Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Административные взыскания. Административное взыскание — это мера государственного принуждения (мера ответственности), применяемая от имени госу­дарства по решению уполномоченных органов




Административное взыскание — это мера государственного принуждения (мера ответственности), применяемая от имени госу­дарства по решению уполномоченных органов к лицу, совершив­шему административное правонарушение.

Применение административного взыскания преследует сле­дующие цели:

воспитание лица, совершившего административное право­нарушение;

предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем (специальная превенция);

предупреждение совершения новых правонарушений други­ми лицами (общая превенция).

Административное взыскание не может иметь своей целью:

унижение человеческого достоинства физического лица;

причинение ему физических страданий;

нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Административное право пытается воздействовать на право­нарушителя разными методами. Прежде всего используется ме­тод морального воздействия, затем — материального. Кроме того, в наиболее серьезных случаях правонарушитель может быть ли­шен отдельных прав. Достаточно часто административное взы­скание сочетает в себе эти методы.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

• предупреждение;

• штраф;

• возмездное изъятие предмета или орудия административ­ного правонарушения;

• конфискация предмета или орудия административного правонарушения;

• лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);

• дисквалификация;

• административный арест;

• административное выдворение за пределы Российской Фе­дерации иностранного гражданина или лица без гражданства.


220 Глава 4. Административное право

Перечень административных взысканий составлен по прин­ципу перечисления от менее тяжкого к более тяжкому. Все ука­занные взыскания могут применяться в качестве основных, а такие, как возмездное изъятие, конфискация предметов, адми­нистративное выдворение, кроме того, и в качестве дополни­тельных административных взысканий.

Законами Российской Федерации могут быть установлены и другие виды административных взысканий.

Предупреждение является административным взысканием, оказывающим в основном моральное воздействие. Кроме того, возможна иная смысловая нагрузка предупреждения: иногда государственные органы в предупреждении разъясняют проти­воправный характер действий нарушителя, который для него неочевиден. Данный вид административных взысканий приме­няется за совершение незначительных административных право­нарушений и может налагаться только путем издания письмен­ного постановления. Устные предупреждения, которые должно­стные лица делают гражданам, хотя и оказывают определенное моральное воздействие, не могут рассматриваться как админи­стративное взыскание. Юридическое значение предупреждения в основном заключается в том, что оно является основанием для последующего применения административного взыскания по признаку повторное™.

Штраф — это денежное взыскание в пользу государства, налагаемое в качестве взыскания за административное право­нарушение. Данная мера ответственности наиболее распро­странена в административном праве, так как она, с одной сто­роны, отличается оперативностью исполнения, а с другой — воздействует на материальные интересы нарушителя, что чаще всего не является безразличным для него. Административный штраф выражается в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда, а также в величине, кратной стоимо­сти похищенного, утраченного, поврежденного имущества, либо размеру незаконного дохода, полученного в результате админи­стративного правонарушения (например, сумме неуплаченных налогов).

Штраф устанавливается в пределах от 1/10до 25 минималь­ных размеров оплаты труда (МРОТ) на граждан, на должност­ных лиц — до 50 МРОТ, а на юридических лиц — 1000 МРОТ. Штраф, исчисляемый в зависимости от стоимости похищенно­го, утраченного, поврежденного имущества либо размера незакон­ного дохода, полученного в результате административного пра-


§ 7. Административные взыскания 221

вонарушения, не может превышать трехкратный их размер. В исключительных случаях в связи с выполнением обяза­тельств, вытекающих из международных договоров, и особой необходимостью усиления административной ответственности законами Российской Федерации может быть установлен штраф в большем размере.

Возмездное изъятие предмета, являвшегося орудием соверше­ния или непосредственным объектом административного пра­вонарушения, состоит в его принудительном изъятии и после­дующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Законодатель очень редко использует эту меру в качестве санкции за админи­стративные правонарушения.

Конфискация" предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правона­рушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован мо­жет быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. Однако, иногда допускаются исключения из этого правила, например, в случае конфискации предметов контра-эанды. Законодательством предусмотрен перечень предметов, не подлежащих конфискации. Кроме того, не может приме­няться конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов к лицам, для которых охота является основным источником су­ществования.

Лишение специального права, предоставленного данному гра­жданину специальным индивидуальным правовым актом, в слу- те грубого и систематического нарушения порядка его исполь­зования. Речь идет о праве управления транспортными средст­вами и о праве охоты. Очень близко к лишению специального трава стоит такая мера ответственности, как аннулирование или дриостановление лицензии. Однако в этом случае срок не ука­зывается. По общему же правилу лицо может быть лишено спе-диального права на срок от одного месяца до двух лет.

Не могут быть лишены права охоты лица, для которых охота лвляется основным источником существования. Кроме того, не могут быть лишены водительских прав лица, которые пользу­ются транспортным средством в связи с инвалидностью, за ис­ключением случаев наиболее грубых нарушений.


222 Глава 4. Административное право

Дисквалификация — это новый вид административных санк­ций и заключается он в лишении физического лица права управлять юридическим лицом: единолично, в составе его ис­полнительного (правления, дирекции) или контролирующего (совета директоров) органа. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Административный арест может применяться только в ис­ключительных случаях и только по решению суда. Такой вид административного взыскания целесообразен только в тех слу­чаях, когда исчерпаны все другие возможности воздействия на нарушителя. Срок административного ареста не может превы­шать 15 суток, однако в условиях чрезвычайного положения этот предел увеличивается до 30 суток.

Административный арест не может применяться к бере­менным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административное выдворение за пределы Российской Федера­ции иностранных граждан и лиц без гражданства введено не так давно, в 1995 г., хотя фактически использовалось и ранее. Зако­нодательство предусматривает два способа административного выдворения:

• самостоятельный выезд выдворяемых из Российской Фе­дерации под контролем соответствующих органов;

• принудительное перемещение указанных лиц через Госу­дарственную границу РФ за пределы Российской Федерации.

Законодательство отдает преимущество второму способу вы­дворения, так как первый может применяться только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Наложение административного взыскания. Здесь существуют следующие правила.

Во-первых, административное взыскание может быть нало­жено только на лицо; которое совершило административное пра­вонарушение. Другими словами, только тогда лицо может быть привлечено к административной ответственности, когда в его действиях установлен состав проступка.

Во-вторых, при наложении административного взыскания должен соблюдаться принцип законности. Это означает, что взы­скание за административное правонарушение налагается в пре­делах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение. В принципе


-§ 7. Административные взыскания 2 2 3

орган, привлекающий нарушителя к административной ответ­ственности, не может налагать взыскание ниже низшего преде­ла, установленного статьей, предусматривающей ответствен­ность. Однако в тех случаях, когда совершенное правонаруше­ние малозначительно, а лицо, его допустившее, не является закоренелым правонарушителем и активно проявляет раская­ние, орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответст­венности и ограничиться устным замечанием, которое, как из­вестно, не является административным взысканием и не влечет за собой никаких правовых последствий. Кроме того, требова­ние принципа законности означает, что принять решение о на­ложении административного взыскания может только орган, полномочный в соответствии с законом разбирать дело об адми­нистративном правонарушении. При этом должны соблюдаться все правила производства по делам об административных право­нарушениях.

В-третьих, при привлечении лица к административной от­ветственности должен соблюдаться принцип индивидуализации взыскания. Это означает, что лицо, полномочное наложить ад­министративное взыскание, обязано учитывать характер допу­щенного правонарушения, его последствия, личность правонаруши­теля, форму и степень его вины, его имущественное, семейное по­ложение и другие обстоятельства дела и определить такое взыскание, которое наилучшим образом будет соответствовать цели воспитания и исправления правонарушителя. Замечено, что излишне мягкое наказание стимулирует повторение допу­щенных правонарушений, возникновение ощущения безнака­занности, а излишне суровое — чувство несправедливости и произвола административных органов, что в конечном счете также провоцирует новые правонарушения. В правовом пре­ломлении принцип индивидуализации ответственности прояв­ляется в перечне обстоятельств, смягчающих и отягчающих от­ветственность за административное правонарушение, а также в возможности освобождения от административной ответствен­ности.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за админи­стративное правонарушение, признаются:

• раскаяние виновного;

• предотвращение виновным вредных последствий правона­рушения;


224 Глава 4. Административное право

• добровольное возмещение ущерба или устранение причи­ненного вреда;

• совершение правонарушения под влиянием сильного ду­шевного волнения либо при стечении тяжелых личных или се­мейных обстоятельств;

• несовершеннолетний возраст;

• совершение правонарушений беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Этот перечень является открытым: законодательством и правоприменителями могут быть признаны смягчающими и другие обстоятельства.

Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, явля­ется закрытым и может быть изменен только законом Россий­ской Федерации. Обстоятельствами, отягчающими ответствен­ность за административные правонарушения, признаются:

• продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных лиц прекратить его;

• повторное в течение года совершение однородного право­нарушения, за которое лицо уже подвергалось административ­ному взысканию;

• вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

• совершение правонарушения группой лиц;

• совершение правонарушения в условиях стихийного бед­ствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

• совершение правонарушения в состоянии опьянения. Од­нако, если административный проступок не был обусловлен та­ким состоянием, правоприменитель с учетом конкретных об­стоятельств может не признать данное обстоятельство отягчаю­щим.

Освобождение от административной ответственности. Лицо может быть освобождено от административной ответственно­сти по основанию малозначительности, о чем было сказано выше.

При совершении лицом двух и более административных право­нарушений по общему правилу административное взыскание на­лагается за каждое правонарушение в отдельности. Однако если дела об этих правонарушениях одновременно рассматриваются одним и тем же органом, то взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение, допу­щенное этим лицом.

Обстоятельством, препятствующим привлечению виновного к ответственности, может быть истечение сроков наложения ад-


§ 1. Понятие финансового права 2 2 5

министративного взыскания. По общему правилу администра­тивное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения.

Лицо, подвергнутое административному взысканию, кото­рое в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, счита­ется не подвергавшимся административному взысканию.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных