Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Характеристика закона о налоге




Мы уже неоднократно подчеркивали, что только представи­тельный орган власти может устанавливать налоги. Однако по­ка не было сказано, что значит установить налог. Вероятно, было бы недостаточным просто провозгласить: «В Российской Федерации устанавливается налог на рождение первенца». На­верное, для того чтобы налог действительно можно было взы­скать, закон должен содержать некоторый набор информации, который сделает налог определенным, такой информации, ко­торая позволяет установить: лицо, обязанное уплачивать нало­ги; условия возникновения этой обязанности; размер налогово­го обязательства; порядок его исполнения и т. п. Эта информа­ция называется элементами закона о налоге. Система элементов закона о налоге составляет налоговую формулу, как бы каркас закона о налоге. Конкретное же содержание элементов опреде­ляет своеобразие каждого отдельно взятого налога.

Таким образом, установление налога означает определение всех существенных элементов закона о налоге. Только целост­ная система элементов позволяет сказать, что у налогоплатель­щика появилась обязанность уплатить налог. В противном слу­чае налог не может считаться установленным. Это вытекает из требования о законодательном оформлении налогов, согласно которому различные ведомства (например, Министерство РФ


248 Глава 5. Финансовое право

по налогам и сборам) не могут устанавливать налоги, а значит, и восполнять пробелы в системе элементов закона о налоге.

К чему приводит неполное установление и определение эле­ментов закона о налоге? С одной стороны, это обусловливает существование возможности законного уклонения от уплаты налогов, хотя об уклонении здесь можно говорить лишь с боль­шой долей условности, ведь обязанность уплатить налог остает­ся неустановленной. Так, в 1990-е гг. в числе плательщиков на­лога на добавленную стоимость были указаны иностранные фирмы, осуществляющие деятельность на территории России, но не имеющие постоянного представительства. Однако в от­ношении их не был определен порядок уплаты налога, в ре­зультате чего эти юридические лица вполне законно налог на добавленную стоимость не уплачивали. С другой стороны, не­полное установление и определение элементов закона о налоге приводит к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, которые пытаются самостоятельно установить налоги, расши­рительно толковать положения закона о налоге.

Элементы любого закона о налоге можно подразделить на существенные и факультативные. Существенными элементами считаются такие, без полного установления и определения ко­торых налог не может считаться установленным. К факульта­тивным относят такие элементы, которые хотя и не влияют на наличие обязанности уплачивать налог, однако повышают га­рантии его уплаты, делают закон более гибким по отношению к различным категориям налогоплательщиков.

К существенным элементам закона о налоге в соответствии со ст. 17 НК РФ относятся следующие:

1) субъект налога (налогоплательщик);

2) объект налогообложения;

3) налоговая база;

4) налоговый период;

5) налоговая ставка;

6) порядок исчисления налога;

7) порядок и сроки уплаты налога.

Наука финансового права существенными элементами так­же называет:

8) источник налогообложения;

9) предмет налога; Г О) масштаб налога;

И) способы уплаты налога; 12) единицу налогообложения.


§ 5. Характеристика закона о налоге 249

К факультативным элементам закона о налоге относятся:

1) порядок возврата неправильно удержанных сумм налога;

2) ответственность за налоговые правонарушения;

3) налоговые льготы.

Перейдем к рассмотрению основных элементов закона о на­логе.

Субъект налога (налогоплательщик). Налогоплательщик — это лицо, обязанное уплатить налог. Однако данное определение является неполным и неточным. Существует такое понятие, как носитель налога (фактический налогоплательщик), под которым понимается лицо, которое фактически принимает на себя бремя налога. Такое фактическое переложение тяжести налогообложе­ния характерно для косвенных налогов, где юридический и фактический налогоплательщики не совпадают в одном лице (например, налог на добавленную стоимость уплачивается про­изводителем, но затем включается в цену товара). Поэтому не­обходимо понимать, что когда мы говорим о субъекте налога, мы имеем в виду только юридического налогоплательщика.

Таким образом, налогоплательщик — это лицо, которое обя­зано уплатить налог в соответствии с законом. Однако и данное определение требует уточнения.

Существует такое явление, как налоговые оговорки, т. е. со­глашение, в соответствии с которым одно лицо перекладывает уплату налогового бремени на другое лицо. Законодательство большинства стран признает такие оговорки незаконными, по­скольку практика налоговых оговорок снижает уровень налого­вых доходов государства, вносит путаницу в налоговые отноше­ния. Исключения составляют лишь таможенные пошлины. Та­ким образом, по общему правилу налогоплательщик должен уплачивать налоги из собственных средств.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных