ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Какие формы бытия традиционно выделяются в философии? Как они характеризуются современными философией и наукой?Формы бытия. Какой бы смысл (материалистический, идеалистический, иррациональный) ни вкладывался в категорию «бытия», в аналитических целях обычно выделяют несколько форм бытия, т.е. своеобразных «слоев» реальности, имеющих специфические особенности существования. К таким формам, как правило, относят: • бытие природы (вещей, процессов, состояний); • бытие социального (включающее в себя как бытие общества в целом, так и бытие отдельного человека); • бытие духовного, идеального (подразделяющееся на субъективное идеальное, т.е. сознание индивида и объективное идеальное, т.е. над индивидуальные его формы). Подчеркнем, что данные формы бытия вычленяются исключительно в познавательных целях, для удобства анализа. Самостоятельны они только в абстракции, в теории. В реальности же они неотделимы друг от друга. Ясно, что бытие человека взаимопересекается как с бытием природы (поскольку человек — существо природное, материальное), так и с бытием идеального, поскольку обладает сознанием. Аналитическое же их разведение, рассмотрение по отдельности позволяет лучше увидеть и понять специфику, уникальные особенности каждого слоя бытия. Философия и наука XX века добавили к традиционным характеристикам основных форм бытия следующие новшества. Бытие природы В этой области современное миропонимание опирается на три фундаментальные характеристики природы: • системность; • универсальный эволюционизм; • самоорганизация. Сегодняшняя философская мысль видит в природе не вещи, в которых проявляется тот или иной субстрат, а системы, сущность которых определяется способом взаимодействия элементов, т.е. структурой. Считается, что «архитектуру» мироздания определяет не исходный материал, а его системно-структурная организация. Именно она обеспечивает как разнообразие мира, и его единство и устойчивость. Другой важной характеристикой природного бытия ныне признается его способность к эволюции. Все известные науке естественные системы (а не только живые, как считалось в XIX в.) представляют собой результат эволюции. Тот же вывод верен и по отношению ко Вселенной, миру в целом. Феномен эволюции не локален, но универсален. Вполне возможно, что универсальны и механизмы эволюции. В качестве главного из них сегодня рассматривается явление самоорганизации, т.е. спонтанного, самопроизвольного перехода открытой неравновесной системы на более высокий уровень организации и порядка. Бытие социального В последнее время отмечены следующие тенденции этой формы бытия: • технологизация; • институциализация; • глобализация; • виртуализация, информатизация и др. Первая тенденция означает, что в составе социального бытия все больший вес набирают технические средства адаптации человека к природной среде и регуляции собственно социальной жизни. Вторая свидетельствует о том, что нарастает степень организации и формализации общественной жизни: роль субъектов действия все больше переходит к социальным институтам. Третья тенденция заключается в растущей взаимозависимости различных регионов мира, «сжатии» социального пространства, неизбежной стандартизации образцов социального действия. Последняя же из упомянутых выше тенденций выражает появление в социальном бытии некоего нового слоя, к которому все больше смещается активность людей. Структуру социальной реальности начинают определять не вещные (сырьевые, энергетические и пр.) ресурсы и потоки, а информационные. Взрывообразное расширение знаковой, информационной среды меняет (возможно, коренным образом) саму структуру социального бытия, увеличивая в нем долю и значение нематериальных компонентов. Бытие духовного Эта форма бытия напрямую зависит от состояния социального бытия в целом и поэтому фактически повторяет (воспроизводит) основные тенденции его развития. Вместе с тем, будучи образованием относительно автономным, духовное (идеальное) бытие получило в XX в. и некоторые специфические характеристики: • в полную мощь проявлена инструментальность, т.е. практическая, материальная значимость идей (энергия, атом, ген и т.д.); • обнаружены индивидуальные и коллективные неосознаваемые духовные структуры («бессознательное»), степень влияния которых на социальную жизнь пока точно не установлена; • та часть духовного бытия, в которой формируются социальные ценности, не подчинилась тенденции к стандартизации и унификации, но напротив — обнаружила стремление к нарастанию многообразия; в результате • духовное бытие потеряло «ориентацию во времени», потускнела перспектива общественного прогресса, рухнули идеологии общих целей; • новые коммуникационные технологии видоизменяют как формы представления духовного бытия (образы и понятия замещаются моделями и символами), так и традиционные способы формирования его структур (манипулирование общественным мнением — крайний тому пример); духовное бытие становится менее устойчивым, хуже укорененным в социальной реальности, но зато — более гибким и динамичным.
23. Обсудите понятия материалдьного и идеального в философии. Материя и основные связанные с ней категории Понятие «материи» неотделимо от понятия «бытия». С точки зрения материализма, хотя материя и является лишь частью бытия, тем не менее, она представляет собой то первичное, объективное, что является определяющим для развития всего остального мира. Духовное, идеальное, субъективное бытие для философа-материалиста есть лишь результат развития материального, существует лишь после него и без него существовать не может. Правда, новейшая философия склонна считать, что бытие изначально было дуалистичным, содержало в себе и материальное, и идеальное в качестве составных частей. По своему характеру, считает И. Р. Пригожин, наша Вселенная плюралистична, комплексна. «Весь действительный мир, — полагал В. С. Соловьев, — состоит в постоянном взаимоотношении и непрерывном внутреннем взаимодействии идеальной и материальной природы». Представление о порождении материальным идеального выглядит сегодня столь же обоснованным, как и известная библейская легенда о порождении Евы из ребра Адама. И удивляться этому не приходится, поскольку сегодня, как и вчера, содержание понятия «материи» определяется уровнем развития человеческого знания, особенно естественно-научного. Первоначально термин «материя» в переводе с греческого обозначал дерево, доски, строевой лес и использовался в философии для выражения взгляда на мир как на организм, созданный из одного материала, общей основы — материи. Вплоть до конца XIX в. под материей философы понимали лишь то или иное вещество, обладающее набором определенных физических свойств, качеств. Но с развитием естествознания представление о материи, ее свойствах дополнялось и усложнялось. Поэтому со временем появилось собственно философское, специфическое понятие «материи», которое отделилось от более конкретного, естественно-научного. Так, в философии К. Маркса считалось, что «материя» — не конкретное, а абстрактное понятие. Оно выражает те главные, существенные признаки, которые имеются у всех материальных вещей. А всеобщим свойством вещей является то, что они существуют независимо от человеческого сознания. Выражая этот новый подход к пониманию сущности материи, В. И. Ленин писал: «Материализм вообще признает реальное бытие (материю), независимое от нашего сознания, от ощущения, от опыта и т.п. человечества»1. И такой подход к определению материи, который стали называть философским, обнаружил свою устойчивость, особенно в XIX—XX вв., когда естественно-научные представления о материи стали быстро меняться.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|