Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Определение стоимости лицензии




На стоимость лицензии влияет ряд факторов, в том числе и лежащие в основе разделения лицензионных соглашений на виды: патентные лицен­зии или лицензии на ноу-хау (беспатеные) [20]. При прочих равных условиях стоимость лицензии, в которую входят передача прав из патентов, полу­ченных лицензиаром в стране лицензиата и вообще на территории дей­ствия соглашения, будет выше, чем в случае отсутствия таких прав.

При определении стоимости лицензии учитывают также следую­щие факторы:

- объем прав, предоставляемых лицензиату (исключительная или простая лицензия: право производить, использовать, продавать продук­цию или в целом весь комплекс прав). Естественно, что исключитель­ная лицензия оценивается дороже, поскольку лицензиат получает гаран­тию, что в период действия соглашения он не будет испытывать конку­ренцию как со стороны лицензиара, так и третьих лиц;

- прибыль или экономию, которую использование лицензии может принести лицензиату;

- ожидаемый объем товара, производимого по лицензии, или воз­можности использования технологического процесса (аппаратуры), на который предлагается лицензия;

- объем технологических работ, необходимый лицензиату для ос­воения процесса по лицензии; стоимость конструкторских работ (разра­ботка чертежей, спецификаций и т.п.);

- вид и характер обязательств, принимаемых на себя по соглаше­нию, например, технические гарантии и ответственность, отсутствие исков третьих лиц, объем помощи, предоставляемой лицензиаром, и т.д.;

- ограничительные условия: срок действия и территория соглаше­ния; объем выпуска продукции по лицензии; наличие конкуренции на дан­ном рынке, ограничивающей объем реализации продукции; сроки, необ­ходимые для организации производства продукции по лицензии;

- финансовые условия: цены на сырье, оборудование, электроэнер­гию, рабочую силу; ставки банковского процента; налоговая система, относящаяся к покупке-продаже лицензий; инфляционные процессы; из­менение курсов валют и др.;

- характер и условия платежа: паушальный (единовременный), ро­ялти (периодические отчисления), комбинированные платежи (сочета­ние единовременного платежа и роялти).

Непременным требованием, предъявляемым к лицензионной тема­тике, является патентная чистота объекта лицензии. Сведения о патен­тной чистоте содержатся в отчете о патентных исследованиях. Если объект лицензии не попадает под действие патентов какой-либо другой страны, фирмы или конкретного лица на территории действия соглаше­ния, то покупателю беспрепятственно может быть передано право на использование этого объекта. В случае, если один из элементов объек­та не обладает патентной чистотой, лицензиар информирует лицензиата о наличии на территории соглашения патентов, охраняющих тот или иной элемент, и рекомендует закупить комплектующие изделия, выпускае­мые патентовладельцем, сохраняя при этом свои гарантии относитель­но качества всего объекта лицензии.

Экономический смысл лицензионного договора состоит в том, что в результате такой сделки передается (покупается) не только право пользования, но и само изобретение, ноу-хау или иное научно-техничес­кое достижение, (доведенное, как правило, до стадии промышленного применения), которое, в силу высокой потребительной стоимости, позво­ляет получить существенный экономический эффект.

Цена лицензии при условии выплаты лицензионного вознагражде­ния в виде роялти формируется в основном тремя факторами:

- сроком действия лицензионного договора;

- базой роялти;

- ставкой роялти.

Под расчетным сроком действия договора понимается период вре­мени, за который рассчитывается объем производства продукции по лицензии для определения размера лицензионного вознаграждения. Этот срок рассчитывается исходя из «жизненного цикла» нововведения и пе­риода его морального старения.

Применение базы роялти является наиболее распространенной фор­мой как для лицензиата, так и для лицензиара и приводит к наименьше­му количеству конфликтов между партнерами по вопросам выплаты ли­цензионного соглашения.

Самым надежным способом определения ставок роялти в этом случае является использование их стандартных, значений, выработан­ных многолетней практикой лицензионной торговли. Среднестатистическая ставка роялти по отраслям промышленности составляет от 1 до 10 %, например, автомобильная промышленность 1-3%, электротехническая 1-5%, фармацевтическая (2-5%). Существуют также среднестатистические ставки роялти по номенклатуре изделий, например, для аккумуляторов 3-4%, измерительных приборов 5-7%, удобрений 1,5-2%, спорттоваров 1-3 %, парфюмерии 2-5%.

Расчет стоимости (цены) лицензии предлагается определять по следующим формулам:

а) если результатом реализации объекта лицензии является новая продукция, то

 

Цл=

 

где: Цпр. - среднемировая стоимость единицы продукции, которая будет производиться по лицензии; At - объем производства продукции по лицен­зии в t-м году; рt - ставка роялти; - срок действия лицензионного договора;

б) если результатом реализации объекта является новая технология, то

 

Цл=

 

где: - прирост объема производства продукции лицензии в t-м году; — экономия лицензиата на текущих издержках производства в t-м году; - экономия (перерасход) лицензиата на капитальных вложениях в t- м году.

Если за базу принимается прибыль (доход) от использования объек­та лицензии, то для расчета цены лицензии может быть использована формула

Цл=

где: Пt - дополнительная прибыль с единицы продукции; Vt - объем про­изводства продукции по лицензии в t-м году.

Цена лицензии при паушальной форме платежа определяется по формуле

Цлп=

 

где: Цлп - цена лицензии при паушальной форме оплаты для случая про­дажи лицензии (цена лицензиара) или покупки лицензии (цена лицензиа­та);

d— коэффициент дисконтирования; определяется как отношение став­ки рефинансирования Национального банка и темпа инфляции на теку­щий год; Цл - часть лицензионного вознаграждения, которое выплачи­валось бы в t-м году, если бы расчеты проводились в форме роялти.

Если лицензионным договором предусматривается комбинирован­ная форма оплаты труда, то сначала проводятся расчеты цены лицензии при платежах в форме роялти, затем производится перерасчет этой цены для формы паушального платежа, после чего выбирается размер перво­начального платежа по лицензии.

 

7.7Организация работ по продаже и закупке лицензий

Изучение вопроса о возможности продажи лицензии начинается со стадии планирования прикладных исследований и разработок, когда оп­ределены уровень и тенденции развития технологии в конкретной области и проведен сопоставительный анализ имеющихся собственных и за­рубежных достижений на всех этапах инновационного цикла. Если в ре­зультате анализа выяснится, что планируемая разработка уступает луч­шим отечественным или зарубежным аналогам или может подпасть под действие «чужого» патента, проводятся исследования с целью нахож­дения таких технических решений, которые повышают технический уро­вень или позволяют обойти запатентованные конкурентами решения [20].

Для продажи по лицензиям отбираются в первую очередь патенту­емые за границей разработки технологического характера, эффект кото­рых в сфере производства создается за счет увеличения производитель­ности, увеличения объема выпуска продукции, сокращения расходов основных и вспомогательных материалов, замены дорогостоящих и де­фицитных материалов более дешевыми и доступными, упрощения тех­нологической схемы производства, позволяющей высвободить обору­дование, производственные площади, рабочую силу, экономить энерго­ресурсы, предотвратить загрязнение окружающей среды и т.п.

Оригинальные конструкторские разработки предлагаются для про­дажи по лицензии при наличии спроса на рынке и в случае, если экспорт готовой продукции не покрывает спроса внешнего рынка, при наличии надежной и всесторонней патентной защиты, возможности определения факта использования собственных технических решений в разработках конкурентов и, что особенно важно, наличии в изготовлении, наладке и эксплуатации элементов ноу-хау.

После того как в результате проведения исследований выявлены объекты лицензионной торговли, определен круг патентования и прове­дены необходимые мероприятия для обеспечения патентной охраны, осуществляется предварительная проработка лицензионных тем. Она включает:

- выявление основных фирм, занимающихся производством и по­тенциально способных в короткие сроки и наиболее эффективно освоить предлагаемую лицензию;

- изучение экономических, научно-технических связей этих фирм;

- анализ торгово-экономических условий стран, где имеются по­тенциальные покупатели лицензии;

- изучение традиционных торгово-экономических связей этих стран;

- разработку сравнительных таблиц технических характеристик отечественных и зарубежных аналогов;

- изучение направлений и динамики патентования изобретений в данной области;

- составление фирменных досье.

Выявление фирм — потенциальных покупателей лицензий — произ­водится в первую очередь изучением патентов, получаемых ими в раз­личных странах. Анализ патентов позволяет установить технический уровень разработок фирм, направление проводимых ими научно-иссле­довательских работ. Анализ данных за несколько лет позволяет полу­чить необходимые сведения и даже спрогнозировать динамику и темпы проведения и производственного освоения результатов НИОКР.

Определение целесообразности проработки лицензионной темы на вне­шних рынках (после оценки уровня разработки) начинается с выбора пред­полагаемых рынков и потенциальных лицензиатов. Выбор рынков для про­дажи лицензий основывается на изучении информации о конъюнктуре ми­рового рынка, состоянии экономики и тенденциях ее развития в странах предполагаемой продажи лицензий, производственных возможностях фирм, коммерческой и финансовой деятельности, их позиций в международной и внутренней торговле. Кроме того, необходимо иметь информацию о патен­тной политике и технико-экономическом уровне производства у предпола­гаемых лицензиатов, предложениях и спросе на рынках. Для того чтобы определить потребность рынка страны лицензиата в продукте, на производ­ство которого предлагается лицензия, необходимо изучить, как подобная продукция производится и продается, объем ее продаж и цены, установить, имеется ли в стране лицензиата необходимое сырье или лицензиату придет­ся его импортировать, есть ли рабочая сила необходимой квалификации.

Для определения технических возможностей лицензиата исполь­зуются различные специализированные международные конгрессы, симпозиумы, тщательно изучаются техническая направленность и ди­намика патентования. Сведения подобного рода можно получить из специальной технической и экономической литературы и отчетов фирм. При анализе информации целесообразно установить значение лицен­зий в деятельности фирмы, т.е. будет ли выпуск продукции по лицензии основной деятельностью фирмы или только ее составной частью.

Одним из условий успешного завершения коммерческой прора­ботки темы является демонстрация объекта лицензии в производствен­ных условиях специалистам иностранных фирм. От этого зависит по­зиция лицензиара в последующих коммерческих переговорах, т.к. имен­но во время демонстрации представители потенциального лицензиата могут убедиться в степени промышленного освоения лицензии, озна­комиться с применяемым оборудованием, организацией производства, технико-экономическими параметрами, характеризующими преимуще­ство предлагаемого объекта, и т.п.

Экономические выгоды от приобретения иностранных лицензий зак­лючаются в экономии средств на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в сокращении сроков освоения новых техноло­гий и технических средств, в повышении уровня и конкурентоспособности продукции. Закупка иностранных лицензий взамен проведения собствен­ных исследований и разработок особенно эффективна в тех областях тех­ники, где имеется отставание от уровня мировых достижений.

Закупке лицензий должна предшествовать подготовка технико-эко­номического обоснования на основе изучения патентной, технической, коммерческой и другой информации, проведения маркетинговых иссле­дований с использованием научно обоснованных методик.

В технико-экономическом обосновании необходимо подтвердить высокий уровень и прогрессивность предлагаемых по лицензии тех­нических и организационных решений, подготовленность (материаль­но-технической базы, персонала и т.п.) к их освоению в конкретных условиях производства, определить ориентировочную стоимость ли­цензии, привести глубокий анализ патентно-лицензионной ситуации на предполагаемых рынках сбыта продукции и сравнительный анализ конкурентных предложений.

Во время проведения технических и коммерческих переговоров, демонстрации объекта лицензии необходимо выяснить соответствие достигаемых технико-экономических показателей, предоставляемы­ми по лицензионному соглашению гарантиям лицензиара, а также со­ответствие передаваемой документации техническим условиям на национальном рынке и сертификационным требованиям к продукции.

Экономическая эффективность закупки лицензий определяется в целях выбора наиболее приемлемых вариантов организации произ­водства продукции у лицензиата, При этом в качестве показателей эффективности рассчитываются сроки окупаемости затрат, прибыль, получаемая от производства и реализации продукции за период действия лицензионного соглашения, рентабельность продукции.

Поскольку платежи (роялти) по лицензии, за исключением первона­чального взноса в размере от 10 до 20% ее стоимости, осуществляются после начала промышленного производства продукции, лицензиат полу­чает возможность оплачивать стоимость лицензии за счет экспорта ли­цензионной продукции.

В условиях рыночных отношений должны быть созданы специализированные внешнеторговые объединения, обслуживающие высококвалифицированным персоналом все отрасли науки и промышленного производства, предлагающие для международного технологического обмена высокоэффективные технологии, содержащие изобретения.

Для реализации технологии по лицензии необходимы:

- технико-экономическая и коммерческая оценка предполагаемой к продаже технологии. Содержащие изобретения и ноу-хау, с учётом перспективы её промышленного использования в странах мира.

- обеспечение патентной защиты изобретений в предполагаемых странах их промышленного и коммерческого использования.

- организация специализированной рекламы лицензионной технологии, значительно отличающийся от обычной рекламы материальных товаров;

- поиск партнёров и их оценка как потенциальных покупателей лицензий;

- разработка технической документации;

- привязка технической документации к конкретным условиям производства у покупателя;

- проведение неоднократных переговоров с потенциальными покупателями на различных стадиях подготовки технологии к продаже;

- организация помощи лицензиату в промышленном освоении предмета лицензии и обучение его персонала по выпуску лицензионной продукции.

Перечисленные виды при продаже лицензий на практике составляют в среднем 50-60% объёма мероприятий по реализации лицензий. Закупка иностранных лицензий по времени и объёмам работ ещё более значительна.

В тоже время международная торговля лицензиями очень эффективна во всех странах, не только окупает себя, но и приносит гораздо больше выгоды, нежели внешнеторговые сделки.

Количество зарегистрированных лицензионных договоров по изобретениям по данным НЦИС в 2010 году составляет 19 договоров. Сведения о доходности нигде официально не представлены.

Патентная защита экспортируемой продукции Республики Беларусь составляет всего лишь 3-5%, тогда как в развитых странах этот показатель составляет 70-80%.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных