оплаты для случая продажи лицензии (цена лицензиара) или покупки лицензии (цена лицензиата); d— коэффициент дисконтирования; определяется как отношение ставки рефинансирования Национального банка и темпа инфляции на текущий год; Цл - часть лицензионного вознаграждения, которое выплачивалось бы в t-м году, если бы расчеты проводились в форме роялти. Если лицензионным договором предусматривается комбинированная форма оплаты труда, то сначала проводятся расчеты цены лицензии при платежах в форме роялти, затем производится перерасчет этой цены для формы паушального платежа, после чего выбирается размер первоначального платежа по лицензии.
7.7Организация работ по продаже и закупке лицензий Изучение вопроса о возможности продажи лицензии начинается со стадии планирования прикладных исследований и разработок, когда определены уровень и тенденции развития технологии в конкретной области и проведен сопоставительный анализ имеющихся собственных и зарубежных достижений на всех этапах инновационного цикла. Если в результате анализа выяснится, что планируемая разработка уступает лучшим отечественным или зарубежным аналогам или может подпасть под действие «чужого» патента, проводятся исследования с целью нахождения таких технических решений, которые повышают технический уровень или позволяют обойти запатентованные конкурентами решения [20]. Для продажи по лицензиям отбираются в первую очередь патентуемые за границей разработки технологического характера, эффект которых в сфере производства создается за счет увеличения производительности, увеличения объема выпуска продукции, сокращения расходов основных и вспомогательных материалов, замены дорогостоящих и дефицитных материалов более дешевыми и доступными, упрощения технологической схемы производства, позволяющей высвободить оборудование, производственные площади, рабочую силу, экономить энергоресурсы, предотвратить загрязнение окружающей среды и т.п. Оригинальные конструкторские разработки предлагаются для продажи по лицензии при наличии спроса на рынке и в случае, если экспорт готовой продукции не покрывает спроса внешнего рынка, при наличии надежной и всесторонней патентной защиты, возможности определения факта использования собственных технических решений в разработках конкурентов и, что особенно важно, наличии в изготовлении, наладке и эксплуатации элементов ноу-хау. После того как в результате проведения исследований выявлены объекты лицензионной торговли, определен круг патентования и проведены необходимые мероприятия для обеспечения патентной охраны, осуществляется предварительная проработка лицензионных тем. Она включает: - выявление основных фирм, занимающихся производством и потенциально способных в короткие сроки и наиболее эффективно освоить предлагаемую лицензию; - изучение экономических, научно-технических связей этих фирм; - анализ торгово-экономических условий стран, где имеются потенциальные покупатели лицензии; - изучение традиционных торгово-экономических связей этих стран; - разработку сравнительных таблиц технических характеристик отечественных и зарубежных аналогов; - изучение направлений и динамики патентования изобретений в данной области; - составление фирменных досье. Выявление фирм — потенциальных покупателей лицензий — производится в первую очередь изучением патентов, получаемых ими в различных странах. Анализ патентов позволяет установить технический уровень разработок фирм, направление проводимых ими научно-исследовательских работ. Анализ данных за несколько лет позволяет получить необходимые сведения и даже спрогнозировать динамику и темпы проведения и производственного освоения результатов НИОКР. Определение целесообразности проработки лицензионной темы на внешних рынках (после оценки уровня разработки) начинается с выбора предполагаемых рынков и потенциальных лицензиатов. Выбор рынков для продажи лицензий основывается на изучении информации о конъюнктуре мирового рынка, состоянии экономики и тенденциях ее развития в странах предполагаемой продажи лицензий, производственных возможностях фирм, коммерческой и финансовой деятельности, их позиций в международной и внутренней торговле. Кроме того, необходимо иметь информацию о патентной политике и технико-экономическом уровне производства у предполагаемых лицензиатов, предложениях и спросе на рынках. Для того чтобы определить потребность рынка страны лицензиата в продукте, на производство которого предлагается лицензия, необходимо изучить, как подобная продукция производится и продается, объем ее продаж и цены, установить, имеется ли в стране лицензиата необходимое сырье или лицензиату придется его импортировать, есть ли рабочая сила необходимой квалификации. Для определения технических возможностей лицензиата используются различные специализированные международные конгрессы, симпозиумы, тщательно изучаются техническая направленность и динамика патентования. Сведения подобного рода можно получить из специальной технической и экономической литературы и отчетов фирм. При анализе информации целесообразно установить значение лицензий в деятельности фирмы, т.е. будет ли выпуск продукции по лицензии основной деятельностью фирмы или только ее составной частью. Одним из условий успешного завершения коммерческой проработки темы является демонстрация объекта лицензии в производственных условиях специалистам иностранных фирм. От этого зависит позиция лицензиара в последующих коммерческих переговорах, т.к. именно во время демонстрации представители потенциального лицензиата могут убедиться в степени промышленного освоения лицензии, ознакомиться с применяемым оборудованием, организацией производства, технико-экономическими параметрами, характеризующими преимущество предлагаемого объекта, и т.п. Экономические выгоды от приобретения иностранных лицензий заключаются в экономии средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в сокращении сроков освоения новых технологий и технических средств, в повышении уровня и конкурентоспособности продукции. Закупка иностранных лицензий взамен проведения собственных исследований и разработок особенно эффективна в тех областях техники, где имеется отставание от уровня мировых достижений. Закупке лицензий должна предшествовать подготовка технико-экономического обоснования на основе изучения патентной, технической, коммерческой и другой информации, проведения маркетинговых исследований с использованием научно обоснованных методик. В технико-экономическом обосновании необходимо подтвердить высокий уровень и прогрессивность предлагаемых по лицензии технических и организационных решений, подготовленность (материально-технической базы, персонала и т.п.) к их освоению в конкретных условиях производства, определить ориентировочную стоимость лицензии, привести глубокий анализ патентно-лицензионной ситуации на предполагаемых рынках сбыта продукции и сравнительный анализ конкурентных предложений. Во время проведения технических и коммерческих переговоров, демонстрации объекта лицензии необходимо выяснить соответствие достигаемых технико-экономических показателей, предоставляемыми по лицензионному соглашению гарантиям лицензиара, а также соответствие передаваемой документации техническим условиям на национальном рынке и сертификационным требованиям к продукции. Экономическая эффективность закупки лицензий определяется в целях выбора наиболее приемлемых вариантов организации производства продукции у лицензиата, При этом в качестве показателей эффективности рассчитываются сроки окупаемости затрат, прибыль, получаемая от производства и реализации продукции за период действия лицензионного соглашения, рентабельность продукции. Поскольку платежи (роялти) по лицензии, за исключением первоначального взноса в размере от 10 до 20% ее стоимости, осуществляются после начала промышленного производства продукции, лицензиат получает возможность оплачивать стоимость лицензии за счет экспорта лицензионной продукции. В условиях рыночных отношений должны быть созданы специализированные внешнеторговые объединения, обслуживающие высококвалифицированным персоналом все отрасли науки и промышленного производства, предлагающие для международного технологического обмена высокоэффективные технологии, содержащие изобретения. Для реализации технологии по лицензии необходимы: - технико-экономическая и коммерческая оценка предполагаемой к продаже технологии. Содержащие изобретения и ноу-хау, с учётом перспективы её промышленного использования в странах мира. - обеспечение патентной защиты изобретений в предполагаемых странах их промышленного и коммерческого использования. - организация специализированной рекламы лицензионной технологии, значительно отличающийся от обычной рекламы материальных товаров; - поиск партнёров и их оценка как потенциальных покупателей лицензий; - разработка технической документации; - привязка технической документации к конкретным условиям производства у покупателя; - проведение неоднократных переговоров с потенциальными покупателями на различных стадиях подготовки технологии к продаже; - организация помощи лицензиату в промышленном освоении предмета лицензии и обучение его персонала по выпуску лицензионной продукции. Перечисленные виды при продаже лицензий на практике составляют в среднем 50-60% объёма мероприятий по реализации лицензий. Закупка иностранных лицензий по времени и объёмам работ ещё более значительна. В тоже время международная торговля лицензиями очень эффективна во всех странах, не только окупает себя, но и приносит гораздо больше выгоды, нежели внешнеторговые сделки. Количество зарегистрированных лицензионных договоров по изобретениям по данным НЦИС в 2010 году составляет 19 договоров. Сведения о доходности нигде официально не представлены. Патентная защита экспортируемой продукции Республики Беларусь составляет всего лишь 3-5%, тогда как в развитых странах этот показатель составляет 70-80%. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|