ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Русская философия XIX-XX века.Более всего русская философия была занята вопросами о смысле и целях истории, где главная тема- человек, его судьба и жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исходящими из прошлого русского народа, особенностей русской души. Русская философ мысль в принципе начинается с произведений киевского философа-митрополита Иллариона, поставившего вопросы, в основном, о месте русского народа в мировой истории. 1. П.Я.Чаадаев (1794-1856). Дуализм (Признание и материального и идеального как источников бытия): тело и материальный мир состоят из материальных элементов и подчиняются законам механики, но сознание является результатом божественного творения. Историческое бытие человека подчинено диалектике необходимости и свободы. Сначала считал оторванность России от мировой истории минусом, но затем решил, что благодаря этому Россия сможет овладеть достижениями запада, минуя его пороки. 2. Славянофилы. А.С.Хомяков (1804-1860), И.В.Кириевский (1806-1856). Ключ к успеху России в её самобытности. Запад уже минул свой расцвет и идет в упадок. Идеи общины, духовной основой которой является русская православная церковь. Исторический процесс связан с отысканием «духовного смысла». Сущность мира, Бог, «Волящий разум» могут быть познаны лишь своеобразным синтезом всех духовных функций человека, «разумной зрячестью», «живознанием». 3. Западники. (1830-1850ые) a. Н.Г.Чернышевский. Идеи Фейербаха о антрополог материализма, дополненные соц., этическими, экономическими и другими подобными чертами. Этическая идея «разумного эгоизма». В эстетике- «Прекрасное- это жизнь». b. А.И. Герцен. Проблемы единства бытия и мышления, жизни и идеала, поиск метода, гамонично сочетающего эмпирическое и рационального. Грядущий мир- царство разума, где воплотятся все, существующие (на тот момент) прогрессивные идеи(касающиеся, в основном, науки и гуманизма). Размышлял над проблемами свободы и необходимости(стараясь избежать фатализма). Знаменит письмами Бакунину относительно его революционной теории («Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри»). По мнения Булгакова, все проблемы Герцена от позитивизма и атеизма, тем не менее он всегда был занят религиозными вопросами (о смысле жизни, истории,…)Искал ответы, но так и не нашел.=> один из первозвестников религиозного возраждения. 4. Л.Н.Толстой.(1828-1910). Уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человека. Суть исторического процесса в ответа на вопрос о смысле жизни, этот ответ дает его «истинная религия»(признание лишь этической стороны религии при отрицании богословской части). Принципы непротивления злу насилием, всеобщей любви. Считал всякую власть злом. Сущность познания- в уяснении смысла жизни- основного вопроса всякой религии и самое краткое выражение этого смысла: «мир движется, и задача человека- учавствовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему». Считал народ носителем истинной веры и нравственности. 5. Ф.М. Достоевский. (1821-1881). Утопический социализм (участие в кружке петрашевцев). Почвенничество(религиозная ориентированность философского осмысления судеб русской истории). И снова идеи о самобытности России, о её привилегированом праве на истинную религию и ее способность объединить весь мир под знаменем истиной веры. Тонкий психологический анализ и нравственно-этическое учение. «истина есть добро, мыслимое человеческим умом. Красота есть то же добро и та же истина, телесно воплощенная в конкретной живой форме. И полное ее воплощение уже во всем есть конец и цель, и совершенство, И вот почему Достоевский говорил, что красота спасет мир». 6. Н.Ф.Федоров(1828-1903). Основатель космизма. Идея «всеобщего спасения» от смерти. «Философия общего дела» 7. В.С.Соловьев(1853-1900). Синтез философской и богословской мысли. Предельно высшее существо, «абсолютная личность» в лице Бога(Реальный мир является его воплощением). Мировая душа, скрепляющая всё воедино- София(Мудрость Божия). Философия положительного всеединства. Благо, истина и красота составляют нерасторжимое единство, предполагающее любовь- силу, подрывающую корни эгоизма.ства всех людей всех национальностей. Философия помогала человеку отказаться от ложных богов и стать «вполне человеком». Человек является освободителем и спасителем («теург»), именно он является посредником между Божеством и природой. Человек видоизменяет природу до ее одухотворения. Отсюда цель мировой истории- единство Бога и внебожественного мира, возглавляемого человеком. Человек и общество: Человек- венец творения, общество-расширенная личность, а личность- сосредоточенное общество. Слабость юридического закона в сравнении с нравственным и религиозным. XX век: Начался тяжелыми испытаниями (революции и перевороты). Основной свет философии был выслан за пределы государства. 1. Н.А. Бердяев. Сначала был «легальным марксистом» затем ушел в религию. Философская публицистика в форме проповеди. Большое внимание этическим изысканиям 2. Н.О.Лосский. сам называл свою систему «интуитивизм», «идеал-реализм» или «органическое мировоззрение». Главная работа- «Обоснование интуитивизма» посвящена гносеологии. 3. П.А.Флоренский. религиозный философ. Подчеркивает реальность Природы и бытия (заявляя, что такое мнение есть только в православии, а остальные мировоззрения акосмичны). 4. А.Ф.Лосев. Платоно-гегелевская диалектика, превославие, русская философия, феноменология Гуссерля. 5. Л.Шестов(Он же Л.И.Шварцман), И.А.Ильин,… Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|