Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общенаучные подходы и методы исследования




Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие и применение в науке XX в., выступают в качестве своеобразной промежуточной методологии между философией и фундаментальными теоретико-методо­логическими положениями специальных наук. К общенаучным чаще всего относят такие понятия, как «информация», «модель», «изоморфизм», «структура», «функция», «система», «элемент», «оптимальность», «вероятность» и др.

Характерными чертами общенаучных понятий являются, во-первых, сплавленность в их содержании отдельных свойств, признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий, Во-вторых, возможность (в отличие от последних) их фор­мализации, уточнения средствами математической теории.

 

Если философские категории воплощают в себе предельно возможную степень общности — конкретно-всеобщее, т. е. закон, то для общенаучных понятий присуще большей частью абстрактно-общее (одинаковое), что позволяет выразить их абстрактно-формальными средствами.

 

На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие филосо­фии со специально-научным знанием и его методами, К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный и структурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация, вероятностно-статистические методы и др.

 

Особенно бурно в последнее время развивается такая общенаучная дисциплина, как синергетика — теория самоорганиза­ции и развития открытых целостных систем любого происхож­дения — природных, социальных, когнитивных (познаватель­ных). Среди основных понятий синергетики такие понятия, как «порядок», «хаос», «нелинейность», «неопределенность», «неста­бильность», «диссипативные структуры», «бифуркация» и др. Синергетические понятия тесно связаны и переплетаются с рядом философских категорий, особенно таких, как «бытие», «раз­витие», «становление», «время», «целое», «случайность», «воз­можность» и др.

 

В структуре общенаучных методов и приемов чаще всего выделяют три уровня:

1.методы эмпирического исследования;

2.методы теоретического познания;

3.общелогические методы и приемы исследования.
Рассмотрим кратко суть этих методов, приемов и опера­ций.

Методы эмпирического исследования:

а) Наблюдение б) Эксперимент в) Сравнение г) Описание д) Измерение

Методы теоретического познания:

а) Формализация — отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном языке-формулы). б) Аксиоматический метод — способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные положения — аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства. в) Гипотетико-дедуктивный метод — метод научного по­знания, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Общелогические методы и приемы исследования:

а) Анализ — реальное или мысленное разделение объекта на составные части и синтез — их объединение в единое орга­ническое целое, а не в механический агрегат. Результат синте­за — совершенно новое образование.

б) Абстрагирование — процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновремен­ным выделением интересующих исследователя свойств (преж­де всего существенных, общих).

в) Обобщение — процесс установления общих свойств и признаков предмета, тесно связано с абстрагированием. При этом могут быть выделены любые признаки (абстрактно-об­щее) или существенные (конкретно-общее, закон).

г) Идеализация — мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, прин­ципиально не осуществимых в действительности («точка», «иде­альный газ», «абсолютно черное тело» и т.п.). Данные объекты не есть «чистые фикции», а весьма сложное и очень опосредо­ванное выражение реальных процессов. Они представляют со­бой некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и построения теоретических представлений о них.

д) Индукция — движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению в выводах) и дедукция — вос­хождение процесса познания от общего к единичному. Это про­тивоположные, взаимно дополняющие ходы мысли.

е) Аналогия (соответствие, сходство) — установление сход­ства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На основании выявленного сход­ства делается соответствующий вывод — умозаключение по аналогии. Его общая схема: объект В обладает признаками а, b, с, d: объект С обладает признаками b, с, d; следовательно, объект С возможно обладает признаком а. Тем самым анало­гия дает не достоверное, а вероятное знание. При выводе по аналогии знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта («модели»), переносится на другой, менее изученный и менее доступный для исследования объект.

ж) Моделирование — метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте — модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) — оригинала модели. Между моделью и объектом, инте­ресующим исследователя, должно существовать известное подобие (сходство) — в физических характеристиках, структуре, функциях и др. Формы моделирования весьма разнообразны. Например, предметное (физическое) и знаковое. Важной формой последнего является математическое (компьютерное) мо­делирование.

з) Системный подход — совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых ле­жит рассмотрение объектов как систем. К числу этих требова­ний относятся: а) выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; б) анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенно­стями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структу­ры; в) исследование механизма взаимодействия системы и сре­ды; г) изучение характера иерархичности, присущей данной системе; д) обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы; е) рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.

и) Вероятностно-статистические методы основаны на учете действия множества случайных факторов, которые характеризуются устойчивой частотой. Это и позволяет вскрыть необходимость (закон), которая «пробивается» через совокуп­ное действие множества случайностей. Названные методы опи­раются на теорию вероятностей, которую зачастую называют наукой о случайном.

Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего промежуточного характера» они опосредствуют взаимопереход философского и частнонаучного знания (а также соответствующих методов).

 

Что касается социально-гуманитарных наук (истории, социологии, археологии, политологии, культурологии, социаль­ной психологии и др.), то в них, кроме философских и общена­учных, применяются специфические средства, методы и опе­рации, обусловленные особенностями предмета этих наук. В их числе: идиографический метод — описание индивидуаль­ных особенностей единичных исторических фактов и событий; диалог («вопросно-ответный метод»); понимание; интроспек­ция (самонаблюдение); эмпатия (вчувствование) — восприятие внутреннего мира другого человека, проникновение в его пере­живания; тестирование; опросы и интервью; проективные ме­тоды; биографический и автобиографический методы; соци­альный эксперимент и социальное моделирование; ролевые и имитационные игры и ряд других.

 

Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная, субординированная система мно­гообразных методов разных уровней, сфер действия и т.п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий.

 

19. Раскройте философский аспект науки и техники. Обсудите проблему роста научного знания. Приведите примеры научных революций и смены типов рациональности в истории человечества.

Связь между наукой и техникой

Будучи важнейшим элементом общества и «внедрившись» буквально во все его сферы, наука (особенно начиная с XVII в.) наиболее тесно была связана с техникой. Тем более это характерно для современной науки и техники.

 

Техника (греч. techne — искусство, мастерство) — совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непро­изводственных потребностей общества. В технике материали­зованы знания и опыт, накопленные в процессе развития об­щественного производства.

 

Основное назначение техники — облегчение и повышение эффективности трудовых усилий человека, расширение его возможностей в процессе трудовой деятельности, освобождение человека (частичное или полное) от работы в условиях, опас­ных для здоровья.

 

 

Достижения современной техники базируются на фундаментальных научных открытиях и достижениях. Взаимосвязь и взаимодействие науки и техники — одни из главных факторов научно-технической революции, важнейшее условие науч­но-технического прогресса и общественного развития в целом.

 

Возрастание роли науки и научного познания в современном мире, сложности и противоречия этого процесса породили две противоположные позиции в его оценке — сциентизм и антисциентизм, сложившиеся уже к середине XX в.

 

Сторонники сциентизма (от лат. scientia — наука) утверждают, что «наука превыше всего» и ее нужно всемерно внедрять в качестве эталона и автономной социальной ценности во все формы и виды человеческой деятельности. Отождествляя на­уку с естественно-математическим и техническим знанием, сци­ентизм считает, что только с помощью, так понимаемой науки (и ее одной) можно решить все общественные проблемы. При этом принижаются или вовсе отрицаются социальные науки, как якобы не имеющие познавательного значения, и отвергает­ся гуманистическая сущность науки как таковой

 

«В пику» сциентизму возник антисциентизм — философско-мировоззренческая позиция, сторонники которой подвергают резкой критике науку и технику, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс, улучшение жизни людей. Исходя из действительно имеющих место нега­тивных последствий НТР, антисциентизм в своих крайних фор­мах вообще отвергает науку и технику, считая их силами, враж­дебными и чуждыми подлинной сущности человека, разруша­ющими культуру. Методологическая основа антисциентистсских воззрений — абсолютизация отрицательных результатов развития науки и техники — обострение экологической ситуа­ции, военная опасность и др.

 

Несомненно, что обе позиции в отношении к науке содержат ряд рациональных моментов, синтез которых позволит более точно определить ее место и роль в современном мире. При этом одинаково ошибочно как непомерно абсолютизиро­вать науку, так и недооценивать, а тем более полностью отвер­гать ее.

 

20. Обсудите проблему познаваемости мира и философского скептицизма. Дайте краткую характеристику основных теорий познания.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных