ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Проблема отчужденияМаркс очень хорошо прописал ее в той главе «Капитала», которая посвящена фетишизации товара. Мы уже говорили об отчуждении на многих лекциях, только не всегда называли его этим именем. Продуктами отчуждения являются и индивидуальная неизбывность человека, и его невыразимость, и то, что незаметно для нас, кто-то мыслит нашей головой и направляет наши поступки, и конфликты между людьми, народами, между человеком и государством, и эксплуатация людей капиталом и т.д. Термин «отчуждение» К.Маркс позаимствовал в философии Г.Гегеля, но вложил в него другое – социально-экономическое содержание. Отчуждение - результат существования человека в объективном мире и того обстоятельства, что все продукты нашей деятельности существуют независимо от нас и могут даже находиться в распоряжении другого человека в результате их продажи, т.е. они - объективированы. Вопрос же об объективности стоит тогда, когда мы замечаем пропасть между собой и миром, когда мы указываем на свое отличие от него, забывая обратить внимание на наше с ним единство и родство. Человек сам создает объективированность условий своей жизни. А тогда эти условия, со временем, начинают мыслиться нами самостоятельными, существующими сами по себе и независимо от нас. Тогда они превращаются в идол, в фетиш. Таким фетишем во времена К.Маркса является товар. Товар – продукт, произведенный для обмена - основная цель и смысл человеческой деятельности в классическом капитализме. Это самое массовое, самое распространенное отношение между людьми, обусловливающее весь способ капиталистического производства и сам образ жизни человека в его условиях. В СССР же таким фетишем стала организация, а за нею и весь социум. Нас вынуждали жить во имя общества и государства, как во имя высших ценностей, игнорируя то, что и общество, и государство не самостоятельны, а создаются людьми, и высшей ценностью являются люди, а не государство или общество. Этот советский фетиш сейчас продолжает существовать в фетишизации в качестве высших ценностей народа, державы и национальной культуры. Хотя на самом деле, не они нас создают, а мы их и не от них, а от нас зависит, какими им быть в дальнейшем. Сама по себе объективация продукта труда не опасна, это - естественное явление. Но когда объективация совпадает с особым условием, она превращается в отчуждение. Условием, превращающим объективный мир в отчужденный, по К.Марксу является частная собственность на средства производства. Продукт нашего труда в результате продажи уходит из-под нашей власти, становится чуждым и начинает создавать наряду с существующей человеческой культурой параллельную культуру вещей. Взаимодействуя с нею, мы сами овеществляемся и подчиняем свою жизнь культу вещей, культу мнимых ценностей и символов: деньгам, товарам, организации. Мы находим смысл жизни, например, в погоне за деньгами, в производстве товаров для продажи, а не для себя, в политике, в подчинении воле и правилам организации и становимся не теми свободными и многогранными людьми, какими могли бы быть, а только экономическими или только политическими функциями. Отчуждение, это - превращение продукта человеческого труда в силу, господствующую над человеком. Его причина - частная собственность. Но что она такое? Собственность – это историческая форма такого естественного отношения между людьми, между ними и природой как «владение». Владение - отношение между человеком и вещью по поводу защитыи присвоения, сохранения и приумножения жизненных ценностей. Человек владеет вещью, значит, она ему нужна и она является объективированной формой его внутреннего мира, например - интереса, его представления о красоте, или его представления о том, что составляет его сущность, без чего он жить не может. Начинаясь с отношений между людьми и средой их жизни, владение развертывается в плоскости межчеловеческих отношений. По К.Марксу, собственность возникает одновременно с государством и межклассовыми антагонизмами. Это – три кита, на которых держится капиталистическое общества, три стороны капитализма, которые друг друга обусловливают. Собственность - юридически оформленное и защищаемое силой государства владение. Частная собственность - то, что принадлежит только части общества и не принадлежит больше никому другому. Собственность государства не является общественной потому, что государство лишь одна из форм общественного управления, антагонистически противостоящая обществу. Общественная собственность - то, что принадлежит всем. В каком смысле общественная собственность принадлежит всем, в том, что каждый может ею распоряжаться? - Нет. Маркс разделял потребности истинные и мнимые. Истинные потребности - те, какие соответствуют внутренней необходимости каждого человека. Собственность тогда является общественной, когда она совпадает с потребностями каждого человека и определяет систему отношений, обеспечивающих производства и общедоступность жизненно важных ценностей. Собственность тогда частная, когда она создает систему отношений, удовлетворяющих интересы лишь части общества, отдельной группы людей, в ущерб остальным. Частная и общественная собственность, это - не законы и организации, это - внутренняя культура, основа способа труда и производства, составляющая его смысл. Для кого человек производит и вообще живет, только ли исключительно для себя, или для себя, и этим для другого, производит то, что нужно всем и живет так, что всем нужен, или он - эгоист? Общество на основе частной собственности, это - общество взаимного непонимания и недоверия, ему для существования необходимы средства насильственного принуждения: государство, армия, полиция, юридические законы. Оно неизбежно само себя уничтожает, вызывая качественную, революционную смену формации. Общество, построенное на основе общественной собственности является обществом взаимопонимания и доверия, ему нужны органы самоуправления, но не нужна политическая сила. Оно внутренне бесконфликтно и не имеет причин для самоуничтожения, а значит, оно способно просуществовать сколь угодно долго. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|