Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Налоги: их роль и понятие




Функции налогов. Любому государству для осуществления его деятельности необходимы определенные финансовые сред­ства, свой бюджет. При формировании бюджета государство использует различные источники доходов, однако на сегодняш­ний день человеческий опыт не знает более эффективного спо­соба собирания денежных средств, чем налоги. В любом госу­дарстве налоги составляют по сравнению с другими источника-


242 Глава 5. Финансовое право

ми доходов большую часть бюджета. В Российской Федерации, как правило, их доля составляет 75%.

Социальное значение налогов определяется выполняемыми ими в обществе функциями. Долгое время фискальная функция налогов (функция сбора денежных средств) доминировала.

Однако в XX в. на первый план выходит регулирующая функ­ция: путем перераспределения денежных средств, предоставле­ния налоговых льгот возможно стимулирование определенных отраслей народного хозяйства, поддержка наиболее слабых в материальном плане слоев населения и др. С помощью налогов возможно регулирование структуры потребления и уровня до­ходов населения.

Налогам присуща и контролирующая функция: неуплата на­логов может свидетельствовать о неблагоприятном финансовом положении хозяйствующего субъекта. В ходе налогообложения возможен контроль за законностью получения денежных средств гражданами и юридическими лицами, контроль за ра­циональным и законным использованием имущества.

Признаки налога. Определить понятие налога можно путем указания на его признаки.

1. С точки зрения экономической науки налоги есть особая форма перераспределения имущества, узаконенное нарушение отношений собственности. Как же это необходимое насилие сообразуется с тезисом о нерушимости, неприкосновенности собственности? Снять это противоречие призван такой инсти­тут, как парламент, первой функцией которого исторически являлось санкционирование, а позднее установление налогов. С тех пор пользуется признанием принцип, отраженный в конституциях большинства государств, гласящий, что только парламент правомочен устанавливать налоги. Таким образом, законодательное оформление является первым признаком нало­га. Однако в некоторых государствах (обычно небольших) до­пускается установление налогов на референдуме, хотя мнение о правомерности такого способа установления налогов разде­ляется не всеми правоведами. В Российской Федерации все налоги устанавливаются НК РФ, а также федеральными зако­нами и законами субъектов Федерации, нормативными актами органов местного самоуправления, принятыми в соответствии с НК РФ.

В связи с рассмотрением признака законодательного уста­новления налогов представляется необходимым обсудить во­прос б роли и значении подзаконных актов, например инструк-


§ 3. Налоги: их роль и понятие 243

ций Министерства РФ по налогам и сборам как источников на­логового права. Понятно, что налоговая система вряд ли сможет успешно функционировать без подзаконных нормативных ак­тов. Однако зачастую ведомственные инструкции искажают во­лю законодателя, устанавливают дополнительные обязанности для налогоплательщиков. Все это противоречит принципу зако­нодательного установления налогов, согласно которому инст­рукции соответствующего министерства могут лишь разъяснять различные вопросы, связанные с налогообложением, устанав­ливать наиболее целесообразные способы деятельности органов по взиманию налогов, но не могут изменять или дополнять на­логовое законодательство (ст. 4 НК РФ). Данную позицию под­твердил Высший Арбитражный Суд РФ, указав 31 мая 1994"г., что инструкции налогового ведомства не являются норматив­ными актами и носят рекомендательный, методический харак­тер. Они могут применяться лишь при условии соответствия за­кону. В соответствии со ст. 4 НК РФ такие акты не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.

2. Налоги взимаются государством без какого-либо встречно­
го предоставления с его стороны лицу, уплачивающему налог.
Поэтому можно говорить о другой черте налога — это индивиду­
ально-безвозмездные платежи.
Слово «индивидуально» в данном
случае необходимо, так как в широком смысле средства, полу­
ченные с помощью налогов, все равно преимущественно ис­
пользуются на нужды общества, и в этом смысле налог есть пла­
теж возмездный. Данный признак позволяет отличить налог от
других платежей, в частности от сборов, которые уплачиваются
за определенное встречное предоставление, в виде совершения
государственными или муниципальными органами юридически
значимых действий. Тем не менее правовой режим налогов и
сборов в целом одинаков, что позволяет их рассматривать как
конкретизацию понятия налога в широком смысле.

В российском законодательстве различие между налогом, по­шлиной и сбором проводится не всегда последовательно. Зачас­тую налог называется сбором, пошлиной (например, таможенная пошлина, которая, по сути, является косвенным налогом).

3. Налог является обязательным платежом, что выражается в
одностороннем его установлении государством и взимании
при наличии объекта налогообложения вне зависимости от
желания налогоплательщика. Кроме того, его обязательность
поддерживается государственным принуждением, наличие кото­
рого также необходимо для получения полного представления

У Основы российского права


244 Глава 5. Финансовое право

о природе налога. Ведь без угрозы применения государствен­ного принуждения налог превращается в добровольное по­жертвование.

4. Налог не носит характер санкции за совершенное правона­рушение, не носит характер наказания. Этот признак позволяет отличить его от конфискации имущества, штрафа.

Теперь суммируем вышесказанное.

. Налог — это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме от­чуждения принадлежащих им денежных средств, установленный законодательным органом власти в целях финансового обеспече­ния деятельности государства и муниципальных образований, обеспечиваемый государственным принуждением и не носящий ха­рактер наказания.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с ор­ганизаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государст­венными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Виды налогов

Существуют различные основания, которые могут быть по­ложены в основу классификации налогов (рис. 5.3).

А. По форме возложения налогового бремени налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материаль­ных благ и непосредственно обращены к налогоплательщику, его имуществу, доходам и т. п. Типичным примером прямого налога является подоходный налог.

Прямые налоги делятся на личные и реальные. Реальными на­логами облагается не действительно полученный доход, а пред­полагаемый, нормальный доход, который лицо должно полу­чить. Такой налог используется тогда, когда установить действи­тельный доход налогоплательщика невозможно. Чаще всего это налоги с имущества. Личные налоги уплачиваются с действитель­но полученной прибыли (дохода).


§ 4. В и д ы налогов



Рис. 5.3. В и д ы налогов

Косвенные налоги (их еще называют налогами на потребле­ние) взимаются в процессе расходования материальных благ. Налог устанавливается в виде надбавки к цене реализуемых то-


246 Глава 5. Финансовое право

варов и поэтому незаметен для фактического плательщика, не связан с его доходами или имуществом напрямую. Юридиче­ским плательщиком косвенного налога является предприятие, производящее товары. Оно непосредственно уплачивает налог, а потом закладывает его величину в цену товара, так что реаль­но налоговое бремя ложится на плечи покупателя, который и не замечает того, что он ежедневно уплачивает налог. Очевид­но, что бремя прямых налогов переносится населением тяже­лее, поэтому они стимулируют гражданскую активность. Кос­венные налоги, наоборот, более удобны для государства ввиду своей замаскированности.

С другой стороны, косвенные налоги подрывают в большей степени имущественное положение слоев населения с низким уровнем дохода, чем богатых, так как, покупая один и тот же товар, они уплачивают одну и ту же сумму налога, что в про­центном отношении к их доходу далеко не одинаково.

Б. В зависимости от характера распределения сумм налога они делятся на закрепленные и регулирующие.

Закрепленными называются такие налоги, которые на дли­тельный период (более чем на пять лет) полностью или в части закреплены за определенным бюджетом. Регулирующие налоги ежегодно перераспределяются вышестоящими органами власти между нижестоящими бюджетами с целью устранения их не­сбалансированности.

В. В зависимости от характера использования налоги делятся на общие и целевые. Общие налоги (они составляют основную налоговую массу) не имеют привязки к определенным расходам и поступают в бюджет, как в общий денежный фонд, на общий счет. Целевые же налоги не поступают в общий денежный фонд территории, а учитываются отдельно (на счетах внебюджетного фонда, выделяются отдельной строкой в бюджете) и использу­ются на конкретные цели (например, налоги, зачисляемые в дорожные фонды).

Г. В зависимости от территориального уровня налоги делят­ся на:

1) федеральные, которые устанавливаются НК РФ и взима­ются на всей территории Российской Федерации. В порядке регулирования часть федеральных налогов может зачисляться в бюджеты нижестоящего уровня;

2) налоги субъектов РФ устанавливаются НК Р-Ф и законами субъектов РФ. Субъекты РФ определяют конкретную ставку налога, порядок и сроки его уплаты, а также вводят установ-


§ 5. Характеристика закона о налоге 247

ленный налог в действие. Зачисляться эти налоги могут как в бюджет субъекта, так и, в порядке регулирования, в бюджеты муниципальных образований;

3) местные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и норма­тивными актами представительных органов местного само­управления. Муниципальные образования определяют кон­кретную ставку налога, порядок и сроки его уплаты, а также вводят установленный налог в действие. Суммы налогов зачис­ляются в бюджеты муниципальных образований.

Д. В зависимости от категории налогоплательщика. Некоторые налоги могут взиматься только с физических лиц (подоходный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследова­ния и дарения, и др.), другие — только с юридических лиц (налог на прибыль организаций). Существует группа налогов, которые взимаются и с физических, и с юридических лиц (земельный на­лог, некоторые налоги, зачисляемые в дорожные фонды).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных