Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Человеческое бытие как философская проблема. Сущность человека и его существование. Проблема смысла жизни.




Фил. антропология - раздел фил. знания о человеке. Основоположник-Макс Шелер. Проблема человека - единственная из проблем, которая не явл-ся для человека внешней. Проблематизируя своё состояние в мире, человек осуществляет саморефлексию. Человек не может без этого жить. Фил. антропология формирует множество концепций, где представлены попытки осмысления человека. В мифолог. эпоху представление о человеке были слиты с представлением о природе и божестве. Аристотель определил человека как живое существо, наделённое духом, разумом и способностью к общественной жизни. Христианство в средние века видело в человеке отражение личности творца, отсюда человек приобретает опред. ценность; он сочетает смертную телесную оболочку и бессмертную душу, что отражает внутреннее раздвоение вследствие грехопадения. Душа человека, освещённая верой, даёт возможность внутренне приобщиться к божественной благодати. Т.о., в средневековой фил-ии наметилось понимание личности как сущ-ва, несводимого только к психофизической индивидуальности, всеобщей природе. В Возрождении ценность человека определялась его творческой индивидуальностью и подчёркивалась автономия личности. В Новое время на первый план среди чел. свойств выдвигается разум. В нём усматривают специфическую особенность человека, его сущность. Одновременно в подходе к человеку явно выражен механицизм. Это дуализм. Душа отождествляется с сознанием, а тело с механизмом. Человек рассматривается как животное. В нем. фил-ии 18-19вв. происходит возврат к пониманию человека как живой целостности. Человека начинаю рассматривать в системе культуры. Материалистическая нем. фил-я продолжила анализ человека. Фейербах определил человека как земное природное сущ-во, но не разглядел его социальной сущ-ти. Эту слабость преодолел марксизм, выдвинув на первый план соц. сущ-ть человека (человек - сов-ть общест. отношений). В рус. Антропологии сложились 2 линии:1)материалистическая;2)идеалистическая (Соловьёв, Бердяев). Главный итог фил-ии 19в. - «человек есть тайна». Постепенно приходит понимание, что раскрытие сущности человека не имеет однозначного решения. В 20в. Наиболее влиятельны:1)матер. трактовка человека через его соц. сущность;2)иррациональное понимание (экзистенциализм);3)психоаналитическая трактовка на основе фрейдизма. Фил-я рассматривает человека как исключительное явл-е, как особый род сущего. Понимание человека начинается с выяснения его происхождения. Сущ-ет 2 подхода: 1)панбиологизм (абсолютизирует биологические факторы происхождения и сущности человека);2)пансоциологизм (решающее значение в соц. факторах). Современное представление опирается на орудийно-трудовую теорию и данные естеств. наук. Совр. естествознание показывает, что человек произошёл от высших представителей животного мира - высших приматов.

 

35. Понятие и становление личности. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность».

Для раскрытия сложности и многогранности человека исп-ют ряд понятий. Человек-понятие, подчёркивающее род. общность людей, принадлежность к одному виду. Индивид-это один из многих людей. Это определение не отражает никаких спец. характеристик. Понятие богато по объёму и бедно по содержанию. Объём понятия будет сужаться, если вводить дополнительные характеристики: биологические или социальные. Индивид как представитель опред. демографической или социальной группы. Индивидуальность – уникальность, неповторимость человека во всём богатстве его качеств. Понятие «личность» - комплексная хар-ка. Личность не сводится к индивидуальности. Личность - соц. индивид, сов-ть соц. качеств. Обычно в понятие личность не включают природно-индивидуальные хар-ки, хоть они и оказывают влияние на процесс формирования личности. Личность не формируется только на основе биолог. предпосылок. Она складывается в конкр. историческом времени и в конкр. социальных условиях. Личность - конкр. итог действия различных факторов (воспитание и деятельность). Процесс формирования личности – социализация. Это приобретение человеком соц. качеств, соответствующих характеру общества в котором он существует. Основа социализации - социально-деятельностная сущность личности. Социализация происходит через включение человека в опред. общественные отношения. Деятельность оказывает решающее влияние на формирование личности. Качества, сформированные у человека, могут проявиться только в действиях и поступках. Поэтому только в деятельности человек проявляется как личность. Содержание личности: мировоззрения, ценностные ориентации, убеждения. Человек, лишённый собственных взглядов, не является личностью. Для формирования личности необходима свобода как личная, так и правовая. При полном подчинении чужой воли происходит деградация личности. Другой атрибут - ответственность, т.к. свобода без ответственности – произвол.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных