Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В чем заключается специфика бытия вещей, их свойств и отношении? Каковы особенности универсальных свойств материи: пространства и времени?




Неотъемлемым свойством материального, вещного бытия является его структурность, расчлененность на отдельные части, элементы. Дискретность материального бытия с неизбежностью порождает и другую особенность его существования — наличие отношений, связей между отдельными материальными объектами. Бытие любой вещи включает, таким образом, наличие той или иной связи с другими вещами. Это необходимый признак вещи, свойство ее бытия.

Понимание специфики бытия вещей оформляется с помощью категорий пространства, времени и движения, которые выражают важнейшие универсальные характеристики, необходимые свойства вещей, их атрибуты.

Атрибут пространства характеризует определенный порядок существования вещей, а категория времени — их изменчивость.

В обыденной жизни эти понятия не вызывают трудностей. Но при более глубоком их рассмотрении возникают некоторые интересные и спорные вопросы.

В истории философии вопрос о сущности этих понятий и их соотношении с понятием «материи» вызывал много споров.

Из опыта известно, что каждый из нас обладает чувством времени. Это чувство отражает ритмы работы нашего сердца, легких, мозга. Вместе с тем известно, что это чувство неточно, субъективно, относительно.

24. Обсудите философские позиции понятий пространства и времени. Покажите взаимосвязь материи, движения и развития с пространством и временем. В чем заключается специфика бытия вещей, их свойств и отношении? Каковы особенности универсальных свойств материи: пространства и времени?

Неотъемлемым свойством материального, вещного бытия является его структурность, расчлененность на отдельные части, элементы. Дискретность материального бытия с неизбежностью порождает и другую особенность его существования — наличие отношений, связей между отдельными материальными объектами. Бытие любой вещи включает, таким образом, наличие той или иной связи с другими вещами. Это необходимый признак вещи, свойство ее бытия.

Понимание специфики бытия вещей оформляется с помощью категорий пространства, времени и движения, которые выражают важнейшие универсальные характеристики, необходимые свойства вещей, их атрибуты.

Атрибут пространства характеризует определенный порядок существования вещей, а категория времени — их изменчивость.

В обыденной жизни эти понятия не вызывают трудностей. Но при более глубоком их рассмотрении возникают некоторые интересные и спорные вопросы.

В истории философии вопрос о сущности этих понятий и их соотношении с понятием «материи» вызывал много споров.

Из опыта известно, что каждый из нас обладает чувством времени. Это чувство отражает ритмы работы нашего сердца, легких, мозга. Вместе с тем известно, что это чувство неточно, субъективно, относительно.

Основываясь на этом опыте, философы-материалисты утверждают, что пространство, время и движение не существуют вне материи, являются ее свойствами и потому — относительны.

Философы-идеалисты, напротив, считают, что пространство, время и движение существуют независимо от материи, от вещей и являются самостоятельными сущностями, модификациями духа. Иначе говоря, для этих философов данные категории абсолютны.

В новейшей философии преобладает первый из указанных подходов. Ныне признается, что понятия «пространства», «времени», «движения» возникли из нашего опыта, наших постоянных наблюдений, т.е. в них много субъективного, относительного.

Так, пространство возникает из наблюдений, что каждая вещь имеет определенную протяженность, объем, высоту, ширину, глубину. Каждая вещь занимает определенное место. Множество вещей существуют рядом друг с другом, граничат с чем-то. Пространство, следовательно, характеризует протяженность, порядок существования вещей, их позицию по отношению к другим материальным объектам. Оно имеет три измерения: высоту, ширину и глубину. Пространство однородно, т.е. каждая из его частей имеет те же качества, что и другая.

Но каждая из вещей, помимо указанных характеристик имеет еще и определенное временное измерение. Это их свойство иногда называют четвертым измерением. Категория времени также основывается на нашем опыте, наблюдениях. Например, мы постоянно видим, что каждая вещь, явление имеют свою длительность, скорость протекания, свой ритм, темп, сменяемость, повторяемость. Каждая вещь имеет начало и конец существования, не все явления существуют сразу, а есть определенная последовательность в смене событий — прошлое, настоящее, будущее. Время как раз и характеризует всеобщее свойство вещей и событий иметь длительность, определенный порядок смены друг друга. Время однонаправлено, необратимо, его нельзя остановить или повернуть вспять. Каждое ушедшее мгновенье уже никогда не повторится.

Пространство и время являются сложнейшими философскими категориями. Это заметил уже Августин Аврелий (354— 430): «Что обыкновенно бывает у нас предметом разговора как не время? И мы, конечно, понимаем, когда говорим о нем или слышим от других. Что же такое... время? Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняюсь; но как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик».

Особенно сложно представить такие свойства пространства и времени, как их абсолютность и относительность. В современной трактовке эти понятия выглядят так.

Абсолютность пространства и времени состоит в том, что они являются всеобщими и необходимыми свойствами существования материи.

Относительность их выражается в том, что пространственные структуры и ритм времени определяются состоянием движущейся материи, материальных объектов, физических полей, позицией наблюдателя и т.п. Это положение подтверждается теорией относительности А. Эйнштейна, современной экспериментальной физикой.

Относительность времени представить сложно. Лучше всего это сделать путем сравнения, временных характеристик разных материальных объектов, процессов.

Так, историческое время, т.е. время существования цивилизованного человеческого общества, составляет примерно 6 тыс. лет.

Предысторическое время, т.е. время становления человека в период до появления первых цивилизаций, исчисляется несколькими сотнями тысяч лет.

Геологическое время, т.е. время становления планеты Земля, составляет несколько миллиардов лет.

Космическое время для нас бесконечно, хотя ныне существует мнение, что и оно имеет свою точку отсчета в виде момента «Большого взрыва», рождения бытия из небытия, происшедшего около 20 млрд. лет тому назад.

Для того чтобы осмыслить соотношение указанных типов времени, нужно допустить, что человек существует на Земле полмиллиона лет и условно предположить, что эти полмиллиона лет равны одному дню. Тогда шеститысячелетняя мировая история составит всего-навсего 16 последних минут этого дня.

Таким образом, масштабы исторического, предысторического, геологического времени почти несоизмеримы, относительны, «привязаны» к тем объектам, свойством которых они являются. То же самое можно сказать и о пространственных свойствах разных объектов, например, микромира, макромира и мегамира.

  1. Следовательно, понятия «пространства», и «времени» тесно связаны с материей, неотделимы от нее. Каждый из нас живет в своем, определенном пространстве - времени.

Неотделимо от материи и еще одно ее универсальное свойство — движение.

 

25. Обсудите с философских позиций понятия движение и развитие. Раскройте принцип диалектики в философии. Движение — универсальное свойство материи, но оно в свою очередь обладает рядом признаков, качеств, собственных свойств. Перечислим важнейшие из них.

Движение объективно, т.е. оно существует независимо от
сознания человека. Иначе говоря, причина движения, изменения материи заключена в ней самой. Отсюда вытекает и положение о бесконечности взаимопревращений материи как субстанции вечной и бесконечной.

Движение характеризуется и таким качеством как всеобщность. Это означает, что в природе нет таких явлений, которые были бы лишены движения, а само существование материальных объектов во всех своих моментах и связях определяется движением.

Современная философия отвечает и на вопрос об источнике движения, усматривая его в борьбе объективно существующих в предметах противоположностей, таких, например, как действие и противодействие в механическом движении, более низкая и более высокая температура в тепловом движении, положительный и отрицательный заряд в электричестве, полярные интересы отдельных людей и их объединений в общественном развитии.

И, наконец, еще одно качество движения определяется как его абсолютность. Конечно, современная философия не отвергает существования в мире моментов устойчивости, равновесия, покоя, стабильности. Однако при этом подчеркивается относительный характер таких состояний материальных объектов. Покой есть лишь момент движения, он преходящ, временен, относителен. О покое можно говорить только по отношению к определенной точке отсчета, при более широком взгляде покой всегда оказывается лишь моментом движения.

Многообразие мира, форм его движения породили потребность в упорядочении, классификации конкретных форм движения материи, которые тесно связаны со своим носителем. Так, Ф. Энгельс выделял из множества форм пять основных: механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную.

Сегодня эта классификация выглядит устаревшей. Современная наука значительно углубила и конкретизировала представления о формах движения материи. В настоящее время эта классификация включает в себя такие основные формы, как пространственное перемещение; электромагнитное движение, определяемое взаимодействием заряженных частиц; гравитационную форму движения; ядерное взаимодействие; химическую форму движения как процесс взаимодействия молекул и атомов; геологическую форму движения, связанную с изменениями в материках, слоях земной коры; биологическую форму движения; социальную форму движения.

Несомненно, что дальнейшее развитие науки будет вносить новые коррективы в ныне существующую классификацию.

Научная классификация форм движения материи помогает понять несостоятельность механических попыток сведения высших форм движения к низшим: социальных — к биологическим, биологических — к физико-химическим и т.п. На практике эта несводимость подтверждается малой результативностью попыток создания «человека-робота», электронных аналогов человеческого мозга и т.п.

Изучение проблем структуры бытия, материи и ее свойств является необходимой предпосылкой формирования того или иного миропонимания. Вместе с тем полная картина бытия, действительности включает не только материальное, но и идеальное духовное бытие. Анализ сущности идеального в некоторых отношениях представляется для теории и практики даже более значимым, чем рассмотрение проблем материи.

Обосновывая эту мысль, русский философ начала XX в. Л. И. Шестов писал: «Материя — на самом деле самая покорная, поддающаяся человеку сущность. Вся беда, вся трагедия человечества не в ней, а в идеях. Самый страшный враг всего одушевленного — не косная материя... самый страшный и беспощадный враг — это идеи. С идеями и только с идеями нужно бороться тому, кто хочет преодолеть ложь мира».

Поэтому для формирования цельного философского мировоззрения необходим также анализ сущности и форм идеального бытия, человеческого сознания, мышления, языка.

Развитие.

Во Вселенной нет ничего окончательно завершенного. Все находится в пути к иному. Развитие — это определенно направленное, необратимое изменение объекта: или просто от старого к новому, или от простого к сложному, от низшего уровня ко все более высокому.

Развитие необратимо: через одно и то же состояние все происходит лишь однажды. Невозможно, скажем, движение организм от старости к молодости, от смерти к рождению. Развитие — это двойной процесс: в нем уничтожается старое и на его месте возникает новое, которое утверждает себя в жизни не путем беспрепятственного развертывания своих потенций, а в суровой борьбе со старым. Между новым и старым есть и сходство, общее (иначе мы имели бы лишь множество не связанных между собой состояний), и различие (без перехода к чему-то другому нет развития) и сосуществование, и борьба, и взаимоотрицание, и взаимопереход. Новое возникает в лоне старого, достигая затем уровня, не совместимого со старым, и последнее отрицается. Старое рано или поздно должно умереть, чтобы молодое могло жить. Вечная игра жизни безжалостна, как смерть, неотразима, как рождение. Помните у А.С. Пушкина:

...у гробового входа

Младая будет жизнь играть...

Наряду с процессами восходящего развития существует и деградация, распад систем — переход от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному, понижение уровня организации системы. Например, деградация биологических видов, вымирающих в силу невозможности приспособиться к новым условиям. Когда деградирует система в целом, это не значит, что все ее элементы подвергаются распаду. Регресс — противоречивый прогресс: целое разлагается, а отдельные элементы могут прогрессировать. Далее, система в целом может прогрессировать, а некоторые ее элементы — деградировать, например прогрессивное развитие биологических форм в целом сопровождается деградацией отдельных видов.

Старое — это прежде всего возрастное понятие: старый дуб, старая истина, старая картина и т.п. Под старым имеется в виду и то, что устарело, отжило свои век и потеряло право на существование, что превратилось в тормоз развития той или иной системы. Новое вообще — это просто иное, чем то, что было. Новое это совсем не обязательно что-то более совершенное: оно может быть и более совершенным, и на том же уровне совершенства, что и старое, и даже на более низком уровне. Под новым подразумевается также и то, что стимулирует развитие, а не тормозит его. Это — типично новое. Оно выражает общую тенденцию развития; нетипично новое составляет боковую ветвь или просто до того не имевшее места свойство. «Простое» и «сложное» — это соотносительные понятия. Например, строение амебы проще, чем строение обезьяны, а жизнь современного общества значительное сложнее жизни первобытного стада. Аналогичным образом обстоит дело и с понятиями «низшее» и «высшее». Более высокий уровень развития объекта характеризуется тем, что его движение значительно богаче: оно происходит в более многообразных формах

Во Вселенной в целом значительное место занимают циклические процессы, например взаимопревращение элементарных частиц. Если в одних конкретных системах Вселенной преобладает д0ступательное развитие, то в других возможна деградация. Согласно современным представлениям, известная науке ветвь поступательного развития состоит из дозвездной, звездной, планетной, биологической, социальной и гипотетической метасоциальной ступеней структурной организации сущего.

Принцип развития имеет огромное методологическое значение. Чтобы проникнуть в тайну вещи, нужно разведать тайну ее происхождения. Правильное понимание истории становления явления помогает уяснить суть развитого явления. Вместе с тем по мере углубления в настоящее состояние объекта мы открываем все новые углы зрения на прошлое: низшие формы развития лучше понимаются лишь в свете тех тенденций, которые полностью выявляются на уровне зрелого состояния изучаемого объекта.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных