Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Административные правонарушения




Понятие и основные черты административной ответственности.

Чтобы нормы права могли быть реализованы, необходимо их подкрепить угрозой применения государственного принужде­ния. Административно-правовые нормы в этом смысле не явля­ются исключением. Ключевое значение в системе мер админи­стративного принуждения принадлежит мерам административ­ной ответственности. Однако административное принуждение не сводится к мерам административной ответственности. Выде­ляют также административно-предупредительные меры. Основ­ной их целью является предупреждение возможных правонару­шений, которые носят принудительно-профилактический ха­рактер (проверка, досмотр вещей, личный досмотр, проверка. документов, введение карантина и др.). Кроме того, выделяют административно-пресекательные меры, которые направлены на прекращение противоправных деяний, предотвращение их последствий (требование прекратить противоправное поведе­ние, применение физической силы, специальных средств, ору­жия, административное задержание и др.).

Административная ответственность — вид юридической ответ­ственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.

Административная ответственность устанавливается зако­ном и подзаконными актами. Некоторые общие положения со­держит Конституция РФ. Важнейшим актом, устанавливаю­щим административную ответственность и регулирующим по­рядок ее применения, является Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), состоящий из Общей, Особенной частей и Процессуальной части.

В Общей части закрепляется сам институт административ­ной ответственности, административные взыскания и общие правила их назначения.


§ 6. Административные правонарушения 211

В Особенной части предусмотрен перечень составов админи­стративных правонарушений, за которые устанавливается опре­деленное административное взыскание. Сразу необходимо от­метить, что этот перечень является открытым: дело в том, что правом принимать решения, предусматривающие администра­тивную ответственность, обладают, кроме федеральных органов государственной власти, также представительные и исполни­тельные органы власти субъектов РФ, органы местного само­управления в пределах своей компетенции (например, по во­просам борьбы со стихийными бедствиями и эпидемиями).

В Процессуальной части фиксируются органы и порядок рас­смотрения дел об административных правонарушениях, а также исполнение административных санкций (эти вопросы излага­ются в части третьей настоящего учебника «Процессуальное право»).

Понятие административного правонарушения. Основанием ад­министративной ответственности признаются административ­ные правонарушения.

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, соб­ственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосто­рожное) действие или бездействие физических или юридических лиц, за которое законодательством предусмотрена административ­ная ответственность.

Укажем основные признаки административного правонару­шения.

1. Административное правонарушениеэто прежде всего
деяние, имеющее выражение вовне в виде действия (активное по­
ведение) или бездействия (пассивное поведение).
Мысли, убежде­
ния, психические процессы не составляют правонарушения.
Кроме того, у лиц должен быть хоть какой-то выбор между ан­
тисоциальным и правомерным поведением, иначе говорить о
наличии деяния нельзя. Не образует деяния также и неконтро­
лируемое телодвижение.

2. Административное правонарушениеэто антисоциальное
деяние. В
науке существует спор по поводу природы админист­
ративных правонарушений: являются ли они общественно
вредными или общественно опасными. По существу, админи-
о Основы российского права


212 Глава 4. Административное право;

стративный проступок есть общественно опасное деяние, кото- • рое отличается от преступления лишь характером и степенью общественной опасности, о чем свидетельствует постоянный обмен составами между административным и уголовным пра­вом в форме криминализации и декриминализации деяний. Об этом же свидетельствует привлечение к уголовной ответствен­ности за некоторые повторные деяния, за которые ранее при­менялась административная ответственность.

Антисоциальность административных проступков проявля­ется в том, что они наносят вред общественным отношениям. Характер и степень антисоциальности деяний определяются объектом посягательства, качественным содержанием и вели­чиной ущерба, особенностями способа посягательства, формой и степенью вины, местом, временем совершения правонаруше­ния и др. Личность правонарушителя не влияет на степень об­щественной опасности правонарушения, однако является осно­ванием для индивидуальности наказания.

По признаку отсутствия признака антисоциальности деяние, совершенное в состоянии крайней необходимости, не считает­ся правонарушением.

Крайней необходимостью признается действие', совершенное для устранения опасности, непосредственно угрожающей лич­ности или другим лицам, а также интересам общества и госу­дарства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами. Здесь важно лишь, чтобы причиненный вред был менее значительным, чем вред предотвращенный. Например, водитель в случае затора на дороге выезжает на встречную по­лосу, чтобы скорее доставить тяжелобольного.

Данное деяние является общественно полезным, а потому не относится к разряду административных правонарушений.

3. Административное правонарушениеэто противоправное деяние. Это означает, что данное деяние нарушает нормы пра­ва, причем не только административного, но и любой другой отрасли, за нарушение которых предусмотрена административ­ная ответственность. Еще раз следует подчеркнуть, что КоАП (в отличие от УК) не содержит исчерпывающего перечня адми­нистративно-противоправных деяний.

4. Административное правонарушениеэто виновное (умыш­ленное или неосторожное) деяние.

Состав административного правонарушения. Признаки админи­стративного правонарушения нужно отличать от состава право­нарушения. Только при наличии состава правонарушения может


§ 6. Административные правонарушения 213

быть положительно решен вопрос о привлечении лица к админи­стративной ответственности. Случаются ситуации, например без­билетный проезд в общественном транспорте двенадцатилетним мальчиком, когда деяние удовлетворяет всем признакам админи­стративного правонарушения, однако отсутствует состав право­нарушения (в данном случае отсутствует субъект). Поэтому перед тем, как привлекать лицо к административной ответственности, необходимо убедиться в наличии всех элементов состава админи­стративного правонарушения {рис. 4,8).

Состав административного правонарушения — это совокуп­ность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь применение мер ад­министративной ответственности.

1. Объект административного правонарушения — это общест­венные отношения, урегулированные нормами права и охра­няемые мерами административной ответственности, на кото­рые посягает административный проступок. Причинение ущер­ба общественным отношениям возможно путем:

причинения вреда субъекту общественных отношений (напри­мер, доведение'несовершеннолетних до состояния опьянения);

воздействия на вещь, по поводу которой возникло общест­венное отношение (уничтожение полезной для леса фауны);


Рис.4.8. Состав административного правонарушения

устранения себя из общественного отношения, что влечет неисполнение обязанностей (нарушение сроков подачи налого­вой декларации).,


214 Глава 4: Административное право

2. Объективная сторона административного правонаруше­
ния
— это действие или бездействие, которое запрещено нор­
мами административного или иных отраслей права и за кото­
рое установлена административная ответственность. Действие
предполагает активное поведение, в основе которого лежит
сознательное телодвижение. Рефлекторные движения свиде­
тельствуют об отсутствии состава административного правона­
рушения. Бездействие — это пассивное поведение, в основе
которого лежит неисполнение какой-либо обязанности, выте­
кающей из закона, из других нормативно-правовых актов. Не­
обходимо отметить, что в КоАП предусмотрено много право­
нарушений, основанных на неисполнении обязательных пра­
вил.

В некоторых случаях необходимо наступление общественно вредных последствий. О присутствии объективной стороны здесь можно говорить лишь при наличии причинно-следственной связи между деянием и последствиями.

Иногда законодательство связывает наступление админист­ративной ответственности с такими признаками, как неодно­кратность, повторность.

Неоднократность — это совершение однородного деяния не­сколько раз. Важно понимать, что неоднократные деяния в дан­ном случае составляют не несколько, а одно административное правонарушение. В том случае, если совершается несколько од­нородных деяний, каждое из которых в отдельности образует со­став административного проступка, принято говорить о повтор­ное™.

Повторность — это совершение одним и тем же лицом в те­чение года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию.

3. Субъект административного правонарушения. Меры админи­
стративной ответственности могут быть применены как к граж­
данам РФ, так и к иностранным гражданам и лицам без граж­
данства. Возраст административной ответственности установ­
лен в 16 лет.

Не подлежит административной ответственности лицо, ко­торое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий или руководить ими вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или


§ 6. Административные правонарушения 215

иного болезненного состояния психики (подробнее о невме-. няемости см. гл. 13).

В законодательстве установлены следующие ограничения ад­министративной ответственности:

а) прежде всего это ограничения, касающиеся администра­
тивного ареста: он не может быть применен к беременным
женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к
лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп. Кроме
того, к лицам, для которых охота или рыболовство является ос­
новным источником существования, не могут применяться воз­
мездное изъятие и конфискация огнестрельного оружия, бое­
вых припасов и других орудий, а также лишение права охоты.
За редким исключением не может применяться к лицам, кото­
рые пользуются транспортным средством в связи с инвалидно­
стью, такая санкция, как лишение права управления транс­
портным средством;

б) военнослужащие и призванные на сборы военнообязан­
ные несут ответственность за административные правонаруше­
ния по дисциплинарным уставам. К указанным лицам не могут
быть применены такие санкции, как административный арест,
а к военнослужащим, кроме того, и штраф;

в) ограничения административной ответственности в виде
ареста устанавливаются для судей, прокуроров, депутатов пред­
ставительных органов власти и др.;

г) административная ответственность не может применяться
к иностранным гражданам, обладающим дипломатическим им­
мунитетом.

4. Субъективная сторона административного правонарушения показывает психическое отношение к деянию и последствиям. К административной ответственности применимо классическое определение форм вины {рис. 4.9). Хотя в КоАП умысел и неос­торожность не дифференцируются, на практике при назначе­нии административного наказания это учитывается.

Деяние считается совершенным с п р я м ы м умыслом, если ли­цо сознавало антисоциальность своего действия или бездейст­вия, предвидело его общественно опасные последствия и жела-* ло их наступления (например, принуждение к отказу ох забас­товки).

Налицо наличие косвенного умысла, когда лицо сознавало антисоциальный характер своего деяния, предвидело его об­щественно опасные последствия, но, хотя и не желало, созна-



216 Глава 4. Административное право

Рис. 4.9. Формы вины

тельно допускало их наступление (например, безбилетный проезд).

Неосторожность в форме самонадеянности (или легкомыс­лие) присутствует в том случае, когда лицо предвидело возмож­ность наступления последствий своего общественно опасного деяния, но легкомысленно рассчитывало их предотвратить (на­пример, завершение проезда перекрестка на красный сигнал светофора).

В том же случае, когда лицо не предвидело возможность на­ступления таких последствий, но могло и должно было их предвидеть, принято говорить о неосторожности в форме не­брежности (например, торговля с рук в неустановленных мес­тах).

Если же лицо не могло или не должно было предвидеть на­ступление последствий, речь идет об отсутствии вины, а следо­вательно, административного правонарушения.

Виды административных правонарушений. Достаточно боль­шое количество составов административных правонарушений содержит Особенная часть КоАП, однако, как уже было сказа­но, перечень этот далеко не исчерпывающий, так как, во-пер­вых, значительное число составов административных проступ­ков предусмотрено в специальных нормативных актах, а во-вторых, органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований обладают правом нормотворчества в этой сфере.

Административные правонарушения можно разделить на че­тыре группы (рис. 4.10—4.13).


§ 6. Административные правонарушения



Рис. 4.10. Виды административных правонарушений

Рис. 4.11. В и д ы административных правонарушений против личности



Глава 4. Административное право


Рис. 4.12. Виды административных правонарушений против общественной жизни

Рис. 4.13. Виды административных правонарушений против государства


§ 7. Административные взыскания 219






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных