Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Категории диалектики.




Категория диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических про­блем. К основным категориям диалектики относятся: 1. Система – элемент – структура. Система (греч. systema – целое, составленное из частей) – множество взаимосвязанных элементов (компонентов системы, не подлежащих дальнейшему разложению, делению), образующих определенную целостность. Устойчивые, существенные связи между элементами образуют структуру определенной системы.

2. Единичное – особенное – всеобщее. Категории характеризуют различные связи объективного мира и ступени его познания. Единичность означает неповторимость предмета или явления. Среди множества листьев, например, нельзя найти два абсолютно тождественных. Высшей степенью неповторимости является уникальность (произведения искусства, человеческая личность и т.д.)В тоже время предметы заключают в себе и некоторые общие признаки, свойства, позволяющие объединять их в классы, роды, виды. Иначе говоря, действительность характеризуется также и общностью (всеобщностью). Предмет, взятый в своей конкретной целостности, выступает как единство единичного и всеобщего, т.е. как особенное. Единичное – форма существования всеобщего в действительности; особенное – всеобщее, реализованное в единичном.

3. Часть – целое. Категории, выражающие отношения между совокупностью предметов и объективной связью, которая их объединяет и выступает основой новых свойств и закономерностей. В качестве целого выступает связь между предметами, которые являются его частями. Целое не сводимо к простой сумме составляющих его частей, ибо оно порождает новые качества и свойства, которыми не располагают отдельные части. В качестве неорганического целого выступают атомы, кристаллы, планетарные системы, галактики и т.д. В живой природе целостностью обладают организмы, социальные общности и т.д. В живой природе целое характеризуется о рганичностью, т.е. не только обуславливает возникновение новых качеств, но и делает невозможным отдельное существование своих частей. Так, например, рука как важнейший компонент человеческого организма, совершающая сложнейшие операции и действия, в отдельности представляет лишь мертвое тело. 4. Форма – содержание. Категории, которые использовались в философии с древнейших времен. Под содержанием понимается совокупность различных элементов, определяющих свойства и функции предметов. Содержанием картины является совокупность художественных образов, выражающих определенную тему, потребительской кооперации - взаимоотношения между кооперативными обществами, предприятиями и организациями. Форма – это определенная организация содержания. Каждый предмет относительно устойчив, имеет определенную структуру. Форма характеризует эту внутреннюю структуру, которая находит свое выражение и во внешним облике, внешней организации объекта. Как структура предмета форма есть нечто внутреннее, а как отношение содержания данного предмета к содержанию других – внешнее.. Рассмотрим диалектические категории, относящиеся к развитию и детерминации (самодетерминации) систем. Детерминизм (лат. determinare- определяю) – философское учение о всеобщей объективной закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. Индетерминизм, напротив, отрицает всеобщий характер причинности. 5. Причина – следствие. Категории, выражающие сущность причинности. В результате общественно-исторической практики постепенно складывалось понимание, что явление, порождающее или видоизменяющее другое, выступает как причина, а другое – как следствие. Взаимопереход этих явлений образует причинно-следственные цепи, не имеющие ни начала, ни конца. Всякая попытка определить абсолютно “первую” или “последнюю” причину ведет к признанию “беспричинных”, сверхъестественных сил. Физический смысл цепи причинения состоит в передаче от одного явления (причина) к другому (следствие) материи, энергии, информации. Существует многообразие причинных связей, различающихся как по результатам, так и по формам проявления. Связи причинения могут носить и обратный характер – взаимодействие. Подобные виды связи имеют широкое распространение в социальных системах (управление, образование, политика и т.д.). Причинная связь реализуется только при наличии определенных условий. Условия сами по себе не могут вызвать следствие, но тем не менее необходимы для его осуществления. Так, для успешного проведения экономических реформ требуются определенные социально-политические условия (согласие в обществе, ясное понимание последним целей и задач проводимых мероприятий и т.д.). 6. Необходимость – случайность. Философские категории, выражающие два вида объективных связей материального мира. Необходимость проистекает из внутренней сущности явления. Необходимость – это внутренняя, существенная связь между явлениями. Это то, что должно обязательно произойти в данных условиях. Случайность – это несущественная связь между явлениями. В данных условиях она может быть или нет, может произойти так или иначе Случайность характеризуется множеством возможных следствий. Например, количество горошин в стручке, цвет глаз, альтернатива “орел-решка” и т.д. Следует учитывать, что случайность объективна и всегда имеет свою причину. Количественным анализом случайных явлений занимается раздел математики – теория вероятностей. Если событие никогда не произойдет, то его вероятность равна 0. Если же оно произойдет обязательно, то вероятность равна 1. Все случайные события характеризуются вероятностью, находящейся между 0 и 1. С понятием вероятности тесно связано понятие неопределенности. Когда степень неопределенности равна 0, вероятность равна 1. Когда степень неопределенности равна бесконечности, вероятность равна 0. Необходимое и случайное носит относительный характер и в определенных условиях переходят друг в друга. Существенные и несущественные связи между предметами и явлениями тесно переплетены, неотъемлемы друг от друга. В силу этого случайность дополняет необходимость, является формой ее проявления.Правильный учет случайных и необходимых факторов крайне важен в практической деятельности (научно-исследовательская работа, управление, предпринимательство и т.д.). 7. Возможность – действительность. Категории, выражающие основные ступени развития предметов и явлений. Возможность – это потенциальная действительность. Например, желудь – возможность дуба. Действительность – это объективно существующий предмет как реализация (более или менее полная) некоторой возможности. В силу этого возможность и действительность образуют диалектическое единство. Следует различать возможности реальные (конкретные) и формальные (абстрактные). К реальным относятся возможности, выражающие закономерную, существенную тенденцию развития объекта и условия, способствующие их реализации. Каждый молодой человек имеет возможность получить высшее образование, но для тех, кто обучается в вузе, она является реальной. Формальная возможность отражает несущественную тенденцию в развитии объекта. Вероятность ее осуществления может быть ничтожно мала, но тем не менее для ее осуществления нет принципиальных препятствий. В этом коренное отличие возможности от невозможности. Невозможно конструирование вечного двигателя, обратного движения стрелы времени и т.д.

8. Сущность – явление. Категории, связанные с осмыслением различных уровней действительности. Под сущностью понимается глубинная, внутренняя, существенная, относительно устойчивая сторона объекта, определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики. Явление – это внешние, наблюдаемые, подвижные характеристики объекта. Явление существенно, а сущность проявляется. Но эта взаимообусловленность не означает их совпадения, тождества. Напротив, явление иногда искажает сущность. Восход и заход солнца является как движение последнего вокруг земли. Но по существу дело обстоит наоборот. “Природа любит скрываться” – глубоко подметил еще Гераклит. В действительности явление выглядит всегда иначе, нежели вызвавший его глубинный процесс. Каким же образом в сознании человека происходит переход от явления к сущности? Кант отрицал саму возможность подобного перехода. Гегель разрешил эту проблему, показав пластичность, относительность понятий, явлений и сущности, выражающих собой ступени развития абсолютного духа.Реальная возможность перехода от явлений к сущности осуществляется в результате практической деятельности человека, через анализ явлений познания существенных связей между ними. Этот процесс познания бесконечен, в нем активно участвуют и другие диалектические категории.

 

Теория познания:

1.Чувственная ступень2.Рациональная ступень

В 16 - 17 вв. возникают новые направления эмпиризм (от. эмпирио - опыт)(Локк) и рационализм (от. рацио - мысль)(Декарт, Спиноза) Эмпирики считали, что всеобщие необходимые знания разум черпает из опыта. Рационалисты считали, что опыт не дает всеобщих необходимых знаний, опыт - это средство, но не источник.

Эмпирики всё познание сводили к чувственной ступени:1.ощущение 2.восприятие 3.представление

Рационалисты придерживались рационального понимания познания, и здесь имеется три формы (в познании)

1.понятие 2.суждение 3.умозаключение

Что такое знание? В свое время я говорил (когда мы рассматривали Платона), Платон ставит вопрос «что такое знания?» в диалоге. Нелегко ответить на вопрос. Можно говорить о каком-то конкретном знании, но знании вообще - это что-то непонятное. Платон делает такой вывод- знание есть знание знания. То есть знание рассматривает себя как процесс достижения истины. Оно направлено на самого себя. На понимание процесса как движения к истине. Эта мысль Платона абстрактна. Повторена в 19 веке немецким философом Фихте «философия возможна как наука о знании». Его главная работа о знании «наукоучение». В общем и целом знание это тождество субъекта и объекта. Человек говорит «я знаю», когда он может определить предмет, то есть дать ему понятие.. Знание об объекте заключено в самом субъекте. Поэтому они тождественны. Чтобы познать, предмет надо превратить в стихию «я». Дать ему определение, представить в виде образа. Если тождество достигнуто, мы утверждаем, что мы знаем. Знание как таковое возникает не сразу. Мы этим термином называем все (и ощущения и представления). Но в философии мы таковым назвать может только всеобщее знание. Это знание всеобщего. Мы можем менять субъект и предикат. Знание всеобщего - есть всеобщее знание. Всякое познание начинается с чувственной ступени. В этом согласны и материалисты и идеалисты. Это видно на примере жизни отдельного человека, да и всего рода человеческого. Простейший акт познания - это ощущение. Они бесконечно важны в познании и вместе с тем ничтожно малы для познания. Без ощущений познания быть не может, разве что очень абстрактное познания. С другой стороны ощущение дает неопределенные знания, недостоверные. Ощущение - состояние тела человека, органов восприятия. Ощущения необходимы для познания, поэтому в свое время были признаны абсолютной истиной, достоверным началом. Протагор сказал «человек-мера всех вещей». То есть бытие является таковым, каким оно дано в наших ощущениях. Вещи таков, какими они даны в наших ощущениях. Можно легко спорить с Протагором. Потому что не все таково, каким оно ощущается человеком в данный момент. Но речь не об этом, а о том, что ощущение - самая первая форма познания, она достоверна. Ибо ощущение - это восприятие человеком состояния его тела. Ощущения достоверны, абсолютны, ибо они замкнуты в самих себе. Они изолированы, нет перехода от одного ощущения к другому. Они не равны по своей значимости. В философии иерархия ощущений оценивается знанием, которые они представляют. Зрение дает нам знание в виде плоскости, разные цвета, но более конкретное знание о мире дает нам обоняние. Мы воспринимаем вещи в процессе их разложения. Понимание предмета как процесса ближе к истине о том, что мир-процесс. Еще более конкретное знание дают вкус и слух. Дети оценивают вещи языком. Познание вещи через вкус, ее растворение. Звуки раскрывают внутренне содержание. Звук-колебание среды, которое идет от дрожащего тела. Колебания представляют собой звучание. Самым конкретным познанием является осязание, оно дает самую полную информацию об окружающем мире(Чувство тепла, холода, тяжести, гладкости). Все философы согласны, что ощущения исходят в познании. В разуме нет ничего такого, чего раньше не было в ощущениях. В ощущениях есть все, но в очень смутном виде. Высшая деятельность познания - рассудок. Ощущение - это образы предметов. Это определение не есть знание самих ощущений.2) Восприятие - комплексы ощущений. Из восприятия о вещах мы ничего не можем знать о совокупности ощущений, относящихся к предмету, но восприятие не отделяет себя от предмета. Пример: учение Беркли: "Мир есть мир моих восприятий. Я не могу выйти за пределы своих восприятий идеи." Вещи - комплексы восприятий. Каждая вещь равна другой, если не выходить за восприятия. Восприятие как сумма ощущений не дает знаний О предмете: какой он? Существует ли вообще? Связь иероглифов и предмета условна и относительна. Восприятие - совокупность ощущений, а вещь - комплекс ощущений. С точки зрения восприятия предмета нет. Восприятия помогают соединить знания.

3Представление - образ, который ставится перед предметом, предмет подводится под этот образ, этот предмет отождествляется с нашим образом Представление выявляет существенное, признанное, делится на три формы: а)память; б)воображение; в)единство их, или представление

Память - творческая способность. Никогда память не сохраняет детали. Она активна, выделяет признаки, по которым определяется образ предмета. Дает возможность сохранить образы предметов. Она идеальна. Все образы, которые хранятся в памяти, не обременяют нас, могут вызывать ассоциации.

Воображение - комбинирование образов, выявление в них значимого. Носит творческий характер, имеет значение в художественном творчестве.

Представление фиксирует существование предметов. Оно всегда предполагает анализ, выделение существенное. Недостаток - наше знание не имеет единства между объектом и субъектом. Знание предмета отлично от предмета, оно ощущается внутри нас. Предмет и образ отличны. Они существуют сами по себе. Наше сознание построено на представлении монады Лейбница, обладают сознанием, но в виде представлений.

Чувственное познание в целом необходимая и первичная ступень. Эмпирики ограничивали чувства формами. Оно необходимо, но и недостаточно. Чувства нас обманывают.

1.Понятие- единство всеобщего, особенного, очень трудно понять. Пример понятия является - Я. Я - одновременно субъект и объект. Я представляет собой философское понятие.. особенность: связывает единство всеобщего и особенного. Мужчина и женщина - люди вообще, но по отдельности они единичны. Понятие служит средством мышления. В себе содержит три определения. Понятие реализует свое внутренне различие в виде суждения. 2.Суждение - эксплицированное понятие. Суждение - связь всеобщего и единичного, имеет строгую форму, представляет собой особенное, суждение - логическая связь, связка выражает тождество всеобщего и особенного, особенного и единичного, суждение не может выразить полную истину. Истина суждения в том, что оно не может выразить истину. Познание требует доказательства.

3Умозаключение - логическая форма, имеет три элемента: 1.большая посылка 2.средний термин(связующий)

3.вывод Представляет связь трех суждений. Умозаключение как форма познания применяется для того, чтобы выразить автономику разума., делать выводы не обращаясь к опыту. Недостаток - в нем отсутствует обоснование большой посылки, она выступает как обоснованное суждение.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных