Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Философский рационализм Декарта




Начинает же он с тотального скептицизма. Любое утвержде­ние о мире, Боге и человеке можно подвергнуть сомнению. Нельзя сомневаться только в одном — в самом факте сомнения. Следовательно, единственная неоспоримая вещь на свете — са­мо сомнение, а это есть мышление. Отсюда знаменитый посту­лат Декарта: «Cogito ergo sum» («Мыслю, следовательно, существую»). Второй субстанцией, составляющей основу нашего мира, объявляется материя с ее основным атрибутом, который Декарт называет «протяженность».). Двойственным мир оказывается потому, что между двумя субстанциями нет ничего общего.

Мысль не может ни ограничить протяженную вещь, ни вообще как-либо взаимодействовать с ней, равно как и наобо­рот. Они как бы свободно проникают друг в друга, не соприка­саясь. (Это типичный пример философского дуализма.)

13. На примере Канта и Гегеля обсудите основные темы немецкой классической философии.

Представители идеализма-Кант и Гегель

В формировании фил. Позиции Канта выделяют 2 периода:

-докритический

-Критический

Докритический период

-связан с естественно-научными интересами Канта

-«Всеобщая естественная история и теория неба»-его труд

-гипотеза Канта-Лапласа

Критический период

-попытка реформирования всего фил знания

-свою реформу фил знания формирует в виде 3 простых вопросов:1-что я могу знать(3 позновательных способностей-чувственное познание, рассудочное, разум) 2-что я должен знать 3-на что я смею надеяться

 

A priori-из предшествующего опыту

A posteriori-из последующего опыта

«Вещь в себе»-то явление этого мира, которое я постигаю с помощ своих органов чувств

ГЕГЕЛЬ-второй энциклопедист после Аристотеля

-все бытие вцелом представляет грандиозный исторический процесс развития и реализации возможностей некоего мирового разума(духа), которого он называет абсолютом

-объективный идеализм-духовная позиция Гегеля

-процесс реализации мира духа проходит 3 ступени:1-логика(абс идея) 2-природа 3-дух

-Гегель является представителем диалектического метода в фил(диалектика-теория развития, в основе которого лежит единство и борьба противоположностей

-диалектика Гегеля выражена в 3 понятиях:

1-утверждение(тезис)

2-отрицание этого утверждения

3-синтез(отрицание отрицания). Все бытие Гегель пытается подчинить этой триаде: бытие(тезис)-небытие(антитезис)-становление(синтез)

14. Обсудите основные направления в философии XX века.

Философия XX в. -- это множество самых различных направлений философствования, многие из которых пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться в соответствии с современными реалиями. Эти новые явления нашего времени, естественно, порождают и совершенно новые, оригинальные направления философской мысли. Среди всего этого многообразия есть очень влиятельные, мировые школы, есть узкие, частые направления, но все вместе они продолжают мировую историю философии, основывающуюся на традициях, обогащающуюся новациями и никогда не ос­танавливающуюся в своем развитии.

Вместе с тем, эти философские школы и направления отражают ряд общих тенденций развития человечества, характерных для нашего времени:

* все более пристальное внимание к человеку как главному предмету философии;

* беспокойство за судьбы человечества, сомнение в правильности выбранного им пути развития, поиски и предложения новых стратегических ориентиров;

* глобальные проблемы человечества;

* анализ человечества как единого целого в параллелях с природой, Космосом, Богом, борьба интеграционных и националистически-региональных тенденций развития цивилизации;

* углубление формалистических исканий;

* вечный поиск смысла и основ жизни, выдвижение культурно-духовных оснований как приоритетных для дальнейшего развития человечества и многие другие проблемы.

Герменевтика. Само название этого философского направления означает понимание текста, искусство его интерпретации. Но философские герменевтики (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей, Г. Гадамер и др.) значительно расширяют это понятие за счет расширительного толкования обеих частей его определения. Текст для них -- это любая культурная, жизненная информация, а его понимание -- это способ существования познающего эту информацию.

Понимание -- вообще основная категория герменевтики, метод философии. Оно может осуществляться только через диалог, опять же трактуемый расширительно, как общение с текстом. В диалоге всегда участвуют сам текст, его интерпретатор и Время. Интерпретатор трактует текст через исторический контекст, в котором он находится; этот контекст герменевтики называют «предпониманием». Иными словами, он понимает текст по-своему, исходя как из личного, так и из «средового» опыта.

Понимание -- средство достижения согласия и преемственности. Мы «понимаем» в тексте и традиции прошлого, и бытие этого прошлого в настоящем, и опыт для преобразования настоящего в будущее, для развития. Диалог такого рода есть способ существования и развития науки, прежде всего философии, которая опирается на рациональные методы познания и учитывает исторический контекст. Большое значение в герменевтике придается языку, через который передается и понимается жизненный опыт.

Философская антропология. Изучением человека философия занималась с древних времен. В этом смысле родоначальником философской антропологии можно считать Сократа. На протяжении всей истории философии проблема Человека поднималась постоянно. Более того, особенно в последние столетия наблюдается тенденция усиления интереса к человеческой проблематике.

Выразителем этого интереса в наши дни является направление философской антропологии, основными представителями которого можно назвать М. Шелера, А. Гелена, М. Плесснера, Э. Ротхаккера и др. Естественно, что в центре внимания их философствования находится человек, а основную задачу они видят в создании целостной, интегральной концепции человека.

Философские антропологи рассматривают человека прежде всего как душевно-духовное существо, отводя разумным началам в нем второстепенное место. Поскольку духовные качества индивидуальны и имманентны личности, общество, как унифицирующая сила, противостоит человеку. Межличностное общение -- это прежде всего общение Я и Ты на основах сопереживания, общности языка и поиска психических совпадений и аналогий.

Философы этого направления в своих исследованиях идут не от общества к человеку, а наоборот: на их взгляд, все философские, общественные и другие проблемы решаются через изучение человека. В то же время они практически отказываются рассматривать сущность человека -- он выступает в их концепциях постоянно развивающимся, еще не завершенным, не поддающимся однозначным определениям.

15. Обсудите особенности, характеризующие философские воззрения русских мыслителей.

1. Первой и главной особенностью русской философии является ПРЕИМУЩЕСТВЕННО РЕЛИГИОЗНЫЙ, А ПОДЧАС РЕЛИГИОЗНО-МИСТИЧЕСКИЙ, РЕЛИГИОЗНО- СИМВОЛИЧЕСКИЙ ЕЕ ХАРАКТЕР, т.е. ДЛИТЕЛЬНОЕ ГОСПОДСТВО В НЕЙ РЕЛИГИОЗНЫХ ФОРМ СОЗНАНИЯ, ПОСТОЯННЫЙ ПОИСК СМЫСЛА И ЗНАЧЕНИЯ ХРИСТИАНСКИХ ИДЕЙ ДЛЯ

ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И КУЛЬТУРЫ.

2. Вторая характерная черта русской философии: ПРЕДЕЛЬНЫЙ ДУАЛИЗМ,

АНТИНОМИЗМ (антиномия - противоречие между двумя взаимоисключающими

положениями, одинаково убедительно доказуемыми логическим путем) В

ПОНИМАНИИ МИРА, ЧЕЛОВЕКА И ИСТОРИИ как следствие непреодоленного до конца противостояния языческих и христианских истоков русской культуры. 3. В качестве третьей отличительной черты русской философии необходимо отметить СПЕЦИФИКУ САМОГО СТИЛЯ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ. В западной философии с

XVII в. господствующим стал чисто рационалистический, "научный" метод изложения, достигший апофеоза у представителей немецкой классической философии. В русской философии рационалистический метод никогда не был основным, более того, для многих мыслителей он представлялся ложным, не дающим возможности дойти до сути главных философских проблем. В ней, в соответствии с русским духовным характером, ведущим оказался эмоционально-образный, художественный стиль философствования, отдающий предпочтение ярким художественным образам и аналогиям, интуитивным прозрениям, а не строгим логическим рассуждениям. Это особенно характерно для В. С. Соловьева и его философских наследников - Н.Бердяева, С.Франка, И. Ильина, П. Флоренского и др.

4. Из третьей вытекает еще одна, четвертая, особенность русской философии: она являлась ФИЛОСОФИЕЙ ЖИЗНИ в полном смысле этого слова.

5. Затянувшееся господство крепостничества и самодержавия вызвало к жизни ОСОБЫЕ ФОРМЫ ИДЕОЛОГИИ, либо незнакомые другим государствам, либо не получившие в них подобного развития: идеология дворянских революционеров, революционный крестьянский демократизм, включая народничество, славянофильство и западничество, толстовство.

6. Сопоставление условий русской жизни с жизнью передовых европейских стран неизбежно породило в нашей философии одну из самых острых проблем общественной мысли - ПРОБЛЕМУ РОССИИ И ЗАПАДА.

16. Обсудите с философских позиций основные глобальные проблемы современности и возможные сценарии будущего человечества.

. К глобальным проблемам в первую очередь относятся:

- Проблема предотвращения войны и утверждения мира на земле.

- Проблемы, вызванные экологическим кризисом.

- Демографические проблемы (популяционистские и депопуляционистские).

- Проблемы человеческой духовности (образования, здравоохранения, культуры) и бездуховности (потери общечеловеческих ценностей как внутренних ориентиров человека).

- Проблема преодоления отрицательных последствий НТР, компьютерной революции, информационного взрыва.

- Проблема преодоления человеческой разобщенности, вызванной различным экономическим, политическим, духовным развитием стран и народов.

 

17. Обсудите вопрос о научном и вненаучном знании. Покажите критерии научности знания.

Понятие науки

Основной формой познавательной деятельности, главным ее «носителем» является наука. До Нового вре­мени не было условий для формирования науки как системы знания, своеобразного духовного феномена и социального института. До этого существовали лишь элементы, предпосылки науки, но не сама наука как указанное триединство. Как цело­стная органическая система трех названных своих сторон, она возникла в Новое время, в XVI—XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства. С этого времени наука начинает развиваться относительно самостоятельно. Од­нако она постоянно связана с практикой, получает от нее им­пульсы для своего развития и в свою очередь воздействует на ход практической деятельности, опредмечивается, материали­зуется в ней. Превращаясь в непосредственную производитель­ную силу, наука приобретает важное социальное значение, спо­собствует развитию самого человека.

 

Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение ис­тины и открытие объективных законов.

 

Отражая мир в его материальности, наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его зако­нах. Вместе с тем она разделяется на множество отраслей зна­ния (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения материи они изучают. По предмету и методу познания можно выделить на­уки о природе — естествознание; обществе — обществознание (гуманитарные, социальные науки); познании и мышлении — логика, гносеология, диалектика. Отдельную группу составля­ют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика.

 

Основные особенности научного познания (критерии науч­ности):

1.Основная задача научного познания — обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на об­щие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций, в форме идеализированных объектов.

 

2.Непосредственная цель и высшая ценность научного позна­ния — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не
без участия живого созерцания и внерациональных средств. Отсюда характерная черта научного познания — объективность. Однако надо иметь в виду, что активность субъек­та — важнейшее условие и предпосылка научного познания.

 

3.Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике, быть «руководством к действию» по изменению окружающей действительности и управлению реальными процессами. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать», и не только в настоящем, но и в будущем.

 

4.Научное познание есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и дру­гих идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или, что более характерно, — искусственном (математическая символика, химические формулы).

 

5.В процессе научного познания применяются такие специ­фические материальные средства, как приборы, инструмен­ты, другое так называемое «научное оборудование». Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная формальная логика, диалекти­ка, системный, кибернетический, синергический и другие общенаучные приемы и методы.

 

6.Для научного познания характерны строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т.п.

 

7.Для науки характерна постоянная методологическая реф­лексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выяв­ление их специфики, свойств и связей всегда в той или иной мере сопровождается осознанием самих исследовательских процедур, т. е. изучение используемых при этом методов, средств и приемов, при помощи которых познаются дан­ные объекты.

 

В современной методологии выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним, кроме названных, такие, как внутренняя системность знания, его формальная непроти­воречивость, открытость для критики, свобода от предвзятос­ти, строгость и т.д. В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими.

 

Вненаучное знание

Кроме научного, существуют и другие формы знания и познания, которые не укладываются в выше­перечисленные критерии научности. О некоторых из них уже ранее шла речь — обыденное, философское, религиозное, ху­дожественно-образное, игровое и мифологическое познание. Кроме того, к вненаучным формам познания относят также магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, мистическое и эзотерическое познание, так называемые «оккультные науки» и т.п. А это значит, что теория познания не может ограничиваться анализом только научного знания, а должна исследо­вать и все другие его многообразные формы, выходящие за пределы науки и критериев научного знания.

В современной теоретико-методологической литературе (Т. Г. Лешкевич, Л. А. Мирская и др.) определяют следующие формы вненаучного знания:

1. Ненаучное, понимаемое как разрозненное, несистематизи­рованное знание, которое не формализуется и не описыва­ется законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира;

 

2. Донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной ба­зой научного;

 

3. Паранаучное как не совместимое с имеющимся гносеологи­ческим стандартом. Широкий класс паранормального (от греч. пара — около, при) знания включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями;

 

4. Лженаучное как сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука представляет собой ошибочное знание;

 

5. Квазинаучное знание ищет себе сторонников и привержен­цев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях строго иерархичной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим;

 

6. Антинаучное как утопичное и сознательно искажающее пред­ставления о действительности. Приставка анти- обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. Это как бы подход с «противоположным знаком»;

 

7. Псевдонаучное знание представляет собой интеллектуаль­ную активность, спекулирующую на совокупности популяр­ных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс.

 

18. Объясните структуру научного познания, обсудите его методы и формы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных