Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Идейная предпосылка марксизма.




Прежде, чем говорить о каком-то мыслителе, надо обозначить его основную идею, проблему и предмет. Предметом исследований Маркса было европейское общество периода первой половины XIX века.

Маркс исходил из фундаментальной идеи, тщательно разработанной в эпоху Возрождения, Барокко и Просвещения. Он почерпнул ее у многих мыслителей прошлого, в первую очередь, у Гегеля, Гете и Спинозы. Суть этой идеи состояла во внутренней неисчерпаемости и универсальности человеческого существа.

Имея такую идею в качестве предпосылки и эталона, он сравнил ее с действительным человеком и его положением в обществе и заметил то, что нельзя было не заметить, что до него замечали и другие: действительный человек крайне далек от универсальности и скорее представляет собой нечто, прямо противоположное ей. Положение человека в Европе эпохи классического капитализма грубо искажено сравнительно с древней человеческой мечтой о счастье и полноценности бытия, о реализации своего физического и духовного потенциала. Тогда перед ним тоже, как и перед многими до него, встал вопрос о причинах фактической уродливости человека, о способах его исцеления и условиях, при которых человек способен реализовать свою универсальность и воплотить в действительности свое потенциальное внутреннее богатство. Человек не осуществляет свои возможности. Почему?

Вкратце, можно сказать следующее: причина человеческой неполноценности, по Марксу, в отчуждении, а условие преодоления отчуждения, это - социализм.

Следует заметить, то, что Маркс называл социализмом, не совпадает с тем, что называли социализмом в СССР 30 - 70-х гг. То, что было в СССР, по терминологии Маркса, называется «грубым, уравнительным коммунизмом» и «абстрактным капитализмом», а по терминологии В.И.Ленина, это – «государственно-монополистический капитализм». Первоначальный смысл учения К.Маркса в политическом и общественном строе СССР и в его идеологии был крайне искажен. Он и не мог быть иным, потому что европейское учение К.Маркса при его трансплантации в другую культурную среду должно было взаимодействовать с учениями, интеллектуально преобладающими в этой среде. Официальная философия СССР была марксистской лишь отчасти. Наряду с К.Марксом, на нее оказали большое влияние досоветский монархизм России, философия всеединства, соборности, отсталая экономика, сложный религиозный и этнический состав императорской России, ее масштабы и особое геополитическое положение.

СССР не был одинок в своем незнании марксизма. Когда в 1962 г. в США впервые вышел томик ранних работ К.Маркса, выпущенный Э.Фроммом, он вызвал общее изумление. Там представляли себе марксизм иначе. Впрочем, его там и сейчас нельзя назвать слишком популярным, слишком много он требует от западных демократий, он хочет, чтобы они предоставили человеку свободу.

В СССР официально господствовала позиция, согласно которой Маркс был материалистом в смысле КПСС, хотя он называл себя гуманистом и натуралистом и совсем не интересовался вопросами материи. Считалось, что основные потребности человека, по Марксу, это – материально-экономические потребности, проявляющиеся в желании трудиться на советских заводах, хотя сам он назвал бы их ложными потребностями и прихотями. Считалось, что он - борец за сокращение рабочего дня у рабочих, за полную занятость и увеличение зарплаты, хотя на самом деле, эти проблемы он считал вторичными и малосущественными, он полагал, что они решаются в зависимости от конкретных обстоятельств. Маркс везде представлялся бескомпромиссным борцом за права одних только рабочих, причем таких рабочих, каких мы знаем.

К чести советской философии, надо сказать, что она сопротивлялась такому искажению. К.Маркса и его соавтора Ф.Энгельса внимательно и очень профессионально изучали и находили в них многое выходящее за пределы советской идеологии. Но официальная идеология или преследовала здравую философскую мысль, или просто игнорировала ее.

Чтобы разобраться в том, что такое отчуждение и социализм, надо проанализировать концепцию Маркса более детально.

Природа человека

Общество и его условия, по Марксу, это - продукт человеческой деятельности. Историю он представляет как смену поколений, когда каждое новое поколение рождается в условиях, созданных предыдущими, живет в них и своей жизнью и деятельностью их изменяет.

Получается, как он писал в «Тезисах о Фейербахе», что человек - воспитывается обстоятельствами, которые сам же создает или изменяет. Отсюда - его основной тезис: и историю, и самого себя человек творит сам. История оказывается историей самореализации человека, его самовыражения в труде и производстве. Под трудом и производством им понимается не один только труд рабочего или крестьянина, а любую деятельность, в которой осмысленно создаются новые ценности. Это – творчество, как духовное, так и предметное. При этом без духовного труда невозможен предметный, а без предметного - духовный.

Сущность человека, это - деятельность, человек только тогда человек, когда он - активен и находится в постоянном творческом взаимодействии с природой, а если сказать более общими словами, то в постоянном взаимодействии с объектом, каким бы объект ни был: природным, социальным культурным, интеллектуальным или другим. Человек преобразует мир в соответствии с тем, каков он сам и получает от него то, что создал.

В экономическо-философских рукописях 1844 г. есть любопытная мысль Маркса, подтверждающая эти слова: «Предположи теперь человека как человека и его отношение к миру как человеческое отношение: в таком случае, ты сможешь любовь обменивать только на любовь, доверие только на доверие и т.д. Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком. Если ты хочешь оказывать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей. Каждое твое отношение к человеку, и к природе должно быть определенным, соответствующим объекту твоей воли проявлением твоей действительной индивидуальной жизни. Если ты любишь, не вызывая взаимности, т.е. если твоя любовь как любовь не вызывает ответной любви, если ты своим жизненным проявлением в качестве любящего человека не делаешь себя человеком любимым, то твоя любовь бессильна, и она – несчастье» (87. – С. 150-151). Необычная мысль для того, кого считают грубым материалистом и наглым политиканом.

Отсюда вывод: если человек получает от мира то, что сам в него вложил, то отчуждение и его условия, от которых он страдает, он сам и создает. А значит, он и преодолевает отчуждение тогда, когда ведет себя по-человечески и вступает с миром в человеческие отношения.

Но с другой стороны, человек в обществе не один, людей много и каждый из них - продукт тех обстоятельств, которые он создавал сам, но соучаствуя, при этом, с другими людьми. Отсюда такую громадную роль в учении Маркса играет понятие «общественные отношения». Это не абстрактное понятие, а конкретные, цельные человеческие отношения между людьми, где в прилагательном «человеческие» подчеркивается не только их производность от людей, но и их «человечность».

Общественные отношения, это - та сторона многообразия межчеловеческого общения, в которой выражается самое существенное и присущее всем людям содержание, отличающее их от всех остальных вещей мира. Человек вступает не просто в межиндивидуальные, а в общественные отношения тогда, когда его побуждает к этому разум, или стремление к творчеству и тогда, когда разум и творчество его служат ему для очеловечивания объективного мира. Общественные отношения, это – общечеловеческое содержание природы людей, выражающее их социальность. Человек по своей природе существо и индивидуальное, и социальное.

То, что для одного - труд как осмысленное и творческое очеловечивание мира, то для всех людей вместе называется «производством». Именно это, совместный труд людей по очеловечиванию мира есть общественное производство, а не одни только заводы и фабрики. Заводы только историческая форма производства, причем, ограниченная, уродливая и преходящая.

Итак: сущность человека, по Марксу, заключается в активности, в труде, в общественных отношениях, а через социальность людей, в их сущности оказывается и общественное производство.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных