ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЛОГИКА И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКАКак показывает практика, умения и навыки работы учителя по изучению и формированию личности школьника приобретаются значительно позже и медленнее по сравнению со знанием школьного предмета и методикой его преподавания. У значительной части учителей установка на формирование у школьников знаний явно доминирует над установкой на слежение за психологическим развитием личности и коллектива. Такое узкое понимание к педагогической деятельности чревато серьезными ошибками 3. В условиях приоритета развития и формирования личности ребенка школа нуждается в достоверной психологической информации о личности каждого школьника, о каждом классном коллективе. Решить данную проблему можно только через осуществление психодиагностической работы, задачи которой состоят в получении информации о различных сторонах человеческой психики, от актуализации которых зависит успешность выполнения того ли иного вида деятельности, организация воспитательного воздействия, оптимизация планирования учебно-воспитательной работы. Данные психодиагностики дают возможность дополнить опыт и интуицию учителя, уточнить его знания. Психологическая диагностика предполагает обращение к различным методам исследования: эксперименту, наблюдению, анализу продуктов деятельности, опросным методам. Однако, особая роль отводится стандаргизированным средствам диагностики - различным тестам: тестам достижений, личностным тестам, тестам интеллекта и т.п. Все эти методы должны использоваться комплексно, дополнять и взаимно обогащать друг друга. Необходимо исключить одностороннюю и поверхностную интерпретацию полученных результатов. Итогом диагностического исследования учителя и школьного психолога должна быть психологическая информация о ресурсах учебно--воспитательного процесса, о личности каждого воспитанника и коллективе школьников. Эта информация является основой для выбора наиболее адекватных форм и методов работы с классом и отдельными учениками (4: 8; 9; 10).
3 Бодалев А А. Психология о личности. - М.: Изд-во МГУ, 1989. Получение психологической информации (т.е. изучение и измерение психологических свойств) о личности и коллективе школьников требует соблюдения логики психологического исследования, т.е. осуществления следующих этапов исследования: определение базового понятия (базовых понятий); выделение основных свойств (структурных компонентов) понятия, доступных изучению и измерению; постановка задач исследования; подбор методик; обработка, анализ и интерпретация полученных данных. На этой логической основе строится программа изучения личности школьника. Важно подчеркнуть, каждое психологическое исследование, осуществляемое учителем, с необходимостью требует такой программы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|