Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Специфика философского знания. Предмет и метод философии. Социальные функции философии.




В процессе становления и развития философии круг ее проблем менялся. Для начального периода характерен космоцентризм – стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность (космос - от греч. вселенная). Позднее внимание перемещается к проблемам человека, этики, общественного устройства. Философия становится антропоцентричной (антропос – греч. –человек). Религиозная философия средневековья теоцентрична (теос – греч. – бог): природа и человек рассматриваются как творение бога. Развитие науки в Новое время выдвигает на передний план проблемы познания, научных методов, проблемы общественного устройства. В некоторых современных философских течениях философская проблематика сведена к логическому анализу языка, пониманию и истолкованию текстов (герменевтика), структурному анализу систем. Вместе с тем основные философские проблемы исследуются на протяжении всей истории философии.

Основной вопрос философии- что является первичным, определяющим – материальное или идеальное, природа или дух, материя или сознание? – делит философов на материалистов(метафизический- простой, примитивный и диалектический- очень сложный, научный, всё рассматривается в развитии ), признающих первичным элементом материю, существующую вне и независимо от сознания, а сознание – вторичным, производным от материи; и идеалистов, считающих, что дух, сознание предшествует материи и творит ее.(объективный- основа всего существующего объективное, независящее от человека начало- мировой дух, абсолютная идея и субъективный- считают первичным сознание человека, который признаётся единственной реальностью). Существуют еще и дуалистические философские системы (от лат.дуо – два), признающие материальное и духовное двумя независимыми началами.

Предмет философии -всеобщие свойства и связи (отношения) действительности – природы, общества и человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления.

Методы:
Диалектика - вещи, явления рассматриваются более гибко, критически, последовательно с учётом их внутренних противоречий, единства и борьбы противоположностей;
Метафизика - противоположно диалектике, объекты рассматриваются обособленно, сами по себе, статично и однозначно (ведётся поиск абсолютной истины);
Догматизм - восприятие окр. мира через призму догм;
Эклектика - произвольное соединение разрозненных, не имеющих единого начала фактов, понятий, концепций, в результате чего достигаются поверхностные, но правдоподобные выводы;
Софистика - выведение из ложных, но правдоподобных посылок новой посылки, логически верной, но ложной по смыслу либо выгодной для принимающего данный метод;
Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов;

Функции философии:

1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать целостную картину мира.
2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует правила познания для всех частных наук.
3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.
5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как системы взглядов и идеалов.
6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего времени.
7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.

 

 

2. Позитивизм. Основные этапы и представители.

Позитивизм - течение буржуазной философии, основанное в 30-х гг.19 века французским философом Огюстом Контом. Позитивизм означал требование к философии – отказаться от поисков первопричин, каких-либо субстанциональных начал и вообще сверхчувственных сущностей. Эти поиски характеризовали как бесплодную метафизику и противопоставили ей стремление к построению системы «положительного» знания, то есть знания бесспорного и точного, опирающегося на факты. В понятие метода позитивизма О.Конт вкладывал следующие значения: стремление к знанию непосредственно полезному (выгодному) и удобному для применения, ради чего его содержание должно быть сведено к непосредственно данному.

В истории позитивизма выделяются три основных этапа:

1-пассивный (О.Конт, Милль, Спенсер – в Англии, Лесевич, Михайловский – в России);

2– махизм или эмпириокритицизм; (Мах и Авенариус)

3– неопозитивизм ("логический атомизм", "логический эмпиризм", "логическая семантика",

"аналитическая философия")

Различие между этими этапами обнаруживается в изменении истолкования основного вопроса

философии (О.Контом этот вопрос был объявлен неразрешимым, далее – появились мнения,

что он поддается преодолению на основе нейтрального (т.е. не материалистического и не

идеалистического) истолкования ощущений, позднее – что основной вопрос философии лишен

научного смысла. Программа позитивизма может быть описана так:

1.Познание должно быть освобождено от всякой философской интерпретации;

2.Вся прежняя философия как метафизическая должна быть упразднена и заменена непосредственно

специальными науками («наука сама по себе философия»), или обобщенным и «экономным» обзором

системы знаний, или учением о соотношениях между науками, об их языке и т.д.

3. В философии должен быть проложен средний путь, который должен возвыситься над

противоположностью идеализма и материализма. Есть мол третье, нейтральное решение основного

вопроса философии.

Ценными были также достижения позитивистов в разработке средств логического анализа языка науки, критики Махом ограниченности ньютоновской механики, мысли О.Конта о всеобщей классификации наук. Махизм отразил в себе гносеологический кризис естественнонаучного материализма 19 века. На этой основе он пришел к релятивистскому отрицанию объективности научного знания, к агностицизму и идеализму.

Отмечается примирительное отношение позитивистов к религии, враждебность атеизму. Они разграничивают области действия науки и религиозной веры. Для позитивизма в целом характерен не откровенный идеализм, а эклектическое колебание между материализмом и идеализмом. Позитивизм в социологии характеризуется программой внешнего описания наблюдаемых явлений, отождествления общественного бытия и общественного сознания. Позитивизм отрицает диалектику субъекта и объекта в практической деятельности и познании. Главная форма второго этапа позитивизма – эмпириокритицизм – обратил свое внимание на факт относительности научного знания и сделал вывод о том, что наука не дает подлинной картины реальности, а доставляет лишь символы, знаки, отметки для практики, то есть отрицают объективную реальность, отражаемую нашим сознанием. На первый план выступает субъективно-идеалистическая теория познания.

Основные составные элементы философии эмпириокритицизма:

1) программа «очищения опыта», в которой нашла специфическое выражение антиматериалистическая

направленность позитивизма;

2) теория нейтральных элементов опыта;

3) теория экономии мышления.

Один из основных принципов логического позитивизма - принцип верификации (от лат. истинный и

делаю), согласно которому критерием истинности и осмысленности предложений является их

сопоставление с фактами чувственного опыта. К аналитической философии относят также

постпозитивиз м, основные идеи которого сформулированы в работах английского философа Карла

Поппера, выдвинувшего принцип фальсификации (от лат. ложный и делаю) и основанную на этом

принципе концепцию критического рационализма.

 

Билет №3.

1.Древнеиндийская философия: основные проблемы и представители. Индийскую философию делят на три периода – ведический (первая половина 1 тысячелетия до н.э. –время возникновения раннеклассовых рабовладельческих обществ); 2- эпический (вторая половина 1 тысячелетия до н.э. -–время закрепления системы хозяйственных, политических, нравственных связей и отношений в форме варно-кастового деления общества); 3- классический (с первого тысячелетия н.э. и до 17-18 вв. – возникновение и развитие феодализма на основе сословно-классовой социальной структуры). 1) Ведическая философия- Явления природы рассматривались как могущественные, всеведущие божества; к ним обращались с просьбами и мольбами, чтобы умилостивить их. У каждого человека есть своя карма (дхарма), свой образ жизни, предустановленный свыше. Уклонение человека от выполнения своей кармы может привести к тому, что его душа может возродиться в оболочке животного, насекомого. При выполнении – возрождается в человеке более высокого общественного положения.

Социальные слои:

1)брахманы(жрецы)- уста

2)кшатрии(воины)- руки

3)вайшьи(торговцы, ремесленники)-живот

4)шудра- ноги

Главной категорией философии древней Индии был Брахман - первоначала всего мира, которое проявляется в каждом человеке. Главная задача индийцев - соблюдение дхармы(предназначение человека) и мокши(спасение, связанное с избавлением от желаний).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных