Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сводный бланк ответов




Номера вопросов     Наименование методик, использованных для исследования личности школьника
ПО ПД вск Терминальные ценности Инструментальные ценности
  + - -    
  + - -    
  + + -    
  - - +    
  + - +    
  - + -    
  + - +    
  + + -    
  - - -    
  + - _    
  + _ +    
  + - +    
  + - - jL,  
  + + -   J
  + + +   __ |
  + - -    
  + - +    
  + + -    
  + - -    
  + - +    
  - -' -    
  + - -    

Наименование методик, использованных для
исследования личности школьника

Номере вопрос* ПО ПД ВСК Терминальные ценности Инструментальные ценности
  +      
  4-   +    
  -   -    
  +        
  +   4-    
  +   -    
  -   -    
  +        
  +   '    
           
  +        
 

 

Суммарные значения основных показателей Опросник «Потребность в общении» (ПО)

ПО = 26 баллов (выше среднего)

Опросник «Потребность в достижении» (ПД)

ПД =13 баллов (выше среднего);

Опросник ВСК (волевой самоконтроль):

Общий индекс ВСК = 20 баллов (высокий); Настойчивость =13 баллов (высокая);

Самообладание =11 баллов (высокое).


ПРИМЕРНАЯ СХЕМА
ПСИХОЛОГИИЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА

Общие сведения об уроке: дата, школа, класс, предмет, тема урока, цель и тип урока, количество учащихся в классе., из них присутствовало на уроке.

Организационный момент урока и его влияние на психику школьников: характер требований учителя, ответная реакция учащихся, групповые и индивидуальные отклонения в поведении, общая настроенность учащихся на урок; дисциплина и организованность в начале урока; какие факты свидетельствуют о наличии или недостаточности взаимопонимания учителя и учащихся.

Психологический анализ опроса учащихся на уроке: В чём

проявился мобилизующий и направляющий характер вопросов учителя? Насколько соответствовали характеру вопросов ответы учащихся? На каком уровне — (знакомство, понимание, умение и навыки) — демонстрировали учащиеся свои знания? В каких случаях и почему возникали затруднения в ответах? С помощью каких педагогических приёмов эти затруднения снимались? Какие моменты в ответах учащихся свидетельствовали о глубине знаний, об их связи с жизнью, о творческом понимании изученного материала? По каким фактам можно оценить прочность знаний или их отсутствие, механически или осмысленно учащиеся усвоили заданный материал. Правильно ли истолковывались учащимися научные понятия, суждения, доказательство, опровержения, выводы? Какие приёмы способствовали активизации памяти, мышления в ходе опроса? Как учитель привлекал внимание учащихся к ответам опрашиваемых? Какими приёмами мыслительной деятельности владели отвечавшие? Умение учителя слушать ученика (исправлять, ставить дополнительные вопросы)? Насколько правильно учитель оценил знания'учащихся? Был ли проведён итог проверки знаний учащихся?

Психологический анализ процесса изучения нового материала на уроке:

Как была проведена психологическая подготовка учащихся к восприятию и усвоению нового материала?

Какие приемы учитель использовал для организации внимания и восприятия?

Какими приёмами была доведена цель урока до сознания учащихся?

Насколько учащиеся были заинтересованы предстоящей темой урока?

Какие приёмы объяснения помогали учащимся соорентироваться в новом материале? Как осуществлялось воздействие на память, на мышление и воображение учащихся с целью более глубокого усвоения материала? Какие моменты объяснения и почему вызвали положительные или отрицательные реакции у учащихся (в содержании, форме, объяснении, примерах и т. п.)? Какие приёмы использовал учитель для развития логического мышления и речи? Проводились ли сопоставления? Выяснялись ли причинные связи? Давалось ли образное представление об изучаемом? Как подводились учашиеся к выводам и обобщениям? Какие мыслительные операции отчётливо проявлялись на уроке: какие новые представления и понятия были сформированы на основе первичного

восприятия материала учащимися? Каким методом это достигалось? Какие упражнения проводились с целью выработки навыков учащихся?

Какие приёмы помогали активизировать внимание и восприятие, снять утомление, предотвратить отвлекаемоеть внимания? Насколько осуществлялась связь нового материала с уже известным? Характеристика изложения материала со стороны восприятия у учащихся моральных, интеллектуальных и эстетических чувств. Характеристика речи учащихся и отношения учителя к недостаткам в речи школьников.

Психологический анализ закрепления. Как проявились в процессе закрепления и осмысливания, понимание новых понятий, суждений и выводов, умение пользоваться знаниями для решения учебных и других задач? По каким признакам можно изучить проявление памяти, мышления, воображения и чувств учащихся? В чём проявилась диалектичносгь мышления? Чем определялась и в чём проявилась активность учащихся при закреплении? Элементы соревновательности в процессе закрепления. Была ли связь воспроизведения нового материала е творчеством учащихся, в чём она проявилась? Какими приёмами и насколько успешно проводилось закрепление знаний и умений.

Психологический анализ задания на дом: Как учитель формировал установку на выполнение домашнего задания? Чем мотивированы объём задания? Как соотносятся в домашнем задании теоретическая и практическая часть, новые знания и опора на прежний опыт? Как и в чём учитель проявил дифференцированный подход к учащимся в момент задания? Доступность задания и чёткость его комментирования учителем. Какие вопросы по домашнему заданию ставили учащиеся и о чём они свидетельствуют? В чём выразился интерес учащихся к домашней работе, какие эмоциональные реакции удалось заметить? Были ли приняты во внимание индивидуальные и возрастные особенности учащихся? В какой степени задание на дом было направлено на упрочнение знаний, на развитие у школьников навыков самостоятельной работы. Как был закончен урок? Были ли сделаны необходимые выводы в конце урока?

Психологический анализ особенностей поведения учителя на уроке. Дать характеристику действий и состояний учителя с психологической точки зрения. Умение руководить индивидуальной и коллективной деятельностью учащихся (ставить цель, задачи, доступно объяснять сложные вопросы, организовывать работу с книгой, пособиями, использовать меры поощрения и наказания). Степень владения информационными, ориентационными и другими педагогическими умениями.

Проявление такта и доброты, лояльности учителя, требовательности к себе и учащимся, умение повышать эмоциональный тонус и работоспособность учащихся.

Правильность, логичность, темп, тон, эмоциональная насыщенность, образность речи учителя. Умение воздействовать словом и образом на сознание и поведение учащихся.

Внешний вид, осанка, уравновешенность, организованность поведения учителя, манера держаться в классе, демократичность отношений с учащимися, самоконтроль, самодисциплина. Требовательность учителя. Социально-психологическая оценка авторитета и влияния учителя на учащихся. В какой мере урок содействовал сплочению детского коллектива.

Общий вывод об уроке. Насколько полно раскрыта тема и в какой мере осуществлена цель урока? Оценка урока со стороны его влияния на развитие психики учащихся. Общая оценка его образовательной и воспитательной ценности.

Добился ли учитель сознательного и активного отношения к усвоению знаний, формированию умений и навыков? В какой мере учитывал учитель психологические закономерности познавательной деятельности, индивидуальные и возрастные особенности школьников? Насколько эффективно использовались учителем технические средства и наглядные пособия на уроке? Какие положительные массовидные явления были вызваны у учащихся (подражание, соревнование, внушение и т. п.)? Какие выявлены недостатки в проведении урока? Имело ли место нарушение дисциплины? Какими путями поддерживалась дисциплина?


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Березкина, О.П. Социально-психологическое воздействие СМИ: учеб, пособие для вузов / О.П. Березкина.— М.: Академия, 2009.

2. Майерс, Д. Социальная психология: учеб, пособие / Д. Майерс.— 7-е изд. — СПб.: Питер, 2009.

3. Немов Р.С. Общая психология: [учебник для вузов] / Р.С.Немов.— СПб.: Питер, 2008.

4. Немов Р.С. Социальная психология: [учеб, пособие] / Р.С. Немов, И.Р. Алтунина.— СПб.: Питер, 2008.

5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник, доп. МО РФ / Л.Ф.Обухова.— М.: Высшее образование: МГППУ, 2008.

6. Почебут, Л.Г. Социальная психология: [учеб, пособие] / Л.Г. Почебут, И.А. Мейжис.— СПб: Питер, 2010.

7. Сарычев С.В., Логвинов И.Н. Педагогическая психология. Краткий курс. - СПб.: Изд. дом «Питер», 2006.

8. Социально одаренные дети: путь к лидерству / Чернышев А.С., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В. - Курск: Изд-во КГУ, 2006.

9. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. — М., 2006.

10. Чернышев А.С. Организованность и лидерство в молодёжных группах: теория, эксперимент, практика: избранные труды. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та. - 2006.

II.Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. - Москва: Изд-во Московского психолого-социального

института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2010.

12. Чернышев А.С., Гребеньков Н.Н., Дымов Е.И. и др. Психологические основы педагогической практики студентов. - М.: Педобщество России, 2000.

13.Чернышев А.С., Гребеньков Н.Н., Корнев А.В., Сарычев С.В. Компьютерная экспресс психодиагностика личности и коллектива школьников: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2003.

14.Чернышев А.С., Гребеньков Н.Н., Корнев А.В., Форопонова О.А., Еремина А.Н. Методическое пособие по контролю (самоконтролю) готовности студентов-психологов к итоговой государственной аттестации. Темы и тестовые задания (с ответами). - Курск.: Курск, гос. ун-т, 2010.

15.Чернышев А.С., Корнев А.В., Форопонова О.А., Гребеньков Н.Н., Еремина А.Н. Компьютерные технологии для самостоятельной работы студентов по психологии: учеб, пособие для работы в компьютерном классе. - Курск: КГУ, 2009.

16.Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лобков Ю.Л., Елизаров С.Г., Беспалов Д.В. Динамика мироощущения подростков и юношей в изменяющейся России (на рубеже XX-XXI в.в.). - Курск, гос. ун-т. - Курск, 2010.

17.Эльконин Д.Б.. Психология развития: учеб, пособие для вузов, рек МО РФ.— М.: Академия, 2007.


ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. Веб-сайт кафедры психологии Курского госуниверситета [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kursk-psychol.narod.ru

2. Веб-сайт фотографий кафедры психологии Курского госуниверситета

[Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://picasaweb.google.com/sarychev07

3. Газета «Школьный психолог» издательского дома «1 сентября» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psy.lseptember.ru

4. Журнал «Вопросы психологии» ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.voppsy.ru/

5. Институт психологии РАН [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ipras.ru/

6. KaTanor@Mail.ru Психология [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://list.mail.rU/10199/l/0_l_0_l.html

7. Московский городской психолого-педагогический университет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mgppu.ru/

8. Портал психологических изданий PsyJoumals.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyjournals.ru/index.shtml

9. Психологическая газета [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psy.su/

10. Психологический словарь на psy.webzone.ru [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psi.webzone.ru/index.htm

11. Российское психологическое общество [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rpo.sfedu.ru/

12. Социально-психологические ресурсы на портале А. Я. Психология [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://azps.ru/articles/soc/

13. Факультет психологии Московского госуниверситета [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psy.msu.ru/

14. Факультет психологии Санкт-Петербургского госуниверситета [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.psy.pu.ru/

15. Факультет психологии Южного федерального университета

[Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://dbs.sfedu.ru/www/rsu$elements$.info?p_esid= 19000000000000

16. Федерация психологов образования России [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.rospsy.ru/

17.Social Psychology Network [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.socialpsychology.org/

18.Society for Personality and Social Psychology [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.spsp.org/.

19. YAHOO! Social psychology [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dir.yahoo.com/Social_Science/Psychology/Branches/Social_ Psychology/

20. Американская психологическая ассоциация [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.apa.org/


Игорь Николаевич Логвинов
Сергей Владимирович Дроздов
Елена Вячеславовна Беляева
Юрий Леонидович Лобков

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

БАКАЛАВРОВ

Сдано в печать 30.01 Л 5
Подписано в печать 31.01.15
формат 1/16 Уел. п. л. 3,25
Бумага писчая № 1
Тираж 100
Отпечатано

в ОБУ К «Участок оперативной полиграфии»
ул. Ленина, 26






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных