ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Триада» как основной прием гегелевской диалектической логикиКлассическая логика Аристотеля мыслит в умозаключениях, в т.н. силлогизмах. Общая форма построения силлогизма такова: а.Первое утверждение; б.Второе утверждение, связанное с первым общими понятиями; в. Вывод. Например: а. Всякий крокодил - зеленый; б. Данное существо - крокодил; в. Следовательно, данное существо - зеленое. Видно, что основная форма мышления, по Аристотелю, троична: первый тезис, второй тезис и вывод. Аналогично Аристотелевскому силлогизму, основная форма мышления у Гегеля тоже троична и называется «триадой». Но устроена триада уже иначе: а. Тезис б. Антитезис
в. Синтез Например, одна из фундаментальных триад Гегеля такова: а. Бытие б. Ничто
в. Становление. Для Гегеля это означает, что мировой разум, обладая бытием (то есть, существуя), в самоотчуждении порождает свою противоположность «ничто» и далее существует в единстве с ним как процесс становления, то есть, превращения всеобщего и абстрактного в отдельное и конкретное. Поэтому каждая вещь существует только как процесс, как непрерывное изменение этой вещи и это изменение есть ее становление (как бы созревание, развертывание всех внутренних скрытых возможностей и воплощение их в действительность). Так жизнь человека есть движение от абстрактного младенца, который не способен сам жить и потому есть ничто, хотя он и существует, обладает бытием, но его жизнь от него не зависит - к взрослому, конкретному, отдельному состоянию, где все возможности человека реализовались с помощью воли и деятельности, где человек становится свободным существом. Становление у Гегеля является всесторонним раскрытием возможностей. В этом можно усмотреть отголосок средневекового стремления к совершенству и порыва эпохи Возрождения к универсальности. Заметим, триада Гегеля только прием диалектико-логического мышления. Она кажется простой и ясной, поэтому часто ее используют формально, забыв, что формальность - признак метафизики, диалектика же содержательна. Правильно применять триаду может лишь тот, кто хорошо усвоил суть диалектики в Гегелевском исполнении. Марксовская диалектика триаду не применяет, у нее свои приемы. Используя триаду, Гегель развернул свою систему, где каждый ход мысли по-разному интерпретирует и содержательно представляет общую триадическую формулу. Итак, в основе мирового развития, по Гегелю, находится абсолютная идея, принадлежащая мировому разуму. Разум внутренне противоречив, так как до создания мира абсолютная идея противоположна состоянию отсутствия мира. У Гегеля это называется противоречием «бытия» и «ничто». Внутренняя противоречивость мирового разума и вынуждает его развиваться, объективироваться, отчуждаться от самого себя и создавать все мировое многообразие людей и вещей, связанных друг с другом законами разума. В основе культуры, следовательно, находятся от нее не зависящие законы субъективного духа. Культура укоренена в космическом разуме. Национальные культуры сменяют друг друга, каждая из них выполняет определенную высшую задачу, в это время она лидирует. После выполнения своей миссии, она отходит на второй план. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|