Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формы общественного сознания. Сознание бывает индивидуальным и общественным




Сознание бывает индивидуальным и общественным. Индивидуальное присуще каждому человеку. Общественное сознание не является простой суммой индивидуальных сознаний. Общественное сознание объективируется в общезначимых формах, законах, правилах, в институтах. Они существуют не как общее, а как всеобщее сознание. Общественное сознание - это материалистическое понимание духовной жизни. Эта сфера относится к сфере абсолютного духа. Мы с вами рассматривали субъективный дух - эта теория познания, представления, ощущения, восприятия и т.д. Рассматривали объективный дух - это история государства. Абсолютный дух включает в себя право, искусство, религию, саму философию, нравственность. Прежде всего, о праве. Право - это первая простейшая непосредственная форма реализации свободы. Право, с точки зрения философии, это проявление свободы. Основы права составляет право собственности и право личности. Свобода понимается конкретно, в отличие от произвола, свобода разумна и ограниченна свободой других людей. Популярное определение: Свобода - это разрешение делать всё, что не наносит ущерба и не стесняет свободу других людей. Но право, являющееся первой непосредственной формой выражения свободы - абстрактно. Чисто правовой защиты человека бывает недостаточно. Право выражает свободу в отношении между человеком и вещью или между человеком и другим отдельным человеком. Право прежде всего имеет своим первым определением - собственность. Собственность, с точки зрения философии, есть свобода, выраженная в отношении человека к вещи. Но вещь выражает свободу человека несовершенным образом. Для вещи безразлично, чья она. Свобода выражается в вещи несовершенно. Скажем, человек обозначает чисто внешне на вещи, что это его собственность и он приобретает документы на собственность вещи. Поэтому выражение свободы в собственности несовершенно, хотя оно абсолютно необходимо.Второй ступенью развития права является договор. В договоре право собственности на вещь удостоверяется другой личностью или государством. Здесь свобода получает более адекватное выражение в воле другого человека. Чтобы обладать какой-то вещью, быть собственником необходимо признание другими вашего права, что оформляется в документах. Договор - есть отношение двух воль по поводу вещи, услуги. Право как совокупность норм отличается тем, что оно подлежит исполнению в обязательном порядке. Право обладает внешней необходимостью по отношению к человеку. Нормы права носят добровольно - принудительный характер. Идея права заложена в самом человеке. Еще Платон определил, что высшим благом человека является жизнь в государстве. В государстве принимаются законы. И эти законы носят правовой характер. Если нормы права не исполняются, то они приводятся в действие принудительно, с помощью государства и соответствующих органов в государстве. Можно сказать, что свобода, выраженная в праве, обладает неким несовершенством. Нельзя сказать, что право внешне навязано человеку, и люди только по принуждению следуют правовым нормам. Нет, идея права находится в сознании каждого человека, но противоречие между индивидуумом и обществом, между правом, как таковым, и умонастроением, деятельностью отдельного человека могут возникать противоречия, тогда это противоречие разрешается в пользу права принудительным образом. Права отличается от морали. Мораль является ближайшим развитием права. Особенностью морали, которая представляет собой совокупность норм, является то, что побуждение к выполнению этих норм, соблюдению законом морали, человек побуждается из самого себя, то есть здесь отсутствует внешнее принуждение. Мораль является более высокой формой выражения свободы. Нормы морали, законы морали абсолютно необходимы, но их необходимость не носит внешнего характера. Необходимость моральных норм внутренняя. Основными категориями морали являются: категории добра и зла, долга, совести, вины Эти основные категории, как конкретное содержание поступков, исполняется человеком добровольно, чтобы быть свободным человек должен следовать и следует с необходимостью идеям добра, долга, совести. Если человек не исполняет этих требований морали, то чувствует себя несвободным, чувствует себя ущемленным. Внешнее воздействие, конечно, есть на принудительное воздействие на выполнение норм морали, но это воздействие тоже морального свойства. Оно выступает как осуждение со стороны людей. Для человека очень болезненно упреки в аморальности, которая возникает из-за несоблюдения законов морали. У Достоевского, в его произведениях, очень много рассуждается о морали, о внутреннем намерении, о внутреннем сознании вины. Писатель говорит о том, что человеку становиться стыдно от своих мыслей. Мыслей, которые он находит несоответствующим нормам морали. Мораль отличается, таким образом, внутренним характером, но эта позиция сознания является неустойчивой. Чтобы определить своё поведение человек должен каждый раз его проанализировать, соотнести с требованиями долга, совести, а это в жизни не всегда возможно. Поступки речь совершаются мгновенно, нет возможности долго об этом размышлять, поэтому мораль объективируется в нравственности. В обыденном языке и сознании мораль и нравственность отождествляются, но на самом деле мораль и нравственность не тождественны. Моральный субъект, то есть носитель морали признает другого субъекта равным самому себе, но признает его абстрактно, без учета его возраста, положения, пола и т.д. То есть в морали имеет место отношение между субъектами вообще, между абстрактными личностями. Долг - он есть долг по отношению к любому субъекту, независимо от его положения. Нравственность носит иной характер. Нравственность - это объективная мораль, которая объективирована в определенные структуры, сложившиеся правила. Нравственный человек не задумывается каждый раз над тем или иным поступком, над правильностью поступка. Нравственность - это воспитанная мораль. Он совершает поступки, как бы, автоматически, в соответствии с нравственными нормами. В этом отличается нравственность, как объективно существующие нормы морали. Первой формой нравственного отношения является любовь и дружба. Эти отношения отличаются тем, что здесь имеет место взаимное признание личности как конкретных, не как абстрактных, субъектов. Как утверждают философы - это взаимное, встречное движение отказа от эгоизма, обособленности, изолированности человека. В этом отношении можно поспорить о том, соответствует ли односторонняя любовь понятию этого нравственного отношения. По логике, любовь как отношение перерастает в брак. Брак - объективированная любовь, свидетельство взаимного признания удостоверяется государством, свидетелями, то есть происходит публичное признание в любви и верности. Переход любви в брак является логически объективным и обоснованным в идеи свободы, поэтому такие промежуточные формы, как шведская семья и т.п. философски и логически не адекватны. Брак, как нравственное отношение, перерастает в семью. Семья это пример нравственного отношения. В ней реализуется великий принцип (коммунистический) «каждому по потребности, от каждого по способности».Маркс и Энгельс мечтали, чтобы этот принцип был во всем обществе, но он реализуется в семье. Мораль переходит в нравственность, право в мораль. Переход в диалектике понимаем так, что то что переходит в иное, все же сохраняется в начальной форме в ином. Если индивидуальные права в браке перевешивают мораль, то брак разрушается В семье сохраняется и права и мораль. Семья является нравственным организмом, который опосредуется элементами, как собственность и дети, (актер?) Золотухи выразил диалектику перехода любви в семью и брак. « Вся любовь была обманом, окромя дитя людска» Семья перерастает в гражданское общество. О нем говорили ужасные вещи. Что в нем человек человеку волк. Что такое гражданское общество? Есть понятие «хомо экономикус» (человек экономический). В гражданском обществе реализуются индивиды как экономически- независимые элементы. Это сфера неравенства. Люди неравны по своим способностям. Они имеют право реализовать неравенство в общественной организации. Гражданское общество дает возможности проявления индивидуальных сил. В гражданском обществе каждый за себя. В нем осуществляется разделение труда. Каждый человек, трудясь для себя, вынужден работать на всех. Каждый трудится для других, чтобы тем самым обеспечить свое существование. В этом обществе люди связаны с взаимностью трудовой деятельности. Чтобы иметь условия существования для себя, человек должен создавать условия для других. Напрасны призывы «трудитесь на благо общества». Человек не может не трудиться на всех во имя труда для себя. Мы все зависимы друг от друга и в то же время независимы. Каждый обретает независимость. Видите, диалектика и здесь находит проникновение противоположностей. В гражданском обществе все производится как товар. То есть они (продукты) изготавливается на продажу. Поэтому возникают противоречия, образуются классы. Чтобы их сдержать и разрешить, появляется гос-во. Гос-во -это высшая форма проявления свободы. В качестве высшей формы оно содержит все элементы - принимает законы, является юридической формой, учитывает моральные нормы. Политика должна быть моральной. Гос-во является вместе с тем высшей формой проявления свободы. Все элементы свободы сохраняются. В конституциях многих стран написано, что главной целью государства является защита собственности и личности. Следующий элемент - религия. «Религиот» от лат. означает связь, отношение. Означает связь верующих в общине и связь человека с абсолютной сущностью. Религия, философия, искусство, право имеют единый корень - абсолютную сущность, абсолютную истину. В праве это свобода, в философии - идея, в религии Бог. В религии имеются три элемента.

1.понятие Бога. Расхожа фраза, что Бог является единым. Это верно, хотя имеет существенное значение понятия Бога, каким он понимается, существует и так далее. 2.Ритуал. Или культ. К нему относятся как вещи, так и чувства. Молитвы предметы. В христианстве есть такая форма прочищения -вкушение вина(обычно кагор) и хлебца (к крови и к телу господню) 3.Вера. Это непосредственное убеждение в существовании Бога. Непосредственная вера и доверие в то, какими качествами обладает Бог и какие требования выражает Бог. Существует несколько мировых религий: буддизм, христианство, ламаизм, ислам, иудейство. Мы можем рассматривать в определенной последовательности по тому, каково понятие Бога, по культам и верам. Первоначальными религиями были фетишизм (олицетворении Бога-вещь. Призывали к дождям или засухам и т.д.), анимализм(вера в зверей). Более конкретная форма религии - ламаизм ,там Бог - отдельный человек, который наследует свою должность от родителей, лечит, защищает, предсказывает. Для этого он приводит в себя в некоторое состояние (экстаза). Более высокими формами религии являются магометанство и иудаизм. Здесь понятие божества носит более конкретный хар-ер. В христианстве Богом является понятие духа, Христос-сын божий. Он конкретный человек, в котором открылись истины христианства. Но так как человек индивидуален, то он по понятию духа должен умереть и воскреснуть уже в форме духа.

Эстетическое сознание. Его предмет-искусство. Оно является выражением идеи, абсолютной истины чувственной форме. Искусство выражает истину в чувственной форме, чувственность становится прекрасной, когда она проникнута идеей. Чехов говорил, что в человеке все должно быть прекрасно, потому что человек - существо духовное и тело человека проникнуто духом. Если дух человека злой, то он представляется в телесных гримасах, некрасивости человека. Правда чисто физическая красота не обязательно становится прекрасной, порой неправильное лицо прекрасно в силу характера, духовной особенности, мыслей человека, в силу особенности прекрасной его души. Существует иерархия искусств, построенная на основе совпадения. Чувственного и духовного элемента. Иерархия построена на принципе адекватного выражения в чувственном истины идеи. Самой простейшей формой искусства является архитектура. Она является украшением жилища. Назначение жилья одно, а украшение является приложением, второстепенным. В архитектуре имеет место стремление предать тяжелой материи легкость, не весомость, изящество. Красивое строение с колоннами лучше смотрится на горе, нежели в низине. Второй формой выражения идеи прекрасного является скульптура. В скульптуре материалом изображения прекрасного является человеческое тело. Формы искусства историчны. Они преобладают в какой-то период истории народов. Скульптура называется пластическим искусством, которое получило развитие и достигло высшей ступени в Древней Греции. Наивысшее в том смысле, что никакая современная скульптура не сможет выразить более совершенно идею этого вида искусства. Более высокой формой искусства является живопись. Она сменяет скульптуру. В живописи идея тождества материального и идеального достигает более совершенного выражения. Материальное приобретает здесь форму иллюзии. Живопись - это иллюзорная пространственность. С помощью светотеней создаются объемы и исчезает потребность в реальных объемах. Искусство стремится к идеальности и в живописи эта идеальность получает более адекватное выражение.Еще более совершенной формой выражения идеи прекрасного является музыка. Без музыки тоска. Музыка выражает прекрасное благозвучием, сочетанием звуков. Материалом для выражения идеи здесь служит звук. Этот звук присущ природе, композитор извлекает его. Звук рождается из самой природы, мир звучит многоголосо, в мире бесконечное количество мелодий. Гениальный человек черпает из него и прописывает для нас. Поэзия - сигнальная система. Звук является внешней формой для смысла. Звуки несут собой идеальные образы. Хотя уже в музыке мы слышим идеальные мотивы. В поэзии слово является звуком, несущим идеальный смысл. Слово передает в своем звучании, которое произвольно, идеальный смысл. Разные языки в разной степени приспособлены для выражения музыкальных произведений. На первом месте по степени адекватности выражения музыки стоит украинский язык. Поэзия придает звучанию идеальный смысл. Самым совершенным видом искусства является проза. Историки, философы, мыслители прошлого начинали высказывать свои мысли поэтическим языком. Многие произведения древности написаны стихами.

 

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных