Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тотальность и система философии




Тотальность можно перевести на русский язык как «целостность». Именно этот вид приняла у Гегеля идея органичности мировой жизни.

Под целостностью обычно понимают внутреннее единство всех частей вещи, придающее ей самообусловленность. Гегель исходил из того, что в сущности каждая вещь создана Богом. Богом, в соответствии с традициями XVII - начала XIX века, он считал высший мировой разум. Поэтому каждая вещь имеет у него духовную основу. Но Бог у Гегеля совсем не такой, как в средневековом христианстве, гегелевский Бог - остаток средневекового роскошества Небес, чудом уцелевший после объятий Естественного Человека, Полезности, Воспитанности и Образованности Просвещения. Это - Теоретический Разум Декарта и Лейбница, доведенный до совершенства, или, лучше сказать, до предела. Данная духовная основа принимает в вещах материальную форму, но сама в вещи не содержится в качестве элемента. Она как бы скрыта глубже, чем материальность вещи, находится в ее сущности и составляет ее внутреннюю необходимость. Такая сущностная духовность, качественно отличающаяся от материальности и составляющая как бы особый духовный мир, но проявляющаяся в вещах и направляющая их развитие, называется трансцендентной. Таким образом, Гегель начинал свою философскую эволюцию как трансцендентный идеалист.

Идея тотальности, при ее подробном развитии на основе диалектического метода, в конце концов, привела к появлению энциклопедической философской системы. Общий контур системы Гегеля выглядит так:

Стержневыми понятиями, скрепляющими все его онтологические взгляды в одно целое являются отчуждение и свобода.

Отчуждение, по Гегелю, это - превращение трансцендентности в свою противоположность, в посюсторонность и явленность. Так как истинное бытие скрыто в трансцендентности, то отчуждение есть отклонение от истины и внутренней необходимости.

Посредством цепи самоотчуждений мировой разум воплощается в теоретический разум человека и в нем обретает свою высшую свободу.

Свобода - Гегелем она мыслится примерно так же, как и Спинозой, это – познанная необходимость. Однако теоретик Гегель формулирует эту же мысль в контексте своей доктрины следующим образом: «Дух, который знает себя в качестве свободного... имеет свою сущность своим определением и целью, - этот дух есть прежде всего разумная воля вообще, или идея в себе, и потому только понятие абсолютного духа. Как абстрактная идея, она... существует только в непосредственной воле, (она) есть поэтому... единичная воля... Идея проявляется таким образом только в воле, которая есть конечная воля, но представляет собой деятельность, состоящую в том, чтобы эту идею развить и полагать ее развивающееся содержание как наличное бытие» (31. Т.3. – С. 324). То есть, свобода является самобытием всеобщего мирового духа и его самоосуществлением в единичной деятельности, в которой он из абстрактного духа превращается в конкретную практическую волю и воплощается в посюстороннюю, наличную, чувственно воспринимаемую действительность. Эволюция мирового разума, таким образом, представляется как его развитие через отчуждение к свободе.

А далее картина мира или, точнее, мировая сущность - бытие выглядит, по Гегелю, так:

1. Мировой разум или Дух отчуждается от самого себя и становится природой. В природе мировой Дух существует в объективированной форме законов и взаимосвязанных явлений. Гегель называет его объективным духом, с этого момента гегелевская философия приобретает черты, за которые она позднее получила название «объективный идеализм».

2. В своем дальнейшем развитии объективный дух направляет природу к новому этапу отчуждения и отчужденная от самой себя природа превращается в общество, а объективный дух сохраняется в обществе «в снятом виде». Для обозначения трансцендентно скрытого в обществе духа Гегель употребляет название «субъективный дух».

Так у него появляется дуализм субъективного и объективного, но дуализм, предполагающий сущностное духовное единство субъекта с объектом, тождество мышления и бытия.

Такое решение соотношения мышления и бытия (они тождественны в сущности, а не различны), оказалось весьма перспективным, потому что смогло объяснить, каким образом человек способен получать в своем разуме знания о фрагментах бытия, находящихся за пределами разума. Знание возможно, потому что сущность человеческого мышления тождественна сущности любого предмета действительности. Знание как бы изначально заложено в мысли и в процессе познания (это возвращает нас к представлениям Платона, Декарта, Канта и др. о познании как вспоминании, предвосхищающим Гадамера, Юнга и др. философов ХХ века). Если бы мышление и бытие друг от друга в сущности отличались, то мы никак не смогли бы получить знание о внешнем мире.

Тождество мышления и бытия позволяло Гегелю мыслить не о мировом духе, а находясь в контексте его эволюции, из нее, не противопоставляя себя исследуемому процессу, а отождествляясь с ним. Данное тождество он реализовал в принципах единства абстрактного и конкретного (любая конкретность, при всей своей текучести и изменчивости, имеет некий абстрактный скелет, являющийся законом, необходимостью или основным направлением развития, так что и развитие, и познание идут от абстрактного к конкретному), исторического и логического (внутренняя необходимость, скрытая в изменении, совпадает с логикой мышления об этом изменении).

3. Самоотчуждение общества ведет к тому, что оно распадается на народы. Субъективный же дух общества здесь становится духом народа, или иначе, культурой, в которой Гегель в качестве первостепенного элемента выделял право, т.е. юридические законы и нравственность.

4. И наконец, самоотчуждение народа ведет к обособлению от него индивида, а дух народа принимает форму человеческого познающего разума.

В этой концепции вырисовывается некая общая схема, как бы «план», по которому мировой разум создает и развивает мир. Принадлежащая мировому разуму идея этого плана называется Гегелем абсолютной идеей.

Эту общую картину можно резюмировать в нескольких тезисах:

1. Гегель изучает не действительную историю явлений, а логический процесс проявления трансцендентного мирового духа в наблюдаемой вселенной.

2. На вопрос: «В чем смысл человеческой жизни?» он дает следующий ответ. - Через разум человека мировой разум познает самого себя.

3. Человеческий разум устроен так, что в нем в снятом виде трансцендентально пребывают: дух и культура народа, субъективный дух общества в целом, объективный дух природы и мировой разум.

4. Высший этап самоотчуждения мирового разума, это такое устройство народа, в котором личная свобода индивида соразмерна с его нравственной и юридической ответственностью. Гегель представлял себе, что этот этап наступил в просвещенной прусской монархии, но тут он ошибался. Однако, сама его идея общественного устройства очень похожа на то, чем сейчас руководствуются народы Запада.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных