Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Культурные предпосылки ницшеанства.




По положению человека, Европа XIX в. очень похожа на современную Россию. Не зря в ту пору широко распространились нигилизм, революционные движения, и острая критика капитализма как культуры и буржуазии как носителя этой культуры.

Положение человека определялось осознанием им своей отчужденности от продуктов его труда и закрепощенности ими. Дело обстояло так, как будто на земле поселились две диаметрально противоположные расы: раса людей и раса товаров, причем товары явно господствовали и порабощали людей.

Товар, конечно, не человек и самостоятельного мышления лишен, но если почитать писателей того периода (О.Бальзака, Э.Золя, Г.Мопассана, Ч.Диккенса и др.), то каждый из них в меру своего таланта описывал одно: есть некая незримая сила денег, у которой в прислужниках ходят банкиры, промышленники, ростовщики, и они от имени этой силы эксплуатируют все население.

Вместе с этим, Европа сохраняла в себе богатое наследие предшествующих веков и тех, кто выступал носителем этого наследия, в первую очередь, землевладельческую аристократию и крестьянство, священничество и огромный слой верующих. Так что товарное царство активно критиковалось со всех сторон, общество стремилось усмирить разбушевавшуюся стихию товара и поставить его под контроль. Говоря нашим языком, капитализм хотели повернуть лицом к человеку.

Капитализм, это - строй с моральной стороны очень жесткий. Его жесткость обусловлена не столько тем, что он связан с эксплуатацией (использованием) человека в своих целях (русских холопов и дворовых людей помещики тоже эксплуатировали, но те, порою, бывали довольны этим, они служили и в этом был их смысл жизни (кстати, понятие службы и служения всегда возникает в связи с эксплуатацией-использованием), сколько необходимостью изменения смысла жизни.

Капитализм - общество частных производителей, а значит, индивидуально-свободных людей, свободных до самых потаенных своих мыслей, т.е. это - общество людей, каждый из которых самостоятелен и в мыслях, и в поступках. Именно такой смысл жизни он и предлагает человеку. А человек привык служить господину: феодалу, царю, державе, церкви, его смысл - служение. Капитализм уничтожает все материальные основания для служения, тех, кто служит по смыслу своей жизни, он загоняет в немыслимо тяжелые условия, он их физически изматывает и убивает.

Чтобы выжить в мире товаров и подчинить их себе, надо бунтовать. Но капитализм легко справляется с любой формой политического или экономического бунтарства тогда, когда это бунтарство служивых людей, либо преступников, которым просто нужны деньги и товары. Он превращает их бунт в свою силу.

Единственное, против чего бессилен капитализм, это против той свободы, какую он требует от человека. Капитализм нуждается в свободных частных производителях, и поэтому он, в качестве морального принципа, требует от людей стать свободными и стать самими собой. Но когда человек на самом деле становится свободным, он освобождается от капитализма. Он просто начинает жить так, как ему лучше, находясь, при этом, в диалоге с другими членами общества, он даже может служить, если хочет, осуществляя этим свой свободный выбор и сохраняя право прекратить служение. Он даже может изменить систему правления, утвердить государственную собственность и получить социализм, но и при социализме сохраняя индивидуальную свободу.

Достичь индивидуальной свободы как личной культуры человека, как морали очень сложно, гораздо легче приобрести собственность и построить государство на принципе частной собственности. Легче найти деньги, построить завод, купить автомат и остаться рабом с заводом и автоматом, служить им.

Тема Ф.Ницше.

Ницше один из самых сложных философов человечества. Дело в том, что его тема - бытие самим собой. А эта тема не раскрывается с помощью рациональных схем и классических методов. Эта тема восходит к самому начальному и существенному в человеке, к его первозданному смыслу. Говоря языком христианства, Ницше занимался вопросом, зачем Бог создал человека, какой смысл для него в этом своеобразном существе, вопросом о человеческом смысле.

Для того чтобы раскрыть такую тему и ввести в культуру общества представление каждого человека о бытии собой, необходимо обращаться к дорациональным, интуитивным способам мышления. Тема свободы и самобытия и без того сложна, но она еще более осложняется тем, что речь идет о свободе и самобытии каждого действительного человека, а не "человека как такового". Каждый понимает себя по-своему и должен именно так понимать. Значит, нельзя сказать, что "свобода - это, дескать, то-то и то-то", ведь, кто-нибудь обязательно представляет ее иначе. И стать по-настоящему свободным, любой человек может только в том случае, если он нашел свой личный вариант истинной свободы и получил опыт такой свободы. Ему нельзя это показать, как нельзя его заставить или научить быть свободным, он должен это сам найти. Никто не может объяснить другому, в чем состоит смысл жизни другого, каждый должен сам дойти до его понимания, а пока ищет, его на этом пути подстерегают многочисленные ловушки. Не зря утверждают, что индивидуальная и истинная свобода, это - самое ценное достояние человека и общества, которое дается с самым большим трудом.

Обращаться к дорациональным способам и формам мышления, значит, обращаться к образам и метафорам и конструировать свои трактаты как мифы и притчи. Это Ницше и делал. В чем форма мысли XIX в. - в плоской рациональной абстракции. И Ницше провозглашает:

"Музыка делает свободным ум. Серое небо абстракции бороздят молнии" (Ницше Казус Вагнер).

Но в таком случае, он как писатель становился крайне неоднозначным, он, действительно, стимулировал и продолжает стимулировать смысложизненный поиск людей. Но есть законы художественного восприятия произведения. Согласно этим законам, читатель вступает с автором в отношение со-творчества, он по-своему понимает и воссоздает то, что хотел сказать автор. И понимает читатель в меру своей культуры.

Ницше сумел построить для читателя "зеркало души", по тому, как его понимают, можно судить о человеке. Его понимание полностью зависит от того, каков читатель. Как же его можно понять?

По выражению Бердяева, есть два психологических склада человека: духовный и природный, или аристократического типа и демократического. Каждую из этих разновидностей людей идеи Ницше привлекают по-разному. Природный человек - тот, для которого на первом месте находятся проблемы материальные, т.е. вещи, деньги, физиология, политическая власть. Духовный человек - тот, для кого в первую очередь важны проблемы духовные: смысл его собственной жизни, красота, стремление осознать свое предназначение и выполнить его. Таким образом, высшая ценность для природного человека - обладание, а для духовного - самоотдача.

Природный человек видит в Ницше простейшее решение своих проблем: "Как обладать?". Например, он хочет стать богатым, а мораль говорит: "Не укради". Ницше выступает противником морали и получается вроде бы так, будто Ницше разрешает ему: "Укради", разрешает то, что запрещает мораль. Или, природный человек имеет физическую силу. От природы у него много дарований, но их надо развивать - ум, профессиональные качества, образование, над всем этим надо работать. А сила есть уже и так. Ницше призывает каждого быть собой и только собой, и для природного человека это выглядит, будто бы Ницше разрешает ему использовать свою силу и не заботиться больше ни о чем, т.е. учит наглости. Природный человек видит в нем, если ему кто-нибудь расскажет о Ницше, простейшее решение своих проблем.

Для молодежи он часто привлекателен своим бунтарством, молодежь вообще привлекают бунтари, так в 60-х гг. кумирами европейской и американской молодежи были прежде всего те, кто отрицал европейско-американскую культуру: Ленин, Сталин, Мао Дзе Дун, Маркс, Ницше, Сартр. Гитлера большинство все-таки не любило, так как знало о нем не понаслышке.

На самом деле Ницше нельзя понимать так примитивно и для духовного человека он выглядит абсолютно иначе. Дело в том, что по классификации Бердяева он и сам был не природным, а ярко выраженным духовным человеком и только смутно подозревал, что из него могут сделать природные люди, например, немецкие лавочники 20-х гг. или некоторые из наших упрощенных "мыслителей". Бердяев - верующий, христианин, хоть и не ортодоксальный, вообще считал, что Бог, вероятно, любит Ницше.

Правота Ницше в поиске, в личном стремлении. Суть его работ в демонстрации необходимости поиска и в том, чтобы призвать к нему других. Другой не имеет права жить по его программе, поиск личен и другой должен найти свой путь. Метод Ницше - честность, результат - трагичность.

Трагизм Ницше.

Гибнет мир социальной культуры вследствие объективации и отчуждения, он превращается в личностно бессмысленные правила. Ницше зафиксировал это через мораль, по нему, мораль (это была господствующая в ту пору, христианская мораль) превращается в набор пустых и бессмысленных для человека требований.

Следовательно, если мораль бессмысленна, то жизнь людей полностью лишается смысла, либо находится смысл вне морали. А так как мораль есть важнейший элемент социальной культуры, то либо смысла вообще нет, либо он есть вне этой культуры. Напомним, что социальная культура есть культура товарного общества времен Ницше, это культура христианской церкви, отчасти остро конфликтующая с товарными ценностями в силу своей средневековости, а отчасти приспосабливающаяся к нему, а тогда поражающая любого честного человека своим цинизмом так же, как поражала цинизмом советская мораль 70-х гг.

Ницше выступает чистейшим антитрадиционалистом, таким, как Маркс или в XX в. Сартр. Он антитрадиционен, но по отношению к традиции XIX в., т.е. к церковно-клерикальной традиции. Ницше пишет:

"Философ требует от себя победить свое время, стать безвременным. Он ведет борьбу с тем, в чем является сыном своего времени" (Казус Вагнер).

Ницше постоянно теряет представление о смысле собственной жизни: "Высшие ценности теряют свою ценность, нет цели, нет ответа на вопрос "Зачем?" К этому присоединяется сознание, что мы не имеем права признавать какую-либо потусторонность, которая была бы божественным воплощением морали.

Метафора "Воли к власти"

Одна из важнейших его метафор: "Воля к власти" очень многозначна. "Воля к власти" может быть стремлением к выгоде и к силовому решению близлежащих проблем, как его поняли в Германии 30-х гг. Но это может быть - собранность и формирование разумного и личного отношения к жизни, потому что она включает и волю к власти над собой.

Что это такое, "воля к власти"? Вспомним, что речь идет о буржуазной культуре XIX в., о необходимости человека стать собой и освободиться от власти товара. Вспомним, что принцип диалоговой культуры еще не был осознан и сформулирован. Тогда воля к власти, это - именно стремление возобладать над тем, что тебя принуждает, стремление освободиться и утвердить себя в качестве свободного человека. Это - власть не политическая и не силовая, не биологическая (хотя именно биологически, под конец жизни, ее стал понимать сам Ницше), а именно моральная сила, стремление к свободе. Таково действительное значение воли к власти.

Но Ницше этого не осознает, он невольно подчиняется господствующему в его время методу объяснять все с помощью одного принципа, как у Гегеля, или у любимого им Шопенгауэра, как у отвергаемой им христианской церкви. Это уже в XX веке было осознанно, что принципов много.

Он возводит волю к власти в абсолют, связывает ее с удовольствием и неудовольствием и считает ее мировой и биологической по происхождению, вплоть до того, что соединяет ее с признаками удовольствия и неудовольствия. И в этом тоже его зависимость от своего века, от гигантской тогда популярности организмических теорий, представляющих и социум, и весь мир по аналогии с биологическим организмом, вслед за Г.Спенсером.

Наука XIX в. искала позитивные решения, все сводила к количественным параметрам, пригодным для технического строительства. Это сейчас наука этим не ограничивается, а тогда ограничивалась и философия, считая себя наукой, видела в ней образец. И Ницше, как и Маркс, усилил не моральное, а именно техническое содержание своего учения.

Ницше формулирует основные ценности христианства, которые ему приходится отвергать, он это делает в последней и при жизни неопубликованной работе "Воля к власти". Кстати, о самой работе: это - сводка фрагментов и черновых записей, которые обработала и привела в систему его сестра Элизабет Ферстер-Ницше уже после смерти самого Ницше. Эта работа по смысловому содержанию и художественной ценности значительно слабее предыдущих, можно только гадать, согласен был бы сам Ницше с нею или нет. Но там тоже есть блестящие фрагменты, выдающие руку мастера, а к тому же, история успела прочно связать эту работу с именем Ницше (особенно германская наука периода гитлеризма), так что ее не обойти. Итак, он там в самом начале перечисляет ценности христианства, служащие признаком его упадка. В "Антихристе" он говорил, например, о том, что беда христианства в сострадании слабому, над этим еще можно было подумать и найти в идее христианства достойный ответ. А что за ценности в "Воле к власти"? Христианство, по этому трактату, слабеет потому, что утверждает:

1) Человек как абсолютная ценность. Наличие у него смысла жизни и особая его роль в природе.

2) Возможность совершенства и свободы, осмысленность и возможность преодоления того, что человек считает злом.

3) Возможность познания истины.

4) Возможность относиться к себе с уважением. Христианская мораль была средством самосохранения человека и она противодействовала цинизму и нигилизму, а цинизм и нигилизм - главные признаки дальнейшего прогресса в освобождении от иллюзий.

Он замечает, что высшие ценности, которым должен служить человек и которые он объявляет божественными на самом деле социальны. Они были воздвигнуты над человеком как идеальный мир и возможность грядущего спасения от зла.

Перспектива общественной эволюции, по Ницше, моральна: цинизм и пессимизм - нигилизм - сверхчеловек.

Что такое "цинизм" и откуда берется "пессимизм"? Цинизм есть отвращение от воли к бытию. Человек не имеет бытия, если он полностью подчинен моралью и культурой как чуждым ему и бессмысленным для него правилам, но он не видит выхода. Отсюда неизбежным выводом становится пессимизм.

Цинизм заставляет человека ясно и отчетливо различать истинное положение вещей. Чаще всего, люди очарованы культурными ценностями. Циник не очарован, он хорошо знает им цену. Цена им ничтожна, потому, что большинство культурных ценностей условны. Циник по своим взглядам материалист. И поэтому цинизм, как моральный принцип эпохи, рождает нигилистическую культуру. Нигилизм рождается при открытии небожественности и неистинности культурных ценностей.

Не один Маркс понял фетишизм традиционалистского и товарного сознания. Ницше это тоже понял. И как Маркс, он пришел к заключению: это состояние - переходное. Но если у Маркса детально проработаны объективные условия освобождения людей от отчуждения и фетишизма, то Ницше пытался выстроить самое существенное, мораль сверхчеловека. Тут Маркс оказался осторожнее, он предчувствовал, что мораль социалистического общества должна возникать в диалоге индивидов, а поэтому о ней ничего сейчас сказать нельзя, и не писал на моральную тему.

Ницше тоже это предчувствовал, но был менее осторожен и схватился за угли голой рукой. У многих его читателей, особенно в Германии, появилась иллюзия, будто бы Ницше прямо говорит о том, что такое "сверхчеловек", что он это описывает с той же определенностью, с какой американцы позднее нарисовали образ "Батмена" и "Микки Мауза". Ницше пытался защититься от такого прочтения и писал в "Ecce homo":

"Ученики мои, теперь я ухожу один! Уходите и вы тоже одни. Так хочу я. Уходите от меня и защищайтесь от Заратустры! А еще лучше, стыдитесь его! Быть может, он обманул вас...

Плохо отплачивает тот учителю, кто навсегда остается учеником. Берегитесь, чтобы статуя не убила вас!"

Но его здесь-то как раз и не услышали, моральная тема слишком жгучая и привлекательная.

Метафора "Сверхчеловека"

Смысл работ Ницше - освобождение человека от лживости культуры XIX века и обретение им бытия собой, такой человек и есть сверхчеловек, он - сверх культуры XIX века и автоматически получает возможность обретения высших ценностей. Но реализует ли он эту возможность - это зависит от него, как сейчас это зависит от нас.

Он призывал каждого к самобытию, например, такими словами: "Выслушайте меня! ибо я такой-то и такой-то. Прежде всего, не смешивайте меня с другими"…

Вы еще не искали себя, когда нашли меня. Так поступают все верующие, поэтому вера так мало значит. Теперь я велю вам потерять меня и найти себя. И только когда вы все отречетесь от меня, я вернусь к вам".

Сверхчеловек Ницше тесно связан с метафорой "последнего человека" из его "Заратустры". Процитируем этот ироничный фрагмент полностью:

"Что такое любовь, что такое созидание? Что такое страсть? Что такое звезда"- Так вопрошает последний человек и недоуменно моргает глазами.

Земля стала маленькой и на ней копошится последний человек, который все делает таким же ничтожным, как он сам. Его род неистребим, как земляные блохи: последний человек живет дольше всех.

"Счастье найдено нами",- говорят последние люди, бессмысленно моргая.

Они покинули страны, где было холодно, ибо нуждались в тепле. Они еще любят ближнего и жмутся друг к другу - потому только, что им нужно тепло.

Болезнь и недоверчивость считаются у них грехом, ибо ходят они осмотрительно. Только безумец может натыкаться на камни и на людей!

Время от времени - немножко яду: он навевает приятные сны. И побольше яду напоследок, чтобы приятнее было умереть.

Они еще трудятся, ибо труд для них - развлечение. Но они заботятся о том, чтобы развлечение это не утомляло их чрезмерно.

Не будет уже ни бедных, ни богатых: ибо и то, и другое слишком хлопотно. И кто из них захочет повелевать? Кто повиноваться? То и другое, слишком хлопотно.

Нет пастыря, есть одно лишь стадо! У всех одинаковые желания, все равны; тот, кто мыслит иначе, добровольно идет в сумашедший дом.

"Прежде весь мир был безумным", говорят самые проницательные из них и бессмысленно моргают.

Все они умны, они все знают о том, что было: так что насмешкам их нет конца. Они еще ссорятся, но быстро мирятся - сильные ссоры нарушили бы их покой и пищеварение.

Есть у них и свои маленькие удовольствия: одно - днем, другое - ночью; но более всего они пекутся о здоровье. "Мы открыли счастье", - говорят последние люди и бессмысленно моргают".

Сверхчеловек у Ф.Ницше, это - истинно человеческое в человеке, какое человек достигает только самостоятельно, это его свобода, самостоятельность и умение быть самим собой и не зависеть от иллюзий любой социальной культуры.

Сверхчеловеческого состояния человек достигает сам. На этом основании Ницше, как и Маркса, кстати, в церковных кругах часто обвиняют в "человекобожии" как в действии на благо грядущего Антихриста. Но Бердяев не зря считал, что Бог, возможно, любит Ницше, как любил первых Богоборцев и назвал их своим народом.

Дело в том, что Ницше ничего не говорит о природе сверхчеловека: какая она, Божественная или происходит от падшего мира?

Поэтому "сверхчеловек" у Ницше всего лишь один из самых первых в истории философии открытых проектов будущего. Это - зеркало, глядя в которое, действительный человек узнает и выдает себя. - Кто он, всего лишь природный, а потому - "последний" человек, или в нем есть высшая "сверхчеловеческая" духовная потенция? А оставляя проект открытым, Ницше предоставил всем нам возможность свободного выбора между этими двумя альтернативами.

Итак:основная проблема Ф.Ницше, пафос его философии - призыв каждого человека к бытию собой и к индивидуальной свободе.

Метод его - честность. Книги его написаны метафорически в форме притч, его образы неоднозначны и открыты для читательского сотворчества. Каждый волен понимать его по-своему.

Его идея: критика человека XIX в. (образ "последнего человека" Заратустры). - Формирование образа "сверхчеловека", который есть открытый проект человека, достигшего свободы и научившегося быть собой. - Разработка метафоры "воли к власти" как моральной силы стремления к свободе и самобытию, к самоутверждению.

Учение Ницше ни в коем случае нельзя считать позитивным, пригодным для руководства практического или политического действия. Это - негативная концепция, вся сила которой в том, чтобы призвать людей быть честными перед собой, признать, что они грешны и никуда не годятся и показать им путь к высшему предназначению. Таким образом, антихристианство Ницше, это - особая форма целиком антиклерикального христианства.

Глупо принимать идеи Ницше как позитивную программу действий, их надо воспринимать как негативную программу освобождения от традиций. Победитель в борьбе за освобождение становится сверхчеловеком, а не тот, кто поставил своей задачей стать сверхчеловеком или с самого начала объявил себя им, и не тот, кто победитель на материальном или политическом жизненном поприще. Чтобы использовать идеи Ницше для позитивной научной, политической или нравственной программы, надо его не просто извратить, но абсолютно вывернуть наизнанку, или совсем не знать.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных