Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Проблема диалектики




Проблема диалектики встала еще во времена античности. Ее суть заключается в следующем: логика, которая сложилась в Древней Греции и создание которой практически завершил Аристотель в числе своих четырех законов имеет законы, запрещающие взаимную противоречивость суждений. С одной стороны, закон противоречия, закон исключенного третьего и закон тождества обеспечивают необходимый логический метод для развития научных теорий. Но с другой стороны, теории, полученные таким путем, абстрактны от действительности и противоположны ей. Они как бы «подняты над действительностью». Обобщив и систематизировав эмпирический материал, эти теории вырабатывают научные законы и приписывают их действительности в качестве несомненной достоверности. Но теоретические законы лишь отчасти соответствуют реальному положению вещей, большей частью, между ними и протекающими в мире процессами есть существенные расхождения.

Существуют разные способы построения теорий, однако, все они, когда используют аристотелевскую логику, исходят из неизменных научных принципов и этим предполагают сущностную неизменность изучаемых явлений. Любая же вещь действительности находится в непрерывном изменении и неизбежно когда-нибудь теоретические законы нарушает.

На базе аристотелевской логики складывается тот научный подход, какой сегодня принято называть метафизическим. Суть метафизики заключается в том, что она приписывает действительности законы умозрительных теорий, стоящих над действительностью. Греческий термин «мета-фюзис», из которого произошло название «метафизика» означает «над-природность». Метафизика - прекрасный научный подход, теряя в изучении изменчивости, он очень эффективен при исследованиях структуры, функций, одним словом, статичных состояний вещей.

В сущности своей аристотелевская логика игнорирует изменчивость, тем более, качественные превращения явлений. Уже в древности она породила философские и научные системы, отрицающие движение, что проиллюстрировал своими апориями философ школы элеатов Зенон.

Но изучаемый наукой мир непрерывно изменяется, любой предмет находится в движении и тем самым является процессом, любая вещь текуча, она рано или поздно теряет свое качество и превращается в собственную противоположность. Так из желудя вырастает дуб, а из дуба изготовляются двери; из младенца получается взрослый человек. Короче говоря, каждая вещь когда-то была не тем, что она есть сейчас. Эти превращения аристотелевская логика постичь не может. Как дополнить метафизику методом и логикой, способной изучать изменчивость? - В этом и состоит проблема диалектики.

Если метафизика стоит над действительностью и изучает ее со стороны (отстраненность, дистанцированность - естественное свойство теоретического разума), то диалектика укоренена в действительности и не столько исследует, сколько выражает ее, обеспечивая, по словам К.Маркса, «монолог предмета». Это - метод и логика, которые непрерывно изменяются, вслед за самим предметом. В ней используется то, что несовместимо с сутью теоретико-метафизического описания: интуиция, творческое озарение. Но у нее свои недостатки: чрезвычайно эффективная при познании изменчивости, современности, ухватывая сюеминутное состояние, диалектика в сущности не способна обобщать и выстраивать теории, это - не теоретический, а практический разум человека. Поэтому действительное философское и научное познание осуществляется в единстве диалектического и метафизического подходов: например, когда метафизика разрабатывает теорию, диалектика диктует ей ограничения, указывает сферу ее применимости. Когда метафизика претендует на истину, диалектика разыскивает в истине момент заблуждения.

Есть два основных диалектических подхода: идеалистический, гегелевский, который Гегель продемонстрировал в «Науке Логики», «Философии природы», «Энциклопедии философских наук» и материалистический, марксовский, который К.Маркс показал в своем «Капитале».

Диалектика - основной метод, которым Гегель строил свою систему – метод рациональный, не выведенный из опытного знания. Поэтому для Гегеля диалектика является логикой, учением о разумной форме познания. Его диалектика не вполне последовательна, из-за того, что в ее основе лежит всеобщий принцип, она ведет к развертыванию метафизической системы. Поэтому, кстати говоря, К.Маркс и Ф.Энгельс старались разделить диалектику и систему Гегеля и переработать его диалектический метод применительно к посюсторонней материальной действительности, обойдясь без трансценденции. У них получилась своеобразная научная, но не философская концепция, а что касается философии марксизма, то это - не теоретическая, а практическая философия, философия конкретного действия, она существует не в книгах, а в делах. Гегель же был философом и без метафизики обойтись не мог, его диалектика органично синтезирована с метафизикой и без теоретической системы не существует.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных