Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социализм как перспектива истории




Выросшее на основе общественной собственности общество К.Маркс называл социалистическим. Что такое социализм?

1. Это не самоцель и не конечная и высшая цель общественного развития, а средство для обеспечения условий свободного развития творческих способностей людей. Целью же общества и истории является, по К.Марксу, человек. Причем, такой человек, который твердо стоит на ногах и сам себе хозяин, свободный и самостоятельный человек - творец, созидатель. Марксовский социализм максимально демократичен как в экономическом, так и в политическом смысле.

2. Социалистическое производство - такое, чья продукция находится под человеческим контролем и не превращается в идола. Это относится не только к производству товаров и услуг, но и к производству социальных институтов, к государству, к армии, к бюрократии, к нации, к общественной культуре и традициям. Господство чиновника при таком социализме невозможно.

3. И наконец, Маркс был трезвым мыслителем, он понимал, что до тех пор, пока капитализм себя не исчерпает и не создадутся все условия для социализма, капитализм будет существовать. Он называл социализмом и коммунизмом, прежде всего, не общественный строй, а процесс преодоления отчуждения и превращения частной собственности в общественную, какой идет в рамках капитализма и обеспечивает постепенную трансформацию капитализма в социализм.

Современная цивилизация вносит ряд поправок в его учение. Маркс, действительно, считал наиболее прогрессивным классом - рабочий пролетариат. Отсюда и возникла иллюзия, что его забота - политическое и экономическое освобождение только лишь пролетариата. Он занимался пролетариатом потому, что видел в нем людей, которые по своему положению наиболее изуродованы и более всех заинтересованы в социализме. А так же и потому, что пролетариат, как наибеднейший класс, ближе всех к человеческой сущности. Он не представлял, что могут быть и еще более рабские условия: сознательно лгать на продажу, продавать свой имидж и т.д. Этим нас осчастливил уже XX век.

Современный марксизм меньше говорит о рабочем классе, который по экономическому положению вполне близок к тому телесному благополучию и сытости, какое Ф.Энгельс описывал в своей юношеской работе: «Положение рабочего класса в Англии». Сейчас говорится о «наемных работниках» - рабочих, учителях, клерках, о «черных», «серых» и «белых воротничках».

Маркс действительно говорил о революции, и больше всего, о политической революции. Однако, нынешние процессы пока подтверждают возможность постепенной трансформации общества, революции без ярко выраженных внутриполитических конфликтов. Революция, это качественный скачек в общественном развитии, он может растянуться надолго и быть практически незаметным и безболезненным для людей. Во всяком случае, сегодняшняя Европа на порядок ближе к социализму, чем был СССР.

Мысль о том, что жить при социализме, значит - жить по-социалистически, или по-христиански, доходит понемногу до сознания и меняет образ жизни вместе со строем. Но пока ни один народ не может сказать, что он жил или живет при социализме, идеи Маркса остаются актуальными.

Время жизни К.Маркса, это – время философского обоснования и становления социальных наук. В этом плане, он внес огромный вклад в экономику и социологию. Его конфликтологическая теория, изложенная в «Капитале», строго говоря, создала экономическую науку, сделав возможным структурный анализ и количественное измерение экономических процессов. Сегодня существует множество экономических теорий, большинство их не марксистские. Однако, первое пространственно-временное описание и количественное измерение экономики принадлежит К.Марксу. Он же в «Капитале» и других работах вплотную подошел к созданию первой научной социологической теории.

Философия Маркса – прагматическая, она отчетливо выражает дух XIX века, его нацеленность на предметное освоение мира. Более того, она участвует в создании и укреплении этого духа.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных